Учреждение образования
«Солигорский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
учреждения образования «Солигорский государственный колледж»
___________ Л.С.Бузун
«____»____________2022г.
Перечень теоретических вопросов
по учебной дисциплине «Методика экологического образования»
для учащихся, сдающих экзамен по учебной дисциплине «Методика экологического образования» общепрофессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 2-01 01 01 Дошкольное образование в дневной форме получения образования, в учебных группах ДО - 201б, ДО-203б
Роль природы в развитии личности ребёнка и его ценностных ориентаций.
Основные направления экологического образования детей дошкольного возраста.
Взаимодействие учреждения дошкольного образования с семьёй в экологическом образовании детей как важное условие воспитания экологической культуры детей
Содержание учебной программы дошкольного образования по ознакомлению с неживой природой детей в разных возрастных группах.
Содержание учебной программы дошкольного образования по ознакомлению с живой природой детей в разных возрастных группах.
Основные направления экологического воспитания детей в авторских программах экологического воспитания детей дошкольного возраста («Юный эколог» С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова Н.А «Наш дом» и др.)
Диагностика уровня экологических знаний, умений и навыков, отношений к природе детей разных возрастных групп.
Классификация методов и приёмов ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Значение, виды и формы организации наблюдений.
Организация циклов наблюдений за живыми объектами.
Требования к проведению наблюдений с детьми дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования.
Подготовка к проведению наблюдения.
Организация и методика проведения наблюдений за живыми объектами в младшем дошкольном возрасте.
Организация и методика проведения наблюдений за живыми объектами в среднем дошкольном возрасте.
Организация и методика проведения наблюдений за живыми объектами в старшем дошкольном возрасте.
Методика организации наблюдения за ростом и развитием растений и животных с детьми дошкольного возраста.
Значение и особенности использования наглядно-иллюстративного материала и технических средств обучения в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.
Содержание и методика ведения календарей природы и погоды, дневников наблюдений в разных возрастных группах.
Содержание и методика ведения календаря природы за ростом и развитием растения в старшем дошкольном возрасте
Роль моделирования в ознакомлении с природой и экологическом воспитании детей. Виды моделей. Формы работы с моделями.
Методика использования моделей и моделирования в учреждении дошкольного образования.
Сущность, значение и классификация опытов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Содержание и методика руководства опытами детей в разных возрастных группах.
Виды и содержание труда в природе в разных возрастных группах.
Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе.
Формы организации труда в природе.
Методика руководства трудом детей в природе в разных возрастных группах.
Дежурство как особая форма организации труда в уголке природы. Приемы руководства дежурством детей в уголке природы.
Место и роль игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Виды игр, их классификация.
Виды и методика проведения эколого-природоведческих игр в разных возрастных группах.
Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей.
Значение словесных методов, их характеристика.
Методика использования рассказа о природе в разных возрастных группах.
Методика чтения природоведческой литературы в разных возрастных группах.
Подготовка и методика проведения бесед с детьми дошкольного возраста.
Классификация форм эколого-природоведческой работы. Роль форм эколого-природоведческой работы в экологическом воспитании детей.
Занятия по ознакомлению с природой. Значение занятий.
Типы занятий, их место в системе эколого-природоведческой работе с детьми.
Виды занятий по использованию основного метода ознакомления с природой.
Значение и место комплексных занятий в системе эколого-природоведческой работе с детьми.
Организация эколого-природоведческой работы в повседневной жизни учреждения дошкольного образования.
Значение и место прогулок в ознакомлении с природой и экологическом воспитании детей.
Природоохранные экологические акции в учреждении дошкольного образования.
Использование экологических праздников в процессе воспитания детей.
Роль экскурсий в ознакомлении детей с природой. Виды и структура экскурсий в природу и на сельскохозяйственные объекты
Подготовка экскурсии и методика проведения в разных возрастных группах.
Классификация экологических зон. Общие требования к организации и оформлению экологической зоны.
Значение уголка природы. Принципы отбора обитателей уголка природы
Организация уголка природы в разных возрастных группах.
Роль экологической комнаты в экологическом воспитании детей. Объекты и оборудование экологической комнаты.
Значение участка детского сада в воспитательно - образовательной работе с детьми по ознакомлению с природой. Экологические зоны на участке детского сада
Организация экологической тропы на участке детского сада. Разработка маршрутов в разные сезоны.
Перспективное планирование эколого-природоведческой работы на занятиях и в повседневной жизни детского сада.
Календарное планирование эколого-природоведческой работы.
Составитель:
Преподаватель Михневич Т.А.
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
общепрофессиональных дисциплин
Протокол №______от ___________
Председатель цикловой комиссии
_____________ Савченко Т.С.
Учреждение образования
«Солигорский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
учреждения образования «Солигорский государственный колледж»
___________ Л.С.Бузун
«____»____________2022 г.
Практические задания
по учебной дисциплине «Методика экологического образования»
для учащихся, сдающих экзамен по учебной дисциплине «Методика экологического образования» общепрофессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 2-01 01 01 Дошкольное образование, в дневной форме получения образования, в учебных группах ДО – 201б, ДО - 203б
Разработать рассказ – объяснение на тему «Почему деревья осенью сбрасывают листья» (старший дошкольный возраст).
Разработать ход комплексного занятия на тему «Осень» для детей старшего дошкольного возраста.
Разработать структуру обобщающей беседы на тему «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и схематически изобразить обобщающие модели по классу «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Дикие животные» для детей старшего дошкольного возраста. Указать формы работы с ними.
Разработать систему опытов с песком и глиной для детей младшего дошкольного возраста.
Разработать систему опытов с водой для детей среднего дошкольного возраста.
Разработать систему опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста.
Разработать систему опытов с комнатными растениями, отражающими роль экофакторов в их жизни. Указать возрастную группу.
Разработать систему опытов с комнатными растениями, отражающими функции их отдельных частей. Указать возрастную группу.
Разработать конспект проведения дидактической игры «Чудесный мешочек» с овощами для детей младшего дошкольного возраста.
Разработать задачи к повторному наблюдению за декабристом для детей старшего дошкольного возраста.
Разработать задачи и краткий ход занятия по организации труда в уголке природы на тему «Посадка лука» для детей младшего дошкольного возраста.
Разработать задачи и краткий ход занятия по чтению художественной природоведческой литературы для детей дошкольного возраста (по выбору).
Разработать ход занятия по рассматриванию картины из серии «Домашние животные» для детей дошкольного возраста (группа по выбору).
Разработать систему игр с объектами неживой природы в весенне – летний период для детей дошкольного возраста (группа по выбору).
Разработать систему игр с объектами неживой природы в зимний период (группа по выбору).
Разработать задачи к первичному наблюдению за морской свинкой для детей среднего дошкольного возраста.
Разработать ход наблюдения за волнистым попугаем для детей старшего дошкольного возраста.
Заполнить страницы календаря наблюдений за сезонными изменениями в природе для детей старшего дошкольного возраста.
Разработать цикл наблюдений за живым объектом (по выбору) для детей среднего дошкольного возраста.
Разработать ход сравнительного наблюдения на прогулке за зимующими птицами синицей и снегирём для детей старшего дошкольного возраста.
Указать тематику дидактических игр с комнатными растениями для детей дошкольного возраста. Разработать краткий ход проведения дидактической игры с комнатными растениями (по выбору) для детей старшего дошкольного возраста.
Указать тематику дидактических игр с овощами и фруктами для детей дошкольного возраста. Разработать краткий ход проведения дидактической игры с овощами и фруктами (по выбору) для детей среднего дошкольного возраста.
Проанализировать конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа». Предложить рекомендации по его корректировке.
Разработать краткий ход экскурсии в лес летом для детей среднего дошкольного возраста.
Разработать краткий ход экскурсии на водоем зимой для детей старшего дошкольного возраста
Разработать тематику наблюдений на прогулке осенью для детей младшего дошкольного возраста.
Составитель:
Преподаватель Михневич Т.А.
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
общепрофессиональных дисциплин
Протокол №__от ______________
Председатель цикловой комиссии
________________ Савченко Т.С.