СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку внеклассного чтения по рассказу Леонида Андреева «Кусака» (7 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку внеклассного чтения по рассказу Леонида Андреева «Кусака» (7 класс)»

Материалы к уроку внеклассного чтения по рассказу Леонида Андреева «Кусака» (7 класс)


Эпиграф к уроку:

Мир вылеплен из иочи и зимы,

И страхи шевелятся в нем мохнато.

Бездомные собаки, как и мы,

Кому-то очень верили когда-то.

Денис Маслаков, Москва, 7-9 лет

(Из журнала «Искусство в школе» №3, 1993 г.)


Учащимся предварительно было дано задание прочитать рассказ, подумать над вопросом «Как соотносятся события жизни Кусаки с ХВ (художественным временем) в рассказе?» и озаглавить каждую главу.

Работа с ХТ (художественным текстом)

  1. Наблюдение над внешней композицией рассказа. Художественное время в рассказе.

Зима – весна – лето – осень.

  • Как соотносятся события жизни Кусаки с ХВ в рассказе? Зима – одиночество, ненужность; весна – обретение хозяев, имени; лето – счастье; осень – одиночество, ненужность.

  1. Озаглавливание частей рассказа

После беседы по первому вопросу учащиеся в группах обсуждают свои заголовки, выбирают лучшие и читают их всему классу, объясняя свой выбор. Наиболее удачные заголовки записываются учителем на доске.

Варианты:

  1. глава: Одинокая собака.

  2. глава: Весна. (Кусака).

  3. глава: Счастье Кусаки.

  4. глава: Осень. (Предательство).

  5. глава: Опять одна.


III. Роль пейзажных описаний в тексте

  • Найти в 1, 2, 4, 5 главах описание природы, определить, какова роль пейзажа в ХТ. Как связаны описания природы с душевными переживаниями собаки? Как отразилась весна на людях? Почему первая и последняя глава заканчиваются описанием ночи?

IV. Какова композиция этого рассказа? (Кольцевая). Отметим цикличность композиции. На доске написано, что значит цикличность сюжета и его линейность:

В циклическом построении сюжета находит выражение философская концепция неизменности мира, повторяемости событий, которая осознается либо как победа над текущим временем и смертью, либо как дурная бесконечность истории. (Д. Джойс)

При линейном построении сюжета воплощается концепция историзма и связанной с ним идеи прогресса, осознания уникалъности происходящих событий.

Дети отмечают, что время в рассказе циклическое, а не линейное, аргументируют свой ответ.

– Описанием чего заканчиваются 1-я и 5-я главы? (И в 1-й, и в 5-й главах изображается ночь: в 1-й – зимняя ночь, в 5-й – осенняя ночь).

– Что общего в характеристиках этих ночей? (Уч-ся находят совпадения: «долго-долго тянулась», «длинная ночь», «черные окна пустой дачи», «мрак... быстро и глухо заполнил пустую дачу» и т.п.)

  • Указывает ли автор, сколько времени она жила до этой самой весны? В 1-й главе: «Никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась». Кажется, что только в эту зиму. Но: «на одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи... Зимняя иочь тянулась...»

  • Временные или психологические характеристики несут в себе эти словосочетания? (Уч-ся отмечают, что эти определения характеризуют не природное и суточное время, а время ее одинокой, бесприютной жизни).

  • Почему в рассказе почти нет описания дневной природы, цветения – весеннего и летнего пейзажа? (Потому что в жизни одинокой собаки нет цветения, ее «мир вылеплен из ночи и зимы».)

Интересно отметить в композиции произведеиия еще одну особенность: симметрию, зеркальность – она тоже подчеркивает цикличность сюжета. 1-я глава: ночь, одиночество – 5-я глава – ночь, одиночество; 2-я глава: весна, дачники приехали – 4-я глава: осень, дачники уехали. И внутри 3-й главы, находящейся посредине и потому как бы лишенной отражения, есть своя зеркальность: «Все собирались и хохотали» – «И никто не видел в ее глазах странной мольбы...»; «Как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный сграх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви...».

Строим модель ХВ: зима – весна – лето – осень... ночь...

Рассказ заканчивается описанием ненастной осенней ночи. Что ждет ее впереди? – Зимняя ночь. Все повторится сначала?..

Обращаем внимание на первые две строчки эпиграфа:

Мир вылеплен из ночи и зимы,

И страхи шевелятся в нем мохнато...

(Это мир собаки вылеплен из ночи и зимы, в нем, к сожалению, не нашлось места свету и счастью, теплу и любви...)

*(Вторая половина четверостишия (эпиграфа) появится перед детьми в конце урока, после беседы по тексту. Можно предложить учащимся самим придумать продолжение первых строк. Ребята с охотой выполняют подобные задания).

V. Рассмотрим иконику ХМ (художественного мира). (*Иконика – это образный строй художественного текста.) Работа в группах. (5 глав – 5 групп). Учащиеся предварительно делали выписки из текста по следующим темам: изображение чувств и переживаний собаки, изображение отношения людей к собаке. (*Обратите внимание, изображаются ли в ХТ чувства, переживания людей).


В тетрадях учащихся должны появиться такие записи:



Образы-чувства,

образы-переживания собаки



Отношение людей к собаке



1 глава:


страх; страх и злоба;


не решалась, колебалась;

неожиданная обида, боль;

не доверяла людям; злоба;

довольство и гордость (когда она стала охранять пустую дачу);

1 глава:

ребята бросали палками, взрослые улюлюкали,

страшно свистали;

пожалел и приласкал пропойца-мужик; почувствовал скуку и тупую злобу,

с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого

сапога

2 глава:

ревниво сторожила людей;

дикость и беспричинный страх;

боялась подойти;

замерла от страха и беспомощного ожидания;

у нее отняли непримиримую злобу;

долго еще она вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки;

ей было больно от непривычной ласки, словно от удара

2 глава:

сперва они хотели прогнать и даже застрелить

ее, но потом привыкли к лаю;

Леля боялась: вдруг укусит;

ее приласкали;

все наперерыв стали ласкать ее;

3 глава:

всей своей собачьей душою

расцвела Кусака; счастье;

гордая и независимая наедине; страх еще не совсем выпарился огнем ласк из ее сердца; терялась и ждала побоев; всякая ласка казалась неожиданностью, чудом, которого она не могла понять; восторг, благодарность и любовь;

нелепо кувыркалась, тело становилось неповоротливым, смешным и жалким, странная мольба в глазах...



3 глава:


все собирались и хохотали, никто не видел в ее глазах странной мольбы;

как прежде кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепьгх проявлениях...


  1. глава:

напуганная чужими людьми;

смутно предчувствуя беду, убежала на край сада и оттуда неотступно глядела...


4 глава:

«А Кусачку придется оставить. Бог с ней!»; «Дворняжка!»; «Жалко, – повторила Леля, но не заплакапа.

«Скучно, Кусака...»

И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой...

  1. глава:

долго металась по следам уехавших людей; жалобно и громко завыла...

5 глава:

в комнате было пусто;

никто не ответил Кусаке...



Работая с этими выписками, задаем дополнительные вопросы для проверки восприятия и понимания смыслов:

К 1-й главе:

Отчего собака испытывала страх и злобу? Почему она перестала доверять людям?

Почему автор употребляет слово «тяжёлый» (носок сапога)? Для кого он тяжёл? Для Кусаки – от удара ей больно и обидно. Но и для мужика – тяжёлая жизнь...

К 3-й главе:

Дача – временное жилье, значит, и счастье Кусаки тоже временное?

О чем молили её глаза? Почему никто из людей не видел в её глазах этой «странной мольбы»? Почему автор называет эту мольбу «странной»?

Изображены ли в рассказе чувства людей? (Почти нет, только мужик, приласкавший однажды Кусаку, «почувствовал вдруг скуку и тупую злобу»). Почему? (Учащимся сложно пока ответить на этот вопрос, поэтому вернёмся к нему в конце беседы.)

К 4-й главе:

Какой смысл в этой главе имеет эпизод с дурачком Илюшей?

К 5-й главе:

Почему собака выла «безнадежно спокойно»?

Когда и почему из текста исчезает ее имя – Кусака?


Ко всему рассказу:

По тексту 1-й и 2-й главы определите смысл употребленнного автором словосочетания «добрые люди». В каком контексте употреблено это словосочетание, как меняется его смысл, какими новыми значениями наполняется? Обратите внимание на тот абзац, в рамках которого употреблено это словосочетание во 2-й главе.

  • Как вы думаете, почему автор упоминает о том, что мужик, «приласкавший» Кусаку, придя домой, избил свою жену? Почему он ударил собаку?

Почему же в рассказе почти нет изображеиия чувств и переживаний людей?

VI. Построение модели ХМ рассказа

Кусака – по одну сторону, мужик, «добрые люди», обидевшие когда-то мужика, дачники, куча людей, дразнивших Илюшу – по другую.

– Могла ли эта «куча людей» оказаться теми «добрыми людьми», от обиды на которых пьяный мужик ударил собаку, а потом избил свою жену? Мог ли среди этой же «кучи людей», дразнящих Илюшу, оказаться и этот мужик?

А о дачниках автор сам сказал, что они – «очень добрые люди». Они сначала хотели прогнать Кусаку или даже застрелить ее, но потом привыкли к лаю (не сказано: «полюбили», а просто – «привыкли»).

Итак, все они – «добрые люди». И Кусака – одна в мире этих «добрых людей».

Когда и почему Кусаку не трогали? Почему над Кусакой смеялись, когда она была бродячей? А над Илюшей почему смеются? (Обратим внимание: «без веселья хохотали»).

Нет ли сходства между миром людей и миром собак? В чем же оно?

(См. в 1-й главе, как вели себя по отношению к Кусаке собаки, имевшие хозяев.)

О чем заставил задуматься этот рассказ? Почему же автор не изображает чувств людей? Может быть, потому, что их чувства никому неинтересны? Обратим внимание: когда Леля говорит матери, что жалко оставлять Кусаку, мать вместо ответа сначала произносит: «Что у тебя за поза? Ну кто так сидит?» и только потом добавляет. что собаку придется оставить. Для матери важнее, как дочь сидит, а что в ее душе творится, маму, вероятно, не интересует. Может быть, каждый из этих людей так же одинок, как Кусака? А потому – зол на всех, глух к чувствам других? (Пропойца-мужик почувствовал «скуку и тупую злобу» и потом пнул Кусаку носком тяжелого сапога; «Скучно, Кусака!» – таковы были последние слова Лели, которая уехала, даже не простившись с Кусакой.) Вспомним, отчего рождается злоба у Кусаки, отчего она потеряла веру в людей. Зло порождает зло, равнодушие – ответное равнодушие?..


Еще к разговору о чувствах людей: во 2-й главе есть такие слова: «И далеко окрест в неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дегтя и манил в светлеющую даль». В 5-й главе: «...хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». Кого манил? Кому хотелось в тепло? О чем хочет сказать нам автор? Может быть, о том, что всем, а не только одинокому животному – хочется любви, понимания, тепла. Всем плохо от осени: небо плачет, солнцу скучно, дачи гаснут одна за другой... Только от тепла – тепло, расположение ко всему живому (см. 2-ю главу). Было ли тепло в отношении людей к Кусаке? «Страх еще не совсем выпарился огнем ласк из ее груди...» Почему «огнем», а не «теплом»? Огонь – обжигает, причиняет боль, тепло – согревает...

VII. Подумаем над смыслом названия рассказа, ведь название ХТ – смысловой эпицентр художественного произведения. Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо обратить внимание учащихся на тот фрагмент ХТ, где пропойца-мужик назвал ее Жучкой. Автор пишет: «Жучке очень хотелось подойти...» Далее, когда Леля впервые обратилась к Кусаке, назвав ее Кусачкой, автор опять называет ее Кусачкой, т. е. так же, как назвала ее в этот раз Леля. Почему? Дети говорят, что собака откликается на любое имя, которым ее называют люди: ей очень хочется, чтобы ее как-то называли, чтобы ее звали, чтобы в ней нуждались. Она согласна быть и Жучкой, и Кусачкой – кем угодно, лишь бы быть кому-то нужной.

Почему рассказ называется «Кусака»? Ведь этим именем ее называли недолгое время? В начале рассказа у нее не было имени и в конце она опять остается одна, без имени, никому не нужная. Имя дается, чтобы им называли, звали того, в ком нуждаются. А эту собаку никто больше не назовет этим именем: некому звать. Отсутствие имени или его забывание – знак отверженности от земного бытия. Но однако же рассказ называется именно так: «Кусака». Кто и почему назвал ее Кусакой? С глаголами «кусать», «укусить» родственно это имя. Навсегда осталось в собаке, обманутой людьми, недоверие к ним; обида и боль, причиненные ей «добрыми людьми», вновь перерастут в «непримиримую злобу». Люди не просто назвали ее Кусакой, они ее сделали Кусакой... Помните песенку: «Собака бывает кусачей...»? Есть такое латинское изречение: «Nomen est omen» (Имя – это предзнаменование).

*Вообще, имя для Леонида Андреева очень важно в художественной ткани произведения. Это видно из первых же строк 1-й и 3-й глав рассказа. Поэтому для более полного понимания смысла необходимо обратить внимание учеников на то, что, кроме двух персонажей – Лели и Илюши – ни у кого больше имен нет. Вряд ли это случайно. Леля – понятно: ее образ занимает не последнее место в ХМ рассказа, а Илюша – персонаж эпизодический, однако и ему автор дает имя. Очевидно, есть смысл обратиться к этимологии этих имен, их семантике. Леля – уменьшительное от Ольга. Ольга – имя скандинавское, так звали древнерусскую княгиню, первую христианку на Руси... По-христиански ли поступила Леля с Кусакой?..

Имя Илья тоже свято для русского человека. Илья-пророк, Илья Муромец... При внимательном прочтении текста нетрудно увидеть прямые параллели в отношении «добрых людей» к Кусаке и к Илюше: «все собирались и хохотали», «без веселья хохотали». Что же происходит с душой русского человека, если он глумится над юродивым, над беззащитным, бессловесным существом – собакой?..

В качестве домашнего задания учащимся предлагается написатъ небольшое сочинение-эссе на тему: «О чем заставил задуматься рассказ Леонида Андреева?»




Скачать

© 2021 104 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс