СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку обществознания на тему: Рациональный потребитель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку обществознания на тему: Рациональный потребитель»

Тема урока: Рациональный потребитель

Цели урока:

образовательная: рассмотреть понятия «потребитель», «рациональное потребление»; изучить рациональное поведение потребителя; исследовать особенности доходов и расходов рационального потребителя;

развивающая: формировать умения выражать свою точку зрения, развивать мыслительные операции;

воспитательная: сформировать навыки грамотного потребительского поведения, воспитание семьянина.

І. Понятия «потребитель и «рациональный потребитель»

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Рациональный потребитель - потребитель, располагающий ограниченным количеством средств, которые умеет грамотно распределить между товарами.

Понятия рационального выбора и рационального поведения потребителя играют важнейшую роль в экономической теории. Понятие рациональности в экономической науке означает «разумное», «адекватное ситуации». Рациональное поведение с экономической точки зрения подразумевает соответствие его разумным, с точки зрения экономики, интересам. Считается, что рациональный потребитель стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ.

Различают два типа рационального потребителя. Если первый «теоретический» покупатель не поддается на агита­цию рекламы, то второй мгновенно на нее реагирует при условии, что она его информирует и приводит «объектив­ные» аргументы в пользу того или иного товара, что она обращается к его разуму, а не к его эмоциям, что она его убеждает, побеждая силой «объективных» доводов. В реальной жизни мы имеем дело с потребителем, который в своем поведении ру­ководствуется как рациональными, так и иррациональными мотивами, в то же время стараясь найти рациональные оп­равдания своего покупательского поведения.

Потребление – использование, употребление. Применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей.

Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом.

Виды потребления: 1) производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства); 2) непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей).

Виды потребностей: 1) первичные (физиологические, экзистенциальные) и вторичные (социальные, престижные, духовные); 2) насыщаемые (имеющие чёткий предел) и ненасыщаемые (стремление удовлетворить которые не имеет чётко обозначенного предела [потребность в знаниях]).

К потребностям (мотивам) относят не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия.

Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.

В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения.

Этапы рационального поведения потребителя:

1) осознание необходимости покупки;

2) поиск информации о товаре или услуге;

3) оценка возможных вариантов покупки;

4) принятие решения.

ІІІ. Доходы и расходы потребителя.

Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

Номинальный доход – доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен, инфляции.

Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя.

1) заработная плата;

2) социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии);

3) доход от предпринимательской и иной деятельности;

4) доход от собственности (плата за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Реальный доход зависит от объёма конечных доходов (номинальный доход – подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги. Реальный доход = объём конечных доходов / индекс потребительских цен.

Расходы потребителя. Виды потребительских расходов:

1) обязательные, минимально необходимые расходы (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги);

2) произвольные (туризм, книги, картины, машины).

3) дискреционные траты — это расходы, необязательные для обеспечения жизни, в том числе - расходы на предметы роскоши.


Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: 1) используется для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей; 2) вторая часть образует сбережения.

Зависимости между доходами и расходами.

1) чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму он способен потратить на потребление;

2) чем больший доход получает потребитель, тем больше сумма сбережений;

3) чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений;

Анализируя данные о расходах потребителей разных стран ученые сделали вывод: чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов идет на обязательные расходы.


Закон Энгеля гласит (1821-1896): чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары и выше расходы на предметы роскоши, изысканные вещи, сбережения.

В США доля расходов на питание составляет 10-15%, а значительное число русских семей тратит на питание от 40 до 48% своих расходов.


ІІІ. Размещение сбережений.

Рациональному потребителю важно не только умело тратить деньги, но и правильно размещать свои сбережения.


Способы размещения сбережений:

1) сберегательный счёт в сбербанке;

2) приобретение ценных бумаг;

3) приобретение недвижимости;

4) страхование жизни, здоровья, имущества.

При выборе вариантов размещения сбережений потребителю необходимо сравнивать их с токи зрения:

1) надёжности,

2) процента на доход,

3) ликвидности (возможности лёгкого обращения сбережений в наличные деньги).


ІV. История возникновения прав потребителей

Впервые права потребителей были сформулированы и провозглашены в 1962 г. президентом США Джоном Кеннеди:

·    право на выбор услуги (товара) для удовлетворения своих потребностей;

·    право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение вреда, связанного с их использованием;

·    право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, об изготовителе, способах продажи, гарантиях и т.п., помогающее потребителю сделать разумным выбор;

·    право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.

Генеральная Ассамблея ООН в 1985 г. разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», где были закреплены 8 основных прав потребителей, добавив четыре к вышеперечисленным:

·    право на безопасность товаров (услуг) и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя);

·    право на потребительское образование, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения;

·    право на качество товара (услуги) в период установленного «срока службы» и гарантии поддержания данного товара в работоспособном состоянии;

·    право на удовлетворение базовых потребностей, право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущих поколений.


Вопросы и задания

1. Чем определяется цена спроса на товар или услугу?

2. Какой набор товаров предпочтет потребитель?

3. Как потребление зависит от дохода?

4. Как вы понимаете сущность закона Энгеля?

Тесты

1. Ниже перечислен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «дискреционные траты». Найдите два термина, относящихся к другому понятию и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Музыка, 2) театр, 3) кино, 4) молоко, 5) транспорт, 6) хлеб, 7) пиво, 8) казино.


2. Какой из приведенных примеров является иллюстрацией рационального поведения потребителя?

1) поиск информации о продукте

2) поиск наиболее популярного продукта

3) оценка качества продукта по его цене

4) следование рекламе


3. Верны ли следующие суждения о потребителе?

А. В условиях рыночной экономики существует суверенитет потребителя.

Б. Главная цель потребителя — извлечение максимальной прибыли.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


4. Теория потребительского поведения предполагает, что:
а) потребности потребителя ограничены; в) товары взаимозаменяемы;
б) потребности потребителя безграничны; г) товары не обладают вза