СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для проведения лекции по дисциплине МДК 02.03 «Маркетинг» на тему: «Прогнозирование конъюнктуры рынка»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной  организационной формой  обучения, направленной на первичное овладение знаниями, является  лекция. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом.

Лекция на тему: «Прогнозирование конъюнктуры рынка» рассматривает  следующие   вопросы:

1.Уровни прогнозирования конъюнктуры

2.Основные принципы изучения и прогнозирования конъюнктуры

3.Источники информации изучения конъюнктуры рынка

4.Анализ общеэкономической ситуации

5.Схема  конъюнктурного  обзора  рынка  сбыта  товаров

Просмотр содержимого документа
«Материалы для проведения лекции по дисциплине МДК 02.03 «Маркетинг» на тему: «Прогнозирование конъюнктуры рынка»»

6


Тема: Прогнозирование конъюнктуры рынка


Рассматриваемые вопросы

1.Уровни прогнозирования конъюнктуры

2.Основные принципы изучения и прогнозирования конъюнктуры

3.Источники информации изучения конъюнктуры рынка

4.Анализ общеэкономической ситуации

5.Схема конъюнктурного обзора рынка сбыта товаров.



  1. Сущность и уровни прогнозирования конъюнктуры рынка.


Прогнозирование конъюнктуры рынка – это процесс выдвижения научно обоснованной гипотезы о вероятном будущем состояния конъюнктуры рынка и показателях, которые характеризуют это состояние.

На практике различают два вида прогнозирования конъюнктуры рынка: прогнозирование на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях.

Прогнозирование на микроэкономическом уровне затрагивает интересы только конкретного предприятия и включает определение предполагаемого объема продаж, потребностей и оборудования, материалах, людских ресурсах.

Макроэкономический анализ прогнозирует изменение общих экономических условий, которые могут оказывать существенные влияния на деятельность предприятия в целом.


2.Основные принципы изучения и прогнозирования конъюнктуры:

· проведение исследований на основе прошлых данных, поскольку новая, современная ситуация на рынке рождается на основе прежней;

· учет взаимосвязи товарных рынков (т.к. базисные изменения происшедшие на одном рынке, с определенным интервалом могут вызвать изменения ситуации на другом;

· проведение данной работы постоянно, ежедневно (поскольку в любой момент в силу могут вступить новые факторы, влияющие на конъюнктуру.


3.Источники информации изучения конъюнктуры рынка:

1.Общая информация - характеризуют рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства источники ее получения – данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

2.Коммерческая информация – это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия (заявки, заказы торговых организаций, материалы о движении товара и др.)

3. Специальная информация – данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опрос населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок – продаж; материалы научно – исследовательских организаций). Эта информация имеет особую ценность.

Цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка

· создание системы показателей, позволяющих получить количественную и качественную характеристики основных данных (производство товаров в ассортименте, обновление товарного ассортимента;

обеспечение материалами, сырьем, производственными мощностями; динамика цен; и др.)

Для практиков, занимающихся производством и реализацией товара наибольший интерес представляет изучение конъюнктуры конкретного товарного рынка (нефти, сахара, и др.)

Однако конъюнктура отдельного товарного рынка не развивается изолированно, она тесно связана с общехозяйственной (общеэкономической) ситуацией.

Вот почему изучение и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка опирается на результаты анализа общеэкономической ситуации.

Вот почему изучение и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка опирается на результаты анализа общеэкономической ситуации.

4.Анализ общеэкономической ситуации

Необходимо дать ответ на вопрос: в какой стадии находится экономика:

Кризис – обусловлен тем, что обновление основного капитала ведет:

  • к росту эффективности производства,

  • к превышению предложения товаров над платежеспособным спросом,

  • к перепроизводству.

В результате:

- Выпускаемая продукция не находит сбыта

- падение прибыли

- рост неиспользуемых мощностей

- снижение курсов акций

- сокращение вложений в основной капитал

- рост безработицы и уменьшение объема производства.

При этом:

- во время кризиса выживает тот, кто производит продукцию соответствующую данной ситуации.

- в период кризиса возникают предпосылки для последующего развития нужных потребителю товаров.

Таким образом, в определенной степени кризис носит оздоровительный для экономики характер.

Депрессия– характеризуется застоем в экономике:

  • приостанавливается падение производства

  • начинается рассасывание товарных запасов

  • меняется структура экономики в пользу технически и экономически передовых производств, в то время как остальные прекращают свое существование.

Оживление – инвестиции в основной капитал происходят главным образом в форме обновления:

  • устаревшее, морально изношенное оборудование заменяется новым, более современным и производительным.

  • Увеличивается спрос на многие товары ( в первую очередь на сырье)

  • Растет спрос на ссудный капитал

  • Повышаются цены

  • Увеличивается прибыль.

Все это дает толчок росту производства в ряде отраслей, но пока еще в пределах, не превышающих высшую точку предыдущего цикла.

Подъем – промышленное производство превышает максимальный уровень производства предыдущего цикла.

В конце подъема производство достигает максимума и:

  • превышает высшую точку предыдущего цикла (оживление)

  • наступает перепроизводство

  • и фаза подъема с катастрофической быстротой перерастает в фазу кризиса.

Ответив на вопрос о состоянии общехозяйственной ситуации, можно начинать изучение конъюнктуры конкретного товарного рынка.


5. Схема конъюнктурного обзора рынка сбыта товаров.

В качестве примера приведем схему конъюнктурного обзора рынка сбыта товаров. Конъюнктурный обзор состоит из следующих разделов.

Раздел 1. Оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде.

Такая оценка осуществляется исходя из анализа:

- информации о производстве, поставке, продаже и запасах товаров (конкретного предприятия), ритмичности поставок;

- результатов специальных наблюдений;

- данных о работе по обновлению продукции;

- повышения качества товаров и т.д.


Сопоставление показателей конъюнктуры рынка сбыта товаров может осуществляться по следующей форме. Табл.1.

Показатели

Характеристика спроса

Производство

Продажа

Запасы

Рост

Без изменения

Сниже-ние

Рост

Без изменения

Сниже-ние

Рост

Без изменения

Сниже-ние


+

+

+


+

+

+



Ограниченный спрос

+

+


+

+


+

+


Стабильный спрос

+



+




+

+

Повышенный спрос


+

+


+

+


+

+

Товар дефицитен


В конъюнктурном обзоре отражаются итоги анализа указанных показателей в виде перечня товаров, пользующихся и не пользующихся повышенным спросом.

Результаты оценки работы предприятия отражают итоги анализа информации о ходе поставок товаров (нарушение договоров на поставку), проверках качества товаров и данных о рекламациях.

Раздел 2. Прогноз основных показателей рынка

Освещаются основные направления развития конъюнктуры рынка на предстоящие один-два квартала. В данном разделе отражаются основные тенденции развития конъюнктуры рынка в прогнозируемом периоде:

- каких товаров будет недостаточно на рынке и какие могут оказаться в избытке;

- какие изменения могут произойти в продаже и товарных запасах;

- какие могут возникнуть затруднения с выполнением договорных обязательств под воздействием складывающейся конъюнктуры.

Прогноз соотношения товарного предложения и потребностей рынка в товарах в предстоящих двух кварталах основан на балансовой увязке ожидаемого производства (поставки), прогноза потребности в товарах и необходимого уровня товарных запасов.

Раздел 3.Предложения и рекомендации

Этот раздел отражает результаты проведенного анализа и содержит следующее:

1.Перечень мер, которые необходимо принять для нормализации рынка сбыта (совершенствование графиков поставок, предложения по прямым связям, изменение зон сбыта, реклама, техническое обслуживание).

2. Перечень товаров, выпуск которых необходимо сократить.

3. Перечень товаров, выпуск которых следует увеличить.

4. Перечень товаров, рекомендуемых к снятию с производства



Вопросы для диагностики уровня освоения знаний студентов

1. В чем заключается сущность понятия «прогнозирование конъюнктуры рынка»?

2.На каких уровнях проводится прогнозирование конъюнктуры рынка?

3.Какова цель прогнозирования конъюнктуры рынка?

4.С помощью каких показателей можно определить состояние прогнозирование конъюнктуры рынка ?

5.Какие разделы включает в свой состав конъюнктурный обзор рынка ? Дать им характеристику.