Материалы к уроку внеклассного чтения по рассказу Леонида Андреева «Кусака» (7 класс)
Эпиграф к уроку:
Мир вылеплен из иочи и зимы,
И страхи шевелятся в нем мохнато.
Бездомные собаки, как и мы,
Кому-то очень верили когда-то.
Денис Маслаков, Москва, 7-9 лет
(Из журнала «Искусство в школе» №3, 1993 г.)
Учащимся предварительно было дано задание прочитать рассказ, подумать над вопросом «Как соотносятся события жизни Кусаки с ХВ (художественным временем) в рассказе?» и озаглавить каждую главу.
Работа с ХТ (художественным текстом)
-
Наблюдение над внешней композицией рассказа. Художественное время в рассказе.
Зима – весна – лето – осень.
-
Как соотносятся события жизни Кусаки с ХВ в рассказе? Зима – одиночество, ненужность; весна – обретение хозяев, имени; лето – счастье; осень – одиночество, ненужность.
-
Озаглавливание частей рассказа
После беседы по первому вопросу учащиеся в группах обсуждают свои заголовки, выбирают лучшие и читают их всему классу, объясняя свой выбор. Наиболее удачные заголовки записываются учителем на доске.
Варианты:
-
глава: Одинокая собака.
-
глава: Весна. (Кусака).
-
глава: Счастье Кусаки.
-
глава: Осень. (Предательство).
-
глава: Опять одна.
III. Роль пейзажных описаний в тексте
-
Найти в 1, 2, 4, 5 главах описание природы, определить, какова роль пейзажа в ХТ. Как связаны описания природы с душевными переживаниями собаки? Как отразилась весна на людях? Почему первая и последняя глава заканчиваются описанием ночи?
IV. Какова композиция этого рассказа? (Кольцевая). Отметим цикличность композиции. На доске написано, что значит цикличность сюжета и его линейность:
В циклическом построении сюжета находит выражение философская концепция неизменности мира, повторяемости событий, которая осознается либо как победа над текущим временем и смертью, либо как дурная бесконечность истории. (Д. Джойс)
При линейном построении сюжета воплощается концепция историзма и связанной с ним идеи прогресса, осознания уникалъности происходящих событий.
Дети отмечают, что время в рассказе циклическое, а не линейное, аргументируют свой ответ.
– Описанием чего заканчиваются 1-я и 5-я главы? (И в 1-й, и в 5-й главах изображается ночь: в 1-й – зимняя ночь, в 5-й – осенняя ночь).
– Что общего в характеристиках этих ночей? (Уч-ся находят совпадения: «долго-долго тянулась», «длинная ночь», «черные окна пустой дачи», «мрак... быстро и глухо заполнил пустую дачу» и т.п.)
-
Указывает ли автор, сколько времени она жила до этой самой весны? В 1-й главе: «Никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась». Кажется, что только в эту зиму. Но: «на одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи... Зимняя иочь тянулась...»
-
Временные или психологические характеристики несут в себе эти словосочетания? (Уч-ся отмечают, что эти определения характеризуют не природное и суточное время, а время ее одинокой, бесприютной жизни).
-
Почему в рассказе почти нет описания дневной природы, цветения – весеннего и летнего пейзажа? (Потому что в жизни одинокой собаки нет цветения, ее «мир вылеплен из ночи и зимы».)
Интересно отметить в композиции произведеиия еще одну особенность: симметрию, зеркальность – она тоже подчеркивает цикличность сюжета. 1-я глава: ночь, одиночество – 5-я глава – ночь, одиночество; 2-я глава: весна, дачники приехали – 4-я глава: осень, дачники уехали. И внутри 3-й главы, находящейся посредине и потому как бы лишенной отражения, есть своя зеркальность: «Все собирались и хохотали» – «И никто не видел в ее глазах странной мольбы...»; «Как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный сграх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви...».
Строим модель ХВ: зима – весна – лето – осень... ночь...
Рассказ заканчивается описанием ненастной осенней ночи. Что ждет ее впереди? – Зимняя ночь. Все повторится сначала?..
Обращаем внимание на первые две строчки эпиграфа:
Мир вылеплен из ночи и зимы,
И страхи шевелятся в нем мохнато...
(Это мир собаки вылеплен из ночи и зимы, в нем, к сожалению, не нашлось места свету и счастью, теплу и любви...)
*(Вторая половина четверостишия (эпиграфа) появится перед детьми в конце урока, после беседы по тексту. Можно предложить учащимся самим придумать продолжение первых строк. Ребята с охотой выполняют подобные задания).
V. Рассмотрим иконику ХМ (художественного мира). (*Иконика – это образный строй художественного текста.) Работа в группах. (5 глав – 5 групп). Учащиеся предварительно делали выписки из текста по следующим темам: изображение чувств и переживаний собаки, изображение отношения людей к собаке. (*Обратите внимание, изображаются ли в ХТ чувства, переживания людей).
В тетрадях учащихся должны появиться такие записи:
Образы-чувства, образы-переживания собаки | Отношение людей к собаке |
1 глава: страх; страх и злоба; не решалась, колебалась; неожиданная обида, боль; не доверяла людям; злоба; довольство и гордость (когда она стала охранять пустую дачу); | 1 глава: ребята бросали палками, взрослые улюлюкали, страшно свистали; пожалел и приласкал пропойца-мужик; почувствовал скуку и тупую злобу, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога |
2 глава: ревниво сторожила людей; дикость и беспричинный страх; боялась подойти; замерла от страха и беспомощного ожидания; у нее отняли непримиримую злобу; долго еще она вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки; ей было больно от непривычной ласки, словно от удара | 2 глава: сперва они хотели прогнать и даже застрелить ее, но потом привыкли к лаю; Леля боялась: вдруг укусит; ее приласкали; все наперерыв стали ласкать ее; |
3 глава: всей своей собачьей душою расцвела Кусака; счастье; гордая и независимая наедине; страх еще не совсем выпарился огнем ласк из ее сердца; терялась и ждала побоев; всякая ласка казалась неожиданностью, чудом, которого она не могла понять; восторг, благодарность и любовь; нелепо кувыркалась, тело становилось неповоротливым, смешным и жалким, странная мольба в глазах... | 3 глава: все собирались и хохотали, никто не видел в ее глазах странной мольбы; как прежде кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепьгх проявлениях... |
-
глава: напуганная чужими людьми; смутно предчувствуя беду, убежала на край сада и оттуда неотступно глядела... | 4 глава: «А Кусачку придется оставить. Бог с ней!»; «Дворняжка!»; «Жалко, – повторила Леля, но не заплакапа. «Скучно, Кусака...» И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой... |
-
глава: долго металась по следам уехавших людей; жалобно и громко завыла... | 5 глава: в комнате было пусто; никто не ответил Кусаке... |
Работая с этими выписками, задаем дополнительные вопросы для проверки восприятия и понимания смыслов:
К 1-й главе:
Отчего собака испытывала страх и злобу? Почему она перестала доверять людям?
Почему автор употребляет слово «тяжёлый» (носок сапога)? Для кого он тяжёл? Для Кусаки – от удара ей больно и обидно. Но и для мужика – тяжёлая жизнь...
К 3-й главе:
Дача – временное жилье, значит, и счастье Кусаки тоже временное?
О чем молили её глаза? Почему никто из людей не видел в её глазах этой «странной мольбы»? Почему автор называет эту мольбу «странной»?
Изображены ли в рассказе чувства людей? (Почти нет, только мужик, приласкавший однажды Кусаку, «почувствовал вдруг скуку и тупую злобу»). Почему? (Учащимся сложно пока ответить на этот вопрос, поэтому вернёмся к нему в конце беседы.)
К 4-й главе:
Какой смысл в этой главе имеет эпизод с дурачком Илюшей?
К 5-й главе:
Почему собака выла «безнадежно спокойно»?
Когда и почему из текста исчезает ее имя – Кусака?
Ко всему рассказу:
По тексту 1-й и 2-й главы определите смысл употребленнного автором словосочетания «добрые люди». В каком контексте употреблено это словосочетание, как меняется его смысл, какими новыми значениями наполняется? Обратите внимание на тот абзац, в рамках которого употреблено это словосочетание во 2-й главе.
-
Как вы думаете, почему автор упоминает о том, что мужик, «приласкавший» Кусаку, придя домой, избил свою жену? Почему он ударил собаку?
Почему же в рассказе почти нет изображеиия чувств и переживаний людей?
VI. Построение модели ХМ рассказа
Кусака – по одну сторону, мужик, «добрые люди», обидевшие когда-то мужика, дачники, куча людей, дразнивших Илюшу – по другую.
– Могла ли эта «куча людей» оказаться теми «добрыми людьми», от обиды на которых пьяный мужик ударил собаку, а потом избил свою жену? Мог ли среди этой же «кучи людей», дразнящих Илюшу, оказаться и этот мужик?
А о дачниках автор сам сказал, что они – «очень добрые люди». Они сначала хотели прогнать Кусаку или даже застрелить ее, но потом привыкли к лаю (не сказано: «полюбили», а просто – «привыкли»).
Итак, все они – «добрые люди». И Кусака – одна в мире этих «добрых людей».
Когда и почему Кусаку не трогали? Почему над Кусакой смеялись, когда она была бродячей? А над Илюшей почему смеются? (Обратим внимание: «без веселья хохотали»).
Нет ли сходства между миром людей и миром собак? В чем же оно?
(См. в 1-й главе, как вели себя по отношению к Кусаке собаки, имевшие хозяев.)
О чем заставил задуматься этот рассказ? Почему же автор не изображает чувств людей? Может быть, потому, что их чувства никому неинтересны? Обратим внимание: когда Леля говорит матери, что жалко оставлять Кусаку, мать вместо ответа сначала произносит: «Что у тебя за поза? Ну кто так сидит?» и только потом добавляет. что собаку придется оставить. Для матери важнее, как дочь сидит, а что в ее душе творится, маму, вероятно, не интересует. Может быть, каждый из этих людей так же одинок, как Кусака? А потому – зол на всех, глух к чувствам других? (Пропойца-мужик почувствовал «скуку и тупую злобу» и потом пнул Кусаку носком тяжелого сапога; «Скучно, Кусака!» – таковы были последние слова Лели, которая уехала, даже не простившись с Кусакой.) Вспомним, отчего рождается злоба у Кусаки, отчего она потеряла веру в людей. Зло порождает зло, равнодушие – ответное равнодушие?..
Еще к разговору о чувствах людей: во 2-й главе есть такие слова: «И далеко окрест в неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дегтя и манил в светлеющую даль». В 5-й главе: «...хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». Кого манил? Кому хотелось в тепло? О чем хочет сказать нам автор? Может быть, о том, что всем, а не только одинокому животному – хочется любви, понимания, тепла. Всем плохо от осени: небо плачет, солнцу скучно, дачи гаснут одна за другой... Только от тепла – тепло, расположение ко всему живому (см. 2-ю главу). Было ли тепло в отношении людей к Кусаке? «Страх еще не совсем выпарился огнем ласк из ее груди...» Почему «огнем», а не «теплом»? Огонь – обжигает, причиняет боль, тепло – согревает...
VII. Подумаем над смыслом названия рассказа, ведь название ХТ – смысловой эпицентр художественного произведения. Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо обратить внимание учащихся на тот фрагмент ХТ, где пропойца-мужик назвал ее Жучкой. Автор пишет: «Жучке очень хотелось подойти...» Далее, когда Леля впервые обратилась к Кусаке, назвав ее Кусачкой, автор опять называет ее Кусачкой, т. е. так же, как назвала ее в этот раз Леля. Почему? Дети говорят, что собака откликается на любое имя, которым ее называют люди: ей очень хочется, чтобы ее как-то называли, чтобы ее звали, чтобы в ней нуждались. Она согласна быть и Жучкой, и Кусачкой – кем угодно, лишь бы быть кому-то нужной.
Почему рассказ называется «Кусака»? Ведь этим именем ее называли недолгое время? В начале рассказа у нее не было имени и в конце она опять остается одна, без имени, никому не нужная. Имя дается, чтобы им называли, звали того, в ком нуждаются. А эту собаку никто больше не назовет этим именем: некому звать. Отсутствие имени или его забывание – знак отверженности от земного бытия. Но однако же рассказ называется именно так: «Кусака». Кто и почему назвал ее Кусакой? С глаголами «кусать», «укусить» родственно это имя. Навсегда осталось в собаке, обманутой людьми, недоверие к ним; обида и боль, причиненные ей «добрыми людьми», вновь перерастут в «непримиримую злобу». Люди не просто назвали ее Кусакой, они ее сделали Кусакой... Помните песенку: «Собака бывает кусачей...»? Есть такое латинское изречение: «Nomen est omen» (Имя – это предзнаменование).
*Вообще, имя для Леонида Андреева очень важно в художественной ткани произведения. Это видно из первых же строк 1-й и 3-й глав рассказа. Поэтому для более полного понимания смысла необходимо обратить внимание учеников на то, что, кроме двух персонажей – Лели и Илюши – ни у кого больше имен нет. Вряд ли это случайно. Леля – понятно: ее образ занимает не последнее место в ХМ рассказа, а Илюша – персонаж эпизодический, однако и ему автор дает имя. Очевидно, есть смысл обратиться к этимологии этих имен, их семантике. Леля – уменьшительное от Ольга. Ольга – имя скандинавское, так звали древнерусскую княгиню, первую христианку на Руси... По-христиански ли поступила Леля с Кусакой?..
Имя Илья тоже свято для русского человека. Илья-пророк, Илья Муромец... При внимательном прочтении текста нетрудно увидеть прямые параллели в отношении «добрых людей» к Кусаке и к Илюше: «все собирались и хохотали», «без веселья хохотали». Что же происходит с душой русского человека, если он глумится над юродивым, над беззащитным, бессловесным существом – собакой?..
В качестве домашнего задания учащимся предлагается написатъ небольшое сочинение-эссе на тему: «О чем заставил задуматься рассказ Леонида Андреева?»