Цели:
Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Пейзаж – жанр изобразительного искусства.
Задачи:
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.).
Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже цветом. Повторение понятий «Холодный и теплый цвета», «звонкий и приглушенный оттенок», «разный характер мазка».
ТСО: презентация с таблицами и репродукциями И. Шишкина, А. Куинджи, И. Левитана.
Музыка: А. Вивальди, П.Чайквкова, Э. Григ
Материал: гуашь, бумага А3, кисти
Ход урока
Учитель: Картина, на которой изображена природа, называется…
Дети: пейзаж.
Учитель: художники пишут пейзажи потому, что, как и все люди, очень любят природу, стремится показа ее всем. Настоящий художник умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей или спокойной.
Первое, необходимо создать состояние природы на вашем пейзаже: вечер или день, ясно или пасмурно, ветрено или тихо. Для этого выполняем «цветную подкладку» для картины. Как, правило, она выполняется холодными или теплыми цветами. Давайте вспомним, какие основные цвета вы знаете?
(демонстрация таблицы цветового круга, слайд №1)
Дети: Красный, желтый, синий.
Учитель: правильно, какие цвета называются дополнительными?
(Слайд №2)
Дети: оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Учитель: Какие они теплые или холодные? Как превратить зеленый и фиолетовы в холодный или теплый?
Дети: если в фиолетовый добавит больше красного, то фиолетовый станет теплым, а если синего, то холодным. Если в зеленом больше желтой краски, то зеленый становится теплым, если больше синей, то зеленый становится холодной.
Учитель: Как сделать яркий звонкий цвет или глухой?
(слайд №3)
Дети: добавить белый или черный цвет.
Учитель: давайте посмотрим, как эти правила использовали художники.
(слайд №4)
На картинах Исаака Левитана - «Берег моря» - золотистый теплый цвет пронизывает всю картину, нам тепло и спокойно; «Вечер на волге таинственный и тихий прохладный», «Вечерний звон брызжет теплыми мягкими огоньками уходящего дня », а «Хмурый день» окунает нас в непогоду, в движении веток и серых холодных облаков ощущается ветер, сырость.
Для того, чтобы мы это почувствовали художник использует художественные приемы и средства. Сравните цвет – это первое средство, движение кисти, характер мазка – второе средство.
(слайд №5)
На картинах Ивана Шишкина – Этюд «Дубы» используется теплая охристая подкладка. Цвета приглушенные, а «Дубки» написаны звонкими цветами голубыми, зелеными и желтыми цветами; Лесные дали уводят наш взгляд за горизонт – на горизонте все как в голубоватой дымке. Еще одно средство выразительности показывает нам художник – композиция – удаляет и приближает предметы деревья.
(слайд 6)
Архипа Куинджи называли мастером света – великолепно мог создать настроение цветом, композицией и движением мазка. Придумайте им названия (дети предлагают варианы). Сравниваем с названием автора «Облака», «Закат», «Радуга», «После дождя». Значит, вы почувствовали тоже самое.
Учитель: представьте, что вы находитесь сейчас на природе придумайте ей состояние. Сейчас каждый должен сам для себя решить, какого цвета будут небо – именно оно даст настроение вашей картине. Я и моя помощница создадим разные состояния.
(дети усаживаются за мольберты, выключается проектор, экран поднимается, на магнитной доске репродукции пейзажей)
Музыка нам поможет почувствовать состояние природы , как почувствовал ее Антонио Вивальди , Эдвард Григ и Петр Чайковский. этих композиторов мы на уроке услышим
Все готовы. (Звучит Музыка А. Вивальди «Времена года» Весна) Покажите мне свои руки – кисть, она, как кисточка может передать характер мазка, давайте попробуем: глади спокойно по ладони или по воздуху и мазок будет ровный гладкий тихий, можно потихоньку постукивать, как тихий дождик, а можно резко двигать кистью в разных направлениях. Что вам эти движения напоминают?
Дети: Движение дирижера.
Учитель: Подумайте, какие цвета вы будете использовать. Рисуем небо и землю сразу.
После цветной подкладки пишем то, что находится на горизонте, горизонт высокий или низкий, или горизонт не виден из-за тумана, затем приступаем к деревьям и растительности (не забывайте про настроение погоды). В цвета добавляем оттенки подкладки.
По завершению дети выставляют свои работы на доске, разделив ее пополам _ спокойный лирический пейзаж и ненастье.
Д/З подобрать стихотворение к своему пейзажу.