Педагогический совет
УМК «Гармония»
Анализ учебно-методического комплекта «Гармония»
"Гармония" - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Комплект был создан в 2000г.
В состав учебно-методических комплектов по всем предметам учебного плана входят: программа, учебники, учебные тетради к ним, методические пособия, электронные образовательные ресурсы, пособия для оценки достижения планируемых результатов образования.
Концепция программы «Гармония» была предложена доктором педагогических наук, профессором Н.Б. Истоминой. Она собрала коллектив авторов, учителей и методистов, работающих в системе развивающего обучения.
Учебные предметы:
Обучение грамоте: Азбука. Авторы Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин,
Букварь. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина,
Русский язык. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко,
Литературное чтение. Автор О.В. Кубасова,
Математика. Автор Н.Б. Истомина,
Окружающий мир. Авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин,
Технология. Автор Н.М. Конышева.
Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению.
Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов; создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей с друг другом.
Главная задача комплекта «Гармония»:
Разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.
Основное достоинство программы — то, что детям не навязывают правила, а строят задания таким образом, чтобы они сами приходили к тем выводам, которые и являются правилами грамотного письма. Дети учатся наблюдать, сопоставлять и размышлять.
В основе построения УМК «Гармония» лежат следующие принципы:
- принцип целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе усвоения ЗУН;
- принцип приоритета самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения;
- принцип включения опыта ребенка в процесс усвоения ЗУН;
- принцип создания каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой ЗУН.
Анализ официального сайта.
Зайдя на сайт, можно увидеть, что он достаточно красочный. Можно увидеть отзывы от учителей об этом УМК. Для учителей также представлены методические рекомендации к каждому предмету с 1 по 4 класс. Представлены различные вебинары. Есть каталог, в который можно зайти и увидеть все пособия, которые используются по предметам, перечислены их особенности, также представлены пособия к ВПР по каждому предмету. На сайте для родителей ничего не представлено.
Анализ учебника русского языка. 2 класс. Авторы: М.С. Соловейчик; Н.С.Кузьменко.
Мы выделили такие плюсы, как:
- Наличие материала как системы, способствующей развитию разносторонних способностей учащихся.
- Наличие материала, опирающегося на жизненный опыт учащихся.
- Наличие материала, способствующего развитию интереса у учащихся.
- Наблюдается как базовый, так и повышенный уровни заданий. Задания с повышенном уровнем не для обязательного выполнения. Такое задание отмечается в учебнике специальным значком, условным обозначением.
Были выделены и минусы:
- Нет наличия выводов, систематизации в конце параграфа.
- Нет образцов правильного выполнения заданий.
Отзывы от учителей.
Просмотрев отзывы на официальном сайте и форуме для учителей, было выявлено, что учителям нравится работать по УМК «Гармония».
Отзывы от родителей.
Просмотрев форум для родителей, было выявлено: они считают, что программа для начальной школы очень тяжелая. Родителей многие задания затрудняют, из-за чего приходится искать в интернете ответы.
Вывод:
Мы считаем, что УМК «Гармония» - эффективная система обучения, так как в программе указаны цели и задачи, результаты, особенности; в учебниках задания подобраны на всестороннее развитие ребенка, предусмотрена разная типология заданий. Присутствуют во всех учебниках задания базового и повышенного уровня. Сами учебники яркие, есть иллюстрации, подкрепляющие какое-либо задание.