СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы конкурса методических кейсов по работе с родителями

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

«Повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания   и развития личности детей.»

Методический кейс ( Программа родительского образования,«Школа ответственного родителя,                                                  Анкета Взаимодействие педагогов с родителями , Сценарий родительского собрания «Первый раз в пятый класс!»,Сценарий родительского собрания «Медиабезопасность школьника»)

Просмотр содержимого документа
«Материалы конкурса методических кейсов по работе с родителями»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Медногорска»





«Повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и развития личности детей.»

Методический кейс




Автор- составитель:

Вдовенко Татьяна Сергеевна

–заместитель директора



























г. Медногорск, 2022 год




Содержание


Пояснительная записка……………………………………………………3

I. Программа родительского образования

«Школа ответственного родителя….………………………………………6

1. Анкета Взаимодействие педагогов с родителями ………..…………10

2.Сценарий родительского собрания «Первый раз в пятый класс!».…11

3. Сценарий родительского собрания «Медиабезопасность школьника»………………………………………………………..………..14

4. Сайты для родителей»………………………………. ………….…….16

II.Заключение………………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………………….18

Приложение…………………………………………………………………19.


































Пояснительная записка.


На современном этапе социальному воспитанию мешает зачастую слабое знание родителями основ педагогики, их неумение планомерно организовывать воспитательный процесс. Поэтому перед школой стоит задача углублять взаимодействие с семьёй, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. В связи с этим возрастает значение работы классного руководителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов. Роль родителей в социализации детей, формировании личности велика. Процесс семейного воспитания более естествен, чем в образовательном учреждении. Ребенку менее заметны преднамеренные воспитательные воздействия, и он активнее проявляет свою индивидуальность. Семья играет основную роль в формировании личности ребенка.

Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической готовности, необходимо развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.

Совместная деятельность педагогов и родителей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в образовательный процесс, во внеурочную, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.

Формой работы может являться так называемое «образование родителей».

Образование родителей в том значении, в котором мы используем этот термин, означает систематически проводимую и теоретически обоснованную работу, целью которой является передача знаний, формирование соответствующих представлений или навыков в различных областях семейного воспитания. Целенаправленное, неразрывное психолого-педагогическое просвещение и самообразование родителей – основные составляющие процесса повышения родительской компетентности.

Педагогическая модель повышения родительской компетентности основывается на принципах системности, целостности и преемственности в работе; мобильности в выборе форм и средств работы; взаимодействия и соблюдения субъект-субъектных отношений; соблюдения педагогического такта; интересов ребенка в ходе работы с семьей. Преемственность выражается в последовательном, постоянном «образовании родителей», начиная с рождения ребенка, посещения им детского сада, школы, профессионального образовательного учреждения, заканчивая выполнением функции прародителя (бабушки и дедушки).

В своей практической деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.

В своей работе педагоги школы используют  индивидуальные и групповые формы работы. Наиболее распространённые из них представлены в таблице с учётом частотности применения.

Таблица 1 - Формы работы с родителями

Индивидуальные

Групповые

  • Беседы 

  • Посещение на дому 

  • Консультации 

  • Родительские собрания (классные и общешкольные)

  • Вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность

  • Лектории с целью психолого-педагогического просвещения родителей

  • Встречи с учителями-предметниками, администрацией

  • Родительский комитет

  • Совет профилактики

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Данное направление деятельности может реализовываться через следующие формы организации.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей. Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме).

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конкретной (в том числе конфликтной) ситуации (предполагаемой или реальной), которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию. Практикум позволяет формировать у родителей педагогические умения по воспитанию детей, тренировать педагогическое мышление.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня форсированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

Конференция- форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Их рекомендуется  проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя.

От успешного взаимодействия в той или иной форме выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми.


Программа родительского образования

«ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»

Программа родительского образования, направленная на формирование и развитие компетенций, необходимых для воспитания детей, гармонизации семейных отношений, выполнение юридических и нравственных норм, определяющих ответственность родителей перед государством и обществом.

Главной целью образовательной программы является повышение психолого-педагогической, правовой и коммуникативной компетентности родителей, связанных с решением задач воспитания и успешной социализации детей и подростков.

Данная цель предполагает решение следующих задач для педагогов:

  1. Развитие готовности родителей к решению вопросов, связанных со знанием основ детской психологии и педагогики, правовых вопросов, ознакомление с современными подходами воспитания жизнестойкости и позитивного отношения к жизни у детей и подростков, информированности в области получения разного вида ППМС-помощи, формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в образовательной среде.

  2. Развитие готовности родителей к осуществлению воспитания посредством социального партнерства школы, семьи, других субъектов социализации – учреждениями социальной защиты, медицинскими учреждениями, культуры, спорта и др.

  3. Оказание методической помощи родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с воспитанием и успешной социализацией детей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цель обучения: повышение психолого-педагогической, правовой и коммуникативной компетентности родителей (законных представителей), связанных с решением задач воспитания и успешной социализацией детей и подростков.

Задачи обучения:


  1. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области детской психологии и педагогики;

  2. Развитие компетентности родителей (законных представителей) в решении вопросов, связанных с обучением, воспитанием и социализацией детей правовыми способами;

  3. Овладение умениями и навыками воспитания позитивного отношения к жизни, навыками воспитания жизнестойкости у детей и подростков;

  4. Развитие компетентности родителей (законных представителей) в области получения разного вида ППМС-помощи;

  5. Формирование толерантного отношения у родителей (законных представителей) к детям с ОВЗ в образовательной среде.

п/п

Название раздела

Всего часов

Лекции

Практическиезанятия, практикумы

Формы контроля

1.

Основы детской

психологии и педагогики

18

6

12

Диагностические материалы

2.

Статус несовершеннолетнего

в семейном, уголовном

и административном праве РФ

18

6

12

Диагностические материалы

3.

Формирование жизнестойкости

и позитивного отношения к жизни

у детей и подростков

18

6

12

Диагностические материалы

4.

Психолого-педагогическая

и медико-социальная помощь

и поддержка семьи в современных условиях.

Формирование толерантности к детям с ОВЗ в образовательной среде.

18

6

12

Круглый стол

5

ИТОГО

72

24

48




График проведения занятий 2022-2023 уч. год

№п\п

Тематика занятий

Количество часов

Дата проведения

Раздел 1. ОСНОВЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

1.

Диагностика стилей родительского поведения. Заполнение анкеты и ее анализ. ПРИЛОЖЕНИЕ

1

ноябрь

2.

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 1 класс

1

сентябрь

3.

Причины появления агрессии. Ребёнок с признаками агрессивного поведения.

1

октябрь

4.

Особенности темперамента школьника-подростка. Виды темпераментов.

1

февраль

5.

Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение: «за» и «против»

1

март

6.

Диагностика стилей родительского поведения. Заполнение анкеты и ее анализ.

1

март

Раздел 2. СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СЕМЕЙНОМ, УГОЛОВНОМ И АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ РФ

7.


Правила школьной жизни. Почему их нужно выполнять?

За что ставят на внутришкольный контроль? Что нужно сделать, чтобы разрешить ситуацию постановки ребенка на внутришкольный контроль.

1

октябрь

8.

Права и обязанностей родителей, закрепленные в Семейном кодексе РФ.

1

сентябрь

9.

Диагностика «Что мы знаем о правовом статусе несовершеннолетнего». Онлайн-анкета для родителей

1

апрель

10.

Правила поведения в общественных местах, транспорте, железной дороге, воздушных суднах. Ответственность родителей и детей.

1

апрель

11.

Уголовный статус несовершеннолетнего. Ответственность родителей за причиненный вред имуществу или здоровью другим лицам.

1

декабрь

12.

Как привлекают детей к употреблению наркотиков?

1

ноябрь

РАЗДЕЛ 3.ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


13.

Возможные причины психологического кризиса подростков. Лично-семейные конфликты; конфликты, обусловленные состоянием здоровья; конфликт, связанный с антисоциальным поведением; конфликт, обусловленный материально-бытовыми трудностями.

1

январь

14.

Конструктивное восприятие стресса. Стресс, дистресс, стрессоустойчивость. «Стресс – это не то, что с нами происходит, а то, как мы его переживаем»

1

декабрь

15.

Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи ОГЭ и ЕГЭ

1

май

16.

Опасности в Интернете. Сайты, таящие в себе опасность негативного отношения к жизни, подталкивающие к самоубийствам. Родительский контроль в интернете

1

декабрь

17.

Диагностика родителей Тест.

1

февраль

18.

Психологическое здоровье. Качества, необходимые для адекватного переживания стрессов. Самопринятие, принятие взрослых.

1

январь

РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ДЕТЯМ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

19.

Что такое ППМС-служба и кто ее оказывает в школе и городе

1

сентябрь

20.

Детские телефоны доверия. Их функция.

1

март

21.

Предупреждение явлений социальной дезадаптации подростков. Помощь учащимся и их родителям в преодолении трудных жизненных ситуаций

1

февраль

22.

Консультативно-просветительская работа среди обучающихся и родителей (законных представителей).

1

апрель

23.

Почему нужно воспитывать толерантность к детям с ОВЗ в образовательной среде?

1

январь

24.

Поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве

1

май


Итого

24 часа



АНКЕТА

Взаимодействие педагогов с родителями

Уважаемые родители!

В целях выявления успешных практик, а также проблем в организации работы с родителями (законными представителями) учащихся и последующего их решения просим Вас пройти небольшой опрос.


1. Класс, в котором обучается Ваш ребёнок:

2. Охарактеризуйте, пожалуйста, Ваши взаимоотношения с классным руководителем (может быть несколько ответов).

Отношения доброжелательные и корректные.

Классный руководитель проявляет заинтересованность в успехах ребенка.

Классный руководитель регулярно поддерживает связь с родителями.

Классный руководитель допускает некорректное поведение (высказывания) при общении.

Часто мои вопросы и обращения к классному руководителю остаются без ответа.

Классный руководитель не заинтересован в успехах моего ребёнка.

Другое

3. Если "другое", то что именно?

4. Регулярно ли Вы посещаете классные родительские собрания?

Да

Нет

5. Если нет, то укажите причину.

6. Каково обычно содержание родительских собраний? (может быть несколько ответов)

Обсуждаем успеваемость/поведение детей.

Знакомимся с полезной и актуальной информацией по воспитанию и обучению детей.

Получаем памятки/буклеты с актуальной информацией.

Решаем проблемы класса.

Другое.

7. Оцените качество проведения родительских собраний (организация, содержание, актуальность) от 1 до 5, где 5 – отличное, 1 – очень низкое.

1

2

3

4

5

8. Какие рекомендации Вы могли бы дать классному руководителю по организации взаимодействия с родителями (при наличии)?

9. Был ли у Вас опыт взаимодействия с педагогами-предметниками, представителями администрации школы?

Да

Нет

10. Если да, то поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от данного общения.


Сценарий родительского собрания «Первый раз в пятый класс!»

Участники: Родители учеников 5-го класса

Цель: Привлечь внимание родителей к проблемам адаптации

Задачи:

Ознакомить родителей с физиологическими и психологическими особенностями адаптации ребенка к обучению в основной школе;

порекомендовать родителям приемы, чтобы создать психологически комфортную ситуацию для школьника, и правила подготовки детей к самостоятельной жизни

Материалы

Ручки и листы для записей; проектор, компьютер для презентации; памятки и карточки для родителей

Примерное время

30 мин

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме адаптации детей к условиям основной школы, воспользуйтесь этим сценарием родительского собрания. На собрании обсудите, как родители могут помочь ребенку адаптироваться к обучению в пятом классе. Раздайте памятки и правила подготовки ребенка к самостоятельной жизни.

Этап 1. Вводная часть

5 мин

Педагог-психолог:

Здравствуйте, уважаемые родители пятиклассников. В этом году в вашей семье событие: ребенок перешел в пятый класс. У пятиклассника теперь новая система обучения. Появился другой классный руководитель, учителя-предметники и разные кабинеты. А готов ли ребенок к изменениям? Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели. Обычно они быстро втягиваются в учебный процесс. Другие переживают изменения в школьной жизни. Адаптация у них затягивается. Возникает тревога, появляется робость или, наоборот, развязность, суетливость. В результате у ребят снижается работоспособность, прослеживается забывчивость, неорганизованность. Адаптация к школе имеет психологическую и физиологическую сторону. На собрании мы поговорим о том, как можно помочь ребенку благополучно прожить этот период.

Этап 2. Основная часть

20 мин

Вам понадобятся:

Карточки «Трудности адаптации пятиклассников к обучению в основной школе»

Педагог-психолог:

Предлагаю вам разделиться на две группы. На ваших столах есть ручки и листы бумаги. А еще есть вопросы. Каждая группа отвечает на два вопроса. Совместно обсудите, сформулируйте и запишите на них ответы. На выполнение задания 10 минут. Далее все вместе обсудим ответы.

Родители делятся на две группы.

Педагог-психолог:

Вопросы для первой группы: какие физиологические трудности возникают у пятиклассника во время адаптации? Как я могу помочь?

Вопросы для второй группы: какие психологические трудности возникают у пятиклассника во время адаптации? Как я могу помочь?

Родители выполняют задание.

Педагог-психолог:

Родители, давайте обсудим результаты вашей работы.

Представители от групп озвучивают ответы. Педагог-психолог фиксирует все предложения на доске. Если родителям трудно ответить, то педагог-психолог помогает им сформулировать предложения с помощью карточек «Трудности адаптации пятиклассников к обучению в основной школе».

Этап 3. Заключительная часть

5 мин

Вам понадобятся:

Памятка «Как помочь ребенку адаптироваться к учебе в 5-м классе»

Памятка для школьников, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни

Педагог-психолог:

Сегодня мы вместе ответили на вопрос «Как можно помочь ребенку благополучно прожить период адаптации?». Чтобы не забыть все наши предложения, воспользуйтесь памятками.

Педагог раздает родителям рекомендации, которые помогут создать психологически комфортные условия для пятиклассника. Правила помогут родителям подготовить любого ребенка к самостоятельной жизни. Педагог сообщает родителям, что эти правила нужно обсудить совместно с ребенком, а затем научить его их соблюдать.

Список материалов:

Карточки «Трудности адаптации пятиклассников к обучению в основной школе»

Памятка «Как помочь ребенку адаптироваться к учебе в 5-м классе»

Памятка для школьников, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни

Карточки «Трудности адаптации пятиклассников к обучению в основной школе»

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ

1. Новый и трудный режим дня.

2. Сложные задания – увеличилась умственная и физическая нагрузка.

3. Физиологическое взросление детей.

4. Гормональные изменения в организме.

5. Изменение питания в связи с большей самостоятельностью.

Как помочь справиться?

1. Планировать отдых перед выполнением домашнего задания и после него.

2. Предупреждать близорукость, искривление позвоночника.

3. Следить за питанием ребенка.

4. Повышать двигательную активность ребенка и семьи.

5. Воспитывать ответственность ребенка за сохранение собственного здоровья.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ

1. Тревожность.

2. Снижение интереса к учебе и успеваемости.

3. Напряженные отношения между детьми.

4. Новые условия и другие учителя.

5. Отстранение от взрослых.

Как помочь справиться?

1. Проявлять интерес к школьной жизни ребенка.

2. Исключить физические воздействия на ребенка.

3. Учитывать темперамент ребенка.

4. Предоставлять самостоятельность в учебной работе.

5. Поощрять ребенка и морально стимулировать достижения.

6. Развивать самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.

Памятка «Как помочь ребенку адаптироваться к учебе в 5-м классе»

1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Проявляйте интерес к тому, чем будет с вами делиться ребенок.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с одноклассниками.

3. Наказывайте и поощряйте ребенка за поступки, а не за отметки в школе. Ребенок должен оценивать хорошие отметки только как награду за свою личную ответственность в учебе.

4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что интересует ребенка, и установите связь между его интересами и учебными предметами.

6. Поддержите спокойную атмосферу в доме. Спокойствие домашней жизни поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе.

Памятка для школьников, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни

1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай, пытаются отнять – старайся защищаться.

2. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения, это не стыдно.

3. Играй честно, не подводи своих друзей.

4. Будь внимателен и аккуратен везде.

5. Из-за отметок не плачь, проявляй самоуважение.

6. С учителем из-за отметок не спорь и на него не обижайся.

7. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах.

8. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

9. Почаще говори: давай дружить, вместе играть, делать уроки.

10. Помни! Ты не лучше и не хуже всех! Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!


Сценарий родительского собрания «Медиабезопасность школьника»

Участники

Родители учеников 6–8-х классов

Цель: Формировать ответственное отношение родителей к деятельности детей в медиапространстве

Задачи:

Познакомить родителей с положениями Федерального закона от 21.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Рассказать о распространенных в медиапространстве манипуляционных приемах и научить им противостоять

Материалы

Доска, мультимедийный проектор или вопросы для игры в распечатанном виде

Примерное время

40 мин

Цель медиаобразования – защитить учеников от противоправного и манипулятивного воздействия СМИ и интернета. Предлагаем провести родительское собрание в форме интерактивной игры. Обсудите с родителями опасные ситуации, в которые могут попасть дети, и способы выхода из них. Так вы сможете предупредить криминальные посягательства на учащихся не только в интернете, но и на улице.

Ход родительского собрания

40 мин

Вам понадобится:

Вопросы и ответы для игры

Ведущий:

Добрый день, уважаемые родители! Тема нашей встречи – медиабезопасность. Мы поговорим о том, как защитить наших детей от информации, которая может причинить им вред.

Вы знаете, как классифицируют информационную продукцию для детей?


Родители:

Классифицируют информационную продукцию по категориям. Она бывает для детей:

• до шести лет и обозначается 0+;

• шести лет (6+);

• двенадцати лет (12+);

• шестнадцати лет (16+).

Информационную продукцию, которая запрещена для детей, обозначают 18 или сопровождают текстом «запрещено для детей».


Ведущий:

Какую информацию нельзя распространять среди детей?


Родители:

Среди детей запрещено распространять информацию, которая:

• побуждает к действиям, которые угрожают их жизни и (или) здоровью, в том числе к самоубийству;

• вызывает желание попробовать наркотики, психотропные и одурманивающие вещества, сигареты, алкоголь, играть в азартные игры, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

• оправдывает насилие и жестокость, провоцирует насилие по отношению к людям или животным;

• отрицает семейные ценности, пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения и формирует неуважение к родителям и другим членам семьи;

• оправдывает противоправное поведение;

• содержит нецензурную брань или порнографию;

• раскрывает сведения о несовершеннолетнем, который пострадал в результате противоправных действий или бездействия.


Ведущий:

Уважаемые родители, предлагаю вам сыграть в игру – аналог телевизионной передачи «Своя игра». Для игры вам необходимо разделиться на команды.

Участники делятся на команды по 8–10 человек.


Ведущий:

В игре три номинации:

1. «Дети и интернет» – вопросы, которые связаны с поведением детей в интернете. Вопросы этой номинации помогут нам понять, как помочь ребенку.

2. «Жизненные ситуации» – ситуации, с которыми сталкиваются дети в интернете и на улице. Ваша задача – предложить решения.

3. «Блицвопросы» – вопросы на быстроту реакции. Ваша задача – дать краткий и аргументированный ответ по проблеме.

В каждой номинации четыре вопроса разной категории сложности и стоимости – от 100 до 400 баллов.

Команды по очереди выбирают номинацию и уровень вопроса. На обдумывание – 2 минуты. После того как команда ответит, могут высказаться остальные участники. Когда все варианты будут озвучены, я назову правильный ответ. Выигрывает команда, которая заработает большее количество баллов.

Команды по очереди выбирают номинацию, вопрос и отвечают. В конце игры ведущий подводит итоги, награждает команду победителей, предлагает родителям, у которых возникли вопросы по теме собрания, побеседовать индивидуально.


Сайты для родителей 


    7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование, быт, отдых, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи.

  Детская психология для родителей - Консультации психологов по вопросам воспитания, развития, обучения детей и подростков. Одаренный и трудный ребенок. Образовательные программы, психологические центры. Коллекция развивающих игр и игрушек. Сборник тематических статей. Аннотированный обзор литературы по вопросам детской психологии. Медиатека. Новости проекта и освещение проводимых конференций и конкурсов. 
  Дети сети. Веб-портал о детях для родителей. Полезные развивающие материалы для занятий с детьми, новости о детях в России и мире, статьи о здоровье и развитии детей, зарубежный опыт, Flash-игры, стихи, каталог полезных ссылок, форум и многое другое. WWW: http://www.detiseti.ru 

   Журнал "Здоровье школьника". Выходит каждый месяц. Всё о детях от 5 до 17.
    Портал "Детская психология для родителей". Всё о детях от 0 до 16 лет. Консультации психолога, университет для родителей. 

   Дефектолог.ru. На этом сайте Вы сможете: 
• Получить информацию о возрастных нормах развития ребенка от рождения до семи лет 
• Найти рекомендации дефектолога, логопеда, психолога 
• Ознакомиться с развивающими играми для детей 
• Если необходима помощь специалиста – посетить доску объявлений 
• Пообщаться на форуме: задать вопросы специалистам, обсудить статьи сайта и т.д. WWW: http://www.defectolog.ru/
  Семейный меридиан - интерактивный журнал для всей семьи: беременность, роды, грудное вскармливание, здоровье, развитие, воспитание, обучение ребенка, детская психология, взаимоотношения женщины и мужчины, карьера, дружба, любовь, ревность. Он-лайн консультации специалистов, форум, фотогалерея, постоянно обновляемая информация. 
WWW: http://s-meridian.com
 
О детстве - Портал предназначен для детей, родителей и педагогов. 
Здесь обсуждаются вопросы воспитания, образования и творчества детей.   http://www.o-detstve.ru/



Заключение


Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.































Список литературы
  1. Анпилогова Л.Н. Беседы с родителямиURL: http://kladraz.ru/

  2. Антонова Т.В. Формы и методы работы с родителямиURL: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2014/04/05/soderzhanie-formy-i-metody-raboty-s-roditelyami

  3. Борытко, Н.М. Система работы классного руководителя / Н.М. Борытко//Справочник классного руководителя. - 2008.

  4. Васильев В.А. Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учениковURL: http://nsh-school.ru/

  5. Гайворонская Н.И. Взаимодействие школы и семьи в воспитанииURL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/65/3116/

  6. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1991

  7. ЗахаренкоА.А. Классному руководителюURL: http://infourok.ru/material.html?mid=51193

  8. Индивидуальная работа с семьей учащихся URL:http: /download/free-author/pedagogika-author/inrssukr.html

  9. Исаченко С.В.Повышение психолого-педагогической компетенции в процессе совместной деятельности классного руководителя и родителейобучающихсяURL:http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/09/13/povyshenie-psikhologo-pedagogicheskoy-kompetentsii-v

  10. КриволаповаН.А, ВоробьеваТ.ПУсловия повышения родительской компетентностиURL:http://gigabaza.ru/doc/105817-p3.html

  11. Морокко И.Н. Формы работы классного руководителя с семьей учащегосяURL:http://festival.1september.ru/articles/553777/

  12. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе/О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. Ростов н/Дону.: МарТ, 2004.

  13. Петреевской С.И. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. пособие – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.

  14. Спасских Л.В. Адаптация к школе URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/09/29/konsultatsiya-dlya-roditeley-adaptatsiya-k-shkole

  15. Харитонова А.С. Психолого - педагогическое просвещение родителейURL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/05/psikhologo-pedagogicheskoe-prosveshchenie-roditeley

  16. Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  17. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

  18. Демидова Е. В. Система работы классного руководителя с родителями учащихся. Какова стратегия взаимодействия с родителями? //Эксперимент и инновации в школе. Т. 6. №6. 2012. С. 27 -33



Приложение Тест «Стили родительского поведения».

Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.


8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10.Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Признаете и поощряете растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускаете изменения своих требований в разумных пределах; дети превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Отдаете приказания и ждете, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливаете жесткие требования и правила, не допускаете их обсуждения; позволяете детям лишь в незначительной степени быть независимыми от вас; дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными


Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Слабо или совсем не регламентируете поведение ребенка; безусловная родительская любовь Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны! Не устанавливаете для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению.


Что же касается личностных типов детей, то их было выделено, как уже говорилось, три. Назовем их и сразу соотнесем с особенностями родительской позиции.

1. Компетентные дети. Обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения. Склонны к исследованию самих себя и окружающего мира.

2. Избегающие дети. Преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении контактов не только дружеских, но и поверхностных. Склонны избегать новых или фрустрирующих ситуаций.

3. Незрелые дети. Не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Склонны к реакциям отказа во фрустрирующих ситуациях. Своей инфантильностью они прежде всего обязаны личностной незрелости своих родителей.

В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. В предложенной схеме адекватной родительской установке соответствует авторитетный стиль воспитания.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!