СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для проведения недели информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для проведения недели информатики. Соревнование двух команд по занимательным и не очень вопросам из курса информатики

Просмотр содержимого документа
«Материалы для проведения недели информатики»


  • Автор внеклассного мероприятия: Жданова Мария Владимировна, учитель информатики МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»

  • Тема: КВН между классами в рамках недели информатики в школе.

  • Цель внеклассного мероприятия: развитие интереса к изучению информатики.

  • Задачи внеклассного мероприятия:

А) Обучающие: повторение и систематизация пройденного материала;

Б) Развивающие:

  • Развитие мотивации к изучению информатики;

  • Развитие логического мышления учащихся;

  • Развитие творческих способностей детей;

В) Воспитывающие:

  • Воспитание культуры общения и поведения;

  • Воспитание культуры умственного труда;

  • Организация общения в классе;

  • Тип урока: внеклассное мероприятие

  • Класс: 9

  • Базовые учебники: Угринович Н.Д «Информатика и ИКТ» для 9 класса, для 8 класса

  • Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая, КТД

  • Необходимое техническое оборудование:

  • клавиатурный тренажер «Руки солиста», расположенный на сайте Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

  • диск 18 (Электронные образовательные ресурсы нового поколения) из пакета «Первая помощь 2.0»


Коллективное планирование:

Для подготовки КВНа необходимо провести коллективное обсуждение и распределение ролей. Желательно обсудить форму и время проведения мероприятия, дать задания для подготовки (придумать название команды, подготовить визитку и девиз).


Ход мероприятия:

Командам предлагается выполнить задание за определенное время. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание. Жюри выставляет баллы и подводит итоги по мере игры.

1. Приветственное слово ведущего(учителя).

В рамках недели информатики на сцене встретились самые талантливые, самые умные любители самой прекрасной науки информатики. Они отправляются в большое путешествие по волнам Науки. Счастливого плавания и семь футов им под килем.

2. Представление жюри.

От класса выбирается по 2 человека в жюри. Возглавляет жюри учитель или вожатый.

3.Знакомство (представление визиток).

Команды представляют свои визитки: название, девиз, участники, капитаны команд. Форму представления команды придумывают сами. Например, названия у команд могут быть такими:

МИНУС

ПЛЮС

Мы

Победим

Им

Логикой и

Нос

Юмором

Утрем

Соперников

Сегодня



4.Предварительная подготовка к путешествию.

Ведущий предлагает командам отправиться в путешествие на двух кораблях.

Нельзя отправиться в путешествие без капитана, радиста, кока.

На 4 компьютерах загружается программа ОМС плеер из диска 18 (Электронные образовательные ресурсы нового поколения) из пакета «Первая помощь 2.0».

Поскольку при каждом запуске программы данные в условии меняются, капитаны и коки решают одну и ту же задачу на разных компьютерах.

А)Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается решить «Задачу на движение тел по реке».


Б) Кокам предлагается решить «Задачу на прямую пропорциональность»


В) Радисты должны выполнить задание из практикума «Руки солиста»(9 класс)

(Тренажер «Руки солиста» направлен на развитие у школьника индивидуального навыка слепого десятипальцевого метода набора на клавиатуре компьютера. «Руки солиста» представляет собой комплект разноуровневых учебных тренингов для учащихся с 7-9 классы. Предлагаемый продукт «Руки солиста» позволяет повысить мотивацию учащихся, а также стимулировать их увлеченность школьным предметом, что в целом будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса и уровня знаний, получаемых на занятиях по информатике.)

Г)Разминка. Остальным членам команды в это время предлагается показать свою готовность к плаванию, ответив на вопросы разминки.

Вопросы для разминки (список литературы №1)

  1. У фирмы Audi это четыре кольца, у фирмы Peugeot – медвежонок, у фирмы Apple- яблоко. Как это выглядит у фирмы Windows? – открытые окна.

  2. Вэ, икс, эль, цэ, дэ, эм. Здесь пропущено первое, которое вы и назовете.

    1. (I,V,X,L,C,D,M –римские цифры).

  3. Что общего и в чем разница между Государственным флагом России и принципом получения точки на экране монитора?

Белый – синий - красный точка: красный – зеленый - синий.

  1. В греческом их -24, в латинском -26. Сколько их в русском?

33 буквы

  1. В художественных произведениях на военную и приключенческую темы, написанных на русском языке очень важные события происходят, как правило, во время Ч, а написанных на английском языке в час Х. Почему?

Потому что это одна и та же клавиша на клавиатуре. Писатели, переводившие на русский язык, тоже хотели написать час Х, но переключать регистр было лень.

  1. Что такое 86 smopuiM ?

Windows 98 в перевернутом виде.

  1. Французский писатель Виктор Гюго сказал, что «у истории ее нет». Мы все в жизни часто ею пользуемся, а ее виртуальной разновидностью Вы можете воспользоваться только не выключая компьютер. Что это?

Корзина.

  1. Однажды дежурному пришло с корабля сообщение SMS на мобильный телефон в виде числа 505. Получивший его дежурный (он понял от кого SMS) срочно сообщил командующему флотом, и на помощь кораблю были посланы суда и самолеты. Почему это было сделано?

Дежурный понял, что сообщение в виде числа 505 означает SOS – сигнал бедствия, и принял необходимые меры.

  1. Петр Первый прорубил одно это в Европу, а Билл Гейтс поместил много этих на экран компьютера. Что это?

Окно

  1. Что такое трит?

Бит – элементарная единица измерения информации, представленной в двоичной системе счисления , трит – в троичной системе счисления. На этой системе была основана ЭВМ «Сетунь».

5. Остров Логики.

Итак, команды готовы отправится в путешествие. Далее ведущий сообщает, что первой остановкой на их пути следования будет остров Логики. Командам предлагается условие логической задачи. Побеждает команда, давшая первой верный ответ и пояснившая свое решение. (список литературы №2)


В некотором государстве проживали рыцари, которые всегда говорили правду, и лжецы, которые всегда лгали. Однажды в эту страну проник шпион по имени Мердок(шпион может говорить правду или лгать по своему усмотрению), и об этом стало известно властям. Были задержаны три человека: А, В, С. Стало известно, что среди них есть рыцарь, шпион и лжец. На следствии они заявили следующее:

А: Я – Мердок.

В: А сказал правду.

С: Я –Мердок.

Кто из них рыцарь, кто лжец, кто шпион?

Ответ:

А: шпион Мердок.

В: рыцарь.

С: лжец.


6. «Угадайка»

В путешествии должно быть весело. Ведущий предлагает командам поиграть в «Угадайку». В называемом ведущим слове необходимо заменить одну букву и получить слово, связанное с информатикой и компьютерами. Например, бант – байт, хобот – робот.(Для более быстрого проведения конкурса вопросы ведущего демонстрируют с помощью проектора.)

(список литературы №3)

Вопрос ведущего (ведущий выбирает один из предложенных вариантов)

Ответ членов команды.

болонка

колонка

Боль, соль, моль, роль

ноль

Кит, бот

бит

Ваза, фаза

база (данных)

Вектор, лектор

Сектор

злак

Знак

Ком, кол

Код

Палка, шапка

Папка

Пробег, продел

Пробел

профессор

Процессор

риск

Диск

Род, ком, кол

Код

строфа

Строка

сумка

Сумма

Тина, мина

Шина

чистота

Частота (тактовая)

суть

Сеть

клок

Блок (системный)

Весть, тесть, честь, лесть

шесть

Пост, корт

Порт (последовательный, параллельный, USB)



7.Радиограмма.

Пока путешественники развлекались, радист получил радиограмму. Поможем коллеге ее расшифровать.


Число на доске (текст радиограммы)

Десятичный код числа

Буква

10000010

130

В

10101111

175

п

10100101

165

е

11100000

224

р

10100101

165

е

10100100

164

д

10101000

168

и

00100000

032

пробел

11100000

224

р

10101000

168

и

11100100

228

ф

11101011

235

ы


Алгоритм расшифровки радиограммы.

Запустить стандартную программу Калькулятор. Вид – инженерный. Выбрать двоичную систему счисления (Bin).Набрать двоичную запись числа(первый столбец таблицы). Выбрать десятичную систему счисления(Dec). Полученную десятичную запись числа запомнить или записать.

Запустить стандартную программу Блокнот. С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише {Alt} ввести полученный числовой код (второй столбец таблицы), отпустить клавишу {Alt}. В документе появится символ. Идти писать символ на доске.


8. «Дорога на остров».

Очень долго расшифровывали радиограмму, поэтому попали на рифы. Чтобы спастись, необходимо попасть на ближайший остров. Для этого надо назвать два очередных элемента последовательности, начало которой я буду писать на доске. При необходимости ведущий требует объяснить алгоритм составления последовательности(список литературы №4)

Данная последовательность

Два очередных элемента последовательности

Комментарий

21,20,18, 15,11, 6

0,-7

Каждый элемент последовательности равен предыдущему, уменьшенному на величину его порядкового номера

10, 8,11, 9,12, 10,13

11,14

Каждый элемент с нечетным порядковым номером, начиная с третьего, получается путем увеличения предыдущего элемента с нечетным номером на единицу. Так же получаются и элементы с четными номерами

9,7,8,6,7,5,6,4

5,3

Элементы последовательности с четными номерами получаются путем уменьшения предыдущего элемента на 2, а с нечетными – путем увеличения предыдущего на 1.

6, 9,18, 21, 42,45

90,93

Элементы последовательности с четными номерами увеличиваются по сравнению с предыдущими на 3, а с нечетными номерами – увеличиваются в 2 раза.

1,2,4,5,10,11,22,23,46,47

94,95

Элементы последовательности с четными номерами увеличиваются по сравнению с предыдущими на 1, а с нечетными номерами – увеличиваются в 2 раза.

1,11,20,28,35,41,46

50,53

Второй элемент последовательности получается путем прибавления к первому числа 10, третий - путем прибавления ко второму числа 9, четвертый - путем прибавления к третьему числа 8 и т.д.

1,1,2,3,5, 8,13

21,34

Последовательность Фибоначчи (каждое следующее число получается путем сложения двух предыдущих элементов)

30,27,9,12,9,3,6,3,1

4,1

Второй элемент последовательности получается путем уменьшения первого на 3, третий путем деления второго на 3, четвертый путем увеличения третьего на 3, пятый получается, так же как и второй, и далее цикл повторяется.

7,9,13,21,37

69,133

Каждый последующий элемент последовательности получается путем увеличения предыдущего числа на два в степени, равной порядковому номеру этого числа в последовательности(+2, +4, +8, +16)

1,1,2,6,24,120,

720,5040

Каждый элемент последовательности равен предыдущему, умноженному на величину его порядкового номера

1,8,27,64,125

216,343

Каждый элемент последовательности является третьей степенью числа натурального ряда (порядкового номера последовательности).

1,2,4,7,11

16,22

Каждый элемент последовательности, начиная со второго, получается путем увеличения предшествующего числа на его порядковый номер.


9. «Болото».

Давайте, исследуем остров. Чтобы попасть в глубь острова, надо пройти по болоту. Для передвижения по болоту каждому члену команды выделяется два листочка: сначала двумя ногами на один листик, потом на другой, потом первый листик передвинуть вперед, стать на него, потом передвинуть второй листик и стать на него и т.д. По болоту движется два человека (по одному от команды), называя по одному слову из понятий информатики (повторяться нельзя). Если участник команды больше не знает терминов из информатики, то его команда проигрывает.


10. «Встреча с туземцем».

В глубине острова встретили туземца. Чтобы понять друг друга, надо связать между собой термины, изучаемые в информатике и термины, используемые при изучении русского языка.

Определения, используемые при изучении информатики – слева, при изучении русского языка – справа. Необходимо найти пары определений, обозначающих одно и то же слово (омонимы).

(список литературы №3)


1. В текстовом редакторе Microsoft Word – текст, написанный до нажатия клавиши Enter.

1.Раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения предложений.

2. Жаргонное название корневого каталога.

2.В грамматике – определение, выраженное существительным.

3. Программа, созданная под управлением операционной системы Windows

3. «Красная» строка.

4.Совокупность правил записи символов в языке программирования

4.Совокупность приемов использования языковых средств для выражения мыслей и идей.

5. Совокупность характеристик символа или абзаца в текстовом редакторе Microsoft Word .

5. Основная, значимая часть слова.


Ответ 1-3 (абзац)

2-5 корень.

3-2 приложение

4- 1 (синтаксис)

5-4 (стиль)


11. «Марафон».

Туземец обещает вывести на ту часть острова, где часто видны пролетающие самолеты. Дорога очень трудная и долгая, придется карабкаться по горам. Для прохождения марафона каждому участнику команды вручается шарик воздушный. Его нужно лопнуть, из него выпадет засунутая туда записка, на вопрос надо ответить верно. Если ответа не последовало, то вопрос передается команде, потом болельщикам команды, потом другой команде и ее болельщикам.

(список литературы №5)


Вопросы конкурса «Марафон».

Ответы.

Первая в мире женщина-программист

Ада Лавлейс

Ткач, впервые использовавший перфокарту

Жаккард

Назовите профессию Сэмюэла Морзе

художник

Родина Ч.Бэббиджа

Англия

Наименьшая единица информации

Бит

Какие значения приобретает бит

0 и 1

Профессия человека, занимающегося пропагандой информационных технологий в среде населения возраста от 7 до 17 лет.

Учитель

Предприятие связи, осуществляющее передачу текстовой информации

Почта

Последовательность действий со строго определенными правилами

Алгоритм

Арабский математик, проживавший в городе Хорезм

Мухаммед Бен Мусса

аль-Хорезми

«Огнестрельное» название жесткого диска

Винчестер

Поименованная область на диске, содержащая определенную информацию

Файл

Назовите фамилию известного ученого, в честь которого назван язык программирования.

Паскаль

Корпорация, основанная двумя студентами в 1975 году

Microsoft

Знаковая система представления информации

Язык

Каким информационным процессом связаны книги, фотографии и годовые кольца на деревьях

Хранением

Каким информационным процессом связаны магнитофон, телефон и радио?

Передача

Носитель информации, вырабатывавшийся из кожи животных.

Пергамент

Человек, составляющий программы

Программист

Компания, которая с 1971года производит процессоры

Intel


12. «Рыбалка».

Выбрались на берег. Как хочется кушать! Ловим рыбу.

Из плотной бумаги вырезается несколько рыбок. Через глаз к рыбе привязывается нитка. На пояс участника завязывается поясок (например, от халата). На спине участника за поясок привязывается нитка с рыбкой, почти касающаяся пола. Руки участников за спиной. Нужно ногами сорвать рыбу противника и отгадать написанный на ней вопрос словами «да» или «нет».

(список литературы №3)


Вопросы

Ответы

Верите ли Вы, что основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования?

да

Верите ли Вы, что после операции, называемой дефрагментация, объем свободного места на диске станет больше?

нет

Верите ли Вы, что операционная система Windows допускает, чтобы в одной папке находились файлы с именами список.doc и Список.doc?

нет

Верите ли Вы, что были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий диск?

да

Верите ли Вы, что если содержание двух файлов объединить водном файле, то размер получившегося файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов?

да

Верите ли Вы, что операционная система Windows допускает, чтобы на одном диске находились два файла с абсолютно одинаковыми именами?

да


13. «Счастливое спасение».

На горизонте показался самолет. Чтобы обратить его внимание на себя, поведем артистический конкурс. Командам нужно будет без помощи слов изобразить то, что предложено в задании.

А) правила безопасности в кабинете информатики

Б) контрольная работа по информатике.


14. «Ракетница».

Газету большого формата нужно быстрее засунуть в пластиковую бутылку.


15. Подведение итогов, вручение призов.




Использованная литература.


  1. Д.М.Златопольский Сборник заданий для внеклассной работы по информатике. Библиотечка «Первого сентября» Серия «Информатика» Выпуск 1(7) / 2006 – М., Чистые пруды, 2006

  2. В.Лыскова, Е.Ракитина Логика в информатике. – М., Лаборатория базовых знаний, 2004

  3. Д.М.Златопольский Внеклассная работа по информатике. Издательский дом «Первого сентября» Газета «Информатика» №23(455) / 2004

  4. Д.М.Златопольский Конкурсы по информатике для учащихся. Издательский дом «Первого сентября» Газета «Информатика»

№15 (520) / 2006

  1. И.Б.Павлова Информатика и КВН. Издательский дом «Первого сентября» Газета «Информатика» №37(470) / 2004

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!