Шахэмирова Чураханум Магарамовна
учитель изобразительного искусства
МКОУ «Гогазская СОШ»
села Гогаз Ахтынского района РД
Дата проведения: 14.04.2020г.
Изобразительноеискусство. 6 класс. Тема «Композиция»
Темаурока: Композиция
Видзанятия: Рисованиепопредставлениюпопамяти.
6класс
Метод: Уроксприменениеминтерактивныхформобучения.
Местопроведения: Кабинет изобразительного искусства.
Оборудование: компьютер, интерактивнаядоска.
Цель: датьпонятиетермина«композиция»; познакомитьучащихсясправиламикомпоновкирисунканалисте; учитьразмещатьрисунокналистетак, чтобыонвыгляделвыразительно, правильновыбиратьформатлиста; развиватьпространственныепредставления; воспитыватьинтерескпредмету.
Обучающаярисованиепопредставлению.
Развивающаяразвиватьуучениковхудожественнуюречь, развитиефантастическихспособностейиумениеработатьвпроблемнойситуации, развитиезрительнойпамяти,.
Воспитательная, воспитыватьинтерескизобразительномуискусству
Планурока:
Организационныймомент
Изучениеновогоматериала
Практическаяработа
Домашнеезадание
ХОДУРОКА
1. Организационныймомент.
Проверьтевначалеурока, всёлиувасестьнапарте.
2. Сообщениетемыурока
Учитель. Накаждомурокеизобразительногоискусствамысвамизнакомимсяскаким-либоправиломрисования.
Одниизнихмыиспользуемприработекарандашом, другие–сакварельнымикрасками. Сегоднямыпознакомимсяснекоторымиправилами, которыеприменяютсяпривыполненииработпочтивсехвидов, знаниекоторыхабсолютнонеобходимодлявыполненияграмотногорисунка.
3.Постановкапроблемы.
Учитель. Представьтесебетакуюкартину. Увасдваметраткани, ивамнужновырезатьносовойплаток. Каквыэтосделаете? Итак, заменимтканьполоскойбумаги.
Вырежьтеизнееквадрат, азатеммыобсудимрезультатэксперимента.
Воттакможетбытьиврисунке. Посмотритенатаблицу «Компоновканалисте».
Чтовыможетесказатьорисункег)?
Ученик. Рисунокоченьмаленький, анарисованнабольшомлисте. Врезультатебольшаячастьлистапустая. Арисунокб),наоборот, оченьбольшойдлялистатакогоразмера. Наиболееправильнорасположенрисунокв).
4.Сообщениетеоретическихсведений.
1. Определениетермина«композиция».
Учитель. Выубедились, наскольковажноуметьправильноразмещатьналистебумагиизображаемыепредметы. Теперьопределимпонятие«композиция».
Композицияреалистическогопроизведениянеразрывносвязанасегосодержаниемислужитсредствомвыражениязамыслахудожника
Композиционныйцентр – главныйведущийэлементкомпозиции, организующийвсееечасти.
Ритм – этоорганизующееиэстетическоеначалокомпозиции.
Контраст – приемысопоставленияцветовыхпятен, противопоставлениепсихологическиххарактеристик
Термин«композиция» (отлат. compositio) обозначаетсочинение, составление, сопоставление, соединениечастейрисункавединоецелоевопределенномпорядке.
Посколькуслово«композиция»обозначаетпроцесссочинения, топрименительнокизобразительномуискусствуэтоестьпроцесссочиненияхудожественногопроизведения, составлениеегочастей.
Еслихудожникпростомеханическиперенесетнахолстилибумагуувиденноеявлениеилисобытие, то, вероятнейвсего, картинавэтомслучаебудетневыразительна. Недаромживописцамиделаетсянемалонабросков, зарисовок, преждечемониначнутработунадпроизведением.
Вот, например, каквеликийрусскийхудожник, непревзойденныймастеркомпозицииВ. И. Суриковработалнадисторическимполотном«БоярыняМорозова». Оченьдолгоевремяемунеудавалосьпередатьдвижениесаней.
Длятогочтобырешитьэтупроблему, емутребовалосьопределитьнужныйформат, ионнеоднократноприбавлял, пришивалхолст. «Неидетуменялошадь, даитолько, –писалобэтомСуриков. –Наконец, прибавилпоследнийкусок–илошадьпошла…
5.Актуализациязнанийучащихся.
Учитель. Знаяправилаработынадрисунком, нарисуемсегодня…
(загадка)
Ктоэто? Ну, конечно, бабочка. Вотее-томыинарисуем.
Сначаламыопределимформупредмета. Каквидите, бабочкаимеетсложнуюформу, ноееможновписатьвпрямоугольник.
Разместимэтотпрямоугольникналистебумагивсоответствиисправиламикомпоновкиипроведемосевуюлинию. Проверимкомпозицию.
Послеэтогоначинаемдетальнопрорисовыватьбабочку.
И, толькопроработавформу, мыможемприступитькработекрасками.
6.Практическаяработа.
Задание: выполнитьрисунок, изображающийбабочку (карандаш, акварель, гуашь).
7.Физкультминутка
8.Итогурока.
1. Выставкаработучащихся.
2. Беседасучащимисяповопросам:
– Чтоновоговыузналинауроке?
– Чтоозначаетсловокомпозиция?
– Зачемнужнознатьправилапостроениякомпозиции?
3. Выставлениеоценок.