Колесникова Ольга Ивановна, воспитатель ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска
"Роль информационных технологий в формировании семейных ценностей
у младших школьников"
План:
-
Актуальность темы
-
Современный подход к определению понятия «семейные ценности» и пониманию их значения в жизни ребёнка
-
Информационные технологии как инструмент формирования семейных ценностей у младших школьников
-
В современном мире дети все более активно вовлекаются в цифровые технологии. Младшие школьники проводят в сети значительно больше времени, чем с родителями и другими членами семьи. Семейные ценности оказываются под большим воздействием информационной среды. Необходимо исследовать, как эти технологии влияют на семейные отношения.
2024 год объявлен годом семьи в России. Воспитатели, так же, как и учителя, а тем более родители и другие близкие родственники играют важную роль в формировании здоровых ценностей у детей. Но зачастую все участники психолого-педагогического процесса ведут себя автономно, предлагая детям противоположные сценарии поведения в отношении использования и погружения в информационные технологии. Это может сказаться не только на сокращении непосредственного семейного общения и взаимодействия, но и привести к последующей потере контактов детей с семьей, негативным последствиям в социализации и обучении ребенка.
Активное совместное изучение и использование информационных технологий окажет положительное влияние на семейные ценности, их укрепление, а не разобщение. Совместное использование ИКТ – важный «семейный» тренд и необходимость в современном образовании.
-
Цифровизация в образовании должна основываться на современном подходе к определению семейных ценностей, основанном на культурных, социальных и моральных, национальных традициях и аспектах, признанных Конституцией Российской Федерации. Интеграция цифровых технологий в образовании должна служить не только для улучшения образовательного процесса, но и для поддержки и формирования семейных ценностей, таких как доверие, внимание, забота, взаимопомощь младших и старших поколений, эмоционально-насыщенное общение, совместная учебная и практическая деятельность, сохранения исторической памяти, взаимная поддержка и защита, обеспечение безопасности, психологического комфорта и т.д.
Обеспечение современного подхода включает в себя создание образовательных программ, которые активно вовлекают родителей и детей в общение и совместные действия, совместное использование цифровых платформ и инструментов для укрепления семейных связей и ценностей.
Необходима организация онлайн-курсов по воспитанию, семинары для родителей о правильном использовании технологий в семейной жизни, создание методических руководств по совместному овладению и использованию обязательных для школьников и родителей цифровых платформ, мобильных приложений и прочих цифровых ресурсов.
-
По нашему мнению, в качестве наиболее релевантных методов, влияющих на формирование семейных ценностей у младших школьников в условиях цифровизации образования, могут выступать:
-
Семейные образовательные порталы: Создание специализированных онлайн-платформ, где родители и дети могут вместе изучать различные предметы, принимать участие в интерактивных уроках и заданиях, обсуждать учебные материалы и вести обратную связь с учителями («Учимся всей семьей»).
-
Совместные проекты и чаты: Организация совместных проектов и заданий, где дети работают вместе с родственниками, обмениваясь идеями и поддерживая друг друга через чаты, форумы или группы в социальных сетях («Мамины/папины советы», «Семейные традиции», «Наши достижения» (семейное портфолио), «Семейный фотоальбом»).
-
Мобильные приложения для семей: Разработка приложений, которые способствуют обмену полезной информацией между родителями и детьми, помогают планировать совместные мероприятия, напоминают о важных событиях и поддерживают коммуникацию в семье («Бабушкина/дедушкина суббота», «Помощь по дому», «Наш праздник», «Незабывайка» и др.)
-
Онлайн-курсы по развитию семейных ценностей: Предоставление доступа к онлайн-курсам и тренингам, которые помогают семьям развивать такие ценности как доверие, внимание, забота и взаимопомощь, обучая навыкам эмоционального общения и решения конфликтов («Семейные праздники», «Друзья», «ЗОЖ», «Планы на будущее»).
-
Системы безопасности и контроля: Внедрение специализированных программ и приложений, которые обеспечивают безопасность детей в онлайн-среде, фильтруют вредный контент и предоставляют родителям возможность контролировать время, проведенное детьми в интернете, обеспечивая им психологический комфорт и защиту («Киберпатруль», «Вредные советы», «Киберщит» и т.д.)
Заключение
Безусловно, многие из этих задач можно решать на основе уже существующих программных решений, таких как образовательные платформы и порталы «Сферум», «Учи.ру», «Инфоурок», «Электронный дневник», чаты в мессенджерах и т.д. Необходимо организовать силами учителей, классных руководителей и воспитателей методическое руководство и управление процессом использования информационных ресурсов не только учащимися, но и их ближайшими родственниками, привлекать внимание и побуждать к активному участию взрослых в совместном процессе «цифровой» образовательной и воспитательной деятельности. Это, несомненно, приведет к укреплению семейных ценностей у младших школьников.