Ход мастер-класса
1 с. Добрый день, уважаемые коллеги! Моё выступление мне бы хотелось начать с фразы немецекого педагога Адольфа Дистервега, которую он сказал ещё в 19 веке: «Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Такие приемы никуда и не годятся...»
Скажите, кто, как понял эту фразу? С чем ее мы можем соотнести в наше время на уроке?
Верно, поэтому тема нашей сегодняшней встречи…
2 сл. Приемы организации целеполагания на уроках в начальной школе.
3 сл. Актуальность выбранной темы заключается: так как мы работаем по новым федеральным государственным образовательным стандартам и наша задача научить детей добывать знания, а не получать их в готовом виде. Нам необходимо развивать УУД. ФГОС НОО Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Основной целью этапа целеполагания является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.
4 сл. ЗАДАЧИ. В ходе мастер класса мы должны решить след.задачи.
5 сл. Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах. Тема моего мастер-класса: Приемы организации целеполагания на уроках в начальной школе. Как вы думаете, какая цель моего мастер-класса? (показать приемы целеполагания) - А тогда какая ваша цель как участников мастер-класса? (узнать приемы целеполагания, кому-то вспомнить). Цель деятельности должна быть ориентирована на результат, соотноситься с конкретным уроком. Поэтому Цель должна быть достижимой. Цель должна быть конкретной, четко сформулированной. В конце урока мы обязательно возвращаемся к цели, зафиксированной на доске, и проверяем, достигнута она или нет.
6 сл. Я представлю вам некоторые методы целеполагания, которые считаю интересными.
§ Ситуация яркого пятна
§ Фантастическая добавка
§ Микрофон
§ Группировка
7 сл. Ситуация яркого пятна. Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.
8 сл. Пример данного приема. Тема не указана. Окружающий мир, 1 кл. «Кто такие рыбы?» Как вы думаете, какой предмет является «ярким пятном» из данных? Значит какую цель обучающиеся могут поставить?
9 сл. Фантастическая добавка. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
10 с. Как вы думаете, где здесь фантастическая добавка? Как обучающиеся могу выйти на цель?
11 с. Прием «Микрофон». Суть заключается в том, чтобы дать возможность каждому ученику высказаться на уроке и поделиться своим мнением. Когда класс разбит на небольшие группы, каждая из которых отвечает за определенный вопрос, дети чувствуют себя важными и ответственными.
12 сл. Как вы думаете, какие гипотезы могут предположить дети?
13 сл. Сейчас я вам предлагаю работу в парах. Вытяните одну тему и примените любой приём из вышепредложенных.
14 сл. Возвращаемся к задачам.
15 сл. Вывод.
Целеполагание не является индивидуальным действием одного человека. Это процесс взаимодействия всех участников деятельности.
Таким образом, рассмотренные приёмы целеполагания позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.
Всё изложенное мной выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески работающий учитель наверняка может предложить и другие. Я же остановилась на тех, которые наиболее приемлемы, на мой взгляд. В заключении необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок – «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!»
Просмотр содержимого документа
«Материалы для проведения мастер-класса. Тема: "Приемы организации целеполагания на уроках в начальной школе".»
«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Такие приемы никуда и не годятся...»
Адольф Дистервег
Приемы организации целеполагания на уроках в начальной школе
Выполнила: Поботаева Алёна, 21П-2
ФГОС НОО:
- Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Основной целью этапа целеполагания является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.
- Вспомнить понятие «целеполагание»;
- Вспомнить понятие «целеполагание»;
- Познакомиться с методами целеполагания;
- Применить методы целеполагания на практике .
Задачи:
Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах.
1.
Цель должна быть достижимой.
2.
Цель должна быть конкретной.
Методы целеполагания
1.
2.
3.
Ситуация яркого пятна
Фантастическая добавка
Микрофон
Ситуация яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.
Окружающий мир, 1 кл.
Фантастическая добавка
Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
Русский язык , 4 кл.
Незнайка написал записку с ошибками, перепутав гласные Е-И: «Торопыжка, ты должен успеть к прЕбытию поезда в 8 часов и встретить Знайку, потому что я прИбываю на работе»
Микрофон
Суть заключается в том, чтобы дать возможность каждому ученику высказаться на уроке и поделиться своим мнением. Когда класс разбит на небольшие группы, каждая из которых отвечает за определенный вопрос, дети чувствуют себя важными и ответственными.
Окружающий мир, 1 кл. «Откуда берется снег и лёд?»
Предлагается высказать свои предположения по поводу происхождения снега и льда. Обучающиеся выдвигают различные гипотезы, а затем формулируют цель урока самостоятельно или при помощи учителя.
- Вспомнить понятие «целеполагание»;
- Познакомиться с методами целеполагания;
- Применить методы целеполагания на практике .
Задачи:
Рассмотренные приёмы целеполагания позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.