СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку истории на тему: Ведущие государства мира в начале ХХ столетия

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку истории

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку истории на тему: Ведущие государства мира в начале ХХ столетия»

Тема урока: Ведущие государства мира в начале ХХ ст.

Мир в начале ХХ в.

К началу XX столетия западноевропейская цивилизация распространила своё влияние далеко за пределы Европы. Начал складываться особый западный мир, или Запад, включивший не только Западную Европу, но и Северную Америку (США, Канаду), а также страны в других регионах планеты (Австралию, Новую Зеландию). Характерными чертами этого мира являлись индустриальная рыночная экономика, уважение к частной собственности, наличие гражданского общества. Жителям стран Запада были присущи индивидуализм, рационализм и вера в научно-технический прогресс.

Страны мира к началу ХХ в. различались не только по своему положению в качестве метрополий и колоний. Раз­рыв между ведущими державами и остальной частью мира определялся в первую очередь уровнем экономического развития. В боль­шинстве стран Западной Европы, в Северной Америке и Японии сложилось индустриальное общество. Эти страны прошли этап про­мышленной революции. Новая техника не только широко использовалась в промышленности, но находила все большее применение и в сельском хозяйстве, что привело в дальнейшем к коренным переменам в этой древнейшей сфере деятельности человека. В Аф­рике и на большей части Азии индустриализация еще не началась.

Политическое развитие в начале ХХ в.

По форме правления в начале ХХ в. преобладали монархии. Республиками были все госу­дарства Америки, а в Европе ими были лишь Франция и Швейца­рия. Однако в большинстве государств власть монарха была огра­ничена народными представительствами (Великобритания, Авст­ро-Венгрия, Германия, Япония и др.). В некоторых странах мо­нарх продолжал играть существенную роль в управлении. Выборы нигде не были всеобщими (так, избирательных прав были лише­ны женщины). Даже во многих республиках существовали деспо­тические режимы.

Борьба за передел мира.

В результате совершенствования транс­порта стало значительно проще перевозить на большие расстоя­ния сырье и готовую продукцию. Именно это подталкивало разви­тые страны к новым колониальным захватам. В результате развер­нулась борьба за передел мира. Особенно настойчиво этот курс взяли государства, опоздавшие к разделу колоний, но затем превратившиеся в мощные индустриальные державы.

В 1898 г. США напали на Испанию под лозунгом освобождения ее колоний. В результате формальную независимость получила Куба, ставшая фактически владением США. Без особых формальностей поступили с островами Пуэрто-Рико, Гуам, Филиппинами. К США отошли и Гавайские острова, зона Панамского канала.

Германия в XIX в. захватила Юго-Западную и Юго-Восточную Африку (Камерун, Того), купила у Испании Каролинские и Ма­рианские острова в Тихом океане. Япония завладела Тайванем, стремилась утвердиться в Корее. Но и Германия, и Япония счита­ли себя обделенными колониями.

Помимо испано-американской войны 1898 г. первыми война­ми за передел мира считаются англо-бурская война (1899-1902) и русско-японская война (1904-1905). В ходе англо-бурской вой­ны две бурские республики в Южной Африке (Трансвааль и Оран­жевая) отошли к Англии. В результате победы над Россией в русско-японской воине Япония утвердилась в Корее и упрочила свое положение в Китае.

Проблемы модернизации.

Многие страны сталкивались с про­блемой модернизации - экономических, социальных, полити­ческих и культурных преобразований, направленных на форми­рование общества, отвечавшего требованиям эпохи. Образцом слу­жили государства Западной Европы. Однако в XIX в. единствен­ный довольно успешный опыт модернизации имел место в Япо­нии после реформ Мэйдзи. Эти реформы открыли путь для быст­рого промышленного развития, распространения гражданских свобод, образования. При этом японцы не отказались от своих традиций, не разрушили привычный уклад жизни.

Экономика ведущих европейских стран.

Решающим фактором экономического и политического развития Великобритании оставалась эксплуатация огромных колониальных владений и рост вывоза капитала. За счет этого Англия, несмотря на потерю промышленной гегемонии, оставалась в числе развитых стран. Одна­ко усиление экономических проблем вело к росту рабочего дви­жения и возникновению в 1906 г. на основе ряда тред-юнионов новой лейбористской (рабочей) партии. Экономические трудно­сти, увеличение расходов на вооружение, новая волна борьбы Ирландии за независимость создавали большие проблемы.

Несмотря на значительный промышленный подъем, Фран­ция отставала от других крупных государств. Главная причина сравнительной отсталости французской индустрии была в осо­бенностях ее экономики. Она носила ростовщический характер, капиталы вывозились за границу, часто в виде государственных займов. Замедление темпов экономического развития, отсталое рабочее законодательство и рост налогов в связи с увеличением расходов на вооружение привели к усилению позиций социали­стов.

В начале ХХ в. по уровню промышленного производства Герма­ния выдвинулась на первое место в Европе. Преимущественное развитие тяжелой промышленности было вызвано в значитель­ной мере потребностями армии, железнодорожного строитель­ства и судостроения. Создавались могущественные монополии. Готовясь к переделу мира, Германия увеличивала свои военные расходы. В 1914 г. она уже имела 232 новых боевых корабля и заня­ла по их количеству второе место в мире, уступая лишь Англии. В германском обществе были распространены идеи милитаризма и шовинизма.

Социальные движения.

Быстрое промышленное развитие ряда стран, увеличение численности рабочих вело к росту социальных движений.

Началось объединение профсоюзов в федерации. Так возникли Американская федерация труда (АФТ) в США (1886 г.), Всеоб­щая конфедерация труда во Франции (1895 г.) и др. Рабочие выд­вигали требования повышения заработной платы и установления 8-часового рабочего дня. В рабочем движении распространялись анархо-синдикалистские идеи. Сторонники этих идей отвергали политическую борьбу партии, считая, что рабочие должны объ­единяться только в профсоюзы, основной формой их борьбы дол­жно быть «прямое действие» - стачки, бойкот, саботаж.

В США получило развитие движение фермеров. Массовые вы­ступления крестьян были характерны для Италии, Франции.

В ряде стран острейшие формы принимало национальное дви­жение, движения женщин за равноправие (феминистское движе­ние) и т.д.

Социальные реформы.

Для сохранения стабильности в обще­стве и под напором населения наиболее дальновидные предста­вители правящих кругов стремились к продолжению социальных реформ. На этом пути в начале XX в. были сделаны важные шаги.

В Англии левое крыло либеральной партии выступало в роли посредника между предпринимателями и рабочими. В 1906 г. был принят закон о компенсации работникам, пострадавшим при не­счастных случаях на производстве. В 1908 г. установлен 8-часовой рабочий день для шахтеров. Вводились пенсии для рабочих с 70­-летнего возраста. Появился закон о страховании рабочих по болез­ни и безработице. В 1909 г. видный политический деятель либерал Д. Ллойд Джордж, бывший министром финансов, предложил бюджет, названный «народным». Около 10 млн. фунтов выделя­лось на социальные расходы.

В США президент Т. Рузвельт провозгласил компанию против злоупотреблений со стороны монополий. Были приняты законы в области охраны природных богатств, против бесхозного исполь­зования земель и воды. Вводился контроль за качеством продуктов и медикаментов.

Научно-технический прогресс.

Отличительной особенностью развития общества в первой половине ХХ в. являлся быстрый количественный и качественный рост промышленности и такой же быстрый рост ее научно-технической основы. В области техники наибольшее значение имели электрификация промышленных пред­приятий и транспорта, переход к автоматической системе машин, широкое использование двигателей внутреннего сгорания, совер­шенствования химической технологии.

Одним из решающих факторов освоения новой техники стало применение электричества. Электрификация стала основой тех­нического прогресса, обусловив более эффективное использова­ние природных энергетических ресурсов и рациональное распре­деление производительных сил.


Вопросы

1. Какие черты характерны для социально-экономического развития стран Запада в начале XX в.?

2. Чем можно объяснить господствующее положение западных держав в начале ХХ столетия?

3. Что толкало страны Запада на борьбу за передел мира.

4. Что такое модернизация? Каковы особенности модернизации в странах Запада и Востока?

5. Почему страны Запада шли на осуществление социальных реформ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!