СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для методического объединения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для методического объединения на тему "Нестандартный урок в начальной школе."

Просмотр содержимого документа
«Материалы для методического объединения»

Методическое объединение.

Автор: Павлюченко Мария Леонидовна

Тема: «Нестандартный урок в начальной школе.»

Сценарий

- Давайте вспомним, как вы пошли в первый класс, скажите какие чувства, вы испытывали (что вы испытывали)?

(отвечают)

- скажите, а к концу начальной школы у вас так же остался интерес?

(отвечают)

- как вы думаете, почему к концу начальной школы у ребёнка пропадает интерес?

(отвечают)

- давайте проанализируем наши с вами ответы, подумаем, какая же возникает проблема у современного учителя?

(говорят проблему)

- вы совершенно правы, проблема, с которой встречаются современные учителя, это то, что все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.

- актуальность проблемы заключается в том, что - учеба – это труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом и что трудиться непросто. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелёгкий труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Дети любопытны. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние «насыщения»: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому педагогам следует постоянно помнить об «эффекте любопытства».

Так как, учителю начальных классов приходится преподавать все предметы «в одном лице», то он должен подходить к процессу обучения творчески. В современных условиях бурного развития школы учитель должен систематически пополнять свои знания, разнообразно и увлекательно проводить урочные занятия. Решению этих задач способствуют нестандартные уроки.

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа.

Целью моей работы является изучение нестандартных уроков, и определение их места в урочной системе.

Задачи:

- изучить сущность и дать краткую характеристику нестандартным урокам;

- выделить виды нестандартных уроков;

- определить этапы подготовки и проведения нестандартных уроков.

Давайте с вами разберем, что же такое нетрадиционный урок, и чем же он отличается от обычного урока.

Нетрадиционный урок - это урок, который характеризуется нестандартным подходом.

-к отбору содержания учебного материала;

- к сочетанию методов обучения;

- к внешнему оформлению.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения

Цель нетрадиционных уроков - разнообразить учебную деятельность, что будет способствовать повышению интеллектуальной активности учащихся, а значит, и эффективности урока.

Среди наиболее распространённых нестандартных уроков выделяют несколько видов: деловые игры, интегрированные уроки, уроки-конкурсы, уроки праздники, уроки-игры, уроки-конференции, уроки-семинары, уроки экскурсии и другие.


В выборе нестандартных уроков необходима мера. Ученики привыкают к необычным способам работы: теряется интерес, а как следствие, заметно понижается успеваемость. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей детей и самого учителя. Необязательно весь урок должен быть нетрадиционным, возможно введение в него различных элементов, которые могут активизировать обучение. Это можно достигнуть, вводя в урок викторины, головоломки, кроссворды, ребусы, шарады, загадки, игры.

Так на уроках математики можно ввести сказочных героев. Например, в теме сложения в пределах 10 можно использовать героев сказки «Теремок». Дети вместе с героями этой сказки выполняют обычные задания и упражнения в игровой форме. Игра делает процесс обучения занимательным, развивает познавательную активность, наблюдательность, мышление. На таком уроке благодаря сказочным героям поддерживается интерес к изучаемому материалу, снижается утомление у детей.

На уроках русского языка много внимания уделяется словарной работе.

Можно постараться разнообразить приемы проведения словарной работы,

так что у детей не будет ослабевать интерес к этому этапу урока.

Например:

  • учитель дает описание, дети называют предмет - словарное слово, записывают его.

  • учитель загадывает загадку, ученики записывают отгадку.

  • учитель показывает карточки с открывающимися окошками, а ученики показывают карточку с буквой, которую надо вставить и тогда окошко «закрывается» и нужная буква ставится на свое место.

  • отгадать ребусы, кроссворды, составленные учителем из словарных слов.

  • учитель показывает картинки с изображением предметов - словарных слов. Можно их сгруппировать по темам - цветы, фрукты, овощи. Этот диктант можно проводить по - разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант.

Необходимо сказать, что во времена высоких технологий современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Главным из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умение и желание учиться, развивается мышление, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее обучение. Уже в начальной школе на уроках информатики дети осваивают компьютерные программы. Так многие ученики могут сами сделать простейшие презентации, которые показывают на уроках окружающего мира, истории города, литературного чтения. Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.

Эффективность каждого урока зависит от того, насколько тщательно он подготовлен. Уроки проводятся 2-3 раза в четверть. Нестандартный урок лучше проводить последним по расписанию, чтобы возбужденность детей после игры не сказалась на последующих занятиях. Алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов гарантирует высокую эффективность будущего занятия.

Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

Нестандартный урок лучше проводить последним по расписанию, чтобы возбужденность детей после игры не сказалась на последующих занятиях.

Алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов гарантирует высокую эффективность будущего занятия.

Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.

В подготовительном периоде активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д.

Заключение

В последние годы интерес к нестандартным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования; создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста.

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приёмами умственной деятельности.

Все нестандартные уроки проходят интересно, несут в себе большой, эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует очень большая, кропотливая работа.

Нестандартный урок по праву можно считать настоящим уроком. Дети активно включаются в урок, творчески мыслят, не ждут конца урока, не следят за временем. Урок приносит им большую радость познания. Большим плюсом нетрадиционных уроков является то, что они побуждают слабых учащихся принимать участие, думать над заданиями, вселяют в них уверенность и желание активного участия и познания. Благодаря нетрадиционным видам обучения ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

Применение нетрадиционных форм уроков - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Из всего видно, что нестандартное обучение имеет множество достоинств и все чаще должно внедряться в школы.

- нестандартные формы уроков чаще всего используются на этапе закрепления знаний, но некоторые элементы таких уроков могут использоваться и на других этапах урока;

- использование нестандартных уроков повышает мотивацию учения, помогает учащимся закрепить собственные знания, способствует развитию интеллектуальных качеств личности;

- использование нестандартных форм работы не должно превращать процесс обучения в игру.

Проведение нестандартных уроков очень привлекательно для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.

(Викторина!)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!