СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку по творчеству М.А.Шолохова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен изображению гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова. В процессе анализа произведений подведение обучающихся к пониманию того, что гражданская война является  трагедией, войной братоубийственной, противоречащей нормам нравственности.

Просмотр содержимого документа
«????? ? ?????»

  1. Старый мир в рассказе «Алешкино сердце» - воплощение безнравственности. Любое его проявление – это почти зверское преступление.

  2. Утрата самых близких, родственных отношений в рассказе «Червоточина».

  3. Тема страшного выбора (убить собственных детей, чтобы спасти от голода остальных), стоящая перед человеком на гражданской войне (рассказ «Семейный человек»).

  4. Расправа «богатеев» с пастухом Григорием, написавшим в «Красную правду» ( рассказ «Пастух»).

  5. Обоюдная жестокость и ненависть приводит к обоюдной трагедии (рассказ «Родинка»).



Коллективная работа по проблеме: какова степень внутренней «сохранности» человека, который воспринимается Шолоховым в качестве положительного героя? Назовите этих героев.

Формулирование и запись в тетрадях общего вывода: автор показывает, насколько трагична судьба человека, оказавшегося между молотом и наковальней двух враждебных, непримиримых сил.

Рассказ «Родинка»

Пересказ сюжета.

- В чём драматизм, лежащий в основе сюжета?

Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад. Сын – эскадронный командир Николка Кошевой, отец – атаман банды.

- О чём говорит портрет героя?

«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». А ему 18 лет. Шолохов подчёркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.

-О чём вспоминает Николка накануне боя?Каково его психологическое состояние?

Помнит, будто в полусне, когда ему было лет 5-6, как отец сажал на коня, а мать улыбалась, бледнея. После смерти матери в работниках спину гнул. А потом ушёл с красным полком на Врангеля. «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё… Учиться б…» Здесь и боль, и тоска, и страдание от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство – злоба, ненависть к врагам.

Антиподом юного героя становится Атаман банды – отец Николки.

- Что мы знаем об атамане? (плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке – банда).

- Как раскрывается душевное состояние Атамана?

«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной». Это же очерствение души , одичание подчёркивается и сравнением атамана с волком: «Ведёт атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно». Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы».

- Что общего между жизнями Николки и Атамана?

Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны». Почему? Герои оторвались от прежней жизни, от своих традиций.

Каков центральный конфликт рассказа?

Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами жизни и бесчеловечность братоубийственной войны.

- Когда этот конфликт достигает кульминации?

Отец убивает сын.

Слайд 8. Чтение эпизода.

- Как осознаётся Атаманом убийство Николки?

Убийство врага, оправданное войной, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который может искупится только смертью. Так христианское раскаивание оказывается сильнее классовой борьбы.

- В чём, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику словародинка.

Слово родинка имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не толька примета, по которой Атаман узнаёт убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово родинка своим корнем связано со словами, означающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным войной.

- Какова концепция гражданской войны Шолохова по первому рассказу?

Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.

Гражданская война для него – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.



  1. Анализ рассказа «Шибалково семя»

- Как изображены в рассказе красные казаки?

Утрата осознания ценности человеческой жизни, чувства сострадания, любви к ближнему в изображении красных явственно проступает в этом рассказе. («За хвост её, курву, да под ветер спиной», - говорит сотенный о прибившейся к отряду казачке Дарье. «За ноги её да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок?» - говорят казаки о едва родившемся ребёнке.

- Что можно сказать о Якове Шибалке?

Как и многие казаки, он оказывается в эпицентре классовой борьбы, считая главным и ответственным делом истребление банды Игнатьева. Он так же привык к близости смерти: «Людей доводилось убивать – не робел…» Так же безжалостен к врагам, подвержен мести: «Убью я её не из страха, а по совести…». Однако Шолохову важно, что именно он правит коней к найденной на дороге женщине. Именно он «жалость к ней поимел» и упросил «станишников» дозволить ей остаться на его тачанке.

Писатель даёт читателю взглянуть на происходящее глазами самого Шибалка (повествование от 1 лица). И мы видим, как за жестокостью, порождённою войной, проступают чувства жалости и сострадания: «А мне жалко пострелёнка до крайности».

Слайд 9.

- Как ведёт себя Шибалок, узнав о предательстве Дарьи?

«…не мог я стерпеть – вдарил ей сапогом и рот ей раскровянил». В процессе классовой бойни извращаются все человеческие чувства, наступает деградация любви и всего святого.

Слайд 10.

- В чём причины внутренней раздвоенности героя?

Он должен убить женщину, которую полюбил, мать его ребёнка.

- Какой выбор делает герой?

Убить Дарью и спасти ребёнка. И это сознательный выбор.

- Чем он руководствуется Шибалко, делая свой выбор?

Он пытается объяснить это классовыми причинами: Дарья – враг, малец – сын красного пулемётчика («Он у нас трошки из большевиков…»).

- Каково авторское объяснение?

Шолохов видит причины в другом: в общечеловеческих ценностях. Гражданская война не смогла убить в душе Шибалка тягу к человеческому родству («У вас жёны и дети есть, а у меня, окромя его, никого не оказывается…») Сам того не осознавая, герой испытывает сострадание и к матери своего ребёнка, ставшей для него врагом. Подтверждение тому тот факт, что привыкший убивать Шибалок, подробно рассказывая свою историю, не воспроизводит сам эпизод расстрела Дарьи. Видимо, не в силах заново пережить свой поступок. Он обрывает фразу. У Шолохова это показано многоточием. Однако подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения ему не под силу.

  1. Анализ рассказа «Чужая кровь»

- Зачем в экспозиции рассказа так обстоятельно и подробно Шолохов изображает проводы Петра на фронт?

  • Конь

  • Седло и уздечка дедовская с серебряным набором

  • Напутствие сыну служить, как отец, и «тихий Дон не срами»

  • «…должон и ты! (как деды и прадеды)

  • Как положено, сын берёт горсть родной земли.

Всё это подчёркивает нерушимость традиций в казачестве, вековой уклад жизни. Но пришла беда. Красные вторглись в быт казаков, жизнь дедову вывернули наизнанку.

- Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?

Лелеял ненависть к врагу и всё делал назло: носил шаровары с лампасами, вешал на грудь лампасы и кресты, шёл по воскресеньям в церковь, распахнувшись. Так де Гаврила вынашивал горькую обиду, которая «со злобой родниться начала».

Слайд 11

- Чем живут старики?

Нет надежды на тихую, спокойную старость. Всё разрушается и гниёт.

Тоска смертная сушит душу.

Слайд 12.

- Что происходит в кульминации рассказа?

- Что становится смыслом жизни деда Гаврилы?

Гаврила ухаживает за красноармейцем, не отходя со старухой от него ни днём ни ночью.

«С каждым днём с ужасом чувствовал Гаврила, что кровно привязывается к новому Петру…» «От слова отец потеплело у Гаврилы в груди».«Говорили между собою мало, но отношения увязались простые и любовные». «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного…»

Так автор показывает христианскую основу душевного движения Гаврилы: ненависть – жалость – любовь к поверженному врагу. Любовь к врагу – отказ от мщения – высшая степень смирения перед Богом. Шолохов показывает нравственную высоту души старика, способного к жертвенной любви.

Слайд 13.

- Так какова же концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова?

Гражданская война изображена без прикрас, как классовая схватка. И классовая ненависть оказывается сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец убивает родного сына, родные братья становятся смертельными врагами.

Гражданская война в рассказах предстаёт как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся человеческие связи, нравственные законы, традиции народа.

Слайд 14. Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. Вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, душа народа неизменно остаётся живой, чистой. Самые обычные люди сохраняют в себе ностальгию по прежней мирной жизни, память о человеческом в человеке.

Чтец.

Как сейчас, отлично помню

(Этот вечер мне запал прямо в сердце!): повезло мне –

в руки Шолохов попал.

Взял я книжку-невеличку

И хоть вымок и продрог,

Но от первой же странички

Оторвать глаза не мог.

Весь квартал кругом облазив,

Выбрал я сухой подъезд

И все шесть «Донских рассказов»

Прочитал в один присест.

Вторгся в душу мне зелёный

Аромат донских степей,

Покорили волны Дона –

Хоть бери в ладонь и пей!

Верьте мне или не верьте,

С той поры на вечный срок

В душу врос до самой смерти

Добрый шолоховский слог.

Как забудешь ту страницу,

Где вдруг встали пред тобой

Эти судьбы, эти лица

Над рекою голубой.



Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над «Донскими рассказами» уже с 1923 года, когда печатает свои первые фельтоны. Уже в конце этого года выходят и его первые рассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишены элементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник «Донские рассказы», который был издан в 1926 году, и «Лазоревая степь», который был дополнением первого сборника, в 1926 году. В этом сборнике нашлось всего три рассказа: «Семейный человек», «Лазоревая степь» и «Чужая кровь».

Первый его рассказ «Родинка» был опубликован в 1924 году в журнале «Молодой ленинец». Он представлял, своего рода, стяженный образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов. В 1931 году он переиздал «Донские рассказы». Потом, в течение почти четверти века, рассказы не переиздавались.

В своих рассказах Шолохов пытается описать довоенную жизнь донского казачества. В то время и мало кто понимал, какие они, казаки. Писатель решил показать всем целый мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир сложнейших человеческих отношений, это драматическая судьба донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войны. Все рассказы объединяет общая тема – революция, а также и место действия одинаково для всех – происшествия отыгрываются на просторах Дона.


Тематика рассказов и их герои


«Главная и почти единственная тема произведений Шолохова состоит в описаний жизни донских казаков. В русской литературе и до Михаила Шолохова были писатели, которые в своих произведениях описывали жизнь, обычаи и подвиги казаков. О казаках русских и украинских писали такие писатели такие писатели, как Гоголь и Толстой, но без преувеличения можно сказать, что Шолохов первым в русской литературе открыл полную и всестороннюю картину казачьего быта. Он смог это сделать благодаря тому, что не рассматривал казаков из вне, а из глубины их среды, так как вырос между ними и сроднился с ними.»

Страницы „Донских рассказов“ густо пропитаны кровью, причём кровью самых близких родственников: „Брат на брата“, „сын на отца“, „отец на сына“ восстают в самом буквальном смысле. Многие герои рассказов - реальные люди, в основном жители хутора Каргина. Но Шолохов заостряет все события, гиперболизирует: смерть, кровь, муки, голод, пытки представляет исключительно натуралистическим образом.

Очень точно, социологически, рисует Шолохов два основных типа людей, на которых разделялось в то время казачество, отражённое в его рассказах. Первый тип представляет большинство и является чаще всего отцами, укорённые в традиции, в нажитом поколениями скудном хозяйстве, служащие, прежде всего, для благосостояния своей семьи и продолжения родя, работы и традиции. Это ядреные и коренные казаки, такие как отец продкомиссара Бодягина („Продкомиссар“), выгнавший из дома четырнадцатилетнего сына, после, расстрелянного с согласия отца. Таков и Яков Алексеевич („Червоточина“) „старинной ковки человек: ширококостный, сутуловатый; борода как новый поясной веник. “Немало таких, безудержных в гневе хозяев, которые готовы кровью смывать обиду за посягательство на их уклад и ценности.

Если для старших являются священными их традиции и вековой отцовско-дедовский уклад, то молодые противостоят всему этому, стараются разбить и уничтожить этот уклад. Это сироты или младшие сыны, встающие на сторону большевиков. Они перестают идти в церковь, креститься на иконы перед едой, а вместо этого бегают в клуб, на комсомольские собрания. Таковым представлен двадцатилетний Фёдор („Бахчевник“), мечтающий о всеобщем равенстве. Тут и бедный пастух Григорий, после, убитый врагами, вдохновлён чтением произведений Ленина („Пастух“).

Получается, с одной стороны борода окладистая, густая изображает коренного казака, противника советской власти, а с другой стороны, портреты комиссаров и молодых комсомольцев – наголо остриженная голова и выбритые щёки.

Борьба с младшим и непослушным поколением может вестись только с помощью одного способа: строго - „Больную ветку рубить не жалетючи“. И именно под таким лозунгом и совершались кровавые преступления над младшим поколением.

Герои «Донских рассказов» не предаются возвышенным мечтаниям, язык у них совсем простой будничный и вовсе не поэтичен. Также в этих рассказах нет сомневающихся героев, таких, которые избрали «третий путь». Писатель рисует свои картины только в чёрно-белых тонах, пропитанных красной кровью, и никаких междутонов не может быть.

Можно сказать, что герои рассказов Михаила Шолохова не знают за моральный кризис и драму совести. Они, каким-то способом, соединены с природой, и это даже на грани анормальности. Суровая и сырая натура противостоят цивилизованным и современным принципам. В рассказах Шолохова природная смерть настоящая редкость. В них доминирует убийство и насилие. Гуманность проявляется больше в отношении к животным, чем к людям, даже самым близким и родным.


Сюжеты рассказов


Первый сюжет который доминирует в «Донских рассказах» это классово-социальный конфликт, а большинство из них, это те, в которых сопоставлены богатые и бедные, поборники контрреволюции и революции. Этот конфликт виден в рассказах «Алёшкино сердце», «Пастух», «Лазоревая степь», «Нахалёнок», «Обида». Писатель ясно показывает, что надо сделать и какой путь пройти, чтобы из сироты – голого, босого, голодного созрела личность молодого коммуниста, строителя нового мира. Таковым является Григорий из рассказа « Пастух», Алёшка из рассказа «Алёшкино сердце» и прочие герои.

Другой мотив, который заступлен в рассказах, это конфликт внутри одной семьи. Кажется, это любимый сюжет молодого писателя, начиная с первого его рассказа « Родинка» - смертельное столкновение ближайших родственников. Идейные расхождения получают свой финал в кровавых сценах, а жизнь самых родных и близких становиться слишком дешёвой и теряется очень легко, попрут разменной монеты.

По своему основному характеру конфликты внутри одной семьи группируются на три основные темы:

- Конфликт между отцом и сыном, к таким рассказам относятся: « Родинка», «Бахчевник», «Семейный человек», «Червоточина» и другие.

- Конфликт между братьями и сёстрами в двух рассказах: «Ветер» и «Коловерть».

- Конфликт между любовниками: «Шиблаково семя», «Двомужняя», «Калоши», «Кривая стёжка».

Ещё несколько рассказов трудно сверстать в один из этих сюжетов, поэтому назовём их: «рассказы со смешенными сюжетами». Это рассказы: «О Колчаке, крапиве и прочем», « Жеребёнок», и «Чужая кровь».



Классово-социальные сюжеты

Молодой Шолохов даёт нам целый ряд рассказов, в которых приказана, в чистом виде, суровая классовая борьба. Контраст острый, переходного, так сказать, и нет: С одной стороны представители революции, характеры новых людей, политических вождей, с другой стороны стоят огорчённые и обиженные кулаки. Эта классовая борьба вовсе не пробудила, а только разгорячила опасные и глубокие инстинкты. И одну и другую сторону объединяет общий враг и касается он буквально всех, и уже чётко открывает и оголяет положение богатых и бедных. Речь идёт о стихийных силах природы: засухе, неурожае, голоде.

Один из наиболее сильных рассказов, который описывает страдания бедных и немилосердие к ним богатых это рассказ «Алёшкино сердце».

Бедный мальчик Алёшка в своём воображении видит голод в виде «большущего безглазого человека», который душит людей. Он представляет этот голод в самом суровом виде: «Обвисает живот, пухнут ноги, западают глаза, гноятся дёсны...» Мучительные страдания сваливаются на всю его семью. Сначала скончалась младшая сестра объевшись мяса жеребёнка. Потом злая богатая соседка убивает его старшую сестру из-за того что та у неё пила щи. Затем и мать Алёшкина скончалась, а сам Алёшка получил тяжёлые ранения од той же соседки за украденное молоко. Спас его заготовитель из Донпродкома, ухаживал за ним и стал поводырем подростка в новую жизнь. Между тем, нанял Алёшку в работники местный богатей и стал беспощадно изнурять его работой, пока тот услышал разговор хозяина о том, что готовятся они перерезать два взвода красных. Успел Алёшка предупредить своего спасителя и тот послал парнишку с гранатой в руке в хату хозяина, но увидев мать с ребёнком перед хатой он сам лёг на гранату, чтобы защитить их. Такие христианские реакции Алёши, идущего на самоотвержение ради других, настоящая редкость для «Донских рассказов» и это можем считать как особую категорию шолоховской тематики.

Рассказ, в котором также видна полная немощь и страдание бедных в результате стихийных бедствий это рассказ «Обида». Он начинается с суровым описанием жизни землероба: без хлеба, без надежды, сухая земля с трещинами, которую пятидесятилетний Степан всеми силами пытается вспахать, хотя засевать будет нечем. Но тут председатель хуторского совета пообещал, что дадут семенную ссуду. Набрал себе Степан свою долю зерна и, уже в неописуемой радости, доехал почти до родного хутора, вышел на перерез человек с наганом и заставил загрузить себе зерно. Сцена душераздирающая. Забрали то, во что была вложена последняя надежда! Единственное спасение для бедного старика и его большой семьи. Писатель подробно описывает мучительные страдания бедного Степана и силу его обиды. Он чувствует себя преступником, предателем, а сухая земля - это место его преступления. Но случается так, что судьба ведёт его в украинские сёла и там он, совсем случайно, узнаёт своего обидчика, своего мучителя и смертного врага. Он такой же бедняк, который совершил преступление из-за безысходности своего положения. Конечный итог, это месть Степана за обиду, за мёртвую землю. Но не только суровость проявляет Степан, а и сострадание к жертве, он, всё же, забирает трёхлетнего сына своей жертвы к себе домой.

В этом рассказе речь идёт о конфликте между представителями одного и того же социального сословия. Между двумя бедняками, и это просто природная борьба за выживание, борьба на жизнь и смерть.


Сюжеты конфликтов внутри одной семьи

шолохов рассказ конфликт сюжет

Классовое расслоение и ненависть, столкновение интересов и жажды мести, на которые толкнула социальная революция Шолохов описал самым трагическим способом: в расколе семьи в кровавых столкновениях тех, у которых противоположны определения. Новый мир рос не как идиллия, а в слезах и крови.

Тонко исследует Шолохов то, что более всего поразило его в революционную эпоху – это прогрессивная ненависть и неродственность в самой семье «Отчуждение постепенно переходило в маленькую сначала злобу, а злобу сменила ненависть» («Червоточина»). Ядовитая злоба растёт, а с ней, роковая возможность недоверия, недоразумения, приводит к убийственному концу.

Уже первый его рассказ «Родинка» намечает нам сюжет конфликта внутри одной семьи, между самыми близкими людьми. Отец атаман убивает неузнанного им сына Николку, восемнадцатилетнего командира эскадрона, который давно ушёл из отцовского дома. Весь этот эпизод описан глазами атамана и пережит его чувствами. Гнался за ним и чувствовал всё своё преимущество над «щенком белогубым», а когда догнал, зарубил шашкой. И только вслед за первым сапогом, который снял с его ноги, увидел родинку, которая говорила ему о том, что это его сын, что это может быть самое дорогое, что он имел в жизни. Конец этого рассказа не совсем типичный для рассказов Шолохова: отец убивает и себя, стреляет в рот, и этим способом показывает глубокое раскаяние за своё преступление. Кажется, что писатель хотел обличить этот новый, ужасный мир неродственности и отчуждения, который наступает, мир страшной слепоты, самоубийственной для русского народа, а как показалось после, и для человечества.

В рассказе «Семейный человек», немолодой паромщик Микшара, ради спасения своего большого полусиротского семейства убивает своих сыновей Ивана и Данилу. Оба, когда случилось восстание против новой власти, ушли к красным, а отца мобилизовали в казачье войско. Однажды казакам привели пленных и среди них – Данилушку. Дали Микшаре в руки штык и велели колоть «коммунов», а то его самого убьют. Вот и убил отец любимого сына. Но тут отцовским испытаниям не конец. Старший сын Иван перешёл на сторону к белым казакам, А Микшаре велели вести его в штаб. Микшара рассудил, что за ним будут следить вот убил и другого сына. В этом рассказе мы, вроде бы, видим мотив оправдания за страшное преступление. Отец убил двух сыновей, чтобы спасти остальных детей от голода и нищеты, он спасает собственную жизнь. Он совершает вынуждённое злодейство, из страха, за себя и остальных детей, но ни эти дети не прощают ему, даже если кажется, что он им спас жизнь. В этом рассказе ставится вопрос: есть ли оправдание за убийство родного сына? И за убийство вообще?

Весь процесс отчуждения между самыми близкими намечается в рассказе «Червоточина». Самый младший сын Степан пошёл против веры отцов, и Яков Алексеевич, прекрасный хозяин, неожиданно столкнулся с порчей в собственной семье. Отец чувствует, что сын его стал ему чужим, традиции и обычаи отцовские не соблюдает. И у Степана уже нет любви к отцу ни жалости. Такая ненависть и разрыв в семье может привести только к трагическому финалу. Дальнейшие события постепенно увеличивали ненависть между отцом и сыном. Сперва честное признание сына в связи с размерами посевов, которые ставил приезжий статистик и, тем самым, разоблачение отца, желавшего сильно уменьшить их. Затем потеря быков Степаном, который водил их на покос. Страшный и звериный гнев охватил Якова Алексеевича, когда подумал, что тот их продал, без малейшего колебания, свирепо убивает младшего сына, втягивая в страшное преступление старшего. Писатель лишает возможности своего героя даже раскаяться в преступлении, когда узнаёт о том, что убил невинного человека, он на полуслове обрывает рассказ.


Рассказы со смешенными сюжетами


Это рассказы, которые полностью трудно отнести ни к первому, ни ко второму типу рассказов, их мало, в них писатель открывает свой гуманизм. Так, например центральное место рассказа «Жеребёнок» занимает рыжее, прекрасное животное. Среди сурового сражения, где люди друг другу беспощадно проливают кровь, никто не смог поднять руку на это беззащитное существо, вид у которого домашний, а на войне такое пробуждает тоску по миру. Солдат Трофим не только не убивает его, а даже спасает от гибели и сам идёт в невиновную смерть.

Опять чувство примирения и гуманности находим в рассказе « Чужая кровь». Из самого названия видим, что речь идёт не о родных людях, а чужих. Из этого и прорастает потребность новой любви и родственности. У деда Гаврилы погиб на войне, сражавшийся против красных, единственный сын Петро, в котором сосредоточился для него и старухи весь смысл их существования. Для деда являются бессонные ночи полны скорби и отчаяния. Но вот жизнь его меняется и даёт бедному старику возможность утешится и облегчить своё горе. Гаврила находит раненого продотрядника и из жалости к нему забирает его к себе в хату, лечит и ухаживает за ним. И становятся они как то кровно привязаны, видит старик в чужом человеке родного сына. Любовь смогла преодолеть все дистанции и связала молодого коммуниста со старым казаком, так сильно, что они уже становятся не чужими, а совсем родными, странник даже имя получает, как и их сын – Петро.

Заключение


Рассказы Михаила Шолохова очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. В них нет излишних романтических красок. Красота заключается в простоте слова, в народности языка. Писатель через эти рассказы заставляет нас задуматься о смысле жизни, о смысле войны, о современной жизни. Эти рассказы вечные, ведь и на сегодняшний день ничего не изменилось, люди и дальше продолжают, во имя своих идеалов и убеждений переступать даже через самое святое, что у них есть. «Донские рассказы» дают нам важнейший, кровавый урок о том, что нельзя забывать историю, и что самое главное, это стараться быть и остаться человеком, даже в самых страшных и тяжёлых жизненных обстоятельствах.

Источники и литература



1. Драган Недељковић, предисловие „Izabrane pripovjetke“, Сaрајево, издательство Веселин Маслеша, 1989.

2. Богдан Косанович, Трагическое и комическое в „Донских рассказах“ Михаила Шолохова, издательство Матица Српска 1978.

3. Светлана Семёнова, Мир прозы Михаила Шолохова от поэтики к миропониманию, издательство Академия наук, 2005.

Просмотр содержимого документа
«????»

Тема урока  «Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И что деремся – Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и дерутся» (В.Зазубрин «Два мира») (Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова)

сл №1 

сл.№2

Распята Россия

на старом библейском кресте,
Который воздвигли мы сами
В душевной своей простоте...
Р.П.Кумов (донской казак)


Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.
                     Демокрит


Страницы рассказов Шолохова густо окрашены кровью.
                                      Ф.Г. Бирюков

ЦЕЛИ.

 Предметная: в процессе анализа произведений подведение учащихся к пониманию того, что гражданская война является  трагедией, войной братоубийственной, противоречащей нормам нравственности.

Личностная: воспитание чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

Метапредметная: развитие умения работать с информацией,  развитие умения работать в малой группе.

Задачи:

  • Учить мыслить логично, научно, творчески.

  • Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.

  • Формировать и развивать положительное отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и к учению вообще

  • Обобщить  и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков знания учащихся о значении Октябрьской революции и гражданской войны  в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;

  • Развивать умение старшеклассников работать с дополнительной литературой, отбирать нужный материал в соответствии с темой;

  • Развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • Отрабатывать навыки комплексного анализа текста.



Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий урок.

Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ

Форма организации познавательной деятельности:  групповая, коллективная

Методы:

  • словесные, наглядные, практические,

  • исследовательский, создание проблемной ситуации

  • индуктивный.

Оборудование:  тексты рассказов (М.А. Шолохов «Донские рассказы»), презентация, компьютер с проектором, опросные листы

План урока

  1. Подготовка к восприятию проблемы. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся. Определение целей урока.

  2. Создание проблемной ситуации. Выявление читательского восприятия, выявление особенностей “Донских рассказов” М. Шолохова.

  3. Формулирование проблемы. Планирование работы.

  4. Процесс решения проблемы. Работа в группах. Анализ рассказов “Родинка”, «Шибалково семя», «Продкомиссар», “Чужая кровь”. На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические вопросы; следующие формы работы: групповая и индивидуальная.

  5. Доказательство правильности избранного решения. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

  6. Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”).





ход урока:


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Цель учителя к каждому этапу урока

1. Организационный

5 мин.

Сл.№3  Приветствие.
Краткое вступительное слово, постановка учебной задачи к  уроку.

Посмотрите на тему урока, о чём сегодня пойдёт речь? Какую цель мы поставим перед собой? Зачем нужно анализировать художественное произведение?

Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке. Подберите ассоциации со словом «война».

 Самое первое зло, поразившее человека, — война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая страшная война – война гражданская. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”. Мы знаем уже, что писатели, не принявшие последствия революции, эмигрировали. Оставшихся  несогласных с новой политикой  постепенно уничтожили. Читатель видел только одну сторону событий – прославление  революции и гражданской войны. Пример тому – произведения А. Фадеева,  А.Серафимовича,  и др.  Сегодня нам предстоит выяснить, проанализировав 4 рассказа М.Шолохова («Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя», «Чужая кровь»), почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы»  доказывает бессмысленность братоубийственной войны, какова главная идея «Донских рассказов»,  что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова?  

Приветствуют учителя. 

Слушают, принимают учебную задачу.

Настрой на урок.

Мотивация деятельности.

Обеспечить внимание каждого ученика и мотивировать на деятельность на данном уроке.

Создать условия для духовно-нравственного воспитания учащихся.

2. Актуализация опорных знаний

10 мин

сл. №4




Сл.№5

Планирование деятельности

Работу построим следующим образом: 

Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам опорного листа, пользуясь справочным материалом, текстом рассказа. В ходе работы лист заполняется.

Представитель от группы обобщает результат работы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное. 

Выступление оценивается учителем. Работу остальных членов группы оценивает выступивший.  

В конце занятия подводим итог.

Двое учащихся реализуют творческое домашнее задание, выполненное на основе материала учебника и дополнительных источников: сообщения «М.А.Шолохов в годы гражданской войны», «История создания «Донских рассказов»

Актуализированы знания и эмоциональные отношения с текстом, получена новая информация.

Ученики мотивированы на дальнейшую самостоятельную работу по изучению произведения.

Актуализировать знания о творческой истории произведения, его тематике.

Мотивировать на дальнейшую самостоятельную работу по изучению рассказов. Создать условия для развития речи, творческих, коммуникативных способностей, умений сравнивать новую и известную информацию.

3. Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений.

22 мин.

Выслушивает  результаты работы групп, задает, если это необходимо, вопросы, направляет работу учащихся

Сл.№ 6

Возможные вопросы

1) Анализ рассказа “Родинка”.

1. Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)

2. Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова.  Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ)

3. Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)

4 Что общее в душевном состоянии атамана и Николки?  ( Усталость от того, что они делают, желание все изменить)

6. Каковы сокровенные мысли героев(Николка- учиться, атаман- тоска по утраченному)

7. Авторская оценка героев.  

8. Согласны ли вы, что конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны?

11. На чьей стороне автор?

Сл. 7.

Возможные вопросы

2) Анализ рассказа “Шибалково семя”.

1. В чем, по – вашему, смысл названия? «Мой это сынишка, мое семя…»

2. Подберите родственные слова слову «семя». (Семья – семьянин)

3. Главная тема. (Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.)

4. Авторская оценка героев. 

5. Какова, на ваш взгляд, судьба ребенка? (Судьба ребёнка — не любовь, покой и счастье для себя: “...сын будет власть Советскую оборонять”.)

Сл.№8

3) Анализ рассказа “Продкомиссар”.

Возможные вопросы
1. Объясните смысл названия рассказа.
2. Одобряете или осуждаете поведение сына Игната Бодягина по отношению к отцу?

3. Как писатель рассказывает о гибели Игната: замотался, потерял время.

4. Так каков же Игнат?

5. Какую основную мысль проводит автор в рассказе, кто является носителем добра?
6. Почему изучение рассказов заканчиваем именно этим рассказом?


сл.№ 9

4) анализ рассказа  «Чужая кровь»

Возможные вопросы

1.Объясните смысл названия рассказа.

2. Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?

3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?

4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?

5.Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?

Представляют результаты работы, слушают, отвечают на вопросы учителя.


Заполнить опросные листы (заранее получены).


Составляют схему, используя раздаточный материал, поясняют свое мнение, оформляют краткие записи в тетрадях.

Получили новые знания о приемах создания образов на основе известной информации, самостоятельной работы с художественным текстом и текстом учебника.

Получили установку на выполнение одного из домашних заданий.


Раскрыли для себя логику упорядоченности рассказов  цикла.

Формировать новые знания и умения на основе известных сведений. Создать условия для развития речи.

Дать установку на заполнение опросных листов


Раскрыть учащимся логику упорядоченности рассказов цикла ;

наметить другие аспекты (для дальнейшей деятельности).

4. Подведение итогов. Рефлексия


мин.

 «Родинка» начинает, а «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый Гражданской войне на Дону. Почему именно родинку использует автор как символ?   Что же утрачивается в междоусобных бойнях? Возможно ли, согласно Шолохову, “в годину смуты и разврата” примирение враждующих сторон? КОРЕНЬ/ РОД- РОДИНА- РОДНЯ- СЕМЯ/БУДУЩЕЕ- СЕМЬЯ- СЕРДЦЕ/ЧУВСТВО-НАРОД

Обратимся к стихотворению  Р.П.Кумова (донского казака). Используя крест как символ распятой в гражданской войне  России и подобранный нами ряд ключевых слов, попробуем объяснить расположение  названий рассказов на кресте – символе.

Сл.№ 10.

Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война  для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.  Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения .

 пониманию каких проблем сделали мы шаг  на сегодняшнем уроке?
- Какие страницы «Донских рассказов»  вам  хотелось бы перечитать?

Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось  открытием? 

Какое задание было выполнить трудно? 

Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам?     (Устно, с возможными пояснениями)

Отвечают на вопрос. Заполняют схему- расположение названий рассказов на кресте.

Проанализировали логику развития урока для постижения авторского замысла.

Высказали «Я-позицию».

Получить обратную связь об осознанности учебных действий учащихся, результатах работы.

5. Информация о домашнем задании

3 мин.

Сл.№11

Поразмышляйте на тему “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова”,  написав мини - сочинение

Записывают домашнее задание и задают вопросы

Приняли домашнее задание.

Разъяснить домашнее задание.



  1. Подготовка к восприятию проблемы. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся. Определение целей урока.


Сл.№3  

Краткое вступительное слово, постановка учебной задачи к  уроку.

Посмотрите на тему урока, о чём сегодня пойдёт речь?

Какую цель мы поставим перед собой? 

Зачем нужно анализировать художественное произведение?

Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке.

Подберите ассоциации со словом «война».

 Самое первое зло, поразившее человека, — война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие.

Самая страшная война – война гражданская.

Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”.

Мы знаем уже, что писатели, не принявшие последствия революции, эмигрировали. Оставшихся,  несогласных с новой политикой  постепенно уничтожили. Читатель видел только одну сторону событий – прославление  революции и гражданской войны. Пример тому – произведения А. Фадеева,  А.Серафимовича,  и др. 

Сегодня нам предстоит выяснить, проанализировав 4 рассказа М.Шолохова («Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя», «Чужая кровь»), почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы»  доказывает бессмысленность братоубийственной войны, какова главная идея «Донских рассказов»,  что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова?  


  1. Формулирование проблемы. Планирование работы

Сл.№ 4, 5

Планирование деятельности

Работу построим следующим образом: 

- Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам опорного листа, пользуясь справочным материалом, текстом рассказа. В ходе работы лист заполняется.

- Представитель от группы обобщает результат работы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное. 

- Выступление оценивается учителем. Работу остальных членов группы оценивает выступивший.  

В конце занятия подводим итог.



  1. Процесс решения проблемы. Работа в группах. Анализ рассказов “Родинка”, «Шибалково семя», «Продкомиссар», “Чужая кровь”.


На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические вопросы; следующие формы работы: групповая и индивидуальная.


- проверка творческого домашнего задания, выполненного на основе материала учебника и дополнительных источников: сообщения «М.А.Шолохов в годы гражданской войны», «История создания «Донских рассказов».

- Сл.№ 6

1) Анализ рассказа “Родинка”.

1. Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)

2. Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова.  Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ)

3. Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)

4 Что общее в душевном состоянии атамана и Николки?  ( Усталость от того, что они делают, желание все изменить)

6. Каковы сокровенные мысли героев (Николка- учиться, атаман - тоска по утраченному)

7. Авторская оценка героев.

8. Согласны ли вы, что конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны?

11. На чьей стороне автор?


Сл. 7.

2) Анализ рассказа “Шибалково семя”.

1. В чем, по – вашему, смысл названия? «Мой это сынишка, мое семя…»

2. Подберите родственные слова слову «семя». (Семья – семьянин)

3. Главная тема. (Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.)

4. Авторская оценка героев. 

5. Какова, на ваш взгляд, судьба ребенка? (Судьба ребёнка — не любовь, покой и счастье для себя: “...сын будет власть Советскую оборонять”.)


Сл.№8

3) Анализ рассказа “Продкомиссар”.

1.Объясните смысл названия рассказа.
2. Одобряете или осуждаете поведение сына Игната Бодягина по отношению к отцу?

3. Как писатель рассказывает о гибели Игната: замотался, потерял время.

4. Так каков же Игнат?

5. Какую основную мысль проводит автор в рассказе, кто является носителем добра?
6. Почему изучение рассказов заканчиваем именно этим рассказом?


сл.№ 9

4) анализ рассказа  «Чужая кровь»

1.Объясните смысл названия рассказа.

2. Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?

3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?

4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?

5.Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?



  1. Доказательство правильности избранного решения. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия.


  • «Родинка» начинает, а «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый Гражданской войне на Дону.

  • Почему именно родинку использует автор как символ?  

  • Что же утрачивается в междоусобных бойнях?

  • Возможно ли, согласно Шолохову, “в годину смуты и разврата” примирение враждующих сторон?

  • КОРЕНЬ/ РОД- РОДИНА- РОДНЯ- СЕМЯ/БУДУЩЕЕ- СЕМЬЯ- СЕРДЦЕ/ЧУВСТВО-НАРОД

  • Обратимся к стихотворению  Р.П.Кумова (донского казака). Используя крест как символ распятой в гражданской войне  России и подобранный нами ряд ключевых слов, попробуем объяснить расположение  названий рассказов на кресте – символе.


Сл.№ 10.

Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война  для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.  Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения .

  • К пониманию каких проблем сделали мы шаг  на сегодняшнем уроке?
    Какие страницы «Донских рассказов»  вам  хотелось бы перечитать?

  • Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось  открытием? 

  • Какое задание было выполнить трудно? 

  • Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам?     (Устно, с возможными пояснениями)


  1. Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”).

Поразмышляйте на тему “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова”,  написав мини – сочинение



































Просмотр содержимого документа
«??????? ??? ??????»

Михаил Александрович Шолохов

РОДИНКА

I

На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Все это на столе, а на лавке тесаной, заплесневевшей от сырой стены, спиной плотно к подоконнику прижавшись, Николка Кошевой, командир эскадрона сидит. Карандаш в пальцах его иззябших, недвижимых. Рядом с давнишними плакатами, распластанными на столе, — анкета, наполовину заполненная. Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой НиколайКомандир эскадронаЗемлеробЧлен РКСМ.

Против графы «возраст» карандаш медленно выводит: 18 лет.

Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая.

— Мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая, — говорят шутя в эскадроне, — а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!

Стыдится Николка своих восемнадцати годов. Всегда против ненавистной графы «возраст» карандаш ползет, замедляя бег, а Николкины скулы полыхают досадным румянцем. Казак Николкин отец, а по отцу и он — казак. Помнит, будто в полусне, когда ему было лет пять-шесть, сажал его отец на коня своего служивского.

— За гриву держись, сынок! — кричал он, а мать из дверей стряпки улыбалась Николке, бледнея, и глазами широко раскрытыми глядела на ножонки, окарачившие острую хребтину коня, и на отца, державшего повод.

Давно это было. Пропал в германскую войну Николкин отец, как в воду канул. Ни слуху о нем, ни духу. Мать померла. От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки. До пятнадцати лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля. Летом нонешним купался Николка в Дону с военкомом. Тот, заикаясь и кривя контуженную голову, сказал, хлопая Николку по сутулой и черной от загара спине:

— Ты того… того… Ты счастли… счастливый! Ну, да, счастливый! Родинка — это, говорят, счастье.

Николка ощерил зубы кипенные, нырнул и, отфыркиваясь, крикнул из воды:

— Брешешь ты, чудак! Я с мальства сирота, в работниках всю жизнь гибнул, а он — счастье!..

И поплыл на желтую косу, обнимавшую Дон.

II

Хата, где квартирует Николка, стоит на яру над Доном. Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды. По ночам в бурю волны стучатся под яром, ставни тоскуют, захлебываясь, и чудится Николке, что вода вкрадчиво ползет в щели пола и, прибывая, трясет хату.

Хотел он на другую квартиру перейти, да так и не перешел, остался до осени. Утром морозным на крыльцо вышел Николка, хрупкую тишину ломая перезвоном подкованных сапог. Спустился в вишневый садик и лег на траву, заплаканную, седую от росы. Слышно, как в сарае уговаривает хозяйка корову стоять спокойно, телок мычит требовательно и басовито, а о стенки цыбарки вызванивают струи молока.

Во дворе скрипнула калитка, собака забрехала. Голос взводного:

— Командир дома?

Приподнялся на локтях Николка.

— Вот он я! Ну, чего там еще?

— Нарочный приехал из станицы. Говорит, банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла…

— Веди его сюда.

Тянет нарочный к конюшне лошадь, пóтом горячим облитую. Посреди двора упала та на передние ноги, потом — на бок, захрипела отрывисто и коротко и издохла, глядя стекленеющими глазами на цепную собаку, захлебнувшуюся злобным лаем. Потому издохла, что на пакете, привезенном нарочным, стояло три креста и с пакетом этим скакал сорок верст, не передыхая, нарочный.

Прочитал Николка, что председатель просит его выступить с эскадроном на подмогу, и в горницу пошел, шашку цепляя, думал устало: «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Военком стыдит: мол, слова правильно не напишешь, а еще эскадронный… Я-то при чем, что не успел приходскую школу окончить? Чудак он… А тут банда… Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все…»

Вышел на крыльцо, заряжая на ходу карабин, а мысли, как лошади по утоптанному шляху, мчались: «В город бы уехать… Учиться б…»

Мимо издохшей лошади шел в конюшню, глянул на черную ленту крови, точившуюся из пыльных ноздрей, и отвернулся.

III

По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся. По летнику сено когда-то возили к гумнам, застывшим в степи янтарными брызгами, а торный шлях улегся бугром у столбов телеграфных. Бегут столбы в муть осеннюю, белесую, через лога и балки перешагивают, а мимо столбов шляхом глянцевитым ведет атаман банду — полсотни казаков донских и кубанских, властью советской недовольных. Трое суток, как набедившийся волк от овечьей отары, уходят дорогами и целиною бездорожно, а за ним внáзирку — отряд Николки Кошевого.

Отъявленный народ в банде, служивский, бывалый, а все же крепко призадумывается атаман: на стременах привстает, степь глазами излапывает, версты считает до голубенькой каемки лесов, протянутой по ту сторону Дона.

Так и уходят по-волчьи, а за ними эскадрон Николки Кошевого следы топчет.

Днями летними, погожими в степях донских, под небом густым и прозрачным звоном серебряным вызванивает и колышется хлебный колос. Это перед покосом, когда у ядреной пшеницы гарновки ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти.

Бородатые станичники на суглинке, по песчаным буграм, возле левад засевают клинышками жито. Сроду не родится оно, издавна десятина не дает больше тридцати мер, а сеют потому, что из жита самогон гонят, яснее слезы девичьей; потому, что исстари так заведено, деды и прадеды пили, а на гербе казаков Области Войска Донского, должно, недаром изображен был пьяный казак, телешом сидящий на бочке винной. Хмелем густым и ярым бродят по осени хутора и станицы, нетрезво качаются красноверхие папахи над плетнями из краснотала.

По тому самому и атаман дня не бывает трезвым, потому-то все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.

Семь лет не видал атаман родных куреней. Плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские, и — банда.

Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной. Боль, чуднáя и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном. А пьет — дня трезвым не бывает потому, что пахуче и сладко цветет жито в степях донских, опрокинутых под солнцем жадной черноземной утробой, и смуглощекие жалмерки по хуторам и станицам такой самогон вываривают, что с водой родниковой текучей не различить.

IV

Зарею стукнули первые заморозки. Серебряной проседью брызнуло на разлапистые листья кувшинок, а на мельничном колесе поутру заприметил Лукич тонкие разноцветные, как слюда, льдинки.

С утра прихворнул Лукич: покалывало в поясницу, от боли глухой но

ги сделались чугунными, к земле липли. Шаркал по мельнице, с трудом передвигая несуразное, от костей отстающее тело. Из просорушки шмыгнул мышиный выводок; поглядел кверху глазами слезливо-мокрыми: под потолком с перекладины голубь сыпал скороговоркой дробное и деловитое бормотание. Ноздрями, словно из суглинка вылепленными, втянул дед вязкий душок водяной плесени и запах перемолотого жита, прислушался, как нехорошо, захлебываясь, сосала и облизывала сваи вода, и бороду мочалистую помял задумчиво.

На пчельнике прилег отдохнуть Лукич. Под тулупом спал наискось, распахнувши рот, в углах губ бороду слюнявил слюной клейкой и теплой. Сумерки густо измазали дедову хатенку, в молочных лоскутьях тумана застряла мельница…

А когда проснулся — из лесу выехало двое конных. Один из них крикнул деду, шагавшему по пчельнику:

— Иди сюда, дед!

Глянул Лукич подозрительно, остановился. Много перевидал он за смутные года таких вот вооруженных людей, бравших не спрошаючи корм и муку, и всех их огулом, не различая, крепко недолюбливал.

— Живей ходи, старый хрен!

Промеж ульев долбленых двинулся Лукич, тихонько губами вылинявшими беззвучно зашамкал, стал поодаль от гостей, наблюдая искоса.

— Мы — красные, дедок…Ты нас не бойся, — миролюбиво просипел атаман. — Мы за бандой гоняемся, от своих отбились… Може, видел вчера отряд тут проходил?

— Были какие-то.

— Куда они пошли, дедушка?

— А холера их ведает!

— У тебя на мельнице никто из них не остался?

— Нетути, — сказал Лукич коротко и повернулся спиной.

— Погоди, старик. — Атаман с седла соскочил, качнулся на дуговатых ногах пьяно и, крепко дохнув самогоном, сказал: — Мы, дед, коммунистов ликвидируем… Так-то!.. А кто мы есть, не твоего ума дело! — Споткнулся, повод роняя из рук. — Твое дело зерна на семьдесят коней приготовить и молчать… Чтобы в два счета!.. Понял? Где у тебя зерно?

— Нетути, — сказал Лукич, поглядывая в сторону.

— А в энтом амбаре что?

— Хлам, стало быть, разный… Нетути зерна!

— А ну, пойдем!

Ухватил старика за шиворот и коленом потянул к амбару кособокому, в землю вросшему. Двери распахнул. В закромах просо и чернобылый ячмень.

— Это тебе что, не зерно, старая сволочуга?

— Зерно, кормилец… Отмол это… Год я его по зернушку собирал, а ты конями потравить норовишь…

— По-твоему, нехай наши кони с голоду дохнут? Ты что же это — за красных стоишь, смерть выпрашиваешь?

— Помилуй, жалкенький мой! За что ты меня? — Шапчонку сдернул Лукич, на колени жмякнулся, руки волосатые атамановы хватал, целуя…

— Говори: красные тебе любы?

— Прости, болезный!.. Извиняй на слове глупом. Ой, прости, не казни ты меня, — голосил старик, ноги атамановы обнимая.

— Божись, что ты не за красных стоишь… Да ты не крестись, а землю ешь!..

Ртом беззубым жует песок из пригоршней дед и слезами его подмачивает.

— Ну, теперь верю. Вставай, старый!

И смеется атаман, глядя, как не встанет на занемевшие ноги старик. А из закромов тянут наехавшие конные ячмень и пшеницу, под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зерном.

V

Заря в тумане, в мокрети мглистой.

Миновал Лукич часового и не дорогой, а стежкой лесной, одному ему ведомой, затрусил к хутору через буераки, через лес, насторожившийся в предутренней чуткой дреме.

До ветряка дотюпал, хотел через прогон завернуть в улочку, но перед глазами сразу вспухли неясные очертания всадников.

— Кто идет? — окрик тревожный в тишине.

— Я это… — шамкнул Лукич, а сам весь обмяк, затрясся.

— Кто такой? Что — пропуск? По каким делам шляешься?

— Мельник я… С водянки тутошней. По надобностям в хутор иду.

— Каки-таки надобности? А ну, пойдем к командиру! Вперед иди…— крикнул один, наезжая лошадью.

На шее почуял Лукич парные лошадиные губы и, прихрамывая, засеменил в хутор.

На площади у хатенки, черепицей крытой, остановились. Провожатый, кряхтя, слез с седла, лошадь привязал к забору и, громыхая шашкой, взошел на крыльцо.

— За мной иди!..

В окнах огонек маячит. Вошли.

Лукич чихнул от табачного дыма, шапку снял и торопливо перекрестился на передний угол.

— Старика вот задержали. В хутор правился.

Николка со стола приподнял лохматую голову, в пуху и перьях, спросил сонно, но строго:

— Куда шел?

Лукич вперед шагнул и радостью поперхнулся.

— Родимый, свои это, а я думал — опять супостатники энти… Заробел дюже и спросить побоялся… Мельник я. Как шли вы через Митрохин лес и ко мне заезжали, еще молоком я тебя, касатик, поил… Аль запамятовал?..

— Ну, что скажешь?

— А то скажу, любезный мой: вчерась затемно наехали ко мне банды эти самые и зерно начисто стравили коньми!.. Смывались надо мною… Старший ихний говорит: присягай нам, в одну душу, и землю заставил есть.

— А сейчас они где?

— Тамотко и есть. Водки с собой навезли, лакают, нечистые, в моей горнице, а я сюда прибег доложить вашей милости, может хоть вы на них какую управу сыщете.

— Скажи, чтоб седлали!.. — С лавки привстал, улыбаясь деду, Николка и шинель потянул за рукав устало.

VI

Рассвело.

Николка, от ночей бессонных зелененький, подскакал к пулеметной двуколке.

— Как пойдем в атаку — лупи по правому флангу. Нам надо крыло ихнее заломить!

И поскакал к развернутому эскадрону.

За кучей чахлых дубков на шляху показались конные — по четыре в ряд, тачанки в середине.

— Намётом! — крикнул Николка и, чуя за спиной нарастающий грохот копыт, вытянул своего жеребца плетью.

У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпались.

* * *

Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед. Невдалеке барабанили выстрелы, и тягучей волной колыхался разноголосый вой.

Тук! — падал в ольшанике выстрел, а где-то за бугром, за пахотой эхо скороговоркой бормотало: так!

И опять часто: тук, тук, тук!.. А за бугром отвечало: так! так! так!..

Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошенной куги…

Держись!.. Тачанок не кидать!.. К перелеску… К перелеску, в кровину мать! — кричал атаман, привстав на стременах.

А возле тачанок уж суетились кучера и пулеметчики, обрубая постромки, и цепь, изломанная беспрестанным огнем пулеметов, уже захлестнулась в неудержимом бегстве.

Повернул атаман коня, а на него, раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает. По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, и поводья натянул. Издалека увидел молодое безусое лицо, злобой перекошенное, и сузившиеся от ветра глаза. Конь под атаманом заплясал, приседая на задние ноги, а он, дергая из-за пояса зацепившийся за кушак маузер, крикнул:

— Щенок белогубый!.. Махай, махай, я тебе намахаю!..

Атаман выстрелил в нараставшую черную бурку. Лошадь, проскакав саженей восемь, упала, а Николка бурку сбросил, стреляя, перебегал к атаману ближе, ближе…

За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осекся. Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью отерханный, упали плывущие тени.

«Неук, сосун, горяч, через это и смерть его тут налапает», — обрывками думал атаман и, выждав, когда у того кончилась обойма, поводья пустил и налетел коршуном.

С седла перевесившись, шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь. Соскочил атаман, бинокль с убитого сдернул, глянул на ноги, дрожавшие мелким ознобом, оглянулся и присел сапоги снять хромовые с мертвяка. Ногой упираясь в хрустящее колено, снял один сапог быстро и ловко. Под другим, видно, чулок закатился:не скидается. Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо. Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, выползавшей изо рта широким бугристым валом, всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:

— Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…

Чернея, крикнул:

— Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело… Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…

* * *

А вечером, когда за перелеском замаячили конные, ветер донес голоса, лошадиное фырканье и звон стремян, — с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун-стервятник. Сорвался и растаял в сереньком, по-осеннему бесцветном небе.



Просмотр содержимого презентации
«? ?????»

Гражданская война – это кровь смерть страдания братоубийственная война противостояние красных и белых

Гражданская война – это

кровь

смерть

страдания

братоубийственная война

противостояние красных и белых

Образ гражданской войны в «Донских рассказах» М .А. Шолохова

Образ гражданской войны в «Донских рассказах»

М .А. Шолохова

1905–1984

1905–1984

Донское казачье войско  — первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Отличительные черты казачества как сословия :

Донское казачье войско  — первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи.

Отличительные черты казачества как сословия :

  • особый порядок отбывания воинской повинности,
  • освобождение от подушной подати, от государственного земского сбора,
  • право беспошлинной торговли в пределах войсковых территорий,
  • особые права на пользование государственными землями и другими угодьями.
свобода; воинская доблесть; близость к земле; близость к природе; религиозность

свобода;

воинская доблесть;

близость к земле;

близость к природе;

религиозность

РОДИНКА

РОДИНКА

Портретные детали Черты характера, психологическое состояние героя Отношение к врагу, к войне Стыдится своих восемнадцати годов. От отца унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку с голубиное яйцо Опять кровь… Уморился так жить… Опостылело все… Не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая

Портретные детали

Черты характера, психологическое состояние героя

Отношение к врагу, к войне

Стыдится своих восемнадцати годов.

От отца унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку с голубиное яйцо

Опять кровь… Уморился так жить… Опостылело все…

Не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая

Портретные детали Черты характера, психологическое состояние героя Отношение к врагу, к войне ассоциация с волком ненависть: «коммунистов ликвидируем», тоска по мирной жизни, по дому, по крестьянскому труду. зачерствела душа; тоска, боль, жестокость

Портретные детали

Черты характера, психологическое состояние героя

Отношение к врагу, к войне

ассоциация с волком

ненависть: «коммунистов ликвидируем»,

тоска по мирной жизни, по дому, по крестьянскому труду.

зачерствела душа;

тоска, боль, жестокость

Отца и сына сближают ненависть к врагам и тоска по мирной жизни. Тяжёлая жизнь, война искалечили человека, превратили его в волка, но отцовское чувство оказывается сильнее классовой ненависти.

Отца и сына сближают ненависть к врагам и тоска по мирной жизни. Тяжёлая жизнь, война искалечили человека, превратили его в волка, но отцовское чувство оказывается сильнее классовой ненависти.

Продкомиссар

Продкомиссар

Портретные детали Черты характера, психологическое состояние героя Отношение к врагу, к войне Бедняков мы не грабим, а у тех, кто чужим по́том наживался, метем под гребло; на распыл пойдешь!..  что-то уперлось в горле и перехватило дыхание; сказал придушенно: — Не серчай, батя... кожа на острых изломах скул посерела

Портретные детали

Черты характера, психологическое состояние героя

Отношение к врагу, к войне

Бедняков мы не грабим, а у тех, кто чужим по́том наживался, метем под гребло; на распыл пойдешь!.. 

что-то уперлось в горле и перехватило дыхание;

сказал придушенно:

— Не серчай, батя...

кожа на острых изломах скул посерела

Портретные детали Черты характера, психологическое состояние героя Отношение к врагу, к войне Ты мне не сын, я тебе не отец…будь трижды проклят, анафема.. Не умру, сохранит матерь божия, — своими руками из тебя душу выну Рыжая борода только по краям заковылилась сединой;  морщинистая, загорелая шея Узнал сына, и горячее блеснуло в глазах, потом потухло

Портретные детали

Черты характера, психологическое состояние героя

Отношение к врагу, к войне

Ты мне не сын, я тебе не отец…будь трижды проклят, анафема.. Не умру, сохранит матерь божия, — своими руками из тебя душу выну

Рыжая борода только по краям заковылилась сединой; 

морщинистая, загорелая шея

Узнал сына, и горячее блеснуло в глазах, потом потухло

Жестокость в рассказе порождает ответную жестокость, однако нравственно искалеченный герой оказывается способным на самопожертвование во имя спасения ребёнка.

Жестокость в рассказе порождает ответную жестокость, однако нравственно искалеченный герой оказывается способным на самопожертвование во имя спасения ребёнка.

Портретные детали Черты характера, психологическое состояние героя Отношение к врагу, к войне Об одном думает дед - о сыне, пропавшем в войну без вести. Глаза его налились кровью и слезами (смерть сына). Носил шаровары с лампасами; вешал на грудь медали и кресты, полученные за то, что служил монарху верой и правдой Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман; нянчил ненависть стариковскую, глухую.

Портретные детали

Черты характера, психологическое состояние героя

Отношение к врагу, к войне

Об одном думает дед - о сыне, пропавшем в войну без вести.

Глаза его налились кровью и слезами (смерть сына).

Носил шаровары с лампасами; вешал на грудь медали и кресты, полученные за то, что служил монарху верой и правдой

Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман; нянчил ненависть стариковскую, глухую.

Портретные детали Черты характера, психологическое состояние героя Отношение к врагу, к войне густо побагровел, закашлялся не ощутил ненависти, дрогнул от жалости; от слова

Портретные детали

Черты характера, психологическое состояние героя

Отношение к врагу, к войне

густо побагровел, закашлялся

не ощутил ненависти, дрогнул от жалости; от слова "отец" потеплело в груди.

изрубленные люди;

с ужасом чувствовал, что кровно привязывается к новому Петру, а образ родного сына меркнет

Уже в названии рассказа подчёркивается отсутствие кровного родства между героями. Дед Гаврила спасает чужого сына, классового врага. и это не просто акт милосердия, а настоящая отцовская любовь, высшее проявление нравственности.

Уже в названии рассказа подчёркивается

отсутствие кровного родства между героями.

Дед Гаврила спасает чужого сына,

классового врага.

и это не просто акт милосердия,

а настоящая отцовская любовь,

высшее проявление нравственности.

Родинка Продкомиссар Чужая кровь Отца и сына сближают ненависть к врагам и тоска по мирной жизни. Тяжёлая жизнь, война искалечили человека, превратили его в волка, но отцовское чувство оказывается сильнее классовой ненависти. Жестокость в рассказе порождает ответную жестокость, однако нравственно искалеченный герой оказывается способным на самопожертвование во имя спасения ребёнка. Дед Гаврила спасает чужого сына,  классового врага. и это не просто акт милосердия, а настоящая отцовская любовь, высшее проявление нравственности. Во всех трех рассказах перед нами взаимоотношения близких людей, которых разделила, нравственно искалечила гражданская война. Спасение только в любви, милосердии.

Родинка

Продкомиссар

Чужая кровь

Отца и сына сближают ненависть к врагам и тоска по мирной жизни. Тяжёлая жизнь, война искалечили человека, превратили его в волка, но отцовское чувство оказывается сильнее классовой ненависти.

Жестокость в рассказе порождает ответную жестокость, однако нравственно искалеченный герой оказывается способным на самопожертвование во имя спасения ребёнка.

Дед Гаврила спасает чужого сына,

классового врага.

и это не просто акт милосердия,

а настоящая отцовская любовь,

высшее проявление нравственности.

Во всех трех рассказах перед нами взаимоотношения близких людей, которых разделила, нравственно искалечила гражданская война. Спасение только в любви, милосердии.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Эссе на тему: Шолохов  — писатель, для которого творчество — по преимуществу утверждение жизни и человечности.  Жан Катала.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Эссе на тему:

Шолохов  — писатель, для которого творчество — по преимуществу утверждение жизни и человечности.

Жан Катала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!