Классный час
посвященный
Дню славянской письменности и культуры
Цели урока:
1.Познакомить с историей возникновения письменности, а так же с биографией Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.
2.Прививать детям любовь к родному языку, родному слову, отечественной истории.
3.Воспитывать уважительное отношение учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, портрет Кирилла и Мефодия, азбука; книжная выставка «День славянской письменности и культуры».
Видео «Сказание о Кирилле и Мефодии» https://www.youtube.com/watch?v=qmOjGWhtAUs
Музыкальное сопровождение на уроке https://www.youtube.com/watch?v=h7LdKAWa6S8
Ход классного часа.
Учитель.
Сегодня мы еще раз обращаемся к своим истокам, воздав дань прошлому.
24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры. В этот день чествуют святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создавших в 1Х веке славянскую азбуку, открывших благодаря своему духовному подвигу, новую культурную эру для многих народов Европы.
Ученик 1.
Русь моя! Русь раздольная
С голубыми глазами озёр!
Ты могучая и привольная –
Сердцу дорог бескрайний простор!
Русь моя православная!
Ты по божьим законам живи,
Чтобы дети твои тебя славили,
Умножая богатства твои!
Моя Родина! Ты – святая Русь
И достойна всевышней любви!
Да! Я – русская! И я тем горжусь,
Что на свете нет лучше земли!
Ученик 2.
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь. А это значит, что славяне – славный народ. Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли.
Это был добрый край, светлый край. И не зря с испокон веков говорили: «Ученье – свет, а не ученье – тьма». Эта известная всем пословица как нельзя лучше подходит для описания событий, происходящих на Руси после принятия христианства. Новая, светлая вера принесла с собой иную культуру и главное – образование и грамотность.
Ученик 3
Другая письменность в России
Была давно, но Божий свет
Через молитвы даст нам силы,
В них – истины сокрытый след…
Кирилл, Мефодий не встречали,
Весь Мир тогда исколесив,
Той благой чести, что познали,
Народ славянский посетив.
Страна Моравия славянам
Была Отчизною тогда,
Где благочестье процветало
(Руси присущее всегда!)
«Нельзя, чтоб люд, настолько светлый,
Далёк от христианства был», -
Кирилл молился беззаветно,
У Бога помощи просил.
Видео «Сказание о Кирилле и Мефодии»
https://www.youtube.com/watch?v=qmOjGWhtAUs
Ученик 4.
В России, как и в других славянских государствах, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Для многих народов славянских государств объединяющим фактором является православная религия и связанная с ней духовная сфера и культура.
Истоки славянской письменности возвращаются к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность, тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре. Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.
Учитель.
Вспомните пословицы, в которых отражено отношение людей к знанию, слову.
Объясните их смысл.
• Без букв, и грамматики не учатся математике
• Велико ли перо, а большие книги пишет
• Грамота не болезнь, годы не уносит
• Древо и учитель познаются по плоду
• Знание лучше богатства
• Корень учения горек, да плод его сладок
• Кто не учен, тот глуп
• Не пером пишут, а умом
• Хорошая книга — лучший друг
• Ученый сын старше неученого отца
• Уменье везде найдет примененье
• Почитай учителя как родителя
• С книгой поведешься — ума наберешься
• Я – последняя буква в алфавите, и т.д
Ученик 5.
Кирилл и Мефодий славянам
Письменность в дар принесли,
Ныне святым Богом данным,
Шлём мы поклон до земли,
Пусть процветает столетья
Весь православный народ
Учатся грамоте дети,
Вечно культура живёт!
Учитель.
В 1578 году первопечатник Иван Федоров, автор первой русской печатной «Азбуки», решил переиздать ее и поместил туда статью о Кирилле и Мефодии. Как будто первопечатник через века протянул руку первоучителям земли русской… В течение многих лет дети учились читать по этой книге.
Только в русском языке существует понятие «азбучная истина»? Что оно означает? Азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука отличается от других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук - одна буква. В Азбуке, и только в ней, есть содержание. До наших дней дошло так называемое азбучное Послание. Текст составлен и названий букв славянского алфавита.
Название каждой буквы несет определенный смысл.
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти! Рассмотрим три первые буквы азбуки - Аз, Буки, Веди. Азъ - 'я'. Буки (букы) - 'буквы, письмена'. Веди (веде) - 'познал', совершенное прошедшее время от 'ведити' - знать, ведать. Объединяя названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу: Аз буки веде - я знаю буквы. Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки: Глагол - 'слово', причем не только изреченное, но и написанное. Добро - 'достояние, нажитое богатство'. Есть (есте) - 3-е л., ед.ч. от глагола 'быть'. Глагол добро есте: слово - это достояние. Современный перевод ПОСЛАНИЯ: Я знаю буквы. Письмо - это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно - знание - дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!
Ученик 6.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ
Учитель.
Я знаю, что вы все сегодня готовились к этому классному часу, и, поэтому, хочу представить вашему вниманию вопросы викторины. Итак, начинаем.
Викторина
«Вопросы древности – ответы современности»
1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)
3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)
4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин)
5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)
6. Как называлась первая книга, написанная кириллицей? (Остромирово Евангелие»)
7.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник,)
8.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)
9.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)
10.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)
11.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)
12.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке.
( «Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)
13.В чьё царствование славянская азбука была изменена – упрощена.(Петра 1)
14.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
15.Сколько букв стало в современной азбуке? (33 буквы)
16.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)
17.Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)
18.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)
19.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)
20.Когда отмечается День славянской письменности? (24 мая)
Ученик 7.
А знаете ли вы, как учили грамоте на Руси?
Вот небольшой отрывок из книги замечательного преподавателя-филолога Н.Н.Ушакова: «В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешёл уже к складам, третий читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище». Заучить надо было всё во время занятий... Учили вслух. Каждый своё. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат».
Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.
Ученик 8.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В - как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Учитель.
Чем отличалось обучение грамоте в древней Руси от современного?
И в заключение хочу напомнить вам русскую пословицу «Мир освещается солнцем, а человек – знанием». Не забывайте и вы, ребята, об этом. На этом наша беседа заканчивается.
Буква к букве ложатся слова,
И сливаются вмиг в предложения,
Это нашей культуры глава,
Наша письменность, наше наследие.
Всех славян поздравляю сейчас,
Наш язык и культура извечны,
Так давайте весь знаний запас
Сбережём для потомков сердечно!
«Ученье – свет, а не ученье – тьма»
Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Фреска на наружной стене собора Бигорского монастыря (Македония).
2-ая половина XIX в.
Скульптура святых апостолов Кирилла и Мефодия в Чехии.
«Мир освещается солнцем, а человек – знанием».
«Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от варварства к цивилизации»
Э. Тейлор