СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для подготовки к заданию 8 ЕГЭ 2023

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материаляпоподготовке к заданию 8 ЕГЭ 2023

Просмотр содержимого документа
«Материалы для подготовки к заданию 8 ЕГЭ 2023»



Материалы для подготовки выпускника к решению задания 8 ЕГЭ 2023 года. Составлены учителем высшей категории МКОУ Воронцовская СОШ Костыриной Л.А.

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку проверяем ваши знания по теме "Синтаксические нормы: нормы согласования и управления" и умения установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.



Чтобы решить задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2023, необходимо знать следующие темы:

-нарушения построения предложения с несогласованным приложением
-нарушения построения предложения с причастным оборотом
-нарушение построения предложения с деепричастным оборотом
-нарушение связи между подлежащим и сказуемым
-неправильное построение предложения с косвенной речью

-нарушение построения предложения с однородными членами

-нарушение построения сложного предложения
-неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом
-нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
-нарушение управления

Пример задания 8



Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом
В) Ошибки в построении предложения с однородными членами
Г) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) Нарушение в построении предложения с косвенной речью

1) Благодаря разливов рек движение остановлено.
2) Прочитав интересную книгу, я посоветовал ее другу.
3) Она со злостью набрала на клавиатуре электронный адрес, указанный в справочнике.
4) У меня возник вопрос, посмотрев кино.
5) На заводе было установлено 121 счетчик и 11 измерителей.
6) Рубаху и костюм, поместив их в чехол, я уложил на заднее сиденье, решив, что переоденусь по приезде на место.
7) Автор сочувствует и даже славит Игоря.
8) Антон спросил, кто поедет со мной на горнолыжную базу.
9) В романе «Поиск предназначения» есть прямые отсылки к этому событию в жизни.







Как подготовиться к заданию 8, выполнив которое вы получите 5 баллов?

Ознакомьтесь , внимательно изучите теорию этого вопроса, и вы будете легко выполнять это задание.

ТЕОРИЯ



Задание 8 (5 баллов)

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом



1) В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога.

Производные предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперерез, наперекор, подобно требуют Д.п. (кому? чему?): согласно расписанию, наперерез врагу. Ошибка: согласно графика, вопреки ожидания.



2) Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже: в меру (чего?), в течение (чего?), в продолжение (чего?), в силу (чего?), в заключение (чего?), в виде (чего?), по причине (чего?), наподобие (чего?)



3) Запомнить: предлог по в значении «после чего-либо» употребляется только с П.п.: по истечении срока, по окончании лекции, по прибытии поезда, по приезде в Москву. Ошибка: по возвращению из отпуска, по прочтению книги.



Ошибки в употреблении предлогов

4) Смешение предлогов из и с (со), в и на, от и с, через и из-за 

Ошибка: Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.

5) Отсутствие предлога. Ошибка: Нельзя не приклоняться его героизмом



6) Наличие ненужного предлога. Ошибка: Автор описывает о событиях послевоенного времени. 



2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым



1) Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

Все, кто смотрел на него, не могли не заметить…



мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.





Ошибка: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

ИЛИ Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.



2) В предложениях, где подлежащее выражено сочетанием слова большинство (меньшинство, несколько) и сущ. в Р.п. мн.ч., сказуемое употребляется в ед.ч., если сущ. неодушевленное: Большинство столов было занято; если при слове большинство имеется определение абсолютное, подавляющее: Подавляющее большинство регионов участвует в эксперименте.

Если сущ. обозначает одушевленный предмет или имеются однородные члены в составе подлежащего и сказуемого, то сказуемое употребляется во мн. ч.: Большинство учеников нашего класса участвовали в соревнованиях.



3) Употребление полной формы прилагательных вместо краткой

- в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных:

Сестра больна уже неделю. Ошибочно: Сестра больная уже неделю.

Эта фотография дорога нам. Ошибочно: Эта фотография дорогая нам.



4) Нарушение в роде несклоняемых существительных

Ошибка: Весь день пони катало в зоопарке детей (пони - м.р., поэтому «катал»)



5) Нарушение в роде аббревиатуры

Ошибка: МГУ было основано в 1755 году (МГУ – университет, поэтому «был основан»)



3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное существительным.

В задании с буквой должны быть кавычки. Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п.

Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка». Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется.

Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».

Ошибка: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном» (Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном»)



4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Часто в предложении при двух однородных членах (сказуемых) имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если однородные сказуемые требуют одного падежа и предлога.

Ошибка: Я люблю и горжусь своей Родиной (люблю Родину В.п. и горжусь Родиной Т.п. – Я люблю Родину и горжусь ею)



2) в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Ошибка: я люблю рисовать и живопись



3) Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов и не смешиваются ли части разных союзов.

Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно.

Ошибка: если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.

Ошибка: Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику (Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику)

4) Нарушение однородности синтаксических элементов

Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.

Ошибка: Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая. Листья, осыпавшиеся с деревьев (причастный оборот) и которые устилали тропинку (придаточное предложение), совсем пожухли.



5) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения:

Сестра была красива и грустна.

Ошибочно: Сестра была красива и грустная.







5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом



1) Ищем в заданиях с буквой причастный оборот. Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный? Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию.

Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.



2) смешение страдательных и действительных причастий: Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений. Ошибка: Задание, выполняющееся нами.



6. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном (глагол-сказуемое).

Следует помнить:

глагол-сказуемое и деепричастие относятся к одному лицу или предмету!

Например: Испугавшись шума, стая птиц поднялась над водой.

(Стая – подлежащее, которое выполняет основное действие поднялась и добавочное действие испугавшись, т.е. испугалась)

!!! Часто деепричастный оборот употребляется в односоставном предложении, где подлежащее легко восстанавливается с помощью личных местоимений – я, мы, ты, вы:

Переходя дорогу, всегда стараюсь быть внимательным (говорящий я переходит дорогу и говорящий я старается быть внимательным).

!!! Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве (неопределенной форме глагола), когда действие выражено словами «можно», «нельзя»: Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о будущем.



Ошибки:

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (шляпа – подлежащее, которое выполняет основное действие слетела и не может выполнить добавочное действие спрыгнуть с подножки трамвая), т.е. сказуемое и деепричастие относятся к разным лицам.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот).

Убежав из дома, мальчик был найден родителями (деепричастный оборот относится к страдательному причастию найден – в этом случае субъекты действий не совпадают).



7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь – способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. Создание косвенной речи является преобразованием прямой речи. В косвенной речи меняется форма местоимения: Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» (прямая речь). – Пушкин писал, что в «жестокий век восславил он свободу» (косвенная речь).

Ошибка: Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу».



8. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида, а также времена глаголов совмещались корректно.

Ошибка: однородные глаголы-сказуемые имеют разный вид и форму разного времени (И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя; «подвергает» - наст. время и несовершенный вид (что делает?), а «раскрыл» - прош. время и совершенный вид (что сделал?))



9. Нарушение в построении сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного. Важно то, что от главного к придаточному можно задать вопрос. Если предложение сложноподчиненное, то связь в нем подчинительная, то есть при помощи подчинительных союзов и союзных слов: где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, поэтому, потому, потому что, что, чтобы, для того чтобы, пока, до тех пор, пока, если, хотя, который…

1) Нарушение границ предложения



Ошибка: Когда я закончил читать эту книгу. Понял глубокий замысел автора (Я понял глубокий замысел автора, когда закончил читать книгу)

2) Разрыв между определяемым словом и придаточным предложением

Ошибка: Игру надо было закончить до темноты, которой мы увлеклись (Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить до темноты)



3) Неоправданное соседство двух подчинительных союзов или союзных слов

Ошибка: Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному Петербурга изображен в произведениях русских авторов (Читая классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному Петербурга изображен в произведениях русских авторов)



4) Неоправданное употребление соотносительного слова «то»

Ошибка: Она говорила то, что в жизни много полезного и прекрасного (Она говорила, что в жизни много полезного и прекрасного)



5) Одновременное использование подчинительного союза и частицы «ли» в роли союза

Ошибка: Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идет в усадьбу (Незнакомец поинтересовался, правильной ли дорогой он идет в усадьбу)




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!