Материалы к урокам в 10 классе по темам: «Одушевленные и неодушевленные существительные». Образование степеней сравнения прилагательных и наречий». Работа над текстом.
Существительное. Как определить одушевлённость или неодушевлённость существительного? Это непростой вопрос.
Деление имен существительных на одушевленные и неодушевленные различается не только по смыслу, но и по форме множественного числа винительного падежа.
У одушевл сущ она совпадает по форме с формой родительного падежа ( вижу школьников – нет школьников). У неодушевленных она совпадает с формой именительного падежа (лежат тетради - вижу тетради)
Именно поэтому существительные- кукла, мертвец, покойник, туз относят к одушевленным, а существительные , обозначающие совокупности живых существ относят к неодушевленным ( народ, толпа, взвод, стая, группа).
Названия жителей какой-либо местности пишутся с маленькой буквы, кроме этого обычно в названиях следующие суффиксы: ЕЦ, ИЧ, АНИН, ЯНИН, ИН..
РОД несклоняемых существительных.
К мужскому роду относят сущ, называющие лиц мужского пола или животных: кенгуру, шимпанзе, конферансье,
К сущ женского рода относя слова, обозначающие лиц женского пола: мисс, мадам, фрау, леди.
К среднему роду неодушевленные предметы: кафе, досье, меню, пальто, ателье.
Род иноязычных географических названий а также названий газет и журналов определяется родом тех имен нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены.
ОНТАРИО – озеро, «Юманите» - газета, ТБИЛИСИ – город.
Правописание безударных падежных окончаний у имен существительных.
ЧТО ПИСАТЬ : Е или И?
ПОМНИТЕ:
Окончание И пишется у существительных:
1. 3 склонения: у лошади, к лошади. У печи, к ночи.
2 на –МЯ: пламя – пламени, знамя – знамени;
3 На- ИЯ, ИЕ, ИЙ : станция – к станции, известие – об известии, планетарий – о планетарии, секция – о секции;
4 1 склонения в форме родительного падежа: речки нет речки, дочка – у дочки; сечка - у сечки.
В остальных случаях пишется Е, а именно: о деревне, сарай – в сарае, сумка – в сумке и т. Д.
Как образуется сравнительная степень прилагательного?
Различают простую и составную формы.
ПРОСТАЯ. При помощи суффиксов -ЕЕ, -ЕЙ, -Е или – ШЕ.
Маленький – меньше, далекий – дальше, легкий – легче, ранний – раньше.
Иногда при образовании степени прилагательного прибавляется приставка ПО: повыше, пониже, полегче.
СОСТАВНАЯ: добавляем слова БОЛЕЕ, МЕНЕЕ и к ней начальную форму прилагательного:
Менее глубокий, более мелкий, менее жестокий, более усталый.
ПРОСТАЯ форма сравнительной степени употребляется только в форме СКАЗУЕМОГО.
А СОСТАВНАЯ выступает и в роли сказуемого , и в роли определения.
Зимой дни короче, чем летом.
Ей нужно более короткое платье.
ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО,
Различают ПРОСТУЮ и СОСТАВНУЮ формы.
ПРОСТАЯ образуется с помощью суффиксов – ЕЙШ или – АЙШ:
Светлый –светлейший; глубокий – глубочайший.
СОСТАВНАЯ форма образуется двумя способами:
Добавлением слова САМЫЙ. НАИБОЛЕЕ,, НАИМЕНЕЕ к НАЧАЛЬНОЙ форме прилагательного:
Самый светлый, наиболее глубокий, наименее интересный.
А также в образовании этой формы может участвовать слово ВСЕХ путем добавления его к СРАВНИТЕЛЬНОЙ форме :
Светлее всех, смелее всех, дороже всех.
Для усиления степени проявления признака используется приставка НАИ : НАИЛЕГЧАЙШИЙ, НАИСТРОЖАЙШИЙ.
СТЕПЕНИ СРАВНЕИЯ НАРЕЧИЙ.
Наречия на –о, -е , образованные от качественных
прилагательных могут иметь две формы степеней сравнения.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ образуется с помощью суффиксов –ЕЕ, -Е, -ей, -ШЕ.
Бегаю быстрее, прыгаю дальше.
ЭТО ПРОСТАЯ степень.
СЛОЖНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ.
Она образуется с помощью частиц БОЛЕЕ и МЕНЕЕ.
Более весело, менее интересно. ( нельзя использовать при этой форме наречие в сравнительной степени, например: более веселее, менее интереснее)
ПРЕВОСХОДНАЯ степень.
Образуется с помощью слова ВСЕХ: грамотнее всех, выше всех, интереснее всех, глубже всех.
Работа над текстом. Определите проблему текста. Напишите сочинение по тексту. Выпишите слова с пропусками, решите орфографические задачи.
1 Пусть (не) свирепеют наши гордые мужчины если я скажу что женское здоровье гораздо важнее мужского.
2 У древних славян наших предков женщину почитали славным именем «берегиня».
3 Действительно кто береж?т семейный очаг кто перевяжет раны кто наведет порядок в доме кто примирит ссору в семье?
4 Ко всему этому издревле пр?способлена женщина и когда она заболевает дом рушится мужчине выпавшему из?под женского контроля становится туго а семья теряет то главное что скрепляло её.
5 Следовательно «берегиня» хранит всех нас а мы обязаны беречь свою «берегиню».
6 Если же рассуждать о женском равноправии то оно возможно только в том случае когда женщина в обществе будет стоять выше мужчины – на пьедестале!
7 А мы зазнавшиеся охламоны проходя мимо должны снимать шляпы и кланят?ся ей.
8 Вот тогда и будет подлинное женское равноправие…
9 Здоровье женщины да будет для нас всегда священ?ым ибо здоровая женщина это здоровая семья это здоровье всей нации.
10 «Берегиня» бережет нас мужчин а мы мужчины обязаны береч? свою «берегиню».
В. ПИКУЛЬ.