СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для подготовки к ГИА по литературе. Комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет ри огранизации подготовки к ЕГЭ по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для подготовки к ГИА по литературе. Комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль".»

Денис Иванович Фонвизин

Комедия «Недоросль» (1782)


Смысл названия

В XVIII в. недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина это слово получило насмешливый, иронический смысл

Митрофан

Недоросль в умственном

отношении: не знает ни арифметики, ни географии,

не может отличить

прилагательное от существительного

Недоросль в моральном

отношении: не умеет уважать достоинство

других людей

Недоросль в гражданском

смысле: не дорос до понимания своего долга перед

государством: «Ну что для отечества может выйти из

Митрофанушки?..»

(Стародум)


Система персонажей комедии

Четко выделены три группы: в каждой три мужских и один женский образ

Положительные герои

Отрицательные герои

Воспитатели

Софья;

Стародум;

Правдин;

Милон

Простакова;

Простаков;

Скотинин;

Митрофан

Еремеевна;

Цыфиркин;

Кутейкин;

Вральман


Отрицательные герои

Простакова

Значение имени

От «простой, простак». В XVIII в. Слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый»

Черты характера

- Деспотична, беспринципна. При столкновении с более сильным начинает угодничать и заискивать.

- Обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами.

- Груба, сварлива, корыстна, заботится только о своей выгоде.

- Смысл своей жизни видит в сыне, слепо любит его

Воспитание и образование

Простаковой

- Отсутствие моральных принципов Простакова унаследовала от родителей.

- Выросла в семье, где было восемнадцать детей, из которых выжили только двое, остальные умерли по недосмотру родителей.

- Отец Простаковой, прослужив пятнадцать лет воеводой, остался неграмотным, однако сумел разбогатеть, а скончался от голода, лежа на сундуке с деньгами.

- Необразованна, не умеет даже читать, убеждена в бесполезности и ненужности знаний

Неоднозначность образа

- В финале комедии Простакова, когда от нее отказывается любимый сын, вызывает жалость у героев и зрителей.

- Характер и жизненные установки Простаковой — не ее вина, а результат дурного воспитания

Функции в развитии сюжета

- До начала действия комедии: пользуясь сиротством Софьи, завладевает ее имением.

- В доме Простаковой происходит действие комедии.

- Простакова решает выдать Софью без ее согласия сначала за своего брата Скотинина, затем — за сына Митрофана.

- Пытается организовать похищение Софьи, обвенчать ее с Митрофаном

Простакова

- «Я люблю, чтоб и чужие меня слушали».

- «С утра до вечера как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».

- «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».

- «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем».

- «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?»

- «Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».

- Простакова о своем отце: «Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет»

Правдин о Простаковой

- «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».

- «Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья» (Митрофану)

Софья о Простаковой

«Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости»


Скотинин

Значение имени

Образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой

стороны, характеризует его как грубого, подлого человека

Черты характера

- Грубый, невежественный, деспотичный («Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» «Всякий убыток,

чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»).

- Самовлюбленный («Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало»).

- Умственно не развитый.

- Главная страсть — любовь к свиньям («Люблю свиней, сестрица»)

Воспитание

- Воспитывался в той же среде, что и Простакова.

- Кичится своей необразованностью

Функции в развитии сюжета

- Сначала хочет жениться на Софье, чтобы получить ее именье, славящееся свиньями, и «своих поросят завести»; затем — чтоб на наследство Софьи «всех свиней со бела света» выкупить.

- В финале комедии ему поручается оповестить «всех Скотининых» (т. е. всех помещиков, типичным представителем которых является Скотинин) о том, что их ждет наказание за грубое отношение к дворовым

Митрофан

Значение имени

В переводе с греческого «являющий собой мать», «матерью данный». В имени героя акцентируется то, что самое губительное влияние оказала на него мать. Митрофан стал таким, какой он есть, в результате неправильного воспитания

Черты характера

- Избалованный, капризный, эгоистичный.

- Не способен любить: заискивает перед матерью, пока чувствует ее силу, когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает ее.

- Корыстный, хитрый — угрожает самоубийством, притворяется больным.

- Ленивый, любит поесть, испытывает отвращение к любому труду — все время проводит на голубятне.

- В обращении с людьми груб, нахален, так как чувствует покровительство матери.

- Труслив (прячется за спиной Еремеевны, когда на него нападает Скотинин)

Воспитание и образование

- Полный невежда, несмотря на то что с ним занимаются учителя. «Цыфиркин. Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.

- Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».

- Фраза Митрофана «Не хочу учиться, хочу жениться» стала крылатой

Функции в развитии сюжета

- Заботой о Митрофане вызвано желание Простаковой выдать за него Софью.

- Не принимает непосредственного участия в развитии действия комедии, однако является причиной многих конфликтов


Простаков

- Наименее разработанный персонаж комедии.

- Его функции сводятся к раскрытию деспотизма Простаковой и противопоставлению положительным персонажам.

- Общие отрицательные черты (ограниченность, грубость, рабская психология, стремление к наживе) слабо индивидуализированы


Положительные герои

Стародум

Значение имени

Означает «думающий по-старому», указывает на то, что его идеалы принадлежат предшествующей, Петровской, эпохе

Черты характера

- Честный, благородный. Правдин говорит о Стародуме: «От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”».

- Косность, бесчеловечность вызывают в нем негодование и презрение («Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»).

- Всего добивается честным трудом («Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества»).

- Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не по чинам и положению в обществе

Критика двора и монарха

- «По большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее».

- «Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле».

- «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила».

- «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо... Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».

- Сама приверженность Стародума к петровской «старине» была своеобразной формой неприятия екатерининской «новизны»

Наставления Стародума Софье

- «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».

- «Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами».

- «По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

- «С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище».

- «Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек»

Воспитание и образование

- «Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову».

- «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»

Функции в развитии сюжета

- С приездом Стародума начинаются главные события комедии: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать Софью замуж, организация Простаковой похищения Софьи.

- Наследство, оставленное им Софье, делает ее самостоятельной, вызывает заискивания со стороны отрицательных героев

- Желание выдать Софью за некоего молодого человека при взаимной любви Софьи и Милона и одновременно готовности во всем повиноваться дядюшке образует интригу, пока не становится ясно, что молодой человек, которого Стародум прочит в мужья племяннице, и Милон — одно лицо.

- Устами Стародума высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина; это герой, выражающий идейное содержание комедии


Правдин

Значение имени

Образовано от «правда», именно правде, т. е. справедливости, этот герой служит. Внимание на фамилии героя акцентируется, что придает ей особую значимость: «Скотинин. А как по фамилии? Я не дослышал. Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы дослышали»

Деятельность Правдина

- Служит чиновником в наместничестве — учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.

- Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно»

Функции в развитии сюжета

В финале комедии Правдин от имени правительства берет в опеку имение Простаковой, лишая ее права самовольно распоряжаться крестьянами


Милон

Характеристика

- Образцовый офицер, храбрый и самоотверженный.

- Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней.

- «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой»

Функции в развитии сюжета

- Претендует на руку Софьи, являясь антиподом недостойных претендентов — Скотинина и Митрофана.

- Становится женихом Софьи, вызывая тем самым негодование Простаковой.

- Спасает Софью от похищения


Софья

Значение имени

В переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения)

Характеристика

- Скромная, благоразумная, добродетельная.

- Является воплощением «добродетели в руках порока».

- Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры

(«Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»).

- Уважает старших

Функции в развитии сюжета

- Отношение Простаковой к Софье раскрывает жажду наживы и тиранию помещицы.

- Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана и Милона образует основную сюжетную линию комедии.

- В финале комедии попытка похитить Софью приводит к краху власти Простаковой, имение которой Правдин берет под опеку


Воспитатели

Еремеевна

- «Мама», т. е. кормилица Митрофана.

- Привязана к дому и хозяевам, оберегает и защищает Митрофана.

- За сорок лет службы получала «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».

- Рабская натура, не имеет чувства собственного достоинства

Пафнутьич Цыфиркин

- Учитель математики, бывший солдат.

- Не любит «праздно жить», привык к труду, однако берется не за свое дело.

- Отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик ничему не научился:

«Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму».

Это вызывает уважение у положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания

Сидорыч Кутейкин

- Учитель русского и церковнославянского языков.

- Не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения, убоявшись «бездны премудрости», на что получил ответ:

«Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами».

- Хитер, жаден, за что в финале наказывается

Вральман

- Учитель истории, немец.

- Оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место, подался в учителя.

- То, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяевами дома, говорит о невежестве Простаковых, об их глупом следовании моде на иностранных учителей


Особенности творческого метода в комедии

Черты классицизма

- принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга;

- характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор;

- соблюдается правило «трех единств»: времени, места, действия (действие происходит в течение суток в поместье Простаковой);

- сюжет строится на традиционно-классицистической основе — соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини;

- строгая система образов, деление персонажей на положительных и отрицательных;

- говорящие имена и фамилии;

- статичность героев (их характеры не меняются)


Жанровое своеобразие

Комическое приобретает мрачно-трагический характер, фарсовые потасовки перестают восприниматься как традиционные смешные интермедии

Фонвизин явился создателем общественной комедии в России. Через просветительское противопоставление мира зла миру разума содержание бытовой сатирической комедии

получило философскую интерпретацию

Изменилась функция резонера классической драматургии. Стародум Фонвизина выступает в роли политического оратора, и его речи являются формой изложения политической программы

Впервые в русской драматургии любовная интрига комедии была полностью отодвинута на второй план и приобрела вспомогательное значение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!