СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку литературы о А.А. Фете и Ф.И. Тютчеве.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю материалы для проведения уроков литературы о Фете и Тютчеве. В презентации идет речь о теории "чистого искусства", а также даются ссылки на видеоуроки по данным темам.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку литературы о А.А. Фете и Ф.И. Тютчеве.»

О ТЕОРИИ  «ЧИСТОГО ИСКУССТВА» Федор Иванович Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет

О ТЕОРИИ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»

Федор Иванович Тютчев

Афанасий Афанасьевич Фет

«Чистое искусство», или «искусство для искусства», — условное наименование ряда эстетических концепций, утверждающих, что художественное творчество самоценно, не зависит от политики и требований общества. Его цель — дарить красоту и пробуждать восхищение миром, воплощённым в произведении. Теория «искусства для искусства» зародилась во Франции в середине XIX века, а в России «чистое искусство» наиболее полно заявило о себе в 60-е годы XIX века в разгар дискуссий о роли поэзии в общественной жизни.
  • «Чистое искусство», или «искусство для искусства», — условное наименование ряда эстетических концепций, утверждающих, что художественное творчество самоценно, не зависит от политики и требований общества. Его цель — дарить красоту и пробуждать восхищение миром, воплощённым в произведении.
  • Теория «искусства для искусства» зародилась во Франции в середине XIX века, а в России «чистое искусство» наиболее полно заявило о себе в 60-е годы XIX века в разгар дискуссий о роли поэзии в общественной жизни.
В середине XIX столетия в русской культуре определились два различных отношения к искусству вообще. Определение «чистое искусство» сложилось в русской критике как отрицательное в 40-50-х годах. Еще о Жуковском и Батюшкове так говорить было нельзя. Чувствовалась большая содержательность их поэзии, позитивные достоинства ее формы. В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского.
  • В середине XIX столетия в русской культуре определились два различных отношения к искусству вообще.
  • Определение «чистое искусство» сложилось в русской критике как отрицательное в 40-50-х годах. Еще о Жуковском и Батюшкове так говорить было нельзя. Чувствовалась большая содержательность их поэзии, позитивные достоинства ее формы.
  • В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского.
Революционные демократы ждали от искусства прежде всего  гражданской направленности: непосредственного участия в общественно-политической борьбе, отражения наиболее наболевших  вопросов времени. Все, что находилось вне сферы общественных  интересов, считалось пошлостью, в том числе и «чистая» поэзия. Крайнюю точку зрения на предназначение искусства высказал  Некрасов в известной формулировке: «Поэтом можешь ты не быть,  но гражданином быть обязан».
  • Революционные демократы ждали от искусства прежде всего гражданской направленности: непосредственного участия в общественно-политической борьбе, отражения наиболее наболевших вопросов времени. Все, что находилось вне сферы общественных интересов, считалось пошлостью, в том числе и «чистая» поэзия.
  • Крайнюю точку зрения на предназначение искусства высказал Некрасов в известной формулировке: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Критики-шестидесятники — Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев — говорили о суженности художественного мира А.А. Фета, Я.П. Полонского. А.Н. Майкова, противопоставляя их творчеству «гражданскую поэзию» Н.А. Некрасова. В лирике этих поэтов не только отсутствовали гражданские мотивы — в ней не было никакой связи с общественными вопросами, волновавшими современников. При этом критики-демократы не отрицали эстетической красоты «чистой поэзии». Так, Чернышевский в письме Некрасову писал о том, что «поэзия сердца имеет такие же права, как и поэзия мысли». Однако неоднократно отмечалось, что подобная лирика не соответствует духу времени, а значит, бесполезна.
  • Критики-шестидесятники — Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев — говорили о суженности художественного мира А.А. Фета, Я.П. Полонского. А.Н. Майкова, противопоставляя их творчеству «гражданскую поэзию» Н.А. Некрасова.
  • В лирике этих поэтов не только отсутствовали гражданские мотивы — в ней не было никакой связи с общественными вопросами, волновавшими современников.
  • При этом критики-демократы не отрицали эстетической красоты «чистой поэзии».
  • Так, Чернышевский в письме Некрасову писал о том, что «поэзия сердца имеет такие же права, как и поэзия мысли». Однако неоднократно отмечалось, что подобная лирика не соответствует духу времени, а значит, бесполезна.
«Искусство - для искусства» В противоположность теории искусства общественного служения  сложилась теория «чистого искусства». Согласно этой теории, искусство  должно быть свободным («чистым») от общественной жизни:  поэту нужно создавать чистые возвышенные образы, отражающие  мир интимных переживаний. Краткая формула «чистого искусства»:  «искусство - для искусства». Ф Тютчев и А. Фет - поэты «чистого  искусства».

«Искусство - для искусства»

  • В противоположность теории искусства общественного служения сложилась теория «чистого искусства».
  • Согласно этой теории, искусство должно быть свободным («чистым») от общественной жизни: поэту нужно создавать чистые возвышенные образы, отражающие мир интимных переживаний.
  • Краткая формула «чистого искусства»: «искусство - для искусства». Ф Тютчев и А. Фет - поэты «чистого искусства».
Сторонники «искусства для искусства» (А.В. Дружинин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и другие), в свою очередь, декларировали стремление создать мир красоты, противопоставленный убогой и низкой действительности, апеллируя к строкам Пушкина. Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, — Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв... «Поэт и толпа», 1828
  • Сторонники «искусства для искусства» (А.В. Дружинин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и другие), в свою очередь, декларировали стремление создать мир красоты, противопоставленный убогой и низкой действительности, апеллируя к строкам Пушкина.
  • Не для житейского волненья,
  • Не для корысти, не для битв, —
  • Мы рождены для вдохновенья,
  • Для звуков сладких и молитв...
  • «Поэт и толпа», 1828
Основные темы поэзии «чистого искусства» Любовь Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душев­ная теплота. Природа Образность, нетрадицион­ность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, на­хождение отзвука своим на­строениям и чувствам. Искусство Певучесть и музыкальность.

Основные темы поэзии «чистого искусства»

  • Любовь
  • Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душев­ная теплота.
  • Природа
  • Образность, нетрадицион­ность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, на­хождение отзвука своим на­строениям и чувствам.
  • Искусство
  • Певучесть и музыкальность.
«Чистое искусство» уделяло много внимания форме, поэтическому слову, а также пластике и выразительности художественного образа, музыкальности, что должно было подчеркнуть красоту лирического произведения. Поэзия, по мысли сторонников «чистого искусства», преображает мир, а художник, творец обладает высшим даром видеть то, что скрыто от человеческих глаз, и воплощать это в слове. Основное противоречие «искусства для искусства» в том, что идея независимости искусства может привести к несвободе художника в выборе темы, поскольку широкий круг проблем оказывается под запретом.
  • «Чистое искусство» уделяло много внимания форме, поэтическому слову, а также пластике и выразительности художественного образа, музыкальности, что должно было подчеркнуть красоту лирического произведения.
  • Поэзия, по мысли сторонников «чистого искусства», преображает мир, а художник, творец обладает высшим даром видеть то, что скрыто от человеческих глаз, и воплощать это в слове.
  • Основное противоречие «искусства для искусства» в том, что идея независимости искусства может привести к несвободе художника в выборе темы, поскольку широкий круг проблем оказывается под запретом.
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820-1892) Фет - поэт единственный в своем роде,  не имеющий равного себе в литературе.     (А. К Толстой)   С личностью Фета связан один очень важный вопрос о тайне  творчества; поэзия Фета - загадка. Как из мрачной души, пессимистических  взглядов, нелепой амбициозности сложилась лирика,  которую можно назвать чудом поэзии? Пожалуй, его понимание поэзии сродни музыке, совершенной форме искусства. Неуловимые  звуки слагаются в слова, и слышится мелодия стиха, рождающая  ассоциации с цветом, с чувством, с мыслью.

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820-1892)

  • Фет - поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе в литературе.    (А. К Толстой) С личностью Фета связан один очень важный вопрос о тайне творчества; поэзия Фета - загадка. Как из мрачной души, пессимистических взглядов, нелепой амбициозности сложилась лирика, которую можно назвать чудом поэзии? Пожалуй, его понимание поэзии сродни музыке, совершенной форме искусства. Неуловимые звуки слагаются в слова, и слышится мелодия стиха, рождающая ассоциации с цветом, с чувством, с мыслью.
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) Владимир Соловьев, русский христианский философ, считал поэзию  Тютчева самым драгоценным, что есть в русской поэзии.     «Он захватил глубоко темный корень нашего бытия. Никто не  чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу  всякой жизни, - природной и человеческой, - основу, из которой  рождается и смысл космического процесса, и судьба человеческой  души, и вся история человечества».     А. А. Волынский, современник Тютчева, говорил о нем как о «поэте  небесных и душевных бездн». «Он как бы шепчется с тенями  ночи, ловит их смутную жизнь и передает ее без всяких символов,  без всякой романтики в тихих трепетных словах. Пушкин творит,  Тютчев растворяет, вот почему язык Тютчева особенный. В нем новые  неожиданные эпитеты, зыбкие линии и смутные оттенки. Это...  созерцание мира в его ночной стихийности, в его хаотически-божественной  правде».

Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

  • Владимир Соловьев, русский христианский философ, считал поэзию Тютчева самым драгоценным, что есть в русской поэзии.    «Он захватил глубоко темный корень нашего бытия. Никто не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, - природной и человеческой, - основу, из которой рождается и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества».    А. А. Волынский, современник Тютчева, говорил о нем как о «поэте небесных и душевных бездн». «Он как бы шепчется с тенями ночи, ловит их смутную жизнь и передает ее без всяких символов, без всякой романтики в тихих трепетных словах. Пушкин творит, Тютчев растворяет, вот почему язык Тютчева особенный. В нем новые неожиданные эпитеты, зыбкие линии и смутные оттенки. Это... созерцание мира в его ночной стихийности, в его хаотически-божественной правде».
Оба поэта - Фет и Тютчев - были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную. Их начинания были подхвачены А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым. Поэты этой группы искренне полагали, что поэзия должна говорить о вечном свободно, без принуждения. Никакой теории над собой они не признавали.
  • Оба поэта - Фет и Тютчев - были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную.
  • Их начинания были подхвачены А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым.
  • Поэты этой группы искренне полагали, что поэзия должна говорить о вечном свободно, без принуждения. Никакой теории над собой они не признавали.
Афанасий Фет. Поэзия и судьба https :// www.youtube.com/watch?v=ppFkfjsxJC4  Федор Тютчев - Стихотворения (10) https:// www.youtube.com/watch?v=B0tTcx9Q2Ug
  • Афанасий Фет. Поэзия и судьба
  • https :// www.youtube.com/watch?v=ppFkfjsxJC4
  • Федор Тютчев - Стихотворения (10)
  • https:// www.youtube.com/watch?v=B0tTcx9Q2Ug
http://www.sochland.ru/sub2/? id=31 http ://nenuda.ru/%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE-% D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0.html  https:// classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/chistoe_iskusstvo_v_russkoj_literature/87-1-0-2150
  • http://www.sochland.ru/sub2/? id=31
  • http ://nenuda.ru/%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE-% D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0.html
  • https:// classlit.ru/publ/teoria_literatury_i_dr/teoria_literatury/chistoe_iskusstvo_v_russkoj_literature/87-1-0-2150


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс