СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к урокам литературы в 6 классе. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...» Выражение переживаний и мироощущения автора поэтического текста

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нужно вспомнить тот теоретический материал, который детям пригодится на этих уроках,

Просмотр содержимого документа
«Материалы к урокам литературы в 6 классе. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...» Выражение переживаний и мироощущения автора поэтического текста»

Материалы к урокам литературы в 6 классе


Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...» Выражение переживаний и мироощущения автора поэтического текста

      I. Теоретическая разминка
      В начале цикла уроков, посвященных поэзии, после традиционной артикуляционной разминки можно вспомнить тот теоретический материал, который детям пригодится на этих уроках, но бывает сложен для усвоения. Мы предлагаем в течение пяти — семи минут повторить размеры стиха, используя уже изученные в этом году поэтические произведения.
      Хорей:

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана...

(М. Ю. Лермонтов. « Утес»)


Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля...

(Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»)


      Ямб:

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там...

(И. А. Крылов. «Ларчик»)


Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил...

(А. С. Пушкин. «И. И. Пущину»)


С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился...

(Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...»)


Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!

(А. А. Фет. «Еще майская ночь...»)

      Дактиль:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною...

(М. Ю. Лермонтов. «Тучи»)


Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному...

(А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»)


Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит...

(Н. А. Некрасов. «Железная дорога»)


Раз у отца, в кабинете,
Саша портрет увидал...

(Н. А. Некрасов. «Дедушка»)

      Амфибрахий:

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой...

(А. С. Пушкин. «Узник»)


В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.

(М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»)


Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат...

(Ф. И. Тютчев. «Листья»)

      Среди изученных в 6 классе стихотворений нет написанных анапестом. Для примера можно предложить одно из стихотворений А. А. Фета.

      Анапест:

Только месяц взошел
После жаркого дня, —
Распустился, расцвел
Цвет в груди у меня. —

(А. А. Фет. «Только месяц взошел...»)


Ночь лазурная смотрит на скошенный луг.
Запах роз под балконом и сена вокруг...

(А. А. Фет. «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг...»)

      II. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»
      Читает стихотворение учитель. Сразу можно определить размер стиха: чередование четырехстопного и трехстопного ямба.
      — Какое ощущение создает у слушателя изменение длины строки (количества стоп в строках)?
      После этого возможна беседа.

      Беседа
      — Если вы вспоминаете о лучших днях весны, какие картины вы представляете? Совпадает ли при этом ваше настроение с настроением, которое хотел передать нам Баратынский?
      — Что особенно восхищает поэта?
      Поэта особенно восхищают весной чистота воздуха, ясность, легкий ветер, облака, торжество пробуждающейся природы.
      — Какие слова в этом стихотворении передают ощущение всеобщего движения и жизни?
      Поэт все внимание отдает описанию природы, использует много глаголов (слепит, летают, шумят, блестят, несет) и кратких прилагательных и причастий (чист, ясен, обнажены, шумен, душист), что создает впечатление быстрого движения.
      Можно вспомнить фетовское: «...Как свеж и чист твой вылетает май!», «Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее убор».
      — Какие художественные приемы использует поэт?
      Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»
      Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».
      Метафоры: «С ручьем она ручей / И с птичкой птичка!»
      Художественные приемы при описании весенней природы дают возможность живо представить и почувствовать весну.
      Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе:

Что с нею, что с моей душой?
      С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
      Летает в небе с ней!..

      Обучение выразительному чтению
      Можно начать коллективное чтение стихотворения, затем продолжить по строфам: каждый ученик читает по одной строфе, но так, чтобы сохранялся общий ритм и тон, не возникали ненужные паузы. Затем следует индивидуальное чтение.

      III. А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...»
      Стихотворение читает учитель, подготовленный ученик или слушаем аудио.
      — Какими вы представляете стрекоз из этого стихотворения? Что это за существа? Что в тексте настораживает нас, заставляет сомневаться в том, что на зов стрекоз стоит идти?
      Современные дети читают много книг про волшебных существ, поэтому они могут легко ассоциировать стрекоз с эльфами или другими сказочными созданиями. Настораживает слово омут и фраза:

Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!

      — Стрекозы обращаются к ребенку. Но описано ли в стихотворении, что делает ребенок? Как вы представляете себе всю картину?
      Ребенок с мамой пришел летом на реку, чтобы купаться и загорать. Мама задремала, а ребенок засмотрелся на стрекоз, может быть, его тоже стало клонить в сон, и от жары ему стало казаться, что стрекозы не просто летают, но ведут таинственный хоровод и зовут его к себе:

«...Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!..»

      Но мы из первой строки знаем, что действие происходит у омута, где берег обрывистый, большая глубина и дно, как правило, глинистое. Мы можем представить, что это стихотворение — первая страница волшебной сказки, которую каждый из нас сочинит в своем воображении.
      Возвращаясь к теме начала занятия, определим размер стиха: трехстопный амфибрахий.

       Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..» или стихотворения А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...». Подобрать репродукции картин, фотографии или иные иллюстрации (в том числе музыкальные) к этим стихам.
      

  1. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5—11 классы (Базовый уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.:- Просвещение, 2006. — С. 25.

  2. Ерёмина О. А. Литература: 6 кл.: поурочные разработки: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2006. 
      .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!