Обогащаем
словарный
запас младших школьников
Словарный запас – это набор слов, которыми владеет человек.
АКТИВНЫЙ
ПАССИВНЫЙ
К 7 годам у ребенка запас активных слов в словаре должен составлять до 3500 - 4000 слов
ВРАЧ
ДОКТОР
Обогащение и оптимизация словарного запаса у младших школьников – это постоянная работа над уточнением представлений о словах, их происхождении, знакомство с новыми словами и активное включение этих слов в разговорную речь учащихся.
ИДУТ
ЛИСТОПАД
Нужно учить детей вдумчиво использовать слова и их формы, формировать умение грамотно оформлять свои мысли в предложениях.
ГРЯЗНАЯ ЧИСТАЯ
Увеличить словарь школьников в количественном отношении можно при чтении текстов, привлекая внимание учеников к тем словам, которые им неизвестны.
Система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка.
1. Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные)
2. Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? (Береза)
3. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает)
4. Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце)
5. Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (рыба, самолет, бабочка, листья)
6. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно)
Система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка.
7. Подбор синонимов и антонимов. Замени словосочетания прилагательными синонимами: смелый человек (бесстрашный), тихая погода(безветренная), ясное небо (безоблачное), тревожный сон (беспокойный), прозрачная жидкость (бесцветная).
Какими словами, близкими по смыслу, (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа? Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд (дело).
8. Обобщение и классификация слов.
Назови одним словом: дуб, сосна, берёза –
это … (деревья); шкаф, кровать, кресло –
это … (мебель).
Система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка.
9. Дидактические игры.
«Назови по-другому».
Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?
Ответ: орел, петух, лиса, медведь, заяц.
«Что из чего сделано?»
Набор картинок с изображением стола, платья, стакана, коробки, тетради, гвоздя, сумки, шубы.
Рассматривая картинки спрашиваем: «Из чего сделан предмет?» дети должны научиться отвечать так: «Стол сделан из дерева, он (какой?) деревянный».
Источники литературы в помощь родителям
Настольные игры