СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к ЗУМ конференции учителей технологии "Финансовая грамотность на уроках технологии"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

О "Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023г". Об основных понятиях, которые необходимы финансово грамотному человеку.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к ЗУМ конференции учителей технологии "Финансовая грамотность на уроках технологии"»

Материалы к ЗУМ конференции для учителей технологии 25.02.22 подготовила руководитель РМО Дзержинского района г. Новосибирска Чередова Г.Д. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Материалы к ЗУМ конференции для учителей технологии 25.02.22 подготовила руководитель РМО

Дзержинского района г. Новосибирска Чередова Г.Д.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Развитие функциональной грамотности – вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. И неважно, какой предмет вы преподаете – задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.

Развитие функциональной грамотности – вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. И неважно, какой предмет вы преподаете – задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.

Многие люди думают, что уроки технологии, не столь важны, как другие

предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не в

овладении конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно 

смотреть на  ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность 

мышления, умение решать проблему творчески и видеть её с разных сторон.

  Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося ориентироваться

в ситуации и находить выход из нее самостоятельно, приобретать новые

знания, правильно ставить цель и разрабатывать план действии.

Формы функциональной грамотности:

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1. Профессиональная компетентность учителя

ü   Читательская грамотность

ü   Математическая грамотность

2. Системно-деятельностный подход

ü   Естественно-научная грамотность

3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке

ü   Компьютерная грамотность

4. Межпредметная интеграция

5. Образовательные технологии

ü   Юридическая грамотность

ü   Экономическая грамотность

6. Исследовательские и проблемные стратегии

ü   Экологическая грамотность

7. Работа с технической документацией

ü   Грамотность в вопросах здоровья

8. Учебно-практические задания

ü   Грамотность в вопросах семейной жизни

Умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы. Задание. Выполнение творческого проекта. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект он должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.

Умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.

Задание. Выполнение творческого проекта.

В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект он должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.

Этапы урока технологии для формирования функциональной грамотности учеников: Планирование и организация. На этом этапе ставятся цель и задачи, тематика, направление работы. Формируется мотивация на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу. Практический Реализуются практические навыки, формируются УУД. Информационная грамотность, коммуникативная грамотность. Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение делать выводы. Итогово -аналитический Презентация проекта.  Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы), формулирование выводов на основе имеющихся данных. Умение анализировать, умение контролировать ход и результат решения проблемы, умение корректировать свою деятельность.

Этапы урока технологии для формирования функциональной грамотности учеников:

Планирование и организация.

На этом этапе ставятся цель и задачи, тематика, направление работы. Формируется мотивация на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу.

Практический

Реализуются практические навыки, формируются УУД. Информационная грамотность, коммуникативная грамотность. Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение делать выводы. Итогово -аналитический

Презентация проекта.

Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы), формулирование выводов на основе имеющихся данных. Умение анализировать, умение контролировать ход и результат решения проблемы, умение корректировать свою деятельность.

Проекты обучающихся 7-х классов МБОУ СОШ №36 по теме «Электричество»

Проекты обучающихся 7-х классов МБОУ СОШ №36 по теме «Электричество»

Светильники выполняют из подручных материалов. В начале ребята изучают, что такое электричество, выполняют схему электрической цепи и только после этого приступают к выполнению своих проектов.

Светильники выполняют из подручных материалов.

В начале ребята изучают, что такое электричество, выполняют схему электрической цепи и только после этого приступают к выполнению своих проектов.

Проекты обучающихся МБОУ Лицей №113 по теме «Кулинария и Швейное дело» и их связь с функциональной грамотностью обучающихся подробно будем рассматривать на следующем заседании в мастер-классе – проектная деятельность при изучении модуля «Исследовательская и созидательная деятельность».

Проекты обучающихся МБОУ Лицей №113 по теме «Кулинария и Швейное дело» и их связь с функциональной грамотностью обучающихся подробно будем рассматривать на следующем заседании в мастер-классе – проектная деятельность при изучении модуля «Исследовательская и созидательная деятельность».

Умение применять все формы функциональной грамотности в ситуациях, близких к реальным.  Задание. Используя данные таблиц, с расчетом калорий и цен на основные продукты, составьте меню на завтрак с учетом энергетической ценности продуктов питания, и рассчитать стоимость завтрака на 4 человека. У каждой группы своя проблемная ситуация. Одна группа рассчитывает завтрак, имея в бюджете всего 300 рублей, вторая группа в деньгах не ограничена, третья группа рассчитывает вредный завтрак для школьников, четвертая для семьи из деревни, которая использует продукты подсобного хозяйства.

Умение применять все формы функциональной грамотности в ситуациях, близких к реальным.

Задание. Используя данные таблиц, с расчетом калорий и цен на основные продукты, составьте меню на завтрак с учетом энергетической ценности продуктов питания, и рассчитать стоимость завтрака на 4 человека.

У каждой группы своя проблемная ситуация. Одна группа рассчитывает завтрак, имея в бюджете всего 300 рублей, вторая группа в деньгах не ограничена, третья группа рассчитывает вредный завтрак для школьников, четвертая для семьи из деревни, которая использует продукты подсобного хозяйства.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Вывод: Уроки технологии помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность. Результат работы над темой: Создание банка заданий для формирования функциональной грамотности. Каждому учителю подготовить задания, упражнения по формированию функциональной грамотности на уроках технологии. Срок до 15.04.2022 г. В презентации использованы материалы учителя технологии Смирновой Т.Л.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Вывод: Уроки технологии помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность.

Результат работы над темой:

Создание банка заданий для формирования функциональной грамотности.

Каждому учителю подготовить задания, упражнения по формированию функциональной грамотности на уроках технологии. Срок до 15.04.2022 г.

В презентации использованы материалы учителя технологии Смирновой Т.Л.