Содержание:
-
1 Изложение об искренности "Многие думают, что быть искренним..." (текст и аудио) (2024)
-
2 Л. Г. Гинзбург и Е. Б. Кононова: "Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, это уникальное явление" (текст и аудио) (2024)
-
3 Крюков: "Каждый человек ищет место в жизни..." (текст и аудио) (2024)
-
4 Аксенова: "Человек соприкасается с искусством каждый день" (текст и аудио) (2023)
-
5 Лихачев: "Самая большая ценность народа – его язык" (текст и аудио) (2023)
-
6 Паустовский: "Андерсен считал свою жизнь прекрасной" (текст и аудио) (2023)
-
7 Лихачев: "Книга – великий хранитель и двигатель человеческой культуры" (текст и аудио) (2023)
-
8 Ильин: "Чтобы оценить доброту и понять ее значение..." (текст и аудио) (2023)
-
9 Солоухин: "В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты" (текст и аудио) (2023)
-
10 Кунин: "Необычной была дружба этих двух людей..." (текст и аудио) (2023)
-
11 Лихачев: "Лучше всего проявляет свою воспитанность..." (текст и аудио) (2023)
-
12 Гранин: "Хороших книг о школе написано немало..." (текст и аудио) (2023)
-
13 Ильин: "Каждый писатель тревожится о том..." (текст и аудио) (2023)
-
14 Изложение: "Дружба - это не что-то внешнее..." (текст и аудио)
-
15 Изложение о маме: "Слово «мама» — особое слово" (текст и аудио)
-
16 Д.С. Лихачев: "Когда я учился в школе...(текст и аудио)
-
17 Ю. Бондарев: "Война была для детей жестокой и грубой школой" (текст и аудио)
-
18 Изложение о дружбе: "Есть ценности, которые изменяются..." (текст и аудио)
-
19 Е. Семибратова. "Времена меняются, приходят новые поколения..." (текст и аудио)
-
20 С. Михайлков. "Какой бы интересной ни была домашняя..." (текст и аудио)
-
21 Изложение о дружбе. "Что же действительно заключается в этом..." (текст и аудио)
-
22 О.Рой. "В детстве человек счастлив..." (текст и аудио)
-
23 Н.П. Крыщук. "Испытания ждут дружбу всегда..." (текст и аудио)
-
24 В.М. Песков. "Когда мне было лет десять..." (текст и аудио)
-
25 Изложение о неуверенности в себе. "Неуверенность в себе - проблема древняя..." (текст и аудио)
-
26 Г.И. Беленький: "В современном мире нет человека..." (текст и аудио)
-
27 М. Шигапова: "Некоторые считают, что человек взрослеет..." (текст и аудио)
-
28 В.А. Сухомлинский: "Я вспоминал сотни ответов мальчишек..." (текст и аудио)
-
29 Ю.В. Бондарев: "Можно ли одной исчерпывающей формулой..." (текст и аудио)
-
30 Изложение об индивидуализме: "В обществе, где культивируется идея..." (текст и аудио)
-
31 Изложение о пользе чтения. "В чём польза чтения?" (текст и аудио)
-
32 Белов: "Иметь семью и детей так же необходимо..." (текст и аудио)
-
33 Изложение об игрушках: "У каждого из нас когда-то были любимые игрушки..." (текст и аудио)
-
34 В. Быков: "Всё дальше уходит Великая Отечественная война..." (текст и аудио)
-
35 Изложение о культуре: "Что значит быть культурным человеком?" (текст и аудио)
-
36 А.Н. Москвин: "Универсального рецепта того, как выбрать..." (текст и аудио)
-
37 Исключенные из ОБЗ изложения
-
37.1 Ю.М. Нагибин: "Мы часто говорим о сложностях..." (текст и аудио)
-
37.2 Изложение о нравственности: "Одному человеку сказали..." (текст и аудио)
-
37.3 Изложение о книге: "Что такое хорошая книга?" (текст и аудио)
-
37.4 В. Гроссман: "Что такое дружба?" (текст и аудио)
-
37.5 М.Л. Литвак: "Сущность понятия «власть» заключается..." (текст и аудио)
-
37.6 С. Цветова: "Слово культура многогранно..." (текст и аудио)
-
37.7 М. Литвак: "Меня предал родной человек..." (текст и аудио)
-
37.8 К. Паустовский: "Если отнять у человека способность мечтать..." (текст и аудио)
Изложение для 9 класса: текст + аудиозапись изложения ОГЭ. Новые изложения ОГЭ 2023 (аудиозаписи и тексты).
↑ Изложение об искренности "Многие думают, что быть искренним..." (текст и аудио) (2024)
Многие думают, что быть искренним – значит открыто и прямо говорить то, что думаешь и делать то, что говоришь. Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. Скорее искренний и естественный человек – тот, кто умеет быть самим собой, снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.
Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. Мало кто считает важными и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно мое, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.
Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. Ты обнаружишь свои особенности и таланты. Надо только изучать. И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. Ты найдешь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним – это познавать себя.
↑ Л. Г. Гинзбург и Е. Б. Кононова: "Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, это уникальное явление" (текст и аудио) (2024)
Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, это уникальное явление, единственное в своём роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе: любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни. Всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано; найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай! И всё найдешь в книге.
Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо: удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления: мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.
Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мысли и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится Человеком. Неслучайно книгу называют учителем и учебником жизни. (По Л. Г. Гинзбург и Е. Б. Кононовой)
Крюков: "Каждый человек ищет место в жизни..." (текст и аудио) (2024)
Каждый человек ищет место в жизни. Старается утвердить своё «я». Это естественно. Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, – вопрос чрезвычайно важный.
Многие из нас не могут признаться в себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю, не могу». Слов нет, себялюбцы вызывают чувство осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает свое достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». И, конечно, сделать это не всегда просто.
Истинная цена человека рано или поздно все равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчеркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира. (По М. С. Крюкову)
↑ Аксенова: "Человек соприкасается с искусством каждый день" (текст и аудио) (2023)
Человек соприкасается с искусством каждый день не только в музеях. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в волшебный и таинственный мир искусства. Здания, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения – всё это может быть произведениями искусства. Но может и не быть. Не каждую картину, статую, песню и каждый фарфоровый сервис считают шедеврами.
Как отличить произведение искусства от ремесленных поделок? Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях можно соединить, чтобы получилось подлинное произведение искусства. Однако можно развить в себе способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы называем «искусством».
Искусство – это форма познания мира. Но методы искусства совершенно не похожи на научные. Кинофильмы сжимают целую человеческую жизнь до двухчасового действия. Некоторые художники сознательно нарушают пропорции тела человека. Именно такие художественные эксперименты позволяют зрителю сосредоточиться на главном: рассмотреть то, что в повседневной жизни он просто не замечает. Иногда происходит чудо: искусство меняет людей. Человек, попадая в притягательный мир искусства, задумывается о тайне красоты, начинает чувствовать в себе стремление к творчеству. Весь смысл жизни может стать совершенно другим. Может быть, это и есть главное предназначение искусства – позволить человеку познать самого себя.
(По М. Д. Аксёновой)
Сжатое изложение + микротемы по тексту Аксёновой
↑ Лихачев: "Самая большая ценность народа – его язык" (текст и аудио) (2023)
Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он читает, пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но все наши мысли формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Каждый человек пользуется языком народа. В языке отразились «внутренние силы» народа — его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это отразилось в языке. Именно поэтому нужно понимать историю слов и выражений, знать фразеологизмы, поговорки и пословицы, родную литературу. Язык , отторгнутый от истории народа, станет песком во рту.
(По Д.С. Лихачеву)
Сжатое изложение и микротемы по тексту Лихачёва
↑ Паустовский: "Андерсен считал свою жизнь прекрасной" (текст и аудио) (2023)
Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет нужды растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия, и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснется губами к деревьям. Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах! Что они стоят, по сравнению с этой благодатной, душистой весной!
Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему. Было много огорчений и обид, особенно в первые годы, когда он был неизвестен и беден. Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что он был сыном сапожника, что он не был похож на благополучных обывателей, что ставил творчество выше богатства.
Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами.
(По. К. Г. Паустовскому)
Сжатое изложение и микротемы по тексту Паустовского
↑ Лихачев: "Книга – великий хранитель и двигатель человеческой культуры" (текст и аудио) (2023)
Книга – великий хранитель и двигатель человеческой культуры. Книгу ничем нельзя заменить. Издавна ее называют источником мудрости. И действительно, сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель сам владеет текстом. Он может читать быстрее или медленнее, поверхностно проглядывать его или внимательно перечитывать, возвращаясь к уже прочитанному месту, или заглянуть в конец книги. Читатель, в отличие от слушателя или зрителя, абсолютно свободен.
А теперь обратимся к телевидению. Оно становится бедой, только когда становится «пожирателем человеческого времени». Когда оно лишает человека свободы, предоставляемой ему книгой, когда сидящий у телевизора слепо подчиняется зрительным и слуховым впечатлениям. И телевидение – величайшее благо тогда, когда оно показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть, когда оно позволяет совершить небольшое путешествие в те области бытия, к которым у нас нет иного доступа.
Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Образование же и самостоятельность дает именно книга. Видеть и слышать – это еще не все. Надо еще и думать, воспринимать мир разумом, а для этого недостаточно сидеть у телевизора, необходимо уметь задумываться о важном в тишине – той тишине, что рождает самостоятельную мысль.
(По Д.С. Лихачеву)
Сжатое изложение и микротемы по тексту Лихачева
↑ Ильин: "Чтобы оценить доброту и понять ее значение..." (текст и аудио) (2023)
Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своей добротой.
Это великое счастье – почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе всё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. Сердце, живущее добротой, излучает в мир свой ласковый взор, творческое начало.
Добрая душа открыта миру. Когда мы смотрим в глаза истинно доброму человеку, мы видим струящийся из них свет, сочувствующий и согревающий. В них нет подозрительности, нет жесткости – в них ласковое сияние как бы из окна родного дома. Это утешает, успокаивает и облегчает душу.
(По И.А. Ильину)
Сжатое изложение и микротемы по тексту Ильина
↑ Солоухин: "В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты" (текст и аудио) (2023)
В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Если человека привести на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увести от моря подальше, то это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое.
Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или водопад. Море с его синевой, запахом, грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с чайками и облаками наполнит вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда. Но этого не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда.
Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо, россыпь брусники вокруг старого пня – у меня появлялось чувство, похожее на досаду, я не знал, что мне делать, как себя вести. Потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться, созерцать, исцеляя душу. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота, которой конца и краю нет, пригласит тебя в собеседники. Только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт. Только тогда она и принесет радость.
(По В.А. Солоухину)
Сжатое изложение и микротемы по тексту Солоухина
↑ Кунин: "Необычной была дружба этих двух людей..." (текст и аудио) (2023)
Необычной была дружба этих двух людей – Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых. И вот единственный день, проведенный вместе, – 11 января 1825 г., когда Пущин первым из друзей посетил Пушкина, который находился в ссылке в Михайловском. И всё. Больше они никогда не виделись. Одиннадцать лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу.
После смерти Пушкина настал черёд Пущина одному за двоих хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина погибшим, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал не известные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища.
Влияние личности и образа мыслей Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в Лицее, очень значительно. Большой Жанно (так называли лицеисты Пущина) не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, никогда, с отроческих лет, не боялся сказать другу правду. Столь же несомненно и велико влияние Пушкина на Пущина: огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце – всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда.
(по В.В. Кунину)
Сжатое изложение и микротемы по тексту Кунина
↑ Лихачев: "Лучше всего проявляет свою воспитанность..." (текст и аудио) (2023)
Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение.
Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? Прежде всего внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Если что-либо неясно в позиции противника, он задает ему дополнительные вопросы, переспрашивает. Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.
Нет ничего красивее в споре, чем в случае необходимости признать полную или частичную правоту оппонента. Этим вы завоевываете уважение окружающих, этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции. Но человек не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или из трусости, из карьерных соображений. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений, или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не оскорбляя его самолюбия.
Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведется умелыми и умными противниками.
(По Д.С. Лихачеву)
Сжатое изложение и микротемы по тексту Лихачева
↑ Гранин: "Хороших книг о школе написано немало..." (текст и аудио) (2023)
Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остается от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. Плохие или хорошие. Одни учителя помнятся, другие нет. Одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины.
Кроме талантливых учителей есть и другие, любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. Наверное, можно заслужить любовь, даже не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.
Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел рассказать материал доходчиво, образно, но… Но! Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице Ксении Евгеньевне. Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы ее любили. Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.
(По Д.А. Гранину)
Сжатое изложение и микротемы по тексту Гранина
↑ Ильин: "Каждый писатель тревожится о том..."
Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. Поймут ли? Почувствуют ли то, что любило его сердце? От этого зависит так много. И прежде всего – состоится ли у него желанная духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он писал свою книгу?
И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. Перед нами чувства, идеи, образы, целое здание духа, которое дается нам как бы при помощи шифра. Оно скрыто за буквами, общеизвестными словами и образами. Жизнь, яркость, силу, смысл должен из-за них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: книга пройдет мимо него.
Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, это совсем не так. Ведь настоящий читатель отдаёт книге все своё внимание, все свои душевные способности, которые необходимы для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к механическому соединению слов. Оно требует твердого желания услышать голос автора.
Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время и расстояние. Оно помогает чувствовать связь с другими людьми и вместе с автором постигать сущность мира. Читать – значит искать и находить, потому что читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это творческий процесс, потому что воспроизводить – значит творить.