Актуализация знаний:
Задание № 1
Писателей – классиков мы должны знать в лицо.
Определите по портретам писателей – классиков и
соотнесите их с фамилиями:
1)А.Н.Островский 2) И.А.Гончаров
3) И.С.Тургенев 4) Н.А.Некрасов
5) Ф.И.Тютчев 6) Ф.М.Достоевский
7) Л.Н.Толстой 8) М.Е. Салтыков Щедрин
3
1
2
4
8
7
5
6
Задание № 2
Кому из писателей принадлежат слова: «Во дни
сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей родины, ты один мне поддержка и опора, о
великий и могучий, русский язык!»
- Ф. М Достоевскому 2) И.С. Тургеневу
3) Н.А.Некрасову 4) Л.Н.Толстому
Задание № 3
Кто из писателей 2 –ой половины 19 -го века
считал, что « мир спасет красота Христова»?
- И.А.Гончаров 2) Ф.М.Достоевский
3) Л.Н.Толстой 4) И.С.Тургенев
Задание № 4
Кто из поэтов 2 –ой половины 19 –го века сказал:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
1) Н.А.Некрасов 2) А.А.Фет
3) Ф.И.Тютчев 4) И.С.Тургенев
Задание № 5
Кто из поэтов 2-ой половины 19 века «лиру
посвятил народу своему»?
1) А.А.Фет 2) Ф.И.Тютчев
3) Н.А.Некрасов 4) И.С.Тургенев
Задание № 6
О каком писателе сказано: «…он рассказал нам
о русской жизни почти столько же, как и вся
остальная наша литература»?
- И.С.Тургенев 2) Ф.М.Достоевский
3) А.Н.Островский 4) Л.Н.Толстой
Задание № 7
В каком произведении теория «сильных мира
сего» терпит крах?
- «Отцы и дети» 2) «Обломов»
3) «Преступление и наказание» 4) «Гроза»
Задание № 8
Вспомните героев прочитанных произведений по высказываниям:
1) А о жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду!
2) И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант…Я нужен России… Нет, видно не нужен.
3) Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи.
4) Мне другое надо было узнать…вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! …Тварь ли дрожащая или право имею…
5) «Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей из – за готовых слез просиявшей улыбкой, поднимая руку на плечо…
1) Базаров, роман «Отцы и дети»
2) Раскольников, роман «Преступление и наказание»;
3) Наташа Ростова, роман «Война и мир»;
4) Обломов, роман «Обломов»;
5) Катерина, драма «Гроза»;
Сегодня у нас урок внеклассного чтения. В современной литературе 20 –21-го веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин, с творчеством которого мы познакомимся.
Писатель Валентин Распутин - один из признанных современных писателей, который тоже продолжает традиции русской классической прозы прежде всего с точки зрения нравственно – философских проблем, каких - вот и должны мы это с вами увидеть, размышляя над произведением его повести «Живи и помни».
Цели и задачи урока:
- 1. Познакомиться с жизнью и творчеством писателя Валентина Распутина;
- 2. Рассмотреть проблемы повести «Живи и помни»;
- 3. Сопоставить проблемы повести с ранее изученными произведениями второй половины XIX в.;
Эпиграф к уроку
- Стыдно жить…
- Страшно жить…
- Незачем жить…
- Из повести «Живи и помни»
Жизненный и творческий путь писателя:
Первый рассказ вышел в 1961 году «Я забыл спросить у Лешки». Потом вышли сразу 3 сборника очерков и рассказов : «Продается медвежья сила», «Край возле самого неба», «Костровые новых городов».
Родился Валентин
Распутин 1937 году.
В 1967 году появился рассказ «Василий и Василиса»
После публикации повести «Деньги для Марии» в 1967 году был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность.
В 1970 году была опубликована повесть «Последний срок», которая принесла писателю всемирную известность.
Связь матери с детьми – самое важное на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни.
Год 1976 подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость: появилась повесть «Прощание с Матерой».
Строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни для стариков - погибель
Год 1977 – ой для писатель знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии. С этого произведения он переходит к жанру философской повести.
В года перестройки он пишет повесть «Пожар». Главными мерилами поступков героев Распутина по-прежнему остаются добро, честь, совесть, справедливость.
В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкрепляется конкретными делами. Как истинный писатель, он хорошо понимает свой долг перед родиной и совершает очередной свой подвиг – пишет статьи в защиту Байкала, борется за его спасение. Страстно и горячо доказывает писатель, что «Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом».
Валентин Григорьевич Распутин – верный сын земли русской, защитник ее чести
Хочется назвать последние произведения В.Распутина: это повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», рассказы: «Ангел под небом ночным», « Нежданно – негаданно».
- Беседа по биографии писателя:
- Что вы узнали о жизни и творчестве писателя? Назовите основные его произведения и темы этих произведений. Как писатель стремился к знаниям? Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России?
- Что вы узнали о жизни и творчестве писателя?
- Назовите основные его произведения и темы этих произведений.
- Как писатель стремился к знаниям?
- Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России?
- А как вы стремитесь к знаниям, чтобы стать достойным специалистом в своей области. Пример для вас – жизнь и творчество В.Распутина.
Сорок первый! Июнь!
Год и месяц борьбы всенародной,
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна,
И на фронт уходила пофронтно!
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду:
На все четыре года.
Проверка на знание текста повести:
Вопрос 1 –й: Расскажите, с чего начинаются события
повести.
Вопрос 2 –й: Что представляла из себя семья Гуськовых?
Вопрос 3 –й: Как попала в Атамановку Настена?
Какое нравственное правило – главное - было для
Настены в семейной жизни?
Вопрос 4 –й: Расскажите, как воевал Андрей Гуськов.
Анализ повести центральных эпизодов:
- 1 - й проблемный вопрос : Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал?
- 2 –й проблемный вопрос: Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением?
- 3 –й проблемный вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту?
- 4 –й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?
5 –й проблемный вопрос: Героиню какого романа ку р са 2 –й половины 19 века напоминает Настена?
Чтение эпизода «Встреча воина-односельчанина Максима Вологжина» (по ролям).
- 6 –й проблемный вопрос: Почему она не может быть счастливой, несмотря на то, что рядом муж, и даже ожидается появление ребенка, тогда как в мирной жизни она никак не могла родить.
- 7 –й проблемный вопрос: Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым. Чем оправдывается Гуськов?
- 8-й проблемный вопрос: К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм? Докажем это, например, эпизодом: «Убийство теленка». (художественный пересказ эпизода)
9 -й проблемный вопрос: Как всякого хищника, его ждет возмездие - облава. Расскажите, как искали Андрея Гуськова.
- Выстройте «цепочку» превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:
Страх
Предательство
Преступление
Страдание близких
Одиночество
Разрушение души,
нравственная деградация
- 10 –й проблемный вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет «новую жизнь»?
- 1 1 –й проблемный вопрос: О чем думает Настена перед смертью? Можно ли посчитать ее самоубийство необычным гимном замечательной русской женщине, способной на подвиг самопожертвования?
- 1 2 –й проблемный вопрос: Как вы относитесь к самоубийству Настены? Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова?
- 1 3 - й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести?
- Вывод: Живи и помни, человек: о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.
Хочется закончить урок стихотворением А.Яшина: В несметном нашем богатстве
- Слова драгоценные есть:
- Отечество,
- Верность,
- Братство.
- А есть еще: Совесть,
- Честь.
- А если бы все понимали,
- Что это не просто слова,
- Каких бы мы бед избежали…
Домашнее задание (по выбору)
- Написать сочинение-рассуждение по повести В.Распутина «Живи и помни, человек. О чем?»
- Написать сочинение-рассуждение «Какие чувства у Вас вызвало это произведение».
Благодарю за урок!