1. Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Добрый день!» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализа- ция знаний (4 минуты) 3.Постановка учебной цели. (1минута) | Проверка д/з. -С творчеством какого писателя вы познакомились на прошлом уроке? (слайд 2) - Какие произведения Пушкина знаете?(Слайды 3-5) - Назовите героев произведений Пушкина, которые вам запомнились? - Как вы думаете, почему именно эти люди стали персонажами творений А.С.? Вывод этапа- слайд №6 Какое задание вы получили к сегодняшнему уроку (слайд 7) Показ слайдов - Как вы думаете, ребята, с каким произведением мы с вами будем знакомиться на сегодняшнем уроке? -Как будет звучать тема нашего урока? - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. (слайд 7) Тему урока: « А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).». - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в ходе урока мы познакомимся с фрагментом драмы, углубим представление о драматических жанрах; будем совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умения давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои творческие способности. (Слайд 8- цели, 9- методы) | Отвечают на вопросы Пересказывают(см. приложение) Формулируют тему Записывают число, «Классная работа», тему и эпиграф урока в тетрадь. Формулируют цель урока (Познакомиться с произведением Пушкина «Борис Годунов». Дать характеристику героям. Учиться выразительно читать. Словари на столе означают, что мы будем с ними работать.) | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
II.ПОГРУЖЕ-НИЕ В ТЕКСТ Усвоение новых знаний. 4 минуты 5 минут 2минут Физминутка (пауза релаксации) Работа с текстом (первичное закрепление) 15 мин. | Работа с эпиграфом Пред вами эпиграф к уроку (на доске). Читает ученик. Как вы понимаете эти слова? 2. Итак сегодня мы знакомимся с ещё одним произведением Пушкина «Борис Годунов». И начнём мы с истории. В ходе пересказа листаю слайды 10-14 Чему же посвящена трагедия А.С.Пушкина? Вывод по этапу- слайд 15. Чтение статьи учебника «Пушкин - драматург». Учитель. Перед вами статья учебника «Пушкин – драматург» (стр.86 - 89). Предлагаю вам прочитать её. (Чтение статьи учеником). В статье выделены некоторые слова. Назовите их. Сопоставим определения трагедии в словаре литературоведческих терминов, в словаре Ожегова. Запишите определения в тетрадь (слайды 16-17). Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре». (Читает учитель). Словарная работа. При чтении отрывка вы встретились с незнакомыми словами, архаизмами: днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье (на доске). Как вы их понимаете? Физкультминутка для глаз Характеристика героев. Учитель. Назовите героев Сцены в Чудовом монастыре. Дет. Пимен. Григорий Отрепьев. Вопросы по образу Пимена (слайд 18): - Как Пимен относится к своему труду летописца?(докажи, применяя цитаты) - Свойственны ли были Пимену в молодости грехи? - Можем ли мы кратко восстановить судьбу Пимена? - Какое событие изменило судьбу Пимена? - Как Пимен относится к Григорию? - Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»? - Только ли царей винит в преступлениях Пимен? 2. Вопросы по образу Отрепьева (слайд 19): - Можно ли назвать сон Григория вещим? - Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы? - Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений? - Как Григорий оправдывает своё желание стать самозванцем? Беседа по вопросам. Учитель. Ребята, подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце. («простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие). Учитель. Прочитайте слова самого Пушкина (слайд20). Учитель. Какие черты мы замечаем в Григории? (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие). | Комментируют 1-2 ученика пересказывают ( индивидуальное задание), другие- составляют вопросы… Задают вопросы классу, комментируют ответы. Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова. Читают статью (по цепочке) Драматургия, драма. Пишут в тетради Объясняют слова Выполняют физкультминутку. Читают, аргументируют, записывают значение незнакомых слов, характерные черты героев Отвечают на вопросы, цитируя отрывки из драмы (выр.чт.) | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, совершенствовать технику чтения, умение работать со словарем |
Закрепление изученного материала 15 минут | И сегодня драма Пушкина востребована( кино, театр, музыка, переводы…) Слайды 22,23 ( с музыкальными вложениями+ повторение «драма») В завершение урока хочу предложить вам послушать музыку величайшего композитора Модеста Петровича Мусоргского, который тоже обратился к этой исторической теме и написал оперу «Борис Годунов»( сл.23) Опишите свои эмоции. Какие чувства передаёт музыка и голос исполнителя | Смотрят отрывок из оперы, слушают; Знакомство с картиной. Озвучивают впечатления, мысли, эмоции. Работа с тестом. Несколько учащихся находят информацию в интернете, озвучивают в классе. | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества); информационные |
III. ПОСТКОМ МУНИКАТИ-ВНЫЙ ЭТАП. Рефлексия деятельности. 3 минуты | Продолжите фразу -Среди герой драмы я запомнил…. -В произведении «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)…) нашли своё отражение мысли о….. - Драматические произведения отличаются от ряда других тем, что… (слайд 24) На доске прикреплены смайлики. Кто понял тему урока, подойдите к улыбающемуся смайлу, а кто нет – к другому. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | Продолжают фразу, дополняют ответы товарищей. «Борис Годунов» - пьеса не только о трагедии царя, но и народа, который по его вине перенёс очень много бед и испытаний. | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить полученный материал, сделать выводы, самооценка |