СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы на аттестацию

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы на аттестацию»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гогазская средняя общеобразовательная школа»

2018-2019 учебный год







Подготовил учитель физики Гусейнов Грамеддин Гусейнович



Дата проведения: 7.10.2019г.







План-конспект урока по физике в 9 классе

по теме «МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ.»







Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Форма работы учащихся – групповая, индивидуальная, фронтальная

Цель урока – формирование целостной картины мира на примере процесса колебаний








Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности

Метапредметные:

  • Формирование умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы

  • Формирование умения создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи

  • Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

  • Развивать коммуникативную компетенцию

Предметные:

  • Изучить: определение колебания, виды колебаний, практическое применение

  • Формировать умение находить колебательное движение


Структура урока 1.Знакомство с новым материалом

2.Практическая работа в группах

3.Закрепление нового материала

4.Подведение итогов

Оборудование: нитяные и пружинные маятники



Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у меня лирическое настроение. А увас? Начать урок хочу с отрывка из стихотворения Н.А.Зоболоцкого «Утро»:

Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На ветке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.

О чем говорится в этом стихотворении? (о воздухе, пауке, воздухе, листе)

Такие разные формы проявления материи автор объединяет в одном отрывке. Мы еще вернемся к этому отрывку. А пока скажите, что происходит сегодня в мире, в котором мы живем? (Различные процессы и явления), которые имеют особенность повторяться через определенные промежутки времени. Назовите эти процессы и явления …

- в природе (каждый год приходит весна, приливы и отливы, землетрясения, распускаются цветы и др.)

- в человеке (биение сердца, колебания голосовых связок, сокращение мышц, хлопанье ресницами, колебание настроения и др.)

- в бизнесе (колебание курса валют)

Мы живем в мире колебаний! Догадались, какая тема урока? («Мир колебаний») Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? (Что такое колебательное движение, их особенность, виды колебаний…)

Давайте вернемся к стихотворению Н.А.Заболоцкого. Что общего у воздуха и листа, звука и паука – кроме рифмы, что их объединяет? (Они движутся, колеблются). Каким словом можно попробовать заменить ключевой глагол «колеблется»? (Движется). Попробуйте сделать исправления в авторском тексте. Что у вас получилось?

(Приложение 1)

Рожденный пустыней,

Стал двигаться звук,

Задвигался синий

На ветке паук.

Там движется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Движется лист.


Заметно изменение? Что изменилось? (Теперь в стихотворении речь идет о простом движении). Что такое движение с точки зрения физики? (Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени).Получается, что изменив в стихотворении одно слово на другое, на первый взгляд, близкое по смыслу, мы тем самым изменили физическую картину осеннего утра, нарисованного автором, и получили совсем другое восприятие.


На «листах заданий» указаны различные виды механического движения. Попытайтесь распределить их на три группы. (Приложение 2)

Сравните ваши ответы с теми, что получилось у меня:

А: паром переплавляется через реку, машина едет по прямой, движение поезда по прямому участку

В: на крутом повороте машину «бросает» в кювет, фигурное катание на льду

С: качание ветвей деревьев при ветре, движение качелей, движение маятника часов

Какие движения представлены в группе А, как вы определили?

Какие движения представлены в группе В? Что мы знаем о криволинейном движении? Какое движение вы наблюдаете в третьей группе? Почему трудно определить вид движения? (недостаточно знаний).Какова особенность этого вида движения? (Повторяемость). Что именно повторяется? (Координата, положение, время и т.д.)Сформулируйте определение механических колебаний. Сравните с определением в учебнике.


Колебаний встречается очень много. У меня на демонстрационном столе много предметов, которые прибыли к нам на урок с различных предметов школьной программы. Как вы думаете, что между ними общего? (Это тела и предметы, способные совершать колебания). Попробуем их классифицировать. Для этого вернемся к нашему отрывку из стихотворения. Благодаря чему колеблется синий паук и лист, кто заставляет их вновь и вновь совершать одно и тоже движение? (Ветер). Что произойдет с пауком и листом, если ветер стихнет? (Колебания прекратятся).

Колебания бывают свободные (затухающие),происходящие под действием запаса энергии, полученного от тела, которое возбудило колебания и вынужденные (незатухающие), происходящие под действием какой-либо внешней силы.


Из списка колебаний 1 вариант выписывает примеры свободных (затухающих) колебаний, а 2 вариант – примеры вынужденных (незатухающих) колебаний. (Приложение 3).

Учащиеся среди приведенных колебаний выписывают по вариантам примеры свободных и вынужденных колебаний, затем меняются информацией, работая в парах.

Критерии оценивания предлагают сами:

Нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

Учащиеся оценивают свою работу


На ваших столах есть все необходимое для того, чтобы самим сделать тела, способные совершать колебания.(Учащиеся предлагают различные модели маятников: на нити, на пружине…)Всеэти тела можно объединить в одну группу. Колебательные системы – группы тел, которые способны совершать колебания.

Условия существования свободных колебаний:

  1. сила, возвращающая систему в положение равновесия

  2. отсутствие силы трения


Характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота


Маятник – твердое тело, совершающее колебания вокруг неподвижной оси. Нитяной маятник. Пружинный маятник.

Как вы думаете, от чего зависит период колебаний математического маятника? (От длины нити, массы грузика, амплитуды…)


Работа в группах.

1 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от длины нити

2 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от амплитуды колебаний

3 группа. Определить зависимость (независимость) периода колебаний нитяного маятника от массы груза

4 группа. Маятник Фуко (используют ресурсы интернет)


Период колебаний математического маятника

зависит:

не зависит:

от длины нити

от ускорения свободного падения

от массы груза

от амплитуды колебаний


М аятник


нитяной пружинный

(математический) (физический)

T= T=



Колебания могут быть как полезные так и вредные. Из списка колебаний заполните таблицу «Польза и вред колебаний» (Приложение 4)


Мир колебаний велик: колеблется спортсмен на батуте и школьник, пытающийся подтянуться на перекладине, пульсируют звезды (будто дышат), а возможно и вся Вселенная, колеблются атомы в узлах решетки. Остановимся!

Я хочу вам дать один совет: «Хочешь сделать доброе дело – отбрось колебания» (персидская пословица). Как вы понимаете эту пословицу? (фронтальная беседа)


Домашнее задание: составить сиквейн «Механические колебания»


Предлагаю вам поблагодарить себя за работу на уроке, совершить одно вынужденное колебание – похлопать в ладоши!

















Н.А.Заболоцкий «Утро»


...

Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На ветке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.


Замените глагол «колеблется» на «движется»

...

Рожденный пустыней,

-------------------------- звук,

-------------------------- синий

На ветке паук.

----------------------- воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

------------------------ лист

Приложение 1



Н.А.Заболоцкий «Утро»


Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На ветке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.


Замените глагол «колеблется» на «движется»

Рожденный пустыней,

-------------------------- звук,

-------------------------- синий

На ветке паук.

----------------------- воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

------------------------ лист





Н.А.Заболоцкий «Утро»


Рожденный пустыней,

Колеблется звук,

Колеблется синий

На ветке паук.

Колеблется воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

Колеблется лист.


Замените глагол «колеблется» на «движется»

Рожденный пустыней,

-------------------------- звук,

-------------------------- синий

На ветке паук.

----------------------- воздух,

Прозрачен и чист,

В сияющих звездах

------------------------ лист





Приложение 2

Распределите на группы

  • паром переплавляется через реку

  • машина едет по прямой

  • движение поезда по прямому участку

  • на крутом повороте машину «бросает» в кювет

  • фигурное катание на льду

  • качание ветвей деревьев при ветре

  • движение качелей

  • движение маятника часов



Распределите на группы

  • паром переплавляется через реку

  • машина едет по прямой

  • движение поезда по прямому участку

  • на крутом повороте машину «бросает» в кювет

  • фигурное катание на льду

  • качание ветвей деревьев при ветре

  • движение качелей

  • движение маятника часов



Распределите на группы

  • паром переплавляется через реку

  • машина едет по прямой

  • движение поезда по прямому участку

  • на крутом повороте машину «бросает» в кювет

  • фигурное катание на льду

  • качание ветвей деревьев при ветре

  • движение качелей

  • движение маятника часов











Приложение 3



Вам даны примеры колебаний

1 вариант выписывает примеры затухающих колебаний

2 вариант выписывает примеры незатухающих колебаний


- колебания листьев на деревьях во время ветра

- биение сердца

- колебания качелей

- колебания груза на пружине

- колебания струны после того, как её выведут из положения равновесия

- колебания поршня в цилиндре

- колебания шарика на нити

- колебания травы в поле на ветру

- колебания голосовых связок




Вам даны примеры колебаний

1 вариант выписывает примеры затухающих колебаний

2 вариант выписывает примеры незатухающих колебаний


- колебания листьев на деревьях во время ветра

- биение сердца

- колебания качелей

- колебания груза на пружине

- колебания струны после того, как её выведут из положения равновесия

- колебания поршня в цилиндре

- колебания шарика на нити

- колебания травы в поле на ветру

- колебания голосовых связок







Приложение 4

Работа сердца, вибрация станков на заводах, сильное раскачивание пароходов на волнах, колебания голосовых связок, катание на качелях, разрушение мостов, работа часов, колебания проводов в линиях электропередач, движение иглы швейной машины, дребезжание стекол при прохождении грузовиков, землетрясения, звучание музыкальных инструментов.

Из списка колебаний заполните таблицу:

Польза колебаний

Вред колебаний














Работа сердца, вибрация станков на заводах, сильное раскачивание пароходов на волнах, колебания голосовых связок, катание на качелях, разрушение мостов, работа часов, колебания проводов в линиях электропередач, движение иглы швейной машины, дребезжание стекол при прохождении грузовиков, землетрясения, звучание музыкальных инструментов.

Из списка колебаний заполните таблицу:

Польза колебаний

Вред колебаний