СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку .

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы представляют темы: "Одушевленность существительного. Степени сравнения прилагательных и наречий. Окончания существительных. Работа над текстом"

Просмотр содержимого документа
«Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку .»

Материалы к урокам в 10 классе по темам: «Одушевленные и неодушевленные существительные». Образование степеней сравнения прилагательных и наречий». Работа над текстом.


Существительное. Как определить одушевлённость или неодушевлённость существительного? Это непростой вопрос.

Деление имен существительных на одушевленные и неодушевленные различается не только по смыслу, но и по форме множественного числа винительного падежа.

У одушевл сущ она совпадает по форме с формой родительного падежа ( вижу школьников – нет школьников). У неодушевленных она совпадает с формой именительного падежа (лежат тетради - вижу тетради)

Именно поэтому существительные- кукла, мертвец, покойник, туз относят к одушевленным, а существительные , обозначающие совокупности живых существ относят к неодушевленным ( народ, толпа, взвод, стая, группа).

Названия жителей какой-либо местности пишутся с маленькой буквы, кроме этого обычно в названиях следующие суффиксы: ЕЦ, ИЧ, АНИН, ЯНИН, ИН..


РОД несклоняемых существительных.


  1. К мужскому роду относят сущ, называющие лиц мужского пола или животных: кенгуру, шимпанзе, конферансье,

  2. К сущ женского рода относя слова, обозначающие лиц женского пола: мисс, мадам, фрау, леди.

  3. К среднему роду неодушевленные предметы: кафе, досье, меню, пальто, ателье.

  4. Род иноязычных географических названий а также названий газет и журналов определяется родом тех имен нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены.

ОНТАРИО – озеро, «Юманите» - газета, ТБИЛИСИ – город.



Правописание безударных падежных окончаний у имен существительных.


ЧТО ПИСАТЬ : Е или И?

ПОМНИТЕ:


Окончание И пишется у существительных:

1. 3 склонения: у лошади, к лошади. У печи, к ночи.

2 на –МЯ: пламя – пламени, знамя – знамени;

3 На- ИЯ, ИЕ, ИЙ : станция – к станции, известие – об известии, планетарий – о планетарии, секция – о секции;

4 1 склонения в форме родительного падежа: речки нет речки, дочка – у дочки; сечка - у сечки.


В остальных случаях пишется Е, а именно: о деревне, сарай – в сарае, сумка – в сумке и т. Д.


Как образуется сравнительная степень прилагательного?


Различают простую и составную формы.


ПРОСТАЯ. При помощи суффиксов -ЕЕ, -ЕЙ, -Е или – ШЕ.


Маленький – меньше, далекий – дальше, легкий – легче, ранний – раньше.


Иногда при образовании степени прилагательного прибавляется приставка ПО: повыше, пониже, полегче.


СОСТАВНАЯ: добавляем слова БОЛЕЕ, МЕНЕЕ и к ней начальную форму прилагательного:


Менее глубокий, более мелкий, менее жестокий, более усталый.


ПРОСТАЯ форма сравнительной степени употребляется только в форме СКАЗУЕМОГО.

А СОСТАВНАЯ выступает и в роли сказуемого , и в роли определения.


Зимой дни короче, чем летом.

Ей нужно более короткое платье.


ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО,


Различают ПРОСТУЮ и СОСТАВНУЮ формы.

ПРОСТАЯ образуется с помощью суффиксов – ЕЙШ или – АЙШ:

Светлый –светлейший; глубокий – глубочайший.


СОСТАВНАЯ форма образуется двумя способами:

Добавлением слова САМЫЙ. НАИБОЛЕЕ,, НАИМЕНЕЕ к НАЧАЛЬНОЙ форме прилагательного:

Самый светлый, наиболее глубокий, наименее интересный.


А также в образовании этой формы может участвовать слово ВСЕХ путем добавления его к СРАВНИТЕЛЬНОЙ форме :

Светлее всех, смелее всех, дороже всех.


Для усиления степени проявления признака используется приставка НАИ : НАИЛЕГЧАЙШИЙ, НАИСТРОЖАЙШИЙ.



СТЕПЕНИ СРАВНЕИЯ НАРЕЧИЙ.


Наречия на –о, -е , образованные от качественных

прилагательных могут иметь две формы степеней сравнения.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ образуется с помощью суффиксов –ЕЕ, -Е, -ей, -ШЕ.

Бегаю быстрее, прыгаю дальше.

ЭТО ПРОСТАЯ степень.


СЛОЖНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ.


Она образуется с помощью частиц БОЛЕЕ и МЕНЕЕ.

Более весело, менее интересно. ( нельзя использовать при этой форме наречие в сравнительной степени, например: более веселее, менее интереснее)


ПРЕВОСХОДНАЯ степень.


Образуется с помощью слова ВСЕХ: грамотнее всех, выше всех, интереснее всех, глубже всех.


Работа над текстом. Определите проблему текста. Напишите сочинение по тексту. Выпишите слова с пропусками, решите орфографические задачи.


1 Пусть (не) свирепеют наши гордые мужчины если я скажу что женское здоровье гораздо важнее мужского.

2 У древних славян наших предков женщину почитали славным именем «берегиня».

3 Действительно кто береж?т семейный очаг кто перевяжет раны кто наведет порядок в доме кто примирит ссору в семье?

4 Ко всему этому издревле пр?способлена женщина и когда она заболевает дом рушится мужчине выпавшему из?под женского контроля становится туго а семья теряет то главное что скрепляло её.

5 Следовательно «берегиня» хранит всех нас а мы обязаны беречь свою «берегиню».

6 Если же рассуждать о женском равноправии то оно возможно только в том случае когда женщина в обществе будет стоять выше мужчины – на пьедестале!

7 А мы зазнавшиеся охламоны проходя мимо должны снимать шляпы и кланят?ся ей.

8 Вот тогда и будет подлинное женское равноправие…

9 Здоровье женщины да будет для нас всегда священ?ым ибо здоровая женщина это здоровая семья это здоровье всей нации.

10 «Берегиня» бережет нас мужчин а мы мужчины обязаны береч? свою «берегиню».

В. ПИКУЛЬ.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!