СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы доклада выступления на МО :"Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы выступления на заседании мотодического объединения учителей начальных классов по теме "Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности школы".

Просмотр содержимого документа
«Материалы доклада выступления на МО :"Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8 ГОРОДА ДОНЕЦКА»





Заседание методического объединения учителей начальных классов



Тема:

«Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности школы»









Доклад выполнила:

Ломейко Л.А.,

первая квалификационная категория











Вступление

Современная школа готовит детей к жизни, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. В связи с этим возникает проблема разработки и проведения мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Мы, педагоги, должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. На здоровье школьника влияют две группы факторов: не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т. д.) и управляемые факторы (организация оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей).

Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.

В своей работе хочу остановиться на здоровьесберегающих технологиях, используемых во внеурочной деятельности

Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников.

ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса Основ здоровья в учебной деятельности. Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности проводится в нашей школе во внеурочное время в рамках программы «Здоровым быть модно!» и включает в себя:

  • мероприятия по изучению и повторению правил дорожного движения;

  • мероприятия по изучению и повторению правил пожарной безопасности;

  • мероприятия по безопасности на водных объектах, во время гололеда, по ГО и ЧС, антитеррористической защищенности.

Лекции, классные часы, праздники, игры, викторины, беседы, тренировочные эвакуации проводят классные руководители, специалисты гражданской обороны, пожарной части, инспектор ГАИ. Они способствуют профилактике детского травматизма.

Казалось бы, что особенного – перейти улицу, выйти из троллейбуса, автобуса или войти в них. Однако, по данным сводок ГАИ, на дорогах Украины гибнет каждый год свыше 10 тысяч человек. Занятия по профилактике травматизма на дороге в нашей школе проходят интересно и познавательно. Ученики узнают немало важного о правилах поведения на улице и в общественном транспорте, о языке улиц и дорог, которые учат их смелости, помогают не убегать от автомобилей, а спокойно проходить мимо них, зная, что они не тронутся, пока вы переходите дорогу. Ведь только грамотные пешеходы могут чувствовать себя на дороге в относительной безопасности, не бояться за своё здоровье, что является богатством каждого.

Каждый год учащиеся школы принимают активное участие в конкурсах «Безопасное колесо», «Письмо водителю», «Дети о правилах дорожного движения», «Дорожный знак». В школе оформлен стенд по ПДД для учащихся и родителей.

Регулярно в школе проводятся целевые профилактические мероприятия под девизом «Внимание – дети!». Особое внимание правилам дорожного движения уделяется в начале и конце учебного года. Ежегодно с 1 по 16 сентября обеспечено проведение в школе с учащимися бесед, инструктажей на темы: «Путь из школы домой», «Я - пешеход», «Я – пассажир». Проверка полученных знаний осуществляется через викторины, конкурсы, игры.

По плану мероприятий по ПДД проводятся беседы по темам: «Правила безопасного поведения на улице, на транспорте», «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения», «Горят огни на перекрёстках», «Дорожная грамота», конкурс «Дорожные знаки». Викторина «Безопасная дорога» включает теоретические вопросы и решение ситуативных задач и ребусов. Игра «Пешеход и пассажир» способствует не только усвоению дорожных знаков, но и включает защиту газет, конкурс капитанов, практическую часть по оказанию доврачебной помощи.

Мероприятия по изучению, повторению правил пожарной безопасности проводятся по плану во время недель и декад пожарной безопасности. Это классные часы по соблюдению правил пожарной безопасности в образовательном учреждении, в быту, беседы о правилах пожарной безопасности, конкурсы кроссвордов по ПБ, выставки газет с подборкой статей о причинах пожаров и их последствиях, оформление уголка по ПБ, просмотр видеофильмов по противопожарной тематике, посещение пожарной части, организация выставки книг, знакомство с газетными, журнальными публикациями о крупных пожарах и их последствиях.

Мероприятия по безопасности на воде, на льду, на водоёмах во время ледокола проводятся с целью сохранения жизни детей. Это инструктажи «Правила охраны жизни людей на воде», «Меры безопасности на льду», конкурс рисунков «Осторожно: тонкий лед», практические занятия «Оказание помощи провалившемуся под лед», книжная выставка «Будь внимателен на воде» и т. д.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Данные технологии реализуются как на уроках физкультуры, так и в работе спортивных секций, внеурочной физкультурно-массовой оздоровительной деятельности, которая является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нем всегда должна быть разумная цель и определенные стремления. Внеклассные занятия - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.

В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях педагоги школы стараются задействовать как можно больше детей. Участие в соревнованиях школьного, городского и областного уровней во многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям.

В начале каждой четверти педагоги проводят с учащимися инструктаж по безопасному поведению во время занятий. Они рассказывают ребятам о различных видах спорта, о великих спортсменах, проводят развлекательные игры, викторины, встречи с известными или просто интересными людьми, чья жизнь связана со спортом. К этому занятию ребята готовят презентации «О спорт, ты – мир», «Питание и здоровье», «Гигиена учащихся», «Режим дня школьника».

Дни Здоровья несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди подростков, значительно увеличивают двигательную активность ребенка. В день проведения праздника команды всех классов участвуют в соревнованиях, сочетающих в себе элементы общей физической подготовки и туризма, где учащиеся могут показать свои знания по основам безопасности жизнедеятельности.

Великие философы Сократ, Платон и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности.

Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, к чему стремятся и над чем работают учителя и родители:

  • повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

  • формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни.



ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Все проводимые в школе санитарно-гигиенические, просветительные, профилактические воспитательные мероприятия направлены на формирование культуры здоровья учащихся, на мотивацию их к ведению здорового образа жизни. Беседы по профилактике инфекционных заболеваний, табакокурения, алкоголизма, наркомании, предупреждению вредных привычек проводят специалисты . Они в форме диалога рассказывают ребятам о негативном влиянии факторов риска на здоровье, о возможностях его снижения.

Консультации, лекции, беседы по проблемам сохранения и укрепления здоровья проводят педагоги школы. Они рассказывают ребятам о негативном влиянии алкоголя, сигарет, наркотиков, а также проводят беседы по темам: «Профилактика гриппа», «Здоровое питание и влияние его на здоровье».

Один из главных факторов, определяющих наше здоровье - питание. Диетсестра школы при проведении бесед уделяет этому вопросу особое внимание. Рекомендует чаще употреблять молоко, молочные продукты (сыр, творог, яички), крупы (гречневую, овсяную, манную), рис, сливочное масло, блюда из печени, салат из капусты зелень и т. д. Только рациональное питание является обязательным условием нормального роста детей и подростков, их гармоничного физического и нервно – психического развития, поддерживает высокий уровень здоровья, придает организму устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, способствует их эффективному обучению.

Внеурочная деятельность по формированию у школьников устойчивого интереса и потребности в здоровом образе жизни ведется на классных часах, на занятиях кружков, акциях и т. д., на которых необходимо остановиться отдельно.





ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

В школе сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков. Тематика бесед на классных часах разнообразна: «Как вырасти здоровым», «Забота о глазах», «Забота о коже», «Как следует питаться», «Как сделать сон полезным», «Поведение в школе», «Вредные привычки», «Почему мы болеем?», «Первая медицинская помощь», «Соблюдение режима дня». Ребята получают необходимую информацию о здоровом образе жизни, об отрицательном отношении к вредным привычкам, о влиянии питания на организм. На классных часах учащиеся изучают полезные свойства овощей и фруктов, говорят о пользе гигиены, зарядки, закаливания и спорта, но. Реальность снижения уровня заболеваемости гриппом доказана включением в меню лимона, чеснока, лука. Анализ показал, что своевременная профилактика позволила предотвратить подъём гриппозных заболеваний и снизить заболеваемость.

ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ

В опрос о сохранении и укреплении здоровья является главным при планировании летнего оздоровительного отдыха. Огромную роль играет то, что в течение всего дня дети находятся на воздухе, вне помещения. Ежегодно в июне на базе школы работает летний оздоровительный лагерь «Веселка», в котором наши ребята не только интересно и увлекательно проводят время, но и укрепляют свое здоровье.

В начале июня ежегодно на летней площадке проводится детский конкурс «Эко-марафон», посвященный Всемирному дню окружающей среды. В ходе марафона ребята преодолевают несколько конкурсных этапов: предотвращают «экологическую катастрофу» в игре по ориентированию на местности «Спасатели будущего», проходят испытание в силе и ловкости в спортивной эстафете, отвечают на вопросы викторины «Аква-эрудит», показывают меткость в стрельбе из водного пистолета и изображают «живую скульптуру» на экологическую тематику.

Заключение

Благодаря наличию во внеклассной работе системы здоровьесбережения удается

  • обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом;

  • увеличить объём двигательной активности детей;

  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес к сохранению и укреплению здоровья;

  • обеспечить рост мотивации к ведению здорового образа жизни;

  • активизировать помощь родителей и общественности.

Таким образом, система внеурочной занятости детей, складывающаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной, полезной. Всё это используется для формирования здорового образа жизни учащихся.

Успешность реализации задач по созданию здоровьесберегающей среды в школе и формированию у учащихся здорового жизненного стиля достигается благодаря совместной работе медиков, педагогов, специалистов учреждений муниципального образования.

Воспитание и пропаганда здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников.

Комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность школы направлена на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, что даёт возможность детям и родителям получать знания в доступной форме.

Мероприятия по здоровьесбережению, проводимые в нашей школе систематически и целенаправленно, являются важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.




4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!