Советы логопеда
Речь не передается по наследству, ребенок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.
Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь ребенка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
Не употребляйте слишком много длинных фраз: логопеды не советуют перегружать ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Как бы несовершенно ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если
он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в
невербальный диалог, приветствуя и одобряя
любой ответ (жест, выразительный взгляд).
Мифы и реальность о развитии речи малышей
Миф № 1. В каждом возрасте малыши должны говорить строго определенное количество слов.
Человек – это не механизм, не компьютер, поэтому не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. Ребенок – прежде всего индивидуальность, и не уважать особенности развития конкретного малыша мы не можем. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов, тот минимум, на который мама может ориентироваться.
Миф № 2. Пальчиковые игры помогают заговорить.
Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка сильно преувеличено. Действительно, моторные и речевые зоны в коре больших полушарий мозга находятся рядом. Но связь мелкой моторики и речи лишь косвенная, а никак не прямая. Мелкую моторику развивать нужно, но считать такие игры панацеей при задержке речи не стоит.
Миф № 3. Ждите до пяти лет!
Если у четырехлетки нет звука Р, то это уже и не миф, а правда. Бывает, что к 5 годам накопился такой огромный «стаж» неправильного говорения, что поставить все звуки до школы не удается.
Миф № 4. Другие уже вовсю болтают, а мой — все никак.
Сравнивать своего малыша с другими – дело абсолютно бессмысленное. Детки развиваются не только по общим, единым для всех законам развития, но и с учетом индивидуальных особенностей. К таким особенностям относятся состояние здоровья крохи, темпы созревания центральной нервной системы, темперамент. Какой смысл сравнивать два разных темперамента? И тот, и другой имеют плюсы и минусы, но по- разному влияют на темпы и
качество развития речи малыша. Поэтому, если уж сравнивать, то только достижения самого ребенка за какой-либо промежуток времени.
Миф № 5. Нарушения речи передаются по наследству.
Большинство нарушений речи прямо по наследству не передаются, а передается лишь предрасположенность к этому. Если у ребенка уже выявили задержку речевого развития, то винить наследственность в этом нужно в последнюю очередь.