СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к классному часу по теме: «Туристические походы как оздоровительная форма физической культурой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

данные материалы могут пригодиться при проведении классных часов на тему ЗОЖ

Просмотр содержимого документа
«Материалы к классному часу по теме: «Туристические походы как оздоровительная форма физической культурой»»

Краснокамский политехнический техникум








Материалы к классному часу

на тему: «Туристические походы как оздоровительная форма физической культурой»











Казанцев Н.А.

























Туризм является важной составляющей оздоровительных занятий физической культурой. Туризм обладает высокой оздоровительной способностью. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность.

Наибольшую пользу здоровью приносят виды туризма, в которых используются активные средства передвижения. Например, лыжные походы, также как пешие, способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению иммунитета и укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстановление работоспособности.

Влияния туризма на организм детей и подростков отражается в в увеличение ударного объема крови, увеличение мощности вдоха, выдоха, улучшение силовых показателей. Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на общее физическое развитие школьников.

Целью организации туристической деятельности в школах является укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Для этого в школах часто организуются туристические кружки и секции, проводятся соревнования. Школьники при этом получают не только определённые туристические навыки, по и навыки оказания доврачебной медицинской помощи, навыки действия в нестандартных ситуациях.

Таким образом, разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство оздоровительной физической культуры.


  1. Формы спортивно-оздоровительного туризма

Спортивный туризм является основой спортивно-оздоровительного туризма (СОТ). Маршруты могут быть и пешеходные, и водные, и велосипедные, и лыжные, и другими видами туристских походов и путешествий.

Элементы СОТ используются в целях активного отдыха, а в лечебно-оздоровительной физической культуре в качестве средства лечения заболеваний и восстановления нормального оздоровления организма с учётом экологических, климатологических и курортологических факторов туристских центров.

В регионах России есть все необходимые условия для развития СОТ.

В концепции развития СОТ отмечается, что важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие СОТ в России.

Основным содержанием спортивного ту­ризма является преодоление естественных препятствий природного рельефа местнос­ти. Эти препятствия отличаются большим многообразием: скалы, снег, лед, водные преграды и многие другие типы, виды и формы естественных препятствий макро- и микрорельефа местности. Всё это способствует повышению двигательной активности человека.

В спортивном оздоровительном туризме выделяют рекреационный и реабилитационный туризм, Рекреационный туризм связан с восстановлением физических и психических сил человека средствами туризма. Это – туризм активного отдыха и оздоровления, поэтому его часто называют оздоровительным.

Реабилитационный туризм направлен лечение определённых заболеваний средствами туризма. При этом используются климатические условия различных мест пребывания туристов, целебные источники, дозированные нагрузки при прогулках.

Виды туризма выделяются

По характеру туристского маршрута:

  • пешеходный

  • лыжный

  • горный

  • водный (плоты, гребные суда)

  • велосипедный

  • авто-мото

  • спелео

  • парусный (разборные суда)

  • конный

  • комбинированный.

По физической нагрузке на организм человека:

  • активный (походы, путешествия и т. п.)

  • пассивный (транспортный, стационарный и т. п.).

По сезонности различают:

  • летний

  • зимний

  • межсезонный туризм.

По составу участников:

  • индивидуальный

  • групповой.

Спортивно-оздоровительный самодеятельный туризм – это:

  • путешествия по маршрутам, которые разрабатывают сами туристы, или по маршрутам, рекомендованным туристскими клубами;

  • самая общедоступная, постоянно развивающаяся и перспективная форма активного отдыха;

  • важное средство гармонического развития детей, укрепления их здоровья;

  • комплекс воспитательных, общеобразовательных и оздоровительных мероприятий, направленных на активное познание окружающей действительности, всестороннее развитие физических и духовных сил личности в условиях активного отдыха.

  1. Функции оздоровительного туризма



1. Оздоровление – это основная функция спортивно-оздоро­витель­ного туризма как одного из наиболее эффективных видов активного отдыха. Решение оздоровительной задачи в туризме осуществляется использованием оптимальных режимов физических нагрузок и активного отдыха, путем рационального построения графика прохождения маршрута и активного применения положительных воздействий природных факторов на функции организма. Особенно значительный и глубокий оздоровительный эффект достигается благодаря использованию в походной обстановке естественных сил природы в сочетании с двигательными действиями. Это укрепляет и закаляет организм туриста, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы и обмен веществ; повышает его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды, укрепляет нервную систему. Участие в туристских походах в сочетании с природно-климати­ческими факторами улучшает показатели внешнего дыхания, понижает пульс, снижает показатели артериального давления.

2. Физическое совершенствование – важная функция спортивно-оздоровительного туризма. Особенностями достижения в туризме высокого уровня физического развития а является то, что в нем проявляется сочетание разных физических упражнений, формируются такие физические качества, как выносливость, сила, ловкость, скорость при постоянно изменяющихся погодных и иных условиях.

3. Воспитание – приобщение к здоровому образу жизни развитие общественной и познавательной активности.

4. Лечебная функция – туризм можно рассматривать как важное лечебное средство, которое при ряде заболеваний опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, форм астмы и других может выступать ценным методом их лечения. Особенно часто туризм применяют для лечения различных заболеваний связанных с нервной системой.


  1. Физические упражнения в туризме

Основными физическими качествами человека являются сила, бы­строта, выносливость, ловкость и гибкость.

Силу характеризуют такие ее компоненты, как собственно силовые способности, скоростно-силовые способности, силовая выносливость.

Быстрота оценивается как быстрота простой реакции, реакция выбора, реакция на движущийся предмет.

Выносливость оценивается как общая и специальная.

Ловкость и двигательная подготовленность складывается из ка­честв равновесия, способностей выполнять координационно-сложные движения и перестраивать двигательные действия в соответствии с изменением условий их выполнения, способности точно воспринимать собственные тело и движения в пространстве и времени.

Гибкость рассматривают как активную и пассивную способность к произвольному расслаблению.

Главное средство тренировки - упражнение

Главным средством физвоспитания является упражнение.

Физическое упражнение есть двигательное действие, используемое для решения задач физического воспитания и заключающееся в систе­матическом повторении слов, понятий, движений и действий, направ­ленном:

· - на овладение знаниями, навыками;

· - на развитие форм тела и функций организма;

· - на развитие физических, психических и двигательных качеств;

· - на формирование личности в целом1.

Для физической подготовки используют физические упражнения, характеризующиеся различными пространственными, силовыми, ско­ростными и другими параметрами.

Важными параметрами упражнений являются:

· - интенсивность;

· - объем;

отдых при выполнении упражнений и в перерывах между ними.

Внешней формой упражнения является соотношение пространствен­ных, силовых и временных параметров движения.

Внутренняя структура упражнения определяется согласованностью, взаимодействием и взаимоподчиненностью процессов, с помощью ко­торых организм обеспечивает выполнение упражнения.

Физические упражнения разделяются:

  • по режиму сокращения мышц;

  • по структуре движений;

  • по мощности (интенсивности);

  • по преимущественно развиваемым физическим качествам;

  • по условиям применения и др.

Классификация по режиму мышечного сокращения - статические и динамические.

Статические упражнения - мышечное сокращение изометрично (длина мышцы в процессе ее напряжения не изменяется), тоиус мышц повышен без чередования периодов сокращения с периодами расслаб­ления (поза, положение тела, удержание тяжести и др.).

Затраты энергии и потребление кислорода при этом виде упражне­ний сравнительно невелики, поток афферентных нервных импульсов силен и непрерывен, индуцирует путем обратной индукции выражен­ное торможение в центральной нервной системе и быстрое развитие утомления.

Из-за механического прижатия сосудов при таких упражнениях кровоснабжение мышц уменьшается и сокращается поступление мета­болитов в общий кровоток.

При таких упражнениях кровообращение и дыхание разворачива­ют свою трофическую (питающую) деятельность не в процессе выпол­нения упражнения, а лишь после его окончания.

Большая часть статических упражнений сопровождается повыше­нием внутрибрюшного и внутригрудного давления и задержкой дыха­ния.

Примерами статических упражнений являются различные стойки, остановленные движения с нагрузкой и без нагрузки и др.

Динамические упражнения выполняют в движении, при этом дли­на мышцы при движении изменяется:

  • сокращение мышцы чередуется с ее расслаблением (большинство естественных, гимнастических, трудовых движений и упражнений);

  • мышечное сокращение изотонично (степень напряжения мышцы одинакова на протяжении движения).

Классификация по структуре двигательных действий - цикличес­кие и ациклические.

При циклических упражнениях имеется более высокий, чем при ациклических, уровень автоматизации движений. Вслед за «пуском движения» циклы движений следуют один за дру­гим, их выполнение, как правило, не требует значительных мышечных усилий. Они лежат в основе перемещения в пространстве (бег, ходь­ба, плавание, лыжи, велосипед, коньки и др.).

Циклические упражнения характеризуются темпом их повторений И мощностью.

При оптимальном темпе лабильность нервно-мышечного аппара­та высока.

При чрезмерном темпе функциональная лабильность нервно-мы­шечного аппарата снижается, развивается запредельное торможение.

При недостаточном - слабые реакции выступают как парадоксаль­ные и приводят к торможению, утомлению нервно-мышечного аппарата.

Интенсивность (мощность) циклических упражнений и их объем определяются:

  • длиной дистанции;

  • отягощением (затраченной силой);

  • продолжительностью работы;

  • количеством и темпом повторений.

Она возрастает со скоростью движений, величиной дополнитель­ною отягощения или сопротивления, сокращением пауз для отдыха.

В зависимости от интенсивности упражнения могут выполняться непродолжительно или в течение многих часов.

Для ациклических физических упражнений характерно различие исходного и конечного (в ходе выполнения движения) положения

тела.

Многократное слитное выполнение ациклических упражнений не­возможно.

Примерами ациклических упражнений являются:

  • взрывные упражнения - прыжки с места и др.;

  • стандартно-переменные - фигурное катание; нестандартно-переменные, ситуационные - игры, единоборства.

Ациклические упражнения могут быть:

  • преимущественно силовыми (преодоление большой массы при малом ускорении - подъем тяжестей и др.);

  • скоростно-силовыми (преодоление малой массы при большом ускорении - прыжки, метание снарядов и др.).

Расход энергии при этом незначителен, кислородная задолженность не возникает.

Интенсивность ациклических упражнений зависит от следующих параметров:

  • координационной сложности упражнения;

  • исходного положения;

  • направления движения;

  • массы снаряда;

  • степени мышечного усилия;

  • продолжительности отдыха и др.

Объем ациклических упражнений в большой степени зависит от числа повторений.

В тренировочном занятии интенсивность используемых ацикличес­ких упражнений может измеряться такими показателями:

  • в четверть силы, вполсилы и др.;

  • по отношению к максимальному тесту (МТ): 40-60% (при заня­тиях новичков) и больше;

  • по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений.

При этом частота сердечных сокращений (ЧСС) может или огра­ничиваться в соответствии с функциональной подготовленностью, возрастом туриста, или задаваться в соответствии с решаемой на дан­ном занятии или в данном упражнении тренировочной задачей.

В зависимости от того, какой вид энергообеспечения мышечной работы используется в тренировочных упражнениях, они применяют­ся для развития соответствующих физических качеств.

Показатель ЧСС информативен, поскольку соответствует интен­сивности нагрузки, испытываемой конкретным занимающимся. По­этому он широко используется во врачебно-педагогическом конт­роле.

В упражнениях смешанного типа объединяются циклические и ациклические упражнения (прыжки, метания с разбега, ведение мяча и обводки в футболе и др.).

По признаку избирательного действия различают упражнения для мышц рук, ног и др.

Классификация по развиваемым физическим качествам

Физические упражнения используются также для преимуществен­ного развития тех или иных двигательных качеств и разделяются на следующие группы:

  • скоростные;

  • силовые;

  • скоростно-силовые - спринт, метания, подъем штанги, лазания, прыжки и др.;

  • на выносливость - бег, ходьба, лыжные гонки, то же с рюкзаком и др.;

  • на координацию - акробатика, спортивная гимнастика, работа со страховкой и др.;

  • на ловкость;

  • на гибкость;

  • на комплексное развитие физических качеств в изменяющихся условиях выполнения двигательных действий (единоборство, игры, туризм);

на расслабление и др.

Методы упражнений

На тренировках в зависимости от задач и условий выполнения упражнений применяются:

  • непрерывный;

  • переменный

  • интервальный (повторный) методы упражнения

При непрерывном методе нагрузка на протяжении всего выполнения упражнения равномерна, длительна и невысока по интенсивности.

Метод используется в основном у новичков, обучающихся техни­ке движений, и позволяет надежно закрепить двигательные навыки.

У квалифицированных туристов этот метод применяется в начале подготовительного периода тренировки.

Использование непрерывного метода целесообразно при проведе­нии тренировочных походов выходного дня с преднамеренным увели­чением продолжительности движения без привалов, при обучении сво­бодному лазанью на простом рельефе и др.

Методы переменной и интервальной нагрузки характеризуются тем, что между нагрузочными отрезками тренирующийся отдыхает на менее нагрузочном отрезке (активный отдых) или полностью не ра­ботает (пассивный отдых).

Эффективными методами являются линейное и круговое выполне­ние упражнения. При этом упражнения выполняют со сменой предме­та, т.е. на различных спортивных снарядах, тренажерах (станциях).

При линейном методе все упражнения выполняют последователь­но и однократно.

круговом - ряд упражнений выполняют 6-8 раз. Переход от станции к станции может быть использован для отдыха или заполнен какой-либо нагрузкой, например бегом.

Кроме описанных методов упражнения можно выполнять в «чистом» виде - методом строго регламентированных упражнений,или они могут быть включены в игру (игровой метод), в соревнование (соревновательный метод)

Отдых в процессе тренировок

Характер отдыха во многом определяет общую интенсивность тренировки.

В зависимости от продолжительности и степени восстановления функций в результате отдыха различают отдых полный, сокращенный, чессткий и оптимизированный.

При полном отдыхе достигается восстановление исходной работоспособности к началу следующего упражнения или занятия, пульс к концу отдыха снижается до 100 и менее ударов в минуту.

Сокращенный отдых (ЧСС до 120 уд./мин) характеризуется отно-П1 тельным восстановлением работоспособности.

При жестком отдыхе (ЧСС до 130 уд./мин) упражнение выполня­йся на фоне последействия от предыдущего, что позволяет тренировать выносливость.

Подбор интервалов оптимизированного отдыха связан с изучени­ем индивидуальной (у конкретного человека) динамики работоспособ­ности в процессе физической нагрузки (тренировки).

Физические упражнения, используемые для развития физических качеств и двигательных навыков, применяются системно и комплекс­но, для чего разрабатываются и проводятся тренировочные занятия. !) тренировочные занятия составляют основу любой физической тре­нировки, в том числе и в рекреации.

Существенное место в рекреационной тренировке принадлежит игровому и соревновательному методам выполнения упражнений, что позволяет отрабатывать коллективные тактические, технические и тактико-технические действия в процессе реализации выбранных фи­зически нагруженных рекреационных программ, в том числе в похо­де, в путешествии, на соревнованиях.


4. Снаряжение для оздоровительного туризма

Выделяют личное и групповое снаряжение. К личному относится одежда, обувь, предметы гигиены.

Требования к одежде. Нельзя допускать перегрева организма во время движения и охлаждения во время ночлегов, стоянок, привалов. При этом при комплектации одежды для активного отдыха должен соблюдаться принцип трех слоев.

Необходимо, чтобы самый первый слой отводил излишнюю влагу от тела, второй – проводил отведенную сырость дальше и сохранял тепло, а третий – выпускал конденсат наружу, не промокал и не продувался.

В настоящее время для первого слоя предлагаются разнообразные виды термобелъя, для второго – одежда из тканей типа «Polartec» и, наконец, для третьего слоя (например, для курток и ветровок) – материал«Gore-Tex».

Требования к обуви. Обувь в зависимости от вида перемещения необходима прочная и желательно водонепроницаемая. Старая или рваная обувь может привести к травмам. Обязательно в обувь вкладывать сменные стельки. Кроме походной обуви необходимо иметь бивачную сменную обувь, чтобы ноги отдыхали. Это могут быть тапки или кроссовки. Особые требования к обуви для совершения путешествий в горы.

Требования к рюкзакам. Рюкзаки делятся на разные группы, новажный показатель – это объем, измеряемый в литрах. Для выезда на один день в лес, на природу подходит рюкзак 18-25 л. Далее следует группа рюкзаков объемом от 30 до 55 л, предназначенные для непродолжительных походов, а также рюкзаки от 50 л используются как спортивные при недлительных восхождениях в горах или в походах на два-три дня.

Требования к спальным мешкам. Основой для комфортного сна в полевых условиях является спальный мешок. В спальнике нет второстепенных деталей, важен и материал, го которого он сшит, и покрой и наполнитель.

По покрою существует два основных типа спальников. Это спальники-одеяла, которые могут быть разложены как одеяло, и спальники-коконы, имеющие более анатомическую форму, суженную к ногам. Для серьезных горных туристских походов, восхождений используются коконы, в них меньше потери тепла, поскольку короче молния; в экстремальных ситуациях используют короткий спальник до пояса, который называется «нога», а сверху одевают куртку. В лыжном туризме используются коллективные спальники, которые специально шьются для лыжных походов.

Все современные спальники, как правило, имеют снаружи синтетическую ткань, а внутри – натуральную. Натуральные материалы, идущие на спальники, это обычно чистый хлопок или хлопок в сочетании с чем-либо. Такие спальники более тяжелые по весу, легче впитывают влагу, менее износоустойчивые и опять-таки более подходят для недальних поездок на машине, поскольку они просто эстетически напоминают постель, более мягкие, приятные на ощупь, не шуршат, также они необходимы людям, страдающим аллергией на синтетику. Синтетические спальники более легкие, относительно защищены от намокания, более износоустойчивые и их легче стирать.

И, наконец, основное деление спальников приходится на наполнители. Первая группа – это спальники пуховые. Всем хорошо известны достоинства пуха как утеплителя, но основным параметром выбора является качество самого пуха, а не его количество. Также, у пуха есть свои минусы – его невозможно использовать в условиях повышенной влажности, поскольку, несмотря на природную смазку, несмотря на специальные пропитки, пух отлично все впитывает и очень плохо сохнет. Поэтому, для зимних походов по районам с умеренной влажностью пуховый спальник великолепен, а в остальных случаях необходимо выбирать другие наполнители.

Необходимо также иметь индивидуальные средства гигиены, нож, ложку, кружку, чашку, спички. По возможности берётся коврик для сидения, очки, компас, телефон, швейный набор.

Требования к палаткам. Палатки – должны быть легкими, прочными, непромокаемыми и обеспечивать максимум удобств при минимальных размерах. Они делятся на две основополагающие группы: однослойные и двухслойные. В однослойной палатке от внешнего мира человек отделен только тонкой, желательно непромокаемой тканью, а двухслойная состоит из внешней – непромокаемой и внутренней – легкой, дышащей. Однослойные палатки, выполненные из непромокаемых синтетических материалов имеют ряд преимуществ, самое главное из которых – это легкость и компактность. А основной проблемой однослойных палаток является конденсат, который при непродуманной конструкции скапливается на стенках палатки и начинает капать на лежащих людей.

Требования к посуде для готовки на костре. Это набор котлов, как правило, на 4, 6 и 8 л, вставляющиеся один в другой. Лучше всего если они сделаны из нержавеющей стали. Иногда путешественники самостоятельно изготавливают посуду из легких титановых сплавов. Костровое хозяйство – это набор из стального троса длиной до 5 м и толщиной не менее 3 мм и набора крючьев, закрепленных на тросе, чтобы они не потерялись. В безлесных зонах используют бензиновые примуса типа «Шмель» и газовые горелки, как правило, импортные. Бутан и пропан не опасны для окружающей среды.

Требования к аптечке. Из числа лекарственных средств, не требующих назначения врача, рекомендуется взять с собой следующие:

  • жаропонижающие – амидопирин, парацетамол, аспирин;

  • от головной боли – темпалгин, анальгин, цитрамон;

  • антибиотики от простуды – бисептол или эритромицин;

  • от расстройства желудка или для нейтрализации его последствий

  • активированный уголь, марганцовку, фестал, имодиум, бактисубтил;

  • от аллергии (антигистаминные препараты) – супрастин, тавегил, кларитин, фенкарол, диазолин, некоторые из них вызывают сонливость и замедленную реакцию;

  • для лечения ожогов и отморожений – синтомициновую мазь или эмульсию;

  • при воспалительных глазных заболеваниях – 20% раствор альбу-цида;

  • укачивания в транспорте – бонин;

  • защитный крем от солнца и средство от солнечных ожогов; при сильных ожогах хорошо помогают пантенол и бальзам «Спасатель»;

  • сердечные капли, даже если проблем с сердцем никогда не было,

В походе также понадобятся небольшие ножницы, лейкопластырь, йод или зеленка, бинт, салфетки.

Руководитель похода должен иметь навыки оказания доврачебной помощи.

Требования к продуктам. Выбор продуктов питания для похода осуществляется по двум основным параметрам:

- калорийности с учетом оптимального соотношения белков, жиров и углеводов;

- весовым характеристикам.

Общая закономерность в выборе питания следующая:

- калорийность питания возрастает с повышением сложности походов от 3000 до 6000 ккал в день на человека;

- весовые характеристики продуктов питания снижаются с повышением сложности походов от 1,5 кг до 0,5 кг в день на человека;

- оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов изменяется несущественно и может быть принято в пропорциях 1:1:4 соответственно.

Энергетическая ценность некоторых продуктов

Продукты

Ккал.

Продукты

Ккал.

Масло подсолнечное

899

Колбаса сырокопченая

473

Масло топленое

887

Сыр (Швейцарский)

400

Масло сливочное

748

Молоко сухое

475

Орехи грецкие

621

Молоко сгущенное

315

Шоколад

540

Сахар

374

Халва подсолнечная

516

Крупы разные (в среднем)

330


5. Требования к безопасности туристических походов

1. Перед организацией туристического похода тщательно прорабатывается маршрут с учётом подготовки школьников и их возрастных особенностей.

Для определения возможных физических нагрузок для школьников проводят ряд тестов, что определить уровень их здоровья.

Для контроля режима двигательной активности на различных этапах подготовки используются тесты физической подготовленности. Исследуются следующие физические качества туристов (по методике С. А. Душанина и др.):

  • гибкость – испытуемый стоит на скамье, к которой вертикально прикреплена линейка отметкой «0» на уровне подошв, наклоняется вперед. Оценивается максимальный наклон корпусом вперед с прямыми ногами, коснуться линейки ниже отметки «0», удержать 2 с;

  • быстрота двигательной реакции и ловкость – испытуемый стоит, правая (у правши) рука вперед ладонью влево, фиксирована от движения вниз, пальцы прямые, большой отведен. Инструктор удерживает линейку 40 см вертикально в 1-2 см от ладони, отметка «0» у нижнего края ладони. Подается команда «Внимание!», после чего в течение 5 с. линейка отпускается. Испытуемый ловит линейку, учитывается число смот отметки «0» до нижнего края ладони, лучшая из трех попыток;

  • скоростная сила – на стене отметкой «0» на уровне роста испытуемого вертикально закреплена метровая линейка. Испытуемый стоит боком у стены, не отрывая пяток от пола, как можно выше касается линейки, отступает от стены на 15-20 см, прыгает вверх с места двумя ногами, коснуться линейки как можно выше. Учитывается высота прыжка по разнице касаний, лучший из трех результатов (руку натереть мелом);

  • скоростная выносливость – из положения лежа на спине, максимальное число подъемов прямых ног на 90 градусов за 20 с;

  • скоростно-силовая выносливость – максимальное число отжиманий от пола за 30 с;

  • общая выносливость – проверяется в беге, 2000 м для юношей и 1700 м для девушек, фиксируется время в мин., с.

Полученные при тестировании результаты сравниваются с возрастными нормами. По результатам тестирования инструктор группы составляет представление о физических возможностях туристов и намечает тактический план похода с учетом этих возможностей.

Можно использовать в спортивно-оздоро­вительном туризме известные методы контроля физического состояния туристов А. И. Аппенянского .

  • Динамометрия.

Измеряется сила мышц кистей, разгибателей спины и др. при помощи различных динамометров. Для определения достаточности силы используют формулу:

сила кисти (в кг)

---------------------- ×100%

масса тела (в кг)

Это соотношение в норме у мужчин составляет 65-80%, у женщин – 48-50%.

  • Ортостатическая проба.

  • Оценивается учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС) за 1 мин. при переходе из положения лёжа в положение стоя. В норме этот прирост составляет 6-18, при большом приросте говорят о недостаточной тренированности.

  • Клиностатическая проба.

Оценивается снижение ЧСС при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме урежение составляет 4-14, однако, у тренированных, особенно на выносливость, спортсменов это урежение может быть и больше.

  • Вестибулярная проба.

Имеет большое значение для оценки пригодности туриста к выбранному виду туризма. Особенно это важно для туристов-горняков, водников, спелеотуристов, которые выполняют многие технические элементы на опасной высоте или в условиях бурного водного потока.


2. Проводится детальный инструктаж с указанием особенностей туристического маршрута и возможных экстремальных ситуаций.

3. Группа регистрируется перед началом похода в органах МЧС.

4. Руководитель группы должен осуществлять текущий контроль состояния ребят.

5. Обо всех внештатных ситуациях необходимо сообщать в службы МЧС.

6. Необходимо учитывать погодные условия и предупреждения метеорологов.

7. Школьники должны своевременно сообщать о своих проблемах со здоровьем руководителю группы.


.








Список использованных источников



    1. Туризм как средство физического воспитания/ nsportal.ru



    1. Роль туризма в физическом воспитании. http://www.magma-team.ru/kursovye-i-diplomnye-raboty-po-fizicheskoy-kulture/rol-turizma-v-sisteme-fizicheskogo-vospitaniya-uchaschihsya


    1. Спортивно-оздоровительный туризм как средство формирования физических качеств/ vuzirossii.ru




    1. Рекреационный туризм в системе физической культуры/

studopedia.ru












14