СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к урокам литературы в 6 классе. «Уроки доброты». Подготовка к сочинению «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обсуждая цитатные планы к рассказу о герое, составленные разными учениками, поможем учащимся расширить свои планы

Просмотр содержимого документа
«Материалы к урокам литературы в 6 классе. «Уроки доброты». Подготовка к сочинению «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“»

Материалы к урокам литературы в 6 классе.


«Уроки доброты». Подготовка к сочинению «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“»

Урок развития речи

      I. Проверка домашнего задания
      Обсуждая цитатные планы к рассказу о герое, составленные разными учениками, поможем учащимся расширить свои планы и тем самым лучше подготовиться к сочинению о главном герое рассказа.

      Цитатный план (вариант)
      1) «Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».
      2) «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне».
      3) «И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше».
      4) «...Ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся».
      5) «...Мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока...»
      6) «Они били меня по очереди, один и второй, один и второй».
      7) «Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».
      8) «Справедливости ради, надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо».
      9) «На четвертый день, когда, выиграв рубль, я собрался уйти, меня снова избили».
      10) «Я шел туда, как на пытку».
      11) «Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки».
      12) «Заглянув под крышку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны».
      13) «Я уже был не тот безответный и беспомощный мальчишка, который боялся ступить здесь шагу, помаленьку я привыкал к Лидии Михайловне и к ее квартире».
      14) «Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик...»
      15) «Научился там, научусь и здесь. Это не французский язык, а я и французский скоро к зубам приберу».
      16) «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».
      17) «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

      Обсуждая план, выделим главные качества героя рассказа: жажду знаний, нравственную стойкость, чувство собственного достоинства.

      II. «Уроки доброты»
      Прочитаем статью В. Г. Распутина «Уроки доброты» и ответим на вопросы учебника к ней (с. 109, ч. 2).
      Духовная память, духовный опыт человека — «это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних». В жизни мы получаем определенный опыт, делаем выводы. Часть выводов касается того, как нам поступать в обыденной жизни. Главные выводы касаются того, как вообще жить дальше, в чем смысл жизни человека, что такое добро и зло и как стремиться к добру. И мы строим свою жизнь в соответствии с этими выводами. Это и есть духовный опыт и память человека.
      В. Г. Распутин написал рассказ «Уроки французского», потому что чувствовал потребность поделиться с людьми теми важными выводами, тем духовным опытом, который он получил в своей жизни. Он считает, что этот духовный опыт, эти уроки могут быть важны не только для него, но и для многих читателей.
      — Кому посвящен рассказ?
      Прочитаем статью учебника «Из истории создания рассказа „Уроки французского“» (с. 110, ч. 2).
      Перечитаем первые строки рассказа (до звездочек).
      — Как вы думаете, как человек должен жить, чтобы не испытывать чувства вины перед родителями, учителями, перед своими ушедшими друзьями?
      — Что общего между рассказом В. Г. Распутина и рассказом В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»?
      Рассказ Распутина «Уроки французского» и рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» объединяет то, что оба эти рассказа автобиографические, действие происходит в Сибири, главные герои — деревенские мальчики, и находится взрослый человек, который проявляет понимание и доброту по отношению к детям.
      Как вы думаете, в чем смысл этого рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»?
      Смысл этого произведения в том, что учительница давала мальчику не только уроки французского языка, но еще уроки терпения, настойчивости и доброты.

       Домашнее задание
      Написать сочинение «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“» по плану, данному в учебнике (2-е задание рубрики «Сделаем выводы», с. 149, ч. 2).


  1. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5—11 классы (Базовый уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.:- Просвещение, 2006. 

  2. Ерёмина О. А. Литература: 6 кл.: поурочные разработки: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2006




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс