СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку по повести В.Г.Распутина "Живи и помни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого презентации
«Распутин В.Г»

Актуализация знаний: Задание № 1  Писателей – классиков мы должны знать в лицо. Определите по портретам писателей – классиков и соотнесите их с фамилиями:  1)А.Н.Островский 2) И.А.Гончаров 3) И.С.Тургенев 4) Н.А.Некрасов 5) Ф.И.Тютчев 6) Ф.М.Достоевский 7) Л.Н.Толстой 8) М.Е. Салтыков Щедрин

Актуализация знаний:

Задание № 1

Писателей – классиков мы должны знать в лицо.

Определите по портретам писателей – классиков и

соотнесите их с фамилиями:

1)А.Н.Островский 2) И.А.Гончаров

3) И.С.Тургенев 4) Н.А.Некрасов

5) Ф.И.Тютчев 6) Ф.М.Достоевский

7) Л.Н.Толстой 8) М.Е. Салтыков Щедрин

3 1 2 4 8 7 5 6

3

1

2

4

8

7

5

6

Задание № 2   Кому из писателей принадлежат слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий и могучий, русский язык!» Ф. М Достоевскому 2) И.С. Тургеневу 3)  Н.А.Некрасову  4) Л.Н.Толстому

Задание № 2

Кому из писателей принадлежат слова: «Во дни

сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах

моей родины, ты один мне поддержка и опора, о

великий и могучий, русский язык!»

  • Ф. М Достоевскому 2) И.С. Тургеневу

3) Н.А.Некрасову 4) Л.Н.Толстому

Задание № 3   Кто из писателей 2 –ой половины 19 -го века считал, что « мир спасет красота Христова»?  И.А.Гончаров  2) Ф.М.Достоевский 3) Л.Н.Толстой   4) И.С.Тургенев

Задание № 3

Кто из писателей 2 –ой половины 19 -го века

считал, что « мир спасет красота Христова»?

  • И.А.Гончаров 2) Ф.М.Достоевский

3) Л.Н.Толстой 4) И.С.Тургенев

Задание № 4   Кто из поэтов 2 –ой половины 19 –го века сказал: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить.  1) Н.А.Некрасов  2) А.А.Фет 3) Ф.И.Тютчев  4) И.С.Тургенев

Задание № 4

Кто из поэтов 2 –ой половины 19 –го века сказал:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

1) Н.А.Некрасов 2) А.А.Фет

3) Ф.И.Тютчев 4) И.С.Тургенев

Задание № 5   Кто из поэтов 2-ой половины 19 века «лиру посвятил народу своему»?  1) А.А.Фет 2) Ф.И.Тютчев 3) Н.А.Некрасов 4) И.С.Тургенев

Задание № 5

Кто из поэтов 2-ой половины 19 века «лиру

посвятил народу своему»?

1) А.А.Фет 2) Ф.И.Тютчев

3) Н.А.Некрасов 4) И.С.Тургенев

Задание № 6   О каком писателе сказано: «…он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература»?  И.С.Тургенев 2) Ф.М.Достоевский 3)  А.Н.Островский  4) Л.Н.Толстой

Задание № 6

О каком писателе сказано: «…он рассказал нам

о русской жизни почти столько же, как и вся

остальная наша литература»?

  • И.С.Тургенев 2) Ф.М.Достоевский

3) А.Н.Островский 4) Л.Н.Толстой

Задание № 7   В каком произведении теория «сильных мира сего» терпит крах?  «Отцы и дети» 2) «Обломов» 3) «Преступление и наказание» 4) «Гроза»

Задание № 7

В каком произведении теория «сильных мира

сего» терпит крах?

  • «Отцы и дети» 2) «Обломов»

3) «Преступление и наказание» 4) «Гроза»

Задание № 8    Вспомните героев прочитанных произведений по высказываниям:  1) А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду!  2) И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант…Я нужен России… Нет, видно не нужен.  3) Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи.  4) Мне другое надо было узнать…вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! …Тварь ли дрожащая или право имею…  5) «Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей из – за готовых слез просиявшей улыбкой, поднимая руку на плечо…  1) Базаров, роман «Отцы и дети» 2) Раскольников, роман «Преступление и наказание»; 3) Наташа Ростова, роман «Война и мир»; 4) Обломов, роман «Обломов»; 5) Катерина, драма «Гроза»;

Задание № 8

Вспомните героев прочитанных произведений по высказываниям:

1) А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду!

2) И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант…Я нужен России… Нет, видно не нужен.

3) Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи.

4) Мне другое надо было узнать…вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! …Тварь ли дрожащая или право имею…

5) «Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей из – за готовых слез просиявшей улыбкой, поднимая руку на плечо…

1) Базаров, роман «Отцы и дети»

2) Раскольников, роман «Преступление и наказание»;

3) Наташа Ростова, роман «Война и мир»;

4) Обломов, роман «Обломов»;

5) Катерина, драма «Гроза»;

Сегодня у нас урок внеклассного чтения. В современной литературе 20 –21-го веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин, с творчеством которого  мы познакомимся. Писатель Валентин Распутин - один из признанных современных писателей, который тоже продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно – философских проблем, каких - вот и должны мы это с вами увидеть, размышляя над произведением его повести «Живи и помни».

Сегодня у нас урок внеклассного чтения. В современной литературе 20 –21-го веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин, с творчеством которого мы познакомимся.

Писатель Валентин Распутин - один из признанных современных писателей, который тоже продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно – философских проблем, каких - вот и должны мы это с вами увидеть, размышляя над произведением его повести «Живи и помни».

Цели и задачи урока:

Цели и задачи урока:

  • 1. Познакомиться с жизнью и творчеством писателя Валентина Распутина;
  • 2. Рассмотреть проблемы повести «Живи и помни»;
  • 3. Сопоставить проблемы повести с ранее изученными произведениями второй половины XIX в.;
Эпиграф к уроку Стыдно жить…  Страшно жить…  Незачем жить…  Из повести «Живи и помни»

Эпиграф к уроку

  • Стыдно жить…
  • Страшно жить…
  • Незачем жить…
  • Из повести «Живи и помни»

Жизненный и творческий путь писателя: Первый рассказ вышел в 1961 году «Я забыл спросить у Лешки». Потом вышли сразу 3 сборника очерков и рассказов : «Продается медвежья сила», «Край возле самого неба», «Костровые новых городов». Родился Валентин Распутин 1937 году.

Жизненный и творческий путь писателя:

Первый рассказ вышел в 1961 году «Я забыл спросить у Лешки». Потом вышли сразу 3 сборника очерков и рассказов : «Продается медвежья сила», «Край возле самого неба», «Костровые новых городов».

Родился Валентин

Распутин 1937 году.

В 1967 году появился рассказ «Василий и Василиса» После публикации повести «Деньги для Марии» в 1967 году был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность.

В 1967 году появился рассказ «Василий и Василиса»

После публикации повести «Деньги для Марии» в 1967 году был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность.

В 1970 году была опубликована повесть «Последний срок», которая принесла писателю всемирную известность.

В 1970 году была опубликована повесть «Последний срок», которая принесла писателю всемирную известность.

Связь матери с детьми – самое важное на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни.

Связь матери с детьми – самое важное на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни.

Год 1976 подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость: появилась повесть «Прощание с Матерой».

Год 1976 подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость: появилась повесть «Прощание с Матерой».

Строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни для стариков - погибель

Строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни для стариков - погибель

Год 1977 – ой для писатель знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии. С этого произведения он переходит к жанру философской повести.

Год 1977 – ой для писатель знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии. С этого произведения он переходит к жанру философской повести.

В года перестройки он пишет повесть «Пожар». Главными мерилами поступков героев Распутина по-прежнему остаются добро, честь, совесть, справедливость.

В года перестройки он пишет повесть «Пожар». Главными мерилами поступков героев Распутина по-прежнему остаются добро, честь, совесть, справедливость.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкрепляется конкретными делами. Как истинный писатель, он хорошо понимает свой долг перед родиной и совершает очередной свой подвиг – пишет статьи в защиту Байкала, борется за его спасение. Страстно и горячо доказывает писатель, что «Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом».

Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкрепляется конкретными делами. Как истинный писатель, он хорошо понимает свой долг перед родиной и совершает очередной свой подвиг – пишет статьи в защиту Байкала, борется за его спасение. Страстно и горячо доказывает писатель, что «Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом».

Валентин Григорьевич Распутин – верный сын земли русской, защитник ее чести Хочется назвать последние произведения В.Распутина: это повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», рассказы: «Ангел под небом ночным», « Нежданно – негаданно».

Валентин Григорьевич Распутин – верный сын земли русской, защитник ее чести

Хочется назвать последние произведения В.Распутина: это повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», рассказы: «Ангел под небом ночным», « Нежданно – негаданно».

Беседа по биографии писателя: Что вы узнали о жизни и творчестве писателя? Назовите основные его произведения и темы этих произведений. Как писатель стремился к знаниям? Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России? Что вы узнали о жизни и творчестве писателя? Назовите основные его произведения и темы этих произведений. Как писатель стремился к знаниям? Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России? А как вы стремитесь к знаниям, чтобы стать достойным специалистом в своей области. Пример для вас – жизнь и творчество В.Распутина.
  • Беседа по биографии писателя:
  • Что вы узнали о жизни и творчестве писателя? Назовите основные его произведения и темы этих произведений. Как писатель стремился к знаниям? Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России?
  • Что вы узнали о жизни и творчестве писателя?
  • Назовите основные его произведения и темы этих произведений.
  • Как писатель стремился к знаниям?
  • Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России?
  • А как вы стремитесь к знаниям, чтобы стать достойным специалистом в своей области. Пример для вас – жизнь и творчество В.Распутина.
Сорок первый! Июнь! Год и месяц борьбы всенародной, Даже пылью времен Затянуть эту дату нельзя. Поднималась страна, И на фронт уходила пофронтно!

Сорок первый! Июнь!

Год и месяц борьбы всенародной,

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна,

И на фронт уходила пофронтно!

Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду: На все четыре года.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду:

На все четыре года.

Проверка на знание текста повести: Вопрос 1 –й: Расскажите, с чего начинаются события повести. Вопрос 2 –й: Что представляла из себя семья Гуськовых? Вопрос 3 –й: Как попала в Атамановку Настена? Какое нравственное правило – главное - было для Настены в семейной жизни? Вопрос 4 –й: Расскажите, как воевал Андрей Гуськов.

Проверка на знание текста повести:

Вопрос 1 –й: Расскажите, с чего начинаются события

повести.

Вопрос 2 –й: Что представляла из себя семья Гуськовых?

Вопрос 3 –й: Как попала в Атамановку Настена?

Какое нравственное правило – главное - было для

Настены в семейной жизни?

Вопрос 4 –й: Расскажите, как воевал Андрей Гуськов.

Анализ повести центральных эпизодов:

Анализ повести центральных эпизодов:

  • 1 - й проблемный вопрос : Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?
  • 2 –й проблемный вопрос: Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением?
3 –й проблемный вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?
  • 3 –й проблемный вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?
4 –й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?
  • 4 –й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?
5 –й проблемный вопрос: Героиню какого романа ку р са 2 –й половины 19 века напоминает Настена?

5 –й проблемный вопрос: Героиню какого романа ку р са 2 –й половины 19 века напоминает Настена?

Чтение эпизода «Встреча воина-односельчанина Максима Вологжина» (по ролям).

Чтение эпизода «Встреча воина-односельчанина Максима Вологжина» (по ролям).

6 –й проблемный вопрос: Почему она не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить. 7 –й проблемный вопрос: Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов?
  • 6 –й проблемный вопрос: Почему она не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить.
  • 7 –й проблемный вопрос: Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов?
8-й проблемный вопрос: К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажем это, например, эпизодом: «Убийство теленка». (художественный пересказ эпизода)
  • 8-й проблемный вопрос: К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажем это, например, эпизодом: «Убийство теленка». (художественный пересказ эпизода)
9 -й проблемный вопрос:  Как всякого хищника, его ждет возмездие -  облава.  Расскажите, как искали Андрея  Гуськова.

9 -й проблемный вопрос: Как всякого хищника, его ждет возмездие - облава. Расскажите, как искали Андрея Гуськова.

Выстройте «цепочку» превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:
  • Выстройте «цепочку» превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:
Страх Предательство Преступление Страдание близких Одиночество Разрушение души, нравственная деградация

Страх

Предательство

Преступление

Страдание близких

Одиночество

Разрушение души,

нравственная деградация

10 –й проблемный вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет «новую жизнь»? 1 1 –й проблемный вопрос: О чем думает Настена перед смертью? Можно ли посчитать ее самоубийство необычным гимном замечательной русской женщине, способной на подвиг самопожертвования?
  • 10 –й проблемный вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет «новую жизнь»?
  • 1 1 –й проблемный вопрос: О чем думает Настена перед смертью? Можно ли посчитать ее самоубийство необычным гимном замечательной русской женщине, способной на подвиг самопожертвования?
1 2 –й проблемный вопрос: Как вы относитесь к самоубийству Настены? Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова? 1 3 - й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести?
  • 1 2 –й проблемный вопрос: Как вы относитесь к самоубийству Настены? Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова?
  • 1 3 - й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести?
Вывод: Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.
  • Вывод: Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.
Хочется закончить урок стихотворением А.Яшина: В несметном нашем богатстве

Хочется закончить урок стихотворением А.Яшина: В несметном нашем богатстве

  • Слова драгоценные есть:
  • Отечество,
  • Верность,
  • Братство.
  • А есть еще: Совесть,
  • Честь.
  • А если бы все понимали,
  • Что это не просто слова,
  • Каких бы мы бед избежали…
Домашнее задание (по выбору)

Домашнее задание (по выбору)

  • Написать сочинение-рассуждение по повести В.Распутина «Живи и помни, человек. О чем?»
  • Написать сочинение-рассуждение «Какие чувства у Вас вызвало это произведение».
Благодарю за урок!

Благодарю за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!