СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для развития речи учащихся на уроках русского языка. Библейские фразеологизмы.Часть 2.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал позволяет запомнить значение и узнать происхождение фразеологизмов:

Валтасаров пир, фиговый листок, бросать камень, юдоль плача, Содом и Гоморра, Соломоново решение, строить дом на песке, нести свой крест.

 

Просмотр содержимого документа
«Материалы для развития речи учащихся на уроках русского языка. Библейские фразеологизмы.Часть 2.»

Образные выражения, пришедшие в русский язык из Библии  Это интересно Часть 2.

Образные выражения, пришедшие в русский язык из Библии

Это интересно

Часть 2.

 Валтасаров пир а) свадьба б) неуместное торжество в) триумф победителя г) оргия

Валтасаров пир

а) свадьба

б) неуместное торжество

в) триумф победителя

г) оргия

 Валтасар (согласно Библии, сын царя Вавилона Навуходоно-сора II) в последнюю ночь осады Вавилона персами устроил пир, во время которого были исполь-зованы вывезенные из Храма при взятии Иерусалима золотые и серебряные сосуды, что в иудаизме считалось проявлени-ем святотатства. Во время пира на стене появились пророческие слова (

Валтасар (согласно Библии, сын царя Вавилона Навуходоно-сора II) в последнюю ночь осады Вавилона персами устроил пир, во время которого были исполь-зованы вывезенные из Храма при взятии Иерусалима золотые и серебряные сосуды, что в иудаизме считалось проявлени-ем святотатства. Во время пира на стене появились пророческие слова ("Исчислено. Начертано. Предрешено"), которые сбылись утром: Вавилон взяли персы.

Значение:  Пир, веселье накануне неминуемой беды.

  «Жить Валтасаром» — беспечно роскошествовать. 

 Фиговый листок –  а) крайнее средство б) подделка в) слабая защита г) лицемерная маскировка

Фиговый листок –

а) крайнее средство

б) подделка

в) слабая защита

г) лицемерная маскировка

 В Ветхом Завете рассказывается, как после грехопадения Адам и Ева познали стыд и опоясали себя листьями смоковницы (фигового дерева): «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».   Распространено выражение с XVI в., когда европейские скульпторы при ваянии нагого человеческого тела были вынуждены «прикрывать» его фиговым листом, уступая христиан-ской Церкви, которая считала вид человеческого тела «неприличным».  Значение:   лицемерное прикрытие чего-либо постыдного, непристойно-го, а также лицемерная маскировка подлинных намерений или истинного положения дела.

В Ветхом Завете рассказывается, как после грехопадения Адам и Ева познали стыд и опоясали себя листьями смоковницы (фигового дерева): «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Распространено выражение с XVI в., когда европейские скульпторы при ваянии нагого человеческого тела были вынуждены «прикрывать» его фиговым листом, уступая христиан-ской Церкви, которая считала вид человеческого тела «неприличным». Значение:   лицемерное прикрытие чего-либо постыдного, непристойно-го, а также лицемерная маскировка подлинных намерений или истинного положения дела.

 Бросать камень – а) осудить б) разрушить в) бросить вызов г) предать

Бросать камень –

а) осудить

б) разрушить

в) бросить вызов

г) предать

 В Новом Завете есть притча о том, как противники Христа фарисеи подвели к нему женщину «лёгкого поведения» для осуждения, а он ответил: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И никто камня не бросил, так как безгрешных людей не существует.  Значение: обвинить, заклеймить позором, пригвоздить к позорному столбу, заклеймить.

В Новом Завете есть притча о том, как противники Христа фарисеи подвели к нему женщину «лёгкого поведения» для осуждения, а он ответил: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И никто камня не бросил, так как безгрешных людей не существует.

Значение: обвинить, заклеймить позором, пригвоздить к позорному столбу, заклеймить.

Юдоль плача –   а) земная жизнь  б) загробный мир  в) кладбище  г) монастырь
  • Юдоль плача –
  • а) земная жизнь
  • б) загробный мир
  • в) кладбище
  • г) монастырь
Юдоль плача (печали, слёз) – земная жизнь с её заботами и печалями . Выражение из Библии. С церковно-славянского  юдоль   означает  

Юдоль плача (печали, слёз) –

земная жизнь с её заботами и печалями . Выражение из Библии.

С церковно-славянского  юдоль  

означает  "долина".

Содом и Гоморра  - а) брат и сестра б) беспорядок в) распущенность г) географические названия

Содом и Гоморра  -

а) брат и сестра

б) беспорядок

в) распущенность

г) географические названия

 Жители Содома и Гоморры прогневили Бога своим развратным образом жизни, пороками и бесчинствами, и он наслал на них «серу и огонь с неба».  Спастись было разрешено только праведнику Лоту с семьёй, но жена Лота, нарушив запрет, оглянулась и посмотрела на покидаемый город. За это она мгновенно обратилась в соляной столп.  Значение:  - полный беспорядок, суматоха, неразбериха; - крайняя безнравственность.

Жители Содома и Гоморры прогневили Бога своим развратным образом жизни, пороками и бесчинствами, и он наслал на них «серу и огонь с неба».

Спастись было разрешено только праведнику Лоту с семьёй, но жена Лота, нарушив запрет, оглянулась и посмотрела на покидаемый город. За это она мгновенно обратилась в соляной столп.

Значение:

- полный беспорядок, суматоха, неразбериха;

- крайняя безнравственность.

Соломоново решение  – а) мудрое, неожиданное решение  б)решение суда  в) опрометчивое решение г)глупость

Соломоново решение  –

а) мудрое, неожиданное решение б)решение суда в) опрометчивое решение

г)глупость

  В Ветхом Завете есть притча, как к Соломону пришли две женщины-со-седки: у одной из них умер ребёнок, а у другой нет, они принесли живого ребенка и утверждали, что обе яв-ляются его матерями. Соломон при-казал: «Принесите меч и рассеките живого ребёнка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!», а другая сказала: «Рубите, пусть не достанется ни ей ни мне». По этой реакции Соломон понял, кто настоящая мать ребёнка и отдал его первой женщине.  Значение : мудрое решение, поступок; в более широком смысле - мудрость. пол

  В Ветхом Завете есть притча, как к Соломону пришли две женщины-со-седки: у одной из них умер ребёнок, а у другой нет, они принесли живого ребенка и утверждали, что обе яв-ляются его матерями. Соломон при-казал: «Принесите меч и рассеките живого ребёнка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!», а другая сказала: «Рубите, пусть не достанется ни ей ни мне». По этой реакции Соломон понял, кто настоящая мать ребёнка и отдал его первой женщине. Значение : мудрое решение, поступок; в более широком смысле - мудрость.

пол

Строить дом на песке  - а) ненадежное предприятие; необоснованные планы б)стройка на песке в) использовать песок в качестве строительного материала
  • Строить дом на песке  -

а) ненадежное предприятие; необоснованные планы

б)стройка на песке

в) использовать песок в качестве строительного материала

Из Нового завета. В Нагорной проповеди есть слова: «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Значение : опираться на недостаточно надежные и проверенные данные в своих планах, рассуждениях.

Из Нового завета. В Нагорной проповеди есть слова: «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».

Значение : опираться на недостаточно надежные и проверенные данные в своих планах, рассуждениях.

Нести свой крест  - а)мужественно переносить неприятности б) терпеливо переносить страдания и невзгоды  в) носить на шее небольшой крестик

Нести свой крест  - а)мужественно переносить неприятности

б) терпеливо переносить страдания и невзгоды в) носить на шее небольшой крестик

  Однажды Христос обратился к людям: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною». В Римской империи, частью которой была Иудея, каждый поданный знал о страшной казни через распятие на кресте. Осужденный сам нес орудие своей смерти – тяжелый деревянный крест на место казни. Этот образ Иисус использовал, чтобы показать основной принцип Своего учения: настоящим последователем Христа может называться только тот, кто готов отказаться от собственных удовольствий, кто сможет покорно переносить все трудности и  испытания , кто будет готов принять страдания во имя веры.  Христос подтвердил свои слова примером собственной жизни. После ареста  смиренно переносил издевательства, плевки и удары римских солдат. А потом нес свой крест на Голгофу, где был предан мучительной казни.

Однажды Христос обратился к людям: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною». В Римской империи, частью которой была Иудея, каждый поданный знал о страшной казни через распятие на кресте. Осужденный сам нес орудие своей смерти – тяжелый деревянный крест на место казни. Этот образ Иисус использовал, чтобы показать основной принцип Своего учения: настоящим последователем Христа может называться только тот, кто готов отказаться от собственных удовольствий, кто сможет покорно переносить все трудности и  испытания , кто будет готов принять страдания во имя веры.

Христос подтвердил свои слова примером собственной жизни. После ареста  смиренно переносил издевательства, плевки и удары римских солдат. А потом нес свой крест на Голгофу, где был предан мучительной казни.

Спасибо за внимание! Материал подобран Аксёновой Е.Ю., учителем русского языка и литературы МБОУ «Нахабинская гимназия №4».2019г.

Спасибо за внимание!

Материал подобран Аксёновой Е.Ю., учителем русского языка и литературы МБОУ «Нахабинская гимназия №4».2019г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!