СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для подготовки к ГИА по литературе. Поэма М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован при подготовке к ЕГЭ по литетуре

Просмотр содержимого документа
«Материалы для подготовки к ГИА по литературе. Поэма М.Ю. Лермонтова "Мцыри"»

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».



Жанр — романтическая поэма.



Время создания

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы «Мцыри» (1839), повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом.



Метод

В поэме Лермонтова развиваются традиции романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит в свое произведение такие черты, которых нет в более ранних поэмах. Если прошлое героя поэмы «Исповедь» нам не известно, и мы не знаем, в каких условиях был сформирован его характер, то строки о несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять^ переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть — «рассказать» — душу. Романтическая поэма «Мцыри» свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.



Сюжет

Русский генерал оставил в монастыре пленного умирающего ребенка лет шести, который отказывался от пищи. Мальчик рос нелюдимым и одиноким, очень тосковал по родине. Однако постепенно как будто привык к плену, выучил чужой язык, был окрещен и уже собирался принять монашеский обет, когда вдруг исчез. Его нашли в степи через три дня. Вскоре юноша умер. Перед смертью он признался исповеднику, что в душе его всегда была единственная пламенная страсть — к свободе.



Мцыри давно хотелось «взглянуть на дальние поля», посмотреть на землю, на природу, понять, «для воли иль тюрьмы» родится человек. Убежав из монастыря, он проводит ночь у обрыва, утром спускается вниз, к потоку. Там он видит, как к потоку приходит за водой прекрасная грузинка. Он не тревожит ее покой. У него одна цель — увидеть родимую страну. На лесной поляне Мцыри сталкивается с барсом и побеждает его. Это убеждает героя в том, «что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Но, выйдя из леса, он обнаруживает, что вернулся туда, откуда бежал. Мцыри теряет сознание, бредит, в таком состоянии его находят монахи и приносят обратно в монастырь. Напоследок герой просит похоронить его в монастырском саду, где растут две акации, потому что оттуда «виден и Кавказ!».







Композиция

На первый взгляд, композиция поэмы очень проста: краткая экспозиция, завязка — побег героя из монастыря, его возвращение и рассказ о трех днях, проведенных вне монастырских стен, и, наконец, смерть Мцыри. Однако каждый сюжетный мотив символически расширен автором и наполнен глубоким философским смыслом. Например, в авторской речи монастырь — это «хранительные стены», а для героя монастырь — тюрьма, символ его несвободы, невозможности выбора собственной судьбы. Три дня, проведенные героем на свободе, становятся символом человеческой жизни, поскольку вмещают в себя все самые яркие жизненные впечатления. Кроме того, образ томящегося в неволе Мцыри символизирует человека, переживающего в любой обстановке ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении.

Тема

Центральная тема произведения — прославление мятежной, свободолюбивой личности. Поэма «Мцыри» замыкает в творчестве Лермонтова линию романтической героики. Образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем — старшим монахом, появляется еще в ранней поэме «Исповедь» (1830). Но там герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. В «Мцыри» любовная линия не становится центральной. Встретив девушку-грузинку, Мцыри преодолевает соблазн уединенного счастья вдали от родины. Главная цель героя — единение с людьми, близкими по крови и по духу, обретение родины.



Любовь к отчизне и жажда воли сливается для него в одну, но «пламенную страсть». Монастырь становится для Мцыри тюрьмой, кельи кажутся ему душными, сумрачными и глухими, стражи-монахи — трусливыми и жалкими, сам он — рабом и узником. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.



Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость героя с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя, увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он теперь, на краю могилы, «рай и вечность променял» бы за несколько минут жизни среди близких, родных ему людей.



Пейзаж

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Окружение Мцыри чуждо ему, зато он остро чувствует свое родство с природой. Герой сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы реребра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов.



Мцыри так и не добивается своей цели и умирает на чужбине, но это не лишает произведение жизнеутверждающего пафоса. Лермонтов прославляет человека, борющегося до последнего вздоха, и этот трагический лиризм просветляет финал произведения.



М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В4

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

При выполнении заданий В1-В4 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1рядом с номером задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимодать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В1. Как называется литературное направление, воз­никшее в России в начале XIX века, в соответствии с художественными принципами которого написана поэма Лермонтова?

Ответ:___________________________________________

В2. К кому обращен монолог Мцыри?

Ответ:___________________________________________

В3. Как называется приём противопоставления, при помощи которого автор характеризует поведение обитателей монастыря («вы ниц лежали на земле») и главного героя ( «…я как брат обняться с бурей был бы рад! Рукою молнию ловил»)?

Ответ:_________________________________________________

В4. Какой троп, основанный на переносе свойств од­ного явления на другое по их сходству, использует ав­тор в строчках: «...дружбы краткой, но живой, / Меж бурным сердцем и грозой»?

Ответ:____________________________________________

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.


Для выполнения заданий С1–С2 используйте обратную сторону бланка ответов № 1. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

С1. При помощи каких художественных приёмов развёрнуто в поэме противопоставление «воли» и « тюрьмы » ?

С2. В каких произведениях русской литературы XIX века основу сюжета составляет путешествие героя и в чём сходство и различие этих произведений с «Мцыри» М.Ю.Лермонтова?

Ответы:

В1

романтизм

В2

к монаху

В3

антитеза

В4

метафора

С1. В поэме Лермонтов даёт лаконичные, но полные выразительных деталей характеристики каждому из противопоставленных друг другу миров. Тюрьма — это монастырь за мрачными каменными стенами, холод­ный, лишённый живых красок. Сцена во время грозы, когда монахи сбились перед алтарём и смиренно молили высшие силы о пощаде, не вызывает у Мцыри никаких иных чувств, кроме сочувственного презрения и жалости. Подлинная жизнь — «воля» — открывается герою Лермонтова после бегства из монастыря в надеж­де найти дорогу на родину. Мир природы назван им «Божьим садом»: прозрачное синее небо, вьющиеся ви­ноградные лозы, сливающиеся в волшебном хоре голо­са птиц, живой говор растений — вот воплощённая мечта героя. И даже когда природа демонстрирует свой суровый нрав (страшная ночь, проведённая Мцыри на краю ущелья, заставляет его по-иному переживать грозную красоту горной природы), она не утрачивает для героя черты мира идеального: в ней есть живой дух, подлинная страсть и сила. Родина же как цель пу­тешествия Мцыри представлена в идеальных красках: это «мирный дом» и «вечерний очаг», у которого собираются «лунными вечерами» отец (его Мцыри по­мнит в боевых доспехах), «смуглые старики» и моло­дые сестры. Даже цветовая гамма, в которой написан образ родины, резко отличается от монохромной «гра­фики» монастырской жизни: герой вспоминает «золо­той песок» на дне горного ручья и блеск кинжалов.

С2. Путешествие составляет основу сюжета в таких произведениях, как «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. Цель пути в каждом случае своя: если поиски Мцыри и не­красовских странников находятся скорее в метафизи­ческих сферах (свобода в «Мцыри» и счастье в «Кому на Руси жить хорошо»), то путь Чичикова подчинён ре­шению вполне конкретных коммерческих задач (скуп­ка мёртвых душ). Однако сюжет путешествия и Гого­лю, и Некрасову предоставляет возможность «объехать всю Русь», исследовать российскую жизнь во всей её полноте, показать «в лицах» и индивидуальных судь­бах. Гоголевская Русь — это одновременно гротескный и уродливый мир, в котором обитают Плюшкины, коро­бочки, собакевичи, но и мир, исполненный поэзии и устремлённый в прекрасную даль (Русь как птица-трой­ка). Некрасовским мужикам, отправившимся на поиск «счастливого», открывается Русь страдальцев, холо­пов, полусумасшедших помещиков, несчастных по­пов, «везучих» калек, сильных духом женщин и чест­ных сельских старост — словом, вся Русь в её реальных социально-исторических противоречиях и поэтических красках.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!