Прочитайте текст и выполните задание. Ответы запишите на бланке работы.
Нет ничего более верного, чем наши обычаи и наша цивилизация, и все прекрасное, неотделимое от обычаев этой части Европы, в течение веков зависело от двух принципов и являлось результатом их сочетания. Я имею в виду дух рыцарства и религию. Дворянство и духовенство сохраняли их даже в смутные времена, а государство, опираясь на них, крепло и развивалось. Без этих старых фундаментальных принципов, без благородства и религии во что превратится нация грубых, необразованных, свирепых и в то же время нищих и отвратительных варваров, лишенных религии, чести, мужской гордости, ничего не имеющих в настоящем и ни на что не надеющихся в будущем. Я желал бы вам не спешить по пути, ведущему к этому ужасному и подлому положению. Порочность концепции, непристойность и вульгарность всех заседаний Собрания и всех его декретов проявляются уже сейчас. Их свобода ‒ это тирания, их знание ‒ высокомерное невежество, их гуманность ‒ дикость и грубость.
Трудно сказать, получила ли Англия от вас эти два великих и благородных принципа и нравы, в которых и сейчас усматриваются их значительные следы, или вы заимствовали их у нас, но я думаю, что мы получили их от вас. Франция всегда в большейили меньшейстепени влияла на английские нравы; если этот фонтан будет засорен и испорчен, его струи ослабеют и не достигнут ни нас, ни других государств Европы. Я полагаю, что в результате происшедших во Франции событийу всейЕвропы есть основания задуматься над тем, как они отразятся на ее прошлых и сегодняшних интересах. Надеюсь, Вы поэтому извините мне столь подробное описание ужасных событийв октябре 1789 года, которые навели меня на размышления о революциях вообще и в частности теперешней ‒ я имею в виду переворот в чувствах, нравах и моральных принципах. Сейчас, когда все достойное уважения вне нас разрушено и делаются попытки уничтожить принципы чести и достоинства в нас самих, человек вынужден защищаться.
Мы в Англии не доверяли политикам, подобным вашим. Мы благородные враги и верные союзники. Я рискну утверждать, что лишь один из сотни наших соотечественников разделяет "триумф" Революционного общества. Если бы король и королева Франции и их дети попали к нам в плен во время войны (хотя я выступаю против войны), они вошли бы в Лондон с иным триумфом. Когда-то давно один из французских королей действительно оказался в таком положении; Вы читали, как с ним обращались победители на поле брани и как потом он был встречен в Лондоне. С тех пор прошло четыреста лет, но, я думаю, наши правила чести не изменились. Благодаря нашему упрямомусопротивлению нововведениям и присущей национальному характеру холодности и медлительности, мы до сих пор продолжаем традиции наших праотцов. Мы не утратили благородства и достоинства мысли четырнадцатого столетия и не превратились в дикарей. Руссо не обратил нас в свою веру; мы не стали учениками Вольтера; Гельвеций не способствовал нашему развитию. Атеисты не стали нашими пастырями; безумцы ‒ законодателями. Мы знаем, что не совершили никаких открытий; но мы думаем, что мораль не нуждается в открытии, так же как основы правления или идеи свободы, которые были прекрасно известны задолго до нашего появления на свет и сохранят своё значение после того, как прах наш будет засыпан землей. Мы в Англии еще не утратили естественные чувства, мы их храним и культивируем, ибо они верно оберегают наш долг и служат опорой нашей свободной и мужественной морали. Нас еще не выпотрошили и подобно музейным чучелам не набили соломой, тряпками и злобными и грязными бумагами о правах человека.
Мы сохраняем в чистоте данные нам от рождения чувства не узурпированными софистикой, педантизмом или изменой. В нашей груди бьются настоящие сердца из плоти и крови; мы верим в Бога; мы с благоговением смотрим на короля, с любовью на парламент, с почтительностью на священнослужителей и с уважением на дворянство. Почему? Потому что, когда эти понятия возникли, они были приняты нами как нечто естественное; потому что другие чувства фальшивы, портят наши души и нравы, делают нас невосприимчивыми к просвещеннойсвободе, учат дерзкому высокомерию и тем самым обрекают на рабство, которого мы в этом случае заслуживаем.
Задания к тексту:
1. Укажите политическую идеологию, к которой можно отнести автора (идейную основу текста).
2. Назовите три принципа указанной вами политической идеологии, отраженные в тексте, и проиллюстрируйте каждый принцип соответствующим фрагментом из текста.
3. Представьте развернутую критику идейной основы текста с точки зрения какой-либо альтернативной политической идеологии.
3.1. Назовите альтернативную политическую идеологию, с позиций которой вы будете критиковать данный текст.
3.2. Приведите антитезисы к каждому сформулированному вами при ответе на вопрос 2 принципу политической идеологии, приверженцем которой является автор текста.
2. Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представ-ляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.
1. Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации (Г. Лебон).
2. «Поскольку не может быть общества, в котором индивидуумы не отличались бы в большей или меньшей степени от среднего коллективного типа, постольку неизбежно, что среди такого рода отклонений существуют и отклонения преступного характера» (Э. Дюркгейм).
3. Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, ‒ это всегда автопортрет (С. Батлер).
4. «Интернет ‒ это ключевая технология информационной эпохи; он воплощает культуру свободы и личного творчества» (М. Кастельс).
5. «Идея судебного процесса заключается в том, что если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, то правда выплывает наружу» (Б. Шоу).
6. «Все люди созданы равными по крайней мере в одном отношении: все они хотят быть неравными» (У. Херст).
7. «Авторитет приносит с собой ошибок столько же, сколько и истин» (Иоганн В. Гёте).
8. «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» (Сократ).
9. «Хорош тот эксперимент, который не согласуется с теорией» (П.Л. Капица).
10. «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде» (Ф.А. фон Хайек).
*Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям:
1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обосновать её значимость для общественных наук и социальной практики.
2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения по сформулированной обществоведческой проблеме.
3. Уровень аргументации:
3.1. внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
3.2. опора на научные теории, владение понятиями курса;
3.3. опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
3.4. примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.
1. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт обыденного познания, а во вторую колонку – порядковые номера черт научного познания.
1) Наличие специфического понятийного аппарата.
2) Упорядоченный здравый смысл.
3) Эмпирические обобщения.
4) Системность.
Обыденное познание | Научное познание |
| |
2. Установи соответствие между чертами обществ и типом общества, к которому они относятся: к каждому элементу первого столбца подбери соответствующий элемент из второго столбца.
Черты общества | Типы обществ |
А) Невысокий уровень социальной мобильности Б) Увеличение количества занятых в сфере услуг В) Завершение промышленного переворота Г) Господство сословной иерархии Д) Появление массовой культуры | 1) Традиционное 2) Индустриальное 3) Постиндустриальное |
3. Прочитай приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой:
(А) В РФ гражданам, проявляющим выдающиеся способности, государство содействует в получении элитарного образования. (Б) Тем не менее, для достижения высоких результатов гражданину необходимо много самостоятельной работы. (В) В Законе РФ об образовании предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. (Г) Существуют базисные учебные планы, которые составляются на основе Государственного образовательного стандарта.
Определи, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
4. Прочитай приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбери из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Норма права является разновидностью А.___ норм. Человек в процессе деятельности познает окружающую его действительность и на этой основе вырабатывает правила поведения. Предписание, закрепленное нормой права, исходит от Б.___ Норма права – В.____ правило поведения. Правовые нормы формулируются в официальных документах – законах и Г.___ нормативных актах. Каждая норма права обладает специфической Д.___ Норма права формулирует правило поведения участников Е.____ отношений, указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило подлежит реализации, а также на их последствия.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Обрати внимание на то, что слов в списке больше, чем тебе потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) общее
2) частное
3) микросистема
4) социальный
5) подзаконный
6) макросистема
7) общественный
8) государство
9) правовое
5. Прочти текст и ответь на вопросы.
Сегодня мы зависим друг от друга намного сильнее, чем когда бы то ни было, – зависим даже в том случае, если нас разделяют многие тысячи миль. Подобных взаимосвязей местного и глобального история человечества еще не знала. Их бурный рост в течение последних тридцати или сорока лет был обусловлен революционными прорывами в области коммуникаций, информационных технологий и средств передвижения. Создание реактивных самолетов, большегрузных быстроходных контейнеровозов и других эффективных транспортных средств позволило осуществить непрерывную перевозку людей и товаров по всему земному шару. А всемирная сеть телекоммуникационных спутников, введенная в эксплуатацию не далее, как тридцать лет тому назад, повсеместно дала людям возможность практически мгновенно устанавливать друг с другом контакт. Социологи используют термин глобализация для обозначения таких транснациональных процессов, которые способствуют развитию социальных связей и углублению взаимозависимости между странами. У этого социального явления есть множество следствий. Будет неверно понимать глобализацию всего лишь как развитие всемирных сетей, состоящих из социальных и экономических систем… У этого явления есть и локальные аспекты, напрямую влияющие на нашу жизнь… Глобализация меняет не только внешность окружающего мира, но и наш собственный взгляд на него. Принимая подобную «надгосударственную точку зрения на этот мир, мы начинаем осознавать нашу взаимосвязь с членами других обществ, а также существование множества проблем, с которыми столкнулось человечество на стыке веков… Поскольку глобализация является совокупностью непредсказуемых в своем развитии процессов, она оказывается практически неуправляемой и может послужить причиной целого ряда опасных для всего человечества последствий.
1) Какой смысл социологи вкладывают в понятие «глобализация»? Какие факторы обусловили этот процесс?
2) Как глобализация меняет взгляд на окружающий мир? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назови проблемы, о которых говорит автор.
3) Автор указывает на некоторые положительные проявления глобализации в современном мире. Укажи не менее трех отрицательных последствий глобализации.
6. Раскрой смысл высказывания в форме тезисов.
«Человек – это нечаянная, прекрасная попытка природы осознать самое себя».
В. Шукшин.
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы, при аргументации своей точки зрения используй знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.