СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку МХК "Композиторы Венской классической школы" (11 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В папке представлены конспект урока и презентация к уроку. Музыку к уроку можно скачать самостоятельно.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Урок 12

Композиторы Венской классической школы

(Слайд 1)

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством композиторов Венской классической школы, воспитывать интерес к музыкальному искусству.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему.

(Слайд 2) ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - творческое направление, сложившееся в Австрии XVIII - XIX веках. К нему принадлежат три великих композитора – Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка.

(Слайд 3) Й.Гайдн

  • Родоначальник симфонического оркестра

  • «Отец классической симфонии»

  • ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ

В.А.Моцарт

  • Непревзойденный виртуоз

  • Гений всех жанров

  • ИЗЫСКАНЫЙ

Л.В.Бетховен

  • «Певец французской революции»

  • «Бунтующий классик»

  • ДРАМАТИЧЕСКИЙ

  1. Рассказ учителя о композиторах Венской классической школы.

(Слайд 4) План:

  1. Классицизм, характерные черты.

  2. Классический симфонизм Й. Гайдна.

  3. Музыкальный мир В. А. Моцарта.

  4. Музыка, высекающая огонь из людских сердец: Л. Бетховен.



  1. Черты классицизма (викторина)

1. Классицизм переводится как…

а) бракованная раковина

б) образцовый

в) вычурный

2. Основная задача художников-классиков:

а) удивить, вызвать изумление

б) произведение должно нравиться, развлекать

в) понять мир как разумно устроенный механизм, где человеку отведена организующая роль

3. Основная черта классицизма:

а) преувеличенная пышность, масштабность форм

б) пристрастие к изысканным сложным формам, причудливым линиям

в) идеализация героических образцов, гуманистическим идеалам

(Ответы: 1-б,2-в,3-в)

  1. Классический симфонизм Й.Гайдна

(Слайд 6) Родился 31 марта 1732г. в Нижней Австрии. Гайдн был вторым из 12-ти детей в небогатой семье, где ежедневно занимались домашним музицированием. После того, как превосходный музыкальный талант пятилетнего Гайдна был замечен дальним родственником, музыкальные занятия с мальчиком по игре на скрипке и фортепиано стали более интенсивными.
Так как Гайдн имел также чудный вокальный голос, в 1740г. он был принят императорским придворным композитором Иоганном Георгом Ройттером как сольный дискант в хор собора Штефана в Вену.
Поистине бесценен вклад Йозефа Гайдна в мировую музыкальную культуру. В последние годы своей жизни, которые он провёл в Вене, великий композитор буквально купается в лучах своей славы: Гайдн был объявлен почётным гражданином города Вены, в его родном городе сооружался монумент в его честь, и он считался почётным членом многих музыкальных обществ. В 1809г. Гайдн умер. Через 14 дней в Венской церкви под музыку реквиема Моцарта состоялось прощание с великим композитором.



В историю мировой музыкальной культуры Йозеф Гайдн вошёл как создатель классической симфонии, которая до сих пор остаётся ведущим жанром музыкального искусства. Ему также принадлежит заслуга в создании инструментальной музыки и в формировании устойчивого состава симфонического оркестра.

(Слайд 7) Творческое наследие Гайдна поистине ошеломляюще! Он является автором 104 симфоний, 83 струнных квартетов, 52 клавирных сонат, 24 опер.

Творчество Гайдна уже при жизни композитора приобрело европейскую известность и по достоинству было оценено современниками. Музыка Гайдна – это «музыка радости и досуга», она полна оптимизма, и действенной энергии, светла и естественна, лирична и изысканна. Композиторская фантазия Гайдна не знала границ. Его музыка богата контрастами, паузами и неожиданными сюрпризами.

Симфонии Гайдна – подлинная вершина его творчества. Не сразу складывалась музыкальная форма симфонии. Первоначально количество ее частей варьировалось, и лишь Гайдну удалось создать ее классический тип в четырех частях, каждая из которых различалась характером звучащей музыки, темпом и приемами развития темы. При этом четыре контрастные части симфонии взаимно дополняли друг друга.

1 часть – быстрый, стремительный темп. Передан основной конфликт образов –тем.

2 часть – медленная, лиричная, навеянная созерцанием прекрасных картин природы.

3 часть – живая, подвижная музыка, рассказывающая о часах досуга и отдыха героя.

4 часть – быстрая музыка, подводит своеобразный итог размышлений героя.

(Звучит Прощальная симфония № 45 Й.Гайдна)

В музыке Гайдна нет ничего лишнего и случайного, она пленяет слушателей своей грациозностью, легкостью и изяществом.

  1. Музыкальный мир В. А. Моцарта (Слайд 8)

Родился 27 января 1756 в Зальцбурге (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Мать – Мария Анна, отец – Леопольд Моцарт (1719–1787), композитор и теоретик, c 1743 –скрипач в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна.

Умер Моцарт 5 декабря 1791 года от болезни, возможно, вызванной почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении Моцарта масонами или другим австрийским композитором — Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном скоплении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.

(Слайд 9) Путь Вольфганга Амадея Моцарта в музыке начинался ярко и блистательно. С самых ранних лет жизни его имя стало легендой. В четыре года ему требовалось три часа, чтобы разучить менуэт и тут же сыграть его. В шесть лет он вместе с отцом Леопольдом Моцартом гастролировал с концертами по Европе. В одиннадцать – сочинил первую оперу, а в четырнадцать – дирижировал на премьере собственной оперы в театре Милана. В том же году он получил почётное звание академика музыки. Однако дальнейшая жизнь талантливого композитора сложилась непросто. Положение придворного музыканта мало чем отличалось от положения услужливого лакея, выполнявшего любые прихоти своего хозяина. Не таков был характер Моцарта, человека независимого и решительного, больше всего в жизни ценившего честь и достоинство. Пройдя многие жизненные испытания, он ни в чем не изменил своим взглядам и убеждениям.

(Слайд 10) В историю музыкальной культуры Моцарт вошёл как блистательный сочинитель симфонической музыки, создатель жанра классического концерта, автор «Реквиема» и трёх оперных шедевров: «Свадьбы Фигаро», «Дон Жуана» и «Волшебной флейты».

(Слайд 11) «Свадьба Фигаро» (1786) была поставлена по пьесе французского драматурга Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Моцарт сильно рисковал, выбирая для постановки запрещённую цензурой пьесу. В результате появилась весёлая опера в стиле итальянской комической оперы.

(Звучит фрагмент оперы «Свадьба Фигаро»)

(Слайд 12) Опера-сказка «Волшебная флейта» (1791) - любимое произведение Моцарта, его «лебединая песня» - стала своеобразным эпилогом жизни великого композитора (была поставлена в Вене за два месяца до его смерти).

(Звучит фрагмент оперы «Волшебная флейта»)

(Слайд 13) Творчество Моцарта представлено выдающимися сочинениями духовной музыки: мессами, кантатами, ораториями. Вершиной его духовной музыки стал «Реквием» (1791) – грандиозное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра.
Смертельно больной Моцарт не успел закончить это произведение. По наброскам композитора оно было доработано одним из его учеников.

(Звучит «Реквием»)

  1. Музыка, высекающая огонь из людских сердец: Л. Бетховен.

(Слайд 14) Людвиг ван Бетховен (крещен 17 декабря 1770, Бонн — 26 марта 1827, Вена) — немецкий композитор, представитель венской классической школы. Знак зодиака - Стрелец.

Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Начальное музыкальное образование Бетховен получил под руководством своего отца, певчего придворной капеллы курфюрста Кельнского в Бонне. С 1780 Людвиг учился у придворного органиста К. Г. Нефе. Смолоду Бетховен поражал и восхищал своих современников масштабностью замыслов, неистощимой изобретательностью их воплощения и неутомимым стремлением к новому.

К середине 1800-х Бетховен уже пользовался всеобщим почитанием как безусловно первый композитор своего времени. В 1808 он дал свой фактически последний концерт в качестве пианиста (более позднее благотворительное выступление 1814 года оказалось неудачным, так как к тому времени Бетховен был уже почти полностью глух). Тогда же ему был предложен пост придворного капельмейстера в Касселе.

Когда Бетховен умер, в последний путь его провожало около десяти тысяч человек. (Л. О. Акопян)

(Слайд 15) Путь Бетховена в музыке – это путь от классицизма к новому стилю, романтизму.

Музыкальное наследие Бетховена огромно и удивительно разнообразно: 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, симфонические увертюры, 16 струнноых квартетов, 5 концертов с оркестром, мессы, кантаты, романсы, опера «Фиделио», обработки народных песен (их около 160, в том числе и русских).

(Слайд 16) Шестая «Пасторальная» симфония (1808) была написана под впечатлением народных песен и весёлых плясовых наигрышей. Она имела подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни».

(Звучит «Пасторальная» симфония)

(Слайд 17) Недосягаемых вершин достиг Бетховен в симфонической музыке. Гимном стойкости человеческого духа, утверждению победы света и разума стала Третья «Героическая» симфония
(1802-1804).
Первоначально Бетховен хотел посвятить это произведение Наполеону Бонапарту, ставшему его кумиром. Но, когда Наполеон провозгласил себя императором, стало очевидно, что им движет жажда власти и слава. Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав одно слово – «Героическая».

(Звучит «Героическая» симфония)

(Слайд 18) «Лунная соната» (название было дано уже после смерти композитора) посвящена Джульетте Гвиччарди, неразделённая любовь к которой оставила глубокий след в душе Бетховена.

(Звучит «Лунная соната»)



  1. Итог урока

Национальная австрийская музыкальная культура того времени оказалась замечательной средой для создания того пласта в музыкальном искусстве, который отвечал новым идеям и настроениям. Венские композиторы-классики сумели не только подытожить все лучшее, чего достигла европейская музыка, но и воплотить в музыке эстетические идеалы эпохи Просвещения, сделать собственные творческие открытия. Наивысшим достижением музыкальной культуры этого времени стало формирование классических музыкальных жанров и принципов симфонизма в произведениях Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Композиторы Венской классической школы  Материалы к уроку в 11 классе

Композиторы Венской классической школы

Материалы к уроку в 11 классе

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - творческое направление, сложившееся в Австрии XVIII - XIX веках. К нему принадлежат три великих композитора –  Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен.  Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка.

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - творческое направление, сложившееся в Австрии XVIII - XIX веках. К нему принадлежат три великих композитора –

Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен.

Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка.

«Бунтующий классик» « «Певец французской революции» ДРАМАТИ-ЧЕСКИЙ ИЗЫСКАНЫЙ «Отец классической симфонии» ЖИЗНЕРА-ДОСТНЫЙ Гений всех жанров Родоначальник симфонического оркестра Непревзойденный виртуоз Й.Гайдн В.А.Моцарт Л. Бетховен Жанры

«Бунтующий классик»

«

«Певец французской революции»

ДРАМАТИ-ЧЕСКИЙ

ИЗЫСКАНЫЙ

«Отец классической симфонии»

ЖИЗНЕРА-ДОСТНЫЙ

Гений всех жанров

Родоначальник симфонического оркестра

Непревзойденный виртуоз

Й.Гайдн

В.А.Моцарт

Л. Бетховен

Жанры

План:

План:

  • Классицизм, характерные черты
  • Классический симфонизм Й. Гайдна
  • Музыкальный мир В. А. Моцарта
  • Музыка, высекающая огонь из людских сердец: Л. Бетховен
Черты классицизма:  (викторина) 1. Классицизм переводится как…  а) бракованная раковина  б) образцовый  в) вычурный 2. Основная задача художников-классиков:  а) удивить, вызвать изумление  б) произведение должно нравиться, развлекать  в) понять мир как разумно устроенный механизм, где человеку отведена организующая роль 3. Основная черта классицизма:  а) преувеличенная пышность, масштабность форм  б) пристрастие к изысканным сложным формам, причудливым линиям  в) идеализация героических образцов, гуманистическим идеалам б в в

Черты классицизма: (викторина)

1. Классицизм переводится как…

а) бракованная раковина

б) образцовый

в) вычурный

2. Основная задача художников-классиков:

а) удивить, вызвать изумление

б) произведение должно нравиться, развлекать

в) понять мир как разумно устроенный механизм, где человеку отведена организующая роль

3. Основная черта классицизма:

а) преувеличенная пышность, масштабность форм

б) пристрастие к изысканным сложным формам, причудливым линиям

в) идеализация героических образцов, гуманистическим идеалам

б

в

в

Йозеф Гайдн  (1732-1809)  В историю мировой музыкальной культуры Йозеф Гайдн вошёл как создатель классической симфонии, которая до сих пор остаётся ведущим жанром музыкального искусства. Ему также принадлежит заслуга в создании инструментальной музыки и в формировании устойчивого состава симфонического оркестра. 3

Йозеф Гайдн (1732-1809)

В историю мировой музыкальной культуры Йозеф Гайдн вошёл как создатель классической симфонии, которая до сих пор остаётся ведущим жанром музыкального искусства. Ему также принадлежит заслуга в создании инструментальной музыки и в формировании устойчивого состава симфонического оркестра.

3

Творческое наследие Гайдна поистине ошеломляюще! Он является автором 104 симфоний, 83 струнных квартетов, 52 клавирных сонат, 24 опер. Творчество Гайдна уже при жизни композитора приобрело европейскую известность и по достоинству было оценено современниками.
  • Творческое наследие Гайдна поистине ошеломляюще! Он является автором 104 симфоний, 83 струнных квартетов, 52 клавирных сонат, 24 опер.
  • Творчество Гайдна уже при жизни композитора приобрело европейскую известность и по достоинству было оценено современниками.

3

Вольфганг Амадей Моцарт  (1756 – 1791) 3

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)

3

Путь Вольфганга Амадея Моцарта в музыке начинался ярко и блистательно. С самых ранних лет жизни его имя стало легендой. В четыре года ему требовалось три часа, чтобы разучить менуэт и тут же сыграть его. В шесть лет он вместе с отцом Леопольдом Моцартом гастролировал с концертами по Европе. В одиннадцать – сочинил первую оперу, а в четырнадцать – дирижировал на премьере собственной оперы в театре Милана. В том же году он получил почётное звание академика музыки. 3

Путь Вольфганга Амадея Моцарта в музыке начинался ярко и блистательно. С самых ранних лет жизни его имя стало легендой. В четыре года ему требовалось три часа, чтобы разучить менуэт и тут же сыграть его. В шесть лет он вместе с отцом Леопольдом Моцартом гастролировал с концертами по Европе. В одиннадцать – сочинил первую оперу, а в четырнадцать – дирижировал на премьере собственной оперы в театре Милана. В том же году он получил почётное звание академика музыки.

3

В историю музыкальной культуры Моцарт вошёл как блистательный сочинитель симфонической музыки, создатель жанра классического концерта, автор «Реквиема» и трёх оперных шедевров: «Свадьбы Фигаро», «Дон Жуана» и «Волшебной флейты». 3

В историю музыкальной культуры Моцарт вошёл как блистательный сочинитель симфонической музыки, создатель жанра классического концерта, автор «Реквиема» и трёх оперных шедевров: «Свадьбы Фигаро», «Дон Жуана» и «Волшебной флейты».

3

«Свадьба Фигаро» (1786) была поставлена по пьесе французского драматурга Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Моцарт сильно рисковал, выбирая для постановки запрещённую цензурой пьесу. В результате появилась весёлая опера в стиле итальянской комической оперы. 3

«Свадьба Фигаро» (1786) была поставлена по пьесе французского драматурга Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Моцарт сильно рисковал, выбирая для постановки запрещённую цензурой пьесу. В результате появилась весёлая опера в стиле итальянской комической оперы.

3

Опера-сказка «Волшебная флейта» (1791) - любимое произведение Моцарта, его «лебединая песня» - стала своеобразным эпилогом жизни великого композитора (была поставлена в Вене за два месяца до его смерти). 3

Опера-сказка «Волшебная флейта» (1791) - любимое произведение Моцарта, его «лебединая песня» - стала своеобразным эпилогом жизни великого композитора (была поставлена в Вене за два месяца до его смерти).

3

Творчество Моцарта представлено выдающимися сочинениями духовной музыки: мессами, кантатами, ораториями. Вершиной его духовной музыки стал «Реквием» (1791) – грандиозное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра.  Смертельно больной Моцарт не успел закончить это произведение. По наброскам композитора оно было доработано одним из его учеников. Моцарт пишет

Творчество Моцарта представлено выдающимися сочинениями духовной музыки: мессами, кантатами, ораториями. Вершиной его духовной музыки стал «Реквием» (1791) – грандиозное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. Смертельно больной Моцарт не успел закончить это произведение. По наброскам композитора оно было доработано одним из его учеников.

Моцарт пишет "Реквием"

Людвиг ван Бетховен  (1771 – 1827) Однажды Моцарт, услышав как играет Бетховен (тогда ещё подросток), сказал своим друзьям: «Обратите внимание на этого юношу, придёт время, о нём заговорит весь мир». 3

Людвиг ван Бетховен (1771 – 1827)

  • Однажды Моцарт, услышав как играет Бетховен (тогда ещё подросток), сказал своим друзьям: «Обратите внимание на этого юношу, придёт время, о нём заговорит весь мир».

3

Путь Бетховена в музыке – это путь от классицизма к новому стилю, романтизму. Музыкальное наследие Бетховена огромно и удивительно разнообразно: 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, симфонические увертюры, 16 струнноых квартетов, 5 концертов с оркестром, мессы, кантаты, романсы, опера «Фиделио», обработки народных песен (их около 160, в том числе и русских).
  • Путь Бетховена в музыке – это путь от классицизма к новому стилю, романтизму.
  • Музыкальное наследие Бетховена огромно и удивительно разнообразно: 9 симфоний, 32 сонаты для фортепиано, симфонические увертюры, 16 струнноых квартетов, 5 концертов с оркестром, мессы, кантаты, романсы, опера «Фиделио», обработки народных песен (их около 160, в том числе и русских).

3

Шестая «Пасторальная» симфония (1808) была написана под впечатлением народных песен и весёлых плясовых наигрышей. Она имела подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни». 3

Шестая «Пасторальная» симфония (1808) была написана под впечатлением народных песен и весёлых плясовых наигрышей. Она имела подзаголовок «Воспоминание о сельской жизни».

3

Недосягаемых вершин достиг Бетховен в симфонической музыке. Гимном стойкости человеческого духа, утверждению победы света и разума стала Третья «Героическая» симфония  (1802-1804).  Первоначально Бетховен хотел посвятить это произведение Наполеону Бонапарту, ставшему его кумиром. Но, когда Наполеон провозгласил себя императором, стало очевидно, что им движет жажда власти и слава. Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав одно слово – «Героическая». 3

Недосягаемых вершин достиг Бетховен в симфонической музыке. Гимном стойкости человеческого духа, утверждению победы света и разума стала Третья «Героическая» симфония (1802-1804). Первоначально Бетховен хотел посвятить это произведение Наполеону Бонапарту, ставшему его кумиром. Но, когда Наполеон провозгласил себя императором, стало очевидно, что им движет жажда власти и слава. Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав одно слово – «Героическая».

3

«Лунная соната»  (название было дано уже после смерти композитора) посвящена Джульетте Гвиччарди, неразделённая любовь к которой оставила глубокий след в душе Бетховена.
  • «Лунная соната» (название было дано уже после смерти композитора) посвящена Джульетте Гвиччарди, неразделённая любовь к которой оставила глубокий след в душе Бетховена.

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!