СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку по финансовой грамотности. Тема "Налоги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультимедийная презентация, конспект занятия, технологическая карта. Тема "Налоги" для учащихся старших классов.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку по финансовой грамотности. Тема "Налоги"»

Тема: «Налоги»

Цели занятия: достижение не менее 80 % учащимися следующих образовательных результатов

Предметные образовательные результаты

- владение основными понятиями по теме: «Налоги»;

- овладение основными принципами налогообложения в РФ.

Метапредметные образовательные результаты

Личностные:

  • Готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;

  • понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.

Регулятивные:

  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Коммуникативные:

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;

  • слушать товарища и обосновывать свое мнение;

  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Описание учебного процесса

Этапы

Продолжительность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

I. Орг. момент. Мотивация.

3 мин

Учащиеся обозначают тему занятия, учащиеся делятся на 3 команды

II. Этап усвоения новых знаний


15 мин

Учащиеся формулируют понятия: налоги, признаки налогов, объекты налогообложения, виды налогов

III. Решение практических задач

10 мин

Каждая команда решает экономические задачи.

IV. Этап закрепления изученного

7 мин.

Учащиеся обсуждают сказку про налоги.

V. Заключение.

5 мин

Подведение итогов. Рефлексия.


Этап

Метод

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

I. Орг. момент. Мотивация.

Словесные

Вводная беседа.

II. Этап усвоения новых знаний


Мозговой штурм, Эвристическая беседа, словесный, наглядный

Вопрос – ответ, работа с понятийным аппаратом темы.

III. Решение практических задач

Практический

Решение экономической задачи.

IV. Этап закрепления изученного

Эвристическая беседа

Обсуждение сказки и формулирование вывода.

V. Заключение.

Словесные

Обобщение полученных результатов.


3. Методическая характеристика занятия


Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке

  1. эвристическая беседа;

  2. средства народной педагогики (сказка);

  3. работа в группах;

  4. работа с понятием;

  5. мозговой штурм;

  6. решение практических задач.


Методика оценки педагогической эффективности занятия:

  • Подведение итогов.

  • Понравилась ли вам данная форма проведения занятия?

  • Что бы вы изменили в занятии?

  • Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?


Заключение

Данное вводное занятие по теме «Налоги» позволяет выяснить уровень овладения навыками работы с основными понятиями и категориями курса «Финансовая грамотность». Приобретенные в процессе занятия навыки помогут выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, ценностно-ориентировочной деятельности и прогностической. Учитель может оценить, не только учеников, но и себя, поинтересоваться у учащихся о понравившихся и запомнившихся элементах игры и возникших в ходе игры трудностях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя. 8-9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 80 с.: ил

  2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 8-9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 400 с.: ил

  3. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2006.

  4. Зайцева О.Н., Ладыгин М.Б. «Литературное образование». М.: «Дрофа», 2000 г.

  5. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: ИПО Профиздат, 2001. 191 с.

  6. Шаульская Н.А. «Поиграем в эрудитов». Ростов на Дону. «Феникс», 2005г.


Интернет-ресурсы

https://fmc.hse.ru/methbank 
http://www.studfiles.ru/preview/1046302/ 
http://www.myshared.ru/slide/10082/ 
http://live.mephist.ru/show/mathege2010/search/%CD%E0%EB%EE%E3+%ED%E0+%E4%EE%F5%EE%E4%FB/0/ 

http://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=11376

http://pandia.ru/text/77/294/83703.php https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-s-elementami-masterklassa-nalogi-zachem-oni-nuzhni-706268.html

Приложение

Конспект урока: «Налоги»

Эпиграф к уроку:

“Гражданин охотно платит налоги, зная, что они необходимы для поддержания дарующей ему свою защиту родины”.

П.– А. Гольбах.


Цели урока:

образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;

воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

План урока:

  1. Понятие и сущность налогов.

  2. Структура налога.

  3. Виды налогов

  4. Функции налогов.

Основные понятия: налог, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, прямые и косвенные налоги, федеральные, региональные и местные налоги.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, набор слов для составления определения, картинки логического ряда, рисунки учащихся, выдержки из школьных сочинений, карточки-задания с упражнениями, цветные жетоны.


Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на 3 группы.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать экономическое понятие, которое у большинства людей вызывает отрицательную реакцию. Но в экономике нет однозначно 

отрицательных явлений. В каждом можно найти плюсы. Тему сегодняшнего урока вы назовете мне сами, если воспользуетесь подсказкой. На слайде презентации представлены высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”. Это слово возникает на слайде после щелчка.

Учитель: Тема нашего урока “Налоги”.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога.

Выслушиваются и обобщаются определения, данные учащимися.

Учитель: В экономике бывает много разных определений одного и того же понятия. Одно из самых распространенных и точных было дано еще в начале прошлого века в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона.

Учащимся предлагается составить это определение из набора слов.

Выслушиваются определения, составленные каждой группой.

Учитель: А теперь сравним с первоисточником

Налоги – периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке.

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде, на те подсказки, которые даны на доске (на доску вывешиваются картинки-подсказки логического ряда и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы учащихся, признаки налогов записываются в тетради.

Учитель: Зная признаки налога, мы теперь можем дать свое определение этого понятия, главное, чтобы в нем прозвучали все эти признаки.

Налог –

  • часть доходов граждан или предприятий;

  • носит обязательный и принудительный характер;

  • выплата периодическая;

  • выплата в пользу государства;

  • размер и порядок уплаты определяются законом.

Учитель, обращая внимание учащихся на доску, где закреплены картинки – рисунки.

Взгляните на доску. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.…

Как вы думаете, что общего во всем этом?

Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги.

Учитель: На языке налоговой системы все это – объекты налогообложения. Когда-то налоги платили и с печной трубы и с собачьего хвоста…

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются:

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);

  • с имущества, передачи имущества;

  • с юридически значимых действий;

  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля.

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.


Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%.


1) Налог на доходы составляет от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 10000 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?


2) Налог на доходы составляет   от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария Константиновна получила 9570 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Константиновны?


3) Налог на доходы составляет   от заработной платы. После удержания налога на доходы Леонид Ильич получил 11745 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Леонида Ильича?


Выслушиваются ответы учащихся.


Учитель: А теперь вновь вспомним историю. 

“1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос классу: Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым?

Ответ: Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль.

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы– прямые и косвенные.

Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Прямые налоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплачивать. Окончательный плательщик тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д. Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это налоги на товары или виды деятельности. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, но вносит их в казну не он, а продавец товара или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость, введенный с 1992 года. Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.


В этом списке у вас подчеркнуто по 2 налога – 1 прямой и 1 косвенный. Попробуйте определить, какой налог прямой, какой – косвенный.

Выслушиваются ответы учащихся.


Учитель: В современной России за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. То есть, мы видим, что есть еще одна классификация налогов 


Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет города Ярцево).

Вам дан список налогов. Попробуйте определить, к каким видам относятся эти налоги – федеральным, региональным или местным. Обоснуйте, почему вы так решили.


1) К каким видам налогов относятся все нижеперечисленные налоги (федеральным, региональным или местным)?

1. налог на добавленную стоимость;

2. государственная пошлина;

3. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»;

4. налог на добычу полезных ископаемых.

2) К каким видам налогов относятся все нижеперечисленные налоги (федеральным, региональным или местным)?

1. налог на имущество предприятий;

2. лесной налог;

3. налог на игорный бизнес;

4. транспортный налог.


3) К каким видам налогов относятся все нижеперечисленные налоги (федеральным, региональным или местным)?

1. сбор с владельцев собак;

2. курортный сбор;

3. сбор на право проведения кино- и телесъемок;

4. сбор за право использования местной символики.


Выслушиваются ответы учащихся.


Учитель: В перечень местных налогов включены такие, которых в нашем городе нет. Дело в том, что местная власть сама может решать вводить или не вводить тот или иной налог.

А теперь представим ситуацию, что в нашем городе наши законодатели решили ввести новый налог – сбор с владельцев собак.

Первая группа выступит от имени местных законодателей с инициативой введения этого закона. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: “Мы, депутаты городского совета считаем, что нужно ввести сбор с владельцев собак, потому что….”

Вторая группа будет выражать интересы владельцев собак: “ Мы, владельцы собак считаем, что…”

Третья группа выступит от имени остальных жителей города.

Время на подготовку – 1 минута.

Выслушиваются ответы учащихся.


Учитель: Как видите, на введение новых налогов у разных сторон различные точки зрения. Законодатели обычно видят в налогах возможность решения какой-либо проблемы, стоящей перед ними, а те, кому приходится платить налог из собственного кармана, находят аргументы против такого новшества.

Но ни одно государство в мире еще не обходилось без налогов. Без армии, даже без собственной валюты обходилось, а без налогов – нет. Как только появилось первое государство – тут же появились и налоги. Зачем же нужно собирать налоги? Каковы их функции в экономике?

Давайте сами попробуем сформулировать основные функции налогов.

Учитель: В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно. Это понимают даже дети. Обратите внимание, что думают о налогах младшие школьники.


Сказка про то, как Баба Яга с внучкой налоги платить не хотели

В глухой преглухой тайге, среди непроходимого болота стояла избушка на курьих ножках. В той избушке жила Баба Яга Марфа Ивановна – бабушка на пенсии. И была у нее внучка Карга-Агафьюшка – молода девушка, 300 лет отроду. Жили они в своё удовольствие, бед не знали. Вставали рано, пили горячий отвар из тёртых когтей и лука, кормили своих 18 кошек. А внучка ждала к завтраку своего друга - Кощея Бессмертного. Весело им было вместе проводить время, вечерами глядели они на звёзды да катались на метле. Не было в Карге-Агафье недостатков: и красива, и молода (всего-то 300 лет), и квартира своя есть, и транспорт свой, но отклонялась Агафья от уплаты налога. Стыдила ее Марфа Ивановна, себя в пример приводила. Ведь сама она всегда платила налоги исправно, поэтому сейчас и получает хорошую пенсию, да и в срок указанный. Но не хотела ее слушать внучка, только посмеивалась…
Однажды, когда Баба Яга Марфа Ивановна ушла к своим подружкам Ежкам, в дверь кто-то постучал. Открыла двери Карга-Агафья, а на пороге стоит маленькая Пенечка и говорит: «Пришло время транспортный налог заплатить, пока я еще маленькая». И, отдав ей квитанцию, ушла. Но Агафья бросила в печку документ, пока Бабы Яги нет, и зажила, как ни в чем не бывало. Много ли мало ли времени прошло, не заметила Агафья за своим весельем, только в один из дней громко постучали в дверь. Подошла она к дверям, смотрит в щелку, а там стоит большая, важная Пеня Пеньевна и кричит:
«Открывай Агафья дверь,
Я большущяя теперь,
Транспортный налог плати,
На метле тогда лети.
А нето придет агент
Заберет метлу в момент».
Только не открыла Карга дверь, не приняла всерьез слова Пени Пеньевны. А Баба Яга опять внучку уговаривает заплатить налог, чтобы дороги были в лесу хорошие. Да что бы она, пенсионерка, могла обращаться за помощью в больницу, а сама Агафья с Кощеем в музеи да театры летать. Но внучка уговорам бабушки не поддалась.
Вскоре у порога Яги появилась выездная налоговая проверка. Пришлось налоговым агентам конфисковать метлу у Агафьи. Скучно без метлы Кощею и Карге-Агафье. Плохо Бабе Яге, пешком до больницы не дойти, с подругами не встретиться. Меньше стали проводить время на свежем воздухе, вечерами всё у телевизора сидели. Смотрела Агафья на жизнь в Москве и завидовала. Тайно она мечтала вырваться из глуши лесной да перебраться в столицу жить. И вот однажды решила она рискнуть. Пока Марфы Ивановны и Кощея не было, она собралась улететь. Спохватилась, а метлу-то забрали. Задумалась тогда, что надо было налоги вовремя платить, да поздно уже было. Вспомнила, что на чердаке старая ступа завалялась, еще со времен бабкиной молодости. Починила она её и улетела.
Пришёл Кощей утром, а Агафьи нет. Сидит Баба Яга Марфа Ивановна одна и плачет. Подумали они, что украли её лесные лешие. Погоревали немного, да смирились. А Карга-Агафья тем временем в Москве свой бизнес открыла. Импортировала из Японии в Россию мётла с турбо двигателями. Чтобы бизнес хорошо шёл, решила Яга исправно платить налоги на товары и услуги. Быстро Агафья разбогатела, стала одеваться от VERSACE, приобрела домик в центре Москвы, сделала себе прическу. 
Однажды услыхал Кощей в лесу сильный гул. Вышел он из избушки и опешил. Глядит- стоит его подруга, вся красивая, ухоженная, улыбается; в руках метла с турбо двигателем. Агафья ему и говорит: «Ну, Кощей, садись, за тобой прилетела». Сел Кощей да улетели они в Москву. Так и живут теперь вместе, бизнес процветает, налоги они платят исправно. Да и Бабу Ягу к себе перевезли. А для жителей лесных везде вывески теперь висят: 
Сказка- ложь, да в ней намёк - добросовестно плати налог!


Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы)

Составили ли вы свое мнение о налогах? (Выслушиваются ответы)

Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах.

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон: Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги голосования.

Подводятся итоги работы групп.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!