СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы победителя Всероссийского конкурса "Качественное образование для настоящего и будущего России XXI века" XI

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описана технология и практические приёмы по формированию социально-коммуникативных способностей дошкольников как необходимость образования детей XXI века

Просмотр содержимого документа
«Материалы победителя Всероссийского конкурса "Качественное образование для настоящего и будущего России XXI века" XI»



Конкурсная работа

на участие участника во всероссийском конкурсе

национальной премии «Золотой фонд Российского образования» по теме:

«КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РОССИИ XXI ВЕКА»-2022



«Эффективная технология социально-коммуникативного развития дошкольников и младших школьников для повышения качества воспитания, образования и развития»

Авторы

Кузьминых Елена Леонидовна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория, стаж работы 40 лет, Почётный работник образования РФ

Шилкова Ксения Игоревна, учитель-логопед 1 квалификационной категории, стаж работы 7 лет



Электронный адрес

Шилкова Ксения Игоревна E-mail [email protected]

Кузьминых Елена Леонидовна E-mail [email protected]



Название работы

«Эффективная технология социально-коммуникативного развития дошкольников и младших школьников для повышения качества воспитания, образования и развития»



Краткая аннотация работы

Ключевые понятия

Социальные качества, возможности, способы, межличностное взаимодействие, гуманизация, системно-деятельностный подход

Цели и задачи, на решение которых направлена конкурсная работа

Цели.

1. Обобщение и представление целостной системы по формированию социально-коммуникативных качеств детей и педагогов

2. Организация условий для конструктивных социально-коммуникативных контактов

Задачи.

1.Совершенствовать умение конструировать свои высказывания для эффективного общения и выражения своих мыслей собеседнику

2. Мотивировать детей к самовыражению и самореализацию через установление социальных контактов в формате игровой, образовательной деятельности

3. Развить способности к решению социально-коммуникативных задач в разных видах деятельности

Описание работы, представляемой на конкурс

Формирование социально – коммуникативных способностей - это одна из главных задач дошкольного образования. Социальные качества, уровень коммуницирования можно рассматривать как ведущие средства общения, сопровождающие все виды деятельности ребенка.

От уровня социально-коммуникативных возможностей и способностей зависят умения встраиваться в игровую и образовательную деятельность, планировать и обсуждать, участвовать в совместной деятельности педагога и ребенка, родителя и ребёнка, успешность и принятие в детском социуме.

Исходя из выше сказанного были предприняты следующие мероприятия:

- разработка социально- педагогического Проекта «Ты-мой друг и Я-твой друг»,

-апробация проекта в бинарной деятельности учителей-логопедов и педагогов,

-обобщение приемов социально-коммуникативного развития детей в форме технологии.

Сущность социально -коммуникативной технологии состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в образовательно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия, организация условий для системно-деятельностного подхода.

Обоснование необходимости социально-коммуникативного направления как приоритетного было предложено И.А. Зимней (1991) и получило свое развитие в работах И.Л. Бим (2002), нновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева. А практическая реализация состоялась в рамках реализации социально-коммуникативных методов.
Социально- коммуникативный подход в обучении означает, что в центре обучения находится ребёнок, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.
Объектом обучения данного подхода является речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо, презентация. Социально -коммуникативный подход ориентирует занятия на обучение общению, использованию языка с целью обмена мыслями и выстраивания конструктивных отношений.

Для реализации этой цели основное внимание на занятиях (уроке) уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении, в усвоении в процессе общения актуальной и ценной общекультурной информации, в распределении ролей и нахождении своей роли в социуме.
Меняются требования к современному образовательно-воспитательному процессу:

-необходимость коммуникативного поведение педагога;

-использование заданий, воссоздающих ситуации общения реальной жизни и предполагающих выполнение игровых и учебных действий в рамках таких ситуаций;

-параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи;

-учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Методическим содержанием социально- коммуникативного подхода являются:

- способы организации учебной деятельности, связанные с широким использованием :

-коллективных (в паре, тройке, квартете и т. д.) форм работы,

-постановки и решения проблемных задач,

- формата педагогики сотрудничества между педагогами, детьми и родителями,

-утверждение роли обучаемого как активно-деятельностного, инициативного, равноправного участника образовательно - воспитательно - развивающего процесса,

-условий активной совместной деятельности в разных образовательных ситуациях.

 Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге. Выбраны и реализуются два основных типа таких форм:

1) интерактивная театрализация и 2) социально-коммуникативные игры. Именно они (и их сочетание) становятся базовыми в создании эффективного образовательного инструмента.

Формирование коммуникативной составляющей образования в широком смысле меняет позицию педагога:  он становится равноправным собеседником, консультантом, помощником  ребенка, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы просто обучения, обретает масштаб реальных отношений.

Развивать  коммуникативные  способности  и коммуникативные  компетентности  - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.

Социально- коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности: слушание, говорение,  чтение, письмо.

  Главным в ситуации внедрения социально- коммуникативной технологии становится содержание речевого поведения, выстраивание социальных контактов и осознание речевой ситуации и речевых поступков.

Основная цель применения социально –коммуникативной технологии  – развитие у детей способностей решать наиболее типичные социально -коммуникативные задачи в пределах игровой, учебной, творческой, театральной, культурной, общественной сфер общения, пользуясь сформированной на занятиях лексикой и грамматикой на активном уровне, в широком социальном пространстве.

Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей заключаются в следующем:

- мотивировать детей к свободному выражению своих мыслей и пониманию чужих ;

- сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;

- развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;

- обеспечить усвоение норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;

- совершенствовать умение конструировать и оценивать свои высказывания.

Основным способом овладения социально-коммуникативным компонентом являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:

-       осознание необходимости общения,

-       потребность использования речи для установления и расширения социальных контактов,

- формирование представлений о речевом поведении,

- переживание и формирование личностных качеств.

Суть обучения сводится к созданию условий для активной совместной деятельности детей, детей и педагогов, детей и родителей, педагогов и родителей в разных образовательных ситуациях. Обучение организуется в малых группах, состоящих из 3 – 4-х человек разного уровня речевой подготовки по (ФНР, ФФНР, ОНР); при выполнении одного задания , упражнения, игры в группе дети ставятся в такие условия, при которых успех или неуспех одного из них отражается на результате всей группы в целом, т.к. результат общий. Таким образом, формируется социальное качество «один за всех-все за одного: каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы.

Конечной целью обучения в рамках внедрения социально-коммуникативной технологии является формирование и развитие социально- коммуникативной личности, т.е. готовности и способности детей к установлению и расширению социальных контактов по речевому взаимодействию, развитие способностей решать типичные социально -коммуникативные задачи в пределах игровой, учебной, творческой, театральной, культурной, общественной сфер общения, пользуясь сформированной на занятиях лексикой и грамматикой на активном уровне.



Результаты

А. ожидаемые

1. Развитость социального и эмоционального интеллекта детей, эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать, навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, приобретение интегративных качеств личности

2. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий и деятельности детей из своих собственных побуждений.

3. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей стране, семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивных установок к различным видам трудовой и творческой деятельности.

4. Закладка у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками, полноценной социально-успешной личности

Б. реальные

1.Раскрытие личности каждого ребенка, индивидуальной уникальности

2.Осуществление принципа обучения от простого к сложному «играя-развиваем –обучаем-воспитываем»

3. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

4. Обретение способностей:

- договариваться, распределять действия, изменять стиль общения,

- управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных

представлений,

-соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения,

- самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий.

- оформлять представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.


Критерии оценивания результатов

Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 5—7 лет осуществляется по следующим параметрам:

1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.

2.Умение получать необходимую информацию в общении.

3.Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4.Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5.Умение спокойно отстаивать свое мнение.

6.Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7.Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).

8.Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9.Умение принимать и оказывать помощь.

10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) — ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) — ребенок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) — ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.





Приложения

Фотоматериалы занятий по представленной технологии

Занятие «Мой любимый воспитатель»

Занятие «Огонь-созидание и разрушение»

Занятие «Береза-символ России»





















МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 180 «ПОЛИФОРУМ»

(МАОУ лицей № 180)


Юридический адрес :620073, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 43 Тел./факс: (343) 218-48-58 e-mail: sch180@mail.ru

Сайт: полифорум.екатеринбург.рф

Фактический адрес: 620073, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 53а тел. (343) 218-02-74.

e-mail mdou587@eduekb.ru

ОКПО 41734932 ОГРН 1026605760565 ИНН 6664034142






ТЕХНОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

(на основе социально-педагогического проекта

«Ты -мой друг и Я-твой друг»)



Авторы

Шилкова Ксения Игоревна, учитель-логопед

Кузьминых Елена Леонидовна , учитель-логопед



г. Екатеринбург 2022


Содержательная часть


На современном этапе развития образования в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения, а так же с введением Федерального государственного образовательного стандарта традиционные подходы к реализации одной из образовательных областей социально-коммуникативному развитию претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Приоритетным направлением на сегодняшний день является речевое развитие детей как фундамент интеллектуального и социального развития.

Формирование социально – коммуникативных способностей это одна из главных задач дошкольного образования. Социальные качества, уровень коммуницирования можно рассматривать как ведущие средства общения, сопровождающие все виды деятельности ребенка.

От уровня социально-коммуникативных возможностей и способностей зависят умения встраиваться в игровую и образовательную деятельность, планировать и обсуждать, участвовать в совместной деятельности педагога и ребенка, родителя и ребёнка, успешность и принятие в детском социуме.

Исходя из выше сказанного были предприняты следующие мероприятия:

- разработка педагогического Проекта «Ты-мой друг и Я-твой друг»,

-апробация проекта в бинарной деятельности учителей-логопедов и педагогов

-обобщение приемов социально-коммуникативного развития детей в форме технологии.

Сущность социально -коммуникативной технологии состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в образовательно-воспитательном процессе, гуманизации педагогического воздействия, организация условий для системно-деятельностного подхода.

Обоснование необходимости коммуникативного направления как приоритетного было предложено И.А. Зимней (1991) и получило свое развитие в работах И.Л. Бим (2002), инновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева. А практическая реализация состоялась в рамках коммуникативного и ряда интенсивных методов, использованных нами в предлагаемой технологии.
Социально- коммуникативный подход в обучении означает, что в центре обучения находится ребёнок, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.
Объектом обучения данного подхода является речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо, пересказ. Социально -коммуникативный подход ориентирует занятия на обучение общению, использованию языка с целью обмена мыслями и выстраивания отношений на нормативно-правовой базе.

Для реализации этой цели основное внимание на занятиях (уроке) уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении, в усвоении в процессе общения актуальной и ценной общекультурной информации.
Меняются требования к современному образовательно-воспитательному процессу:

-коммуникативное поведение педагога;

-использование заданий, воссоздающих ситуации общения реальной жизни и предполагающих выполнение игровых и учебных действий в рамках таких ситуаций;

-параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи;

-учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.
Методическим содержанием социально- коммуникативного подхода являются:

- способы организации учебной деятельности, связанные с широким использованием :

-коллективных форм работы,

-с решением проблемных задач,

-с сотрудничеством между педагогами и детьми,

-формат педагогики сотрудничества, утверждающего обучаемого в роли активно-деятельностного, инициативного, равноправного участника образовательно-воспитательного процесса,

-условия активной совместной деятельности в разных образовательных ситуациях.
Конечной целью обучения в рамках социально-коммуникативного подхода является формирование и развитие социально- коммуникативной личности, т.е. готовности и способности детей к установлении и расширению социальных контактов по речевому взаимодействию.

 Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге. Двумя основными типами таких форм являются: 1) театрализация и 2) социально-коммуникативные игры . Именно они (и их сочетание) могут стать инновационной базой в создании эффективного образовательного инструментария.

Формирование коммуникативной составляющей образования в широком смысле меняет позицию педагога:  он становится равноправным собеседником, консультантом, помощником  ребенка, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы просто обучения.

Развивать  коммуникативные  способности  и коммуникативные  компетентности  - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.

Социально- коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности: слушание, говорение,  чтение, письмо.

  Главным в ситуации внедрения социально- коммуникативной технологии становится содержание речевого поведения, выстраивание социальных контактов и осознание речевой ситуации и речевых поступков.

Основная цель применения социально –коммуникативной технологии  – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные социально -коммуникативные задачи в пределах игровой, учебной, творческой, театральной, культурной, общественной сфер общения, пользуясь сформированной на занятиях лексикой и грамматикой на активном уровне.

Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на заключаются в следующем:

- мотивировать детей к свободному выражению своих мыслей и пониманию чужих ;

- сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;

- развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;

- обеспечить усвоение норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;

- совершенствовать умение конструировать и оценивать свои высказывания.

Основным способом овладения социально-коммуникативным компонентом являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:

-       осознание необходимости общения,

-       потребность использования речи для установления и расширения социальных контактов,

-формирование представлений о речевом поведении,

- переживание и формирование личностных качеств


Процессуальная часть

Суть обучения сводится к созданию условий для активной совместной деятельности детей, детей и педагогов, детей и родителей, педагогов и родителей в разных образовательных ситуациях. Обучение организуется в малых группах, состоящих из 3 – 4-х человек разного уровня речевой подготовки по (ФНР, ФФНР, ОНР); при выполнении одного задания , упражнения, игры в группе дети ставятся в такие условия, при которых успех или неуспех одного из них отражается на результате всей группы в целом, т.к. результат общий. Таким образом, формируется социальное качество «один за всех-все за одного: каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы.

 Самой  важной составляющей организации  и центральным процесса обучения с использованием социально- коммуникативной технологии является коммуникативная направленность, созданная по социальной ситуации для :

-     установления системы взаимоотношений общающихся;

-     мотивирования к общению;

-     презентации речевого материала;

-     приобретения речевых навыков;

-     развития активности детей и самостоятельности в общении;

-      закрепления коммуникативных навыков и социальных потребностей,

- укрепление социальных связей и умение их устанавливать.

Социально- коммуникативные ситуации создаются как условия побудительной силы для активизации участников образовательных отношений. Это жизненная необходимость для :

- актуализации проблемы, требующей ориентации в построении своего действия,

- переживания и осмысления условий, обстоятельств, событий (дифференцируемая по возрастным, индивидуальным особенностям детей),

- принятия решения, выбора собственных действий; поиск дополнительных средств и приёмов, анализирования и отбора для эффективного социально-коммуникативного взаимодействия;

- построение собственного действия на основе апробированного или нового типа ориентировки .

Второй  эффективной составляющей обучения с использованием социально-коммуникативных технологий  является совместная игровая деятельность, как развивающая м воспитывающая, создающая атмосферу для активного участия каждого.

Третья составляющая - это рассматривание сюжетных тематических картин, иллюстраций, текстов. Создание атмосферы творческой  работы с рассказыванием   позволяет детям конструировать свои индивидуальные рассказы, наполненные эмоциями, переживаниями, своим собственным анализом.


Учебный методический материал

Подбор социально-коммуникативных игр, заданий, включение каждого ребенка в продуманную систему работы над рассказом – это те условия, которые позволяют создать развивающую речевую среду, обеспечивающую формирование развитого чувства языка, значимости четкости и правильности говорения.

Очень важно анализировать тексты, способствующие нравственному, эстетическому развитию личности, вызывающие у ребенка способность к рефлексии, потребность в ней.

В социально- коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям детей:

-       отбираются речевые конструкции, необходимые  для общения,

-       используются  различные   модели речевого общения (от упрощённых до самых сложных).

Виды занятий на основе социально- коммуникативной технологии это:

- занятия (уроки) с измененными способами организации: представление проекта, мастерская речи, детская конференция и т.д.;

- занятия (уроки), опирающиеся на фантазию и творчество:  спектакль,  коллективное сочинение,  концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);

- занятия (уроки), имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция  и т.д.;

- занятия ( уроки) – игры:  дидактические, ролевые, деловые, состязательные;

- занятия (уроки) подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;

-занятия (уроки ) комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.

Учитель-логопед , готовясь к уроку, продумывая условия диалогического взаимодействия, следует определенной закономерности процесса, в котором поэтапно разворачивается способ деятельности участников образовательного процесса. Структура этого способа представляет собой четыре технологических этапа:

1) разработка структуры социально- коммуникативной ситуации,

2) проектная разработка совместных действий учителя-логопеда и ребёнка,

3) участие в диалоге по определённой теме,

4) рефлексия по итогам диалогического взаимодействия.

    Занятия с использованием социально-коммуникативной технологии  позволяют обучать детей  языку  как средству общения,  познания мира и себя в этом мире, средству приобщения к культуре; создают условия развивать умение активно и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.

Некоторые формы и приёмы  работы на логопедических занятиях:

1)многогранная работа со словом, предполагающая словообразование, словоизменение, экпериментирование со звуковой оболочкой слов; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова  и т.д.;

2)инновационные приемы словарной работы: кроссворды, ребусы , договорки и т.д.; 

3)этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»;

4) анализ смысловых оттенков значений слова в контексте;

5) сопоставление русских слов со словами и их переводными  аналогами в других языках,

6) подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;

7) создание рассказов;

8) составление тематических словарей;

9) расширенная работа с фразеологизмами , с пословицами, поговорками, афоризмами;

10) работа с текстом (закончи рассказ, добавь персонаж ,  словарная работа(нахождение ключевого слова, подбор прилагательных; речевой портрет героя; пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)  изменение текста с помощью использования средств выразительности;  сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;

создание текстов для изобразительно-выразительных средств;

11) соединение в одном предложении далёких по смыслу слов;

12) создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;

13) распространение предложений путем введения второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;

14) метод разворачивания слова в текст и сворачивания  текста до ключевого  слова (слово – словосочетание – простое предложение – простое,  осложнённое различными синтаксическими единицами предложение – сложное предложение – микротекст – текст)

15) "кристаллизация" смысла текста и микротекста путем составления синквейнов ("смысловых  анаграмм", "смысловых  пирамид"и т.д.)

16) сочинения разных видов  и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации, сочинение собственных рассказов и т.д.); стихосложение;

17)   ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная  презентация книги, отзыв, рецензия,  вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);

18) подготовка и защита проектов, презентаций на литературную тему


Методика организации социально - коммуникативных технологий
«Техника аквариума» - разновидность обсуждений (дискуссии) , для усиления включенности участников в групповое обсуждение проблем, развития навыков групповой работы, совместного принятия решения. Последовательность проведения:

- Постановка проблемы .
- Деление на подгруппы, расположенные по кругу.
- Каждая подгруппа выбирает одного , кто будет представлять позицию подгруппы.
- Дается время для обсуждение проблемы внутри группы (время фиксированное) для определения общей точки зрения.
- Ведущий просит всех представителей группы выйти в центр и отстоять позицию своей группы.
- Остальные имеют право задавать вопросы .
- Если представитель подгруппы затрудняется ответить, можно взять тайм-аут или в письменном виде (записка) подсказать.
- Анализ качества аргументации выступающих; подведение итогов; выявление лучших.
«Турнир ораторов» - обеспечивает развитие коммуникативных способностей, способствует освоить искусство публичного выступления, которое оценивается по следующим критериям: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.п.
Выбираются из аудитории два конкурсанта – оратора, которые заранее готовят свои выступления по обозначенным темам. Остальные – члены жюри, которые должны оценить выступающих. Ораторы поочередно докладывают. Затем предлагается членам жюри методом открытого голосования или при помощи жетонов (опустить в ящик выступающего) определяется победитель. Даётся устный комментарий – оценка нескольких членов жюри.
«Интеллектуальная дуэль» - форма коммуникативно-диалоговой технологии позволяет активизировать компетентность специалистов по конкретной теме; устроить взаимопроверку; упражняться в искусстве владения средствами эристики. Приглашаются в центр два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по обозначенной ведущим теме. Остальная аудитория – секунданты, которые оценивают качество вопросов (проблемность, интеграция теории и практики) и ответов (лаконичность, точность, артистичность). Методом голосования определяется победитель.
 Для развития социально- коммуникативных навыков , навыка самооценки и рефлексии предлагаются следующие задания:

- «Оцени работу друга» по названным критериям (правильность, полнота ответа, четкость, логичность, доказательность);

Именно эти навыки, заложенные в дошкольном детстве, в начальном и среднем звене, помогают сегодняшним старшеклассникам быть успешными в учебном процессе. Высказывая устно или письменно оценочные суждения в адрес себя или друзей, дети развивают и речевые умения: умение создавать собственный текст - рассуждение, способность свободно и правильно излагать свои мысли, следование нормам в конструировании высказывания (тезис, доказательство - вывод), соблюдение норм речевого этикета, овладение коммуникативными навыками.

«Незаконченные предложения» ( «Сегодня на занятии (уроке) я узнал новое о…», «Для меня было трудным…», «В тексте говорится о …, так как …», «Текст научил меня …….., потому что…»);

- самооценка по предложенным критериям;

- словарная работа.

Для того чтобы словарная работа как средство развития речи детей была более эффективной, она должна осуществляться не только на занятиях (уроках) , но и во внеурочной деятельности и особенно дома. Поэтому дети , кроме основного домашнего задания, получают такие виды работы, как поиск информации в различных литературных источниках (слова –антонимы по книге Г.Остера «Вредные советы»), в словарях (толковом, орфографическом, орфоэпическом, фразеологическом и других).

Таким образом, результатом внедрения социально-коммуникативной технологии является:

- гармоничное развитие всех социально- коммуникативных навыков: умение слушать и слышать, расширять границы вербальных и невербальных контактов, участвовать в различных социально-коммуникативных форматах образования, уметь работать (получение, применение) с информацией в области коммуникаций

- свободное ориентирование в реальных  жизненных ситуациях

- социализации личности через различные формы деятельности

Для подтверждения значимости такой работы в конце каждого учебного года проводятся расширенные мероприятия: квест- «Радость познания – в слове», Умники и умницы - «Путь к слову», конкурс чтецов -«Родные россыпи слов» .