Аннотация
Данная воспитательная практика раскрывает технологию привития русской глобальности по отношению к мировым идеям у учащихся 13-19 лет, чей жизненный опыт ещё невелик,а взгляды не всегда отличаются полнотой, устойчивостью и стройностью. Для них характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому так важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явлений [].
Ключевые слова: воспитание всесторонне-развитой личности, патриотическое воспитание, глобальный мир, историческая справедливость, формирование мировоззрения.
Актуальность
Патриотическое воспитание обучающихся во внеурочной деятельности является важной составляющей формирования всесторонне развитой личности в рамках тех приоритетных задач, которые сегодня ставит перед нами государство [Error: Reference source not found].
Воспитательный потенциал английского языка, практически неисчерпаем, в связи с тем, что на занятиях изучаются самые разнообразные темы. И поскольку английский язык является глобальным языком международного общения – это позволяет использовать его как один из важных мотивирующих инструментов, благодаря которому дети получают уникальную возможность глобальной трансляции своего мировоззрения.
Сегодня мы действительно живём в глобальном мире и ежедневно наблюдаем результат противостояния глобальных идей запада и востока, которые имеют видимую, реальную линию соприкосновения противоборствующих сторон. Но есть и невидимая линия, о которой нам лишь изредка доходят отголоски, например, в виде информационных сводок о сносе памятников к западу от наших границ. В такие моменты на память приходят слова Ф.М. Достоевского, который становится как никогда актуальным в текущих обстоятельствах: «Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы- сердца людей» []. Юным сердцам только предстоит вступить в это неосознанное глобальное противостояние. Как же тогда не заострить внимание детей на проявлении происходящей несправедливости, которую мы можем охарактеризовать лишь одним словом – разрушение. А разрушение – это не созидание. Именно поэтому и встаёт перед учителем такой вопрос: Разве разрушать – это справедливо? Даже если тебе очень сильно не нравится история. В связи с этим было принято решение организовать проектную работу во внеурочной деятельности по английскому языку, направленную на формирование здорового отношения к сносу памятников и разрушению душ людей, которое мы не можем считать далёким от нас, ведь завтра это можем быть именно мы.
Таким образом, цель воспитательной практики – сделать так, чтобы подрастающее поколение задавалось вопросами о том, почему в глобальном мире происходит такое несправедливое отношение к памяти, символизирующей наши идеи, а ведь памятники воздвигали, чтобы сохранить историческую справедливость.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1. Определить возрастную группу, где больше проявляется заинтересованность данной тематикой.
2. Организовать проектную деятельность для обучающихся [].
3. Изучить имеющуюся информацию о сносе памятников.
4. Стимулировать ребят на сбор дополнительной информации о памятниках, событиях, людях, архитекторах, особенностях и условиях установки.
5. Способствовать формированию понимания справедливости или несправедливости установки и демонтажа памятников.
6. Организовать взаимодействие обучающихся с учителем по переводу составленного текста с русского языка на английский.
7. Провести защиту проектов, где каждый учащийся сможет выразить личную точку зрения.
8. Мотивировать этап рефлексии учащихся.
9. Ввести согласно логике планирования учебного материала данный текст в работу всего класса.
10. Проанализировать проведённую работу и результаты.
Обобщая всё вышесказанное, стоит отметить, что основным направлением работы станет формирование личного мировоззрения каждого учащегося по отношению к разрушению памятников, а вместе с ними и памяти некогда единого народа.
Актуальность и значимость представленной технологии в данной воспитательной практике заключается в использовании современной проектной формы, способствующей всестороннему развитию и воспитанию обучающихся. Знакомство с разными формами представления информации, участие в поисковой деятельности, творческое представление результатов и активное участие в защите на английском языке, позволит учащимся не только закрепить предметные знания, но и обогатит их духовно, расширит кругозор, и будет способствовать всестороннему развитию. В процессе работы будут применены такие методы как: рассказ, беседа, диспут, пример, направленные на формирование мировоззрения школьников [1] , что является ключевой целью практики.
Краткое описание этапов подготовки и проведения работы
1. Для формирования личного мнения по такой серьёзной теме, необходимо определить группу заинтересованных учащихся путём введения на уроках текстов, перекликающихся с тематикой вопроса [], (Приложение 3).
2. Учитель раздает тексты для просмотра, рассказывает ребятам о факте сноса памятника, и тем самым вводит ребят в тему, побуждая к поиску дополнительных материалов (Приложение 4).
3. Затем происходит сбор, изучение и анализ информации.
4. После этого организуется круглый стол с обсуждением полученной информацией во всех деталях. На данном этапе, дискутируя, ребята отбирают наиболее интересные памятники и резонансные случаи демонтажа, высказывают свое мнение.
5. На следующем этапе происходит составление учащимися общего текста.
6. Далее ребята занимаются переводом текста на английский язык при участии учителя.
7. В заключении ребята выбирают форму представления и выходят на защиту проекта на английском языке, во время которой каждый ученик выражает своё мнение.
Необходимые ресурсы для проведения воспитательной практики
1. Часы внеурочной деятельности.
2. Выход в сеть Интернет, а также доступ к библиотечным фондам.
3. Умение работать в программе PowerPoint.
Период реализации: 2023-2024 г.г. (Приложение 1).
Реализация поставленных задач направлена на следующие результаты:
1. Развитие умений самостоятельно находить, анализировать и обобщать необходимую информацию.
2. Повышение мотивации к изучению иностранного языка.
3. Создание актуального для учащихся текста, который легко встраивается в учебную парадигму.
4. Создание беседы в социальной сети «ВКонтакте».
5. Формирование мировоззрения у учащихся по заданной теме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, хочется отметить, что в современном мире вопрос формирования здорового мировоззрения по актуальным вопросам является одним из краеугольных, в том числе и в системе образования. Поэтому в нынешних реалиях учитель обязан выйти из привычной для себя роли «просто учителя» и воспитать в «человеке в человеческое», как говорил Антуан де Сент-Экзюпери.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1.1 График реализации воспитательной практики в условиях МБОУ СОШ 49 г.Орла
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 2.1 SWOT анализ воспитательной практики
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тексты для выявления заинтересованности
China’s government has called for peace talks between Ukraine and Russia
On Friday, the first anniversary of Russia’s invasion, China released a 12-point position paper, and it urged all parties to avoid nuclear escalation of the conflict and to end attacks on civilians.
According to a Chinese foreign ministry spokesperson, China has always maintained the stance that all efforts to resolve the crisis peacefully should be encouraged and supported. The country is willing to continue to work with the international community to play a constructive role in politically resolving the Ukrainian crisis. China’s foreign ministry also said that it wasn’t aware of reports about talks between Russia and a Chinese company for the purchase of drones.
China doesn’t provide any arms sales to conflict regions or warring parties. Everything that China has done is promoting peace and dialogue.
Difficult words: position paper (a formal written statement), stance (an opinion or attitude), warring (in a conflict with each other).
Russia attacks Ukrainian cities
Earlier this week, Russia launched a massive wave of missile strikes across Ukraine.
The strikes were in response to an attack on the Kerch Bridge that links Russia to Crimea. The bridge was an important route and a symbol of Russia’s annexation of Crimea. The Russian president called the attack a terrorist act by Ukraine.
Rockets struck Kyiv during morning rush hour, and they hit a major road junction, a power plant, a popular pedestrian bridge, and a park in the city center. Car dash cams captured the moment when missiles struck in Dnipro. A strike in the city of Lviv narrowly missed electrical pylons that served the city. Rockets hit other cities, including Zaporizhzhia, Mykolaiv, and Kharkiv.
The Ukrainian president said that Russia’s main targets appeared to be energy infrastructure and civilians. At least 70 rockets hit 12 Ukrainian cities, and 11 people died in the attacks.
Difficult words: annexation (grab a piece of land or a country by force or without permission), junction (a place where things meet or join), pylon (a tall tower-like structure that carries cables high above the ground).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Памятник маршалу СССР Георгию Жукову демонтировали в Харькове. Снос монумента попал на видео. О том, как после начала военной спецоперации РФ на Украине избавляются от советского прошлого, переименовывают улицы и разрушают Александров Пушкиных, — в материале «Газеты.Ru».
Жукова на свалку.
«В Харькове демонтирован памятник советскому полководцу маршалу Жукову. Как сообщил лидер харьковского Нацкорпуса Константин Немичев, это сделало спецподразделение «Кракен». «Кракен» — это подразделение полка «Азов». Немичев является его командиром», — сообщило в воскресенье издание «Страна».
В интернете появилось видео сноса памятника. На кадрах грузовик стаскивает привязанный к нему бюст Жукова с постамента. Затем он отвез монумент на свалку.
94-летняя дочь маршала СССР Георгия Жукова Эра прокомментировала Telegram-каналу Shot снос монумента.
«Это ужасно все, кроме возмущения ничего не может быть. Это какое-то бесчеловечное отношение к победам, к личности человека, который всего себя отдал за то, чтобы был на земле мир и спокойствие. Для отца, для памяти о маршале Жукове это, конечно, очень тяжелая потеря… Время идет, как-то люди уже забывают обо всем: о людях, событиях… Я думаю, что все это им аукнется», — сказала она.
В администрации Харькова выясняют обстоятельства сноса памятника, сообщает ТАСС, ссылаясь на украинское издание «Общественное».
«Все произошло мгновенно, около 11:00. Подъехали две машины с военными. Сняли бюст, вывезли все куда-то. Сейчас все тихо, мы разбираемся», — сказала глава администрации Немышлянского района Татьяна Топчий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методы воспитания в педагогике. Режим доступа [URL]: https:// wiki.fenix.help/pedagogika/metody-vospitaniya.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 1999.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М. : АКТИ, 2006.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
5. https://www.newsinlevels.com/products/china-wants-peace-talks-level-3/.
6. Достоевский Ф.М. "Братья Карамазовы".
14