СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«материнская школа» я.а. коменского – первый источник по методикам дошкольного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпускная квалификационная работа

Просмотр содержимого документа
««материнская школа» я.а. коменского – первый источник по методикам дошкольного образования»»

Выпускная квалификационная работа на тему: « МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА» Я.А. КОМЕНСКОГО – ПЕРВЫЙ ИСТОЧНИК ПО МЕТОДИКАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » Выполнил: студент заочного отделения направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование» Савицкая Людмила Владимировна Научный руководитель: д-р. пед. наук, проф. Чмелева Елена Викторовна   Научный консультант: канд. пед. наук, доц. Чепикова Л.В. .

Выпускная квалификационная работа

на тему: « МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА»

Я.А. КОМЕНСКОГО – ПЕРВЫЙ ИСТОЧНИК ПО МЕТОДИКАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ »

Выполнил:

студент заочного отделения

направление подготовки 44.03.02

«Психолого-педагогическое образование»

профиль «Дошкольное образование»

Савицкая Людмила Владимировна

Научный руководитель:

д-р. пед. наук, проф. Чмелева Елена Викторовна

  Научный консультант:

канд. пед. наук, доц. Чепикова Л.В.

.

Объект исследования – «Материнская школа» Я.А. Коменского. Предмет исследования – методика воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского. Цель исследования – проанализировать «Материнскую школу» Я.А. Коменского как первый источник по методикам дошкольного образования.

Объект исследования – «Материнская школа»

Я.А. Коменского.

Предмет исследования – методика воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского.

Цель исследования – проанализировать «Материнскую школу» Я.А. Коменского как первый источник по методикам дошкольного образования.

Задачи исследования 1) рассмотреть социально-исторические предпосылки развития педагогической теории Я.А. Коменского; 2) охарактеризовать педагогические взгляды Я.А. Коменского на роль семьи в воспитании дошкольников; 3) определить принципы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского; 4) выявить методы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского; 5) охарактеризовать игру и труд как средства всестороннего воспитания и обучения детей дошкольного возраста; 6) определить методическое и педагогическое значение идей дошкольного образования Я.А. Коменского для современной дошкольной педагогики.

Задачи исследования

1) рассмотреть социально-исторические предпосылки развития педагогической теории Я.А. Коменского;

2) охарактеризовать педагогические взгляды Я.А. Коменского на роль семьи в воспитании дошкольников;

3) определить принципы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского;

4) выявить методы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского;

5) охарактеризовать игру и труд как средства всестороннего воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

6) определить методическое и педагогическое значение идей дошкольного образования Я.А. Коменского для современной дошкольной педагогики.

Глава I. Теоретические основы  «Материнской школы» Я.А. Коменского 1.1. Социально-исторические предпосылки развития педагогической теории Я.А. Коменского  На развитие педагогической теории Я.А. Коменского оказали: – влияние исторических условий жизни, выразившиеся в сложной социально-политической ситуации (война), пережитом им горе от потери близких людей, жизни в лишениях и скитаниях;

Глава I. Теоретические основы

«Материнской школы» Я.А. Коменского

1.1. Социально-исторические предпосылки развития педагогической теории Я.А. Коменского

На развитие педагогической теории Я.А. Коменского оказали:

– влияние исторических условий жизни, выразившиеся в сложной социально-политической ситуации (война), пережитом им горе от потери близких людей, жизни в лишениях и скитаниях;

Глава I. Теоретические основы  «Материнской школы» Я.А. Коменского  –  влияние окружение педагога в числе религиозных деятелей Общины чешских братьев, видных политикой и педагогов того времени (И.Г. Альштед, выдвигавший идею объединения всех герметических наук; И. Фишер, который привил педагогу глубокую любовь к изучению смысла Библии и идей хилиазма; И. Алтузий, повлиявший на взгляды чешского педагога учением о справедливом государстве; В. Ратке, отводившего ведущую роль родному языку, а не латыни, использованию наглядности при обучении).

Глава I. Теоретические основы

«Материнской школы» Я.А. Коменского

– влияние окружение педагога в числе религиозных деятелей Общины чешских братьев, видных политикой и педагогов того времени (И.Г. Альштед, выдвигавший идею объединения всех герметических наук; И. Фишер, который привил педагогу глубокую любовь к изучению смысла Библии и идей хилиазма; И. Алтузий, повлиявший на взгляды чешского педагога учением о справедливом государстве; В. Ратке, отводившего ведущую роль родному языку, а не латыни, использованию наглядности при обучении).

1.2. Педагогические взгляды Я.А. Коменского на роль семьи в воспитании дошкольников   Сочинение «Материнская школа» имеет огромное значение для дошкольной педагогики. В данном произведении основное внимание уделено роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста. – воспитание детей не может быть самостоятельным процессом, должно осуществляться под чутким руководством родителей; – родители должны уделять повышенное внимание воспитанию и обучению дошкольников, т.к. это является первой ступенью подготовки их к взрослой жизни в обществе; – ранний возраст ребенка является наиболее важным для усвоения определённых знаний и навыков в семье, родители ответственны за развитие ребенка в этот возрастной период;

1.2. Педагогические взгляды Я.А. Коменского

на роль семьи в воспитании дошкольников

Сочинение «Материнская школа» имеет огромное значение для дошкольной педагогики. В данном произведении основное внимание уделено роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

– воспитание детей не может быть самостоятельным процессом, должно осуществляться под чутким руководством родителей;

– родители должны уделять повышенное внимание воспитанию и обучению дошкольников, т.к. это является первой ступенью подготовки их к взрослой жизни в обществе;

– ранний возраст ребенка является наиболее важным для усвоения определённых знаний и навыков в семье, родители ответственны за развитие ребенка в этот возрастной период;

1.2. Педагогические взгляды Я.А. Коменского на роль семьи в воспитании дошкольников  – родители должны упражнять детей не только в вере и благочестии, но и развивать у них изящные культурные навыки и предоставлять возможность обучаться свободным искусствам и всему, что может пригодиться в жизни; – внимательнее следить за поведением детей, быть снисходительнее к их поступкам и поощрять то, что приносит пользу их развитию; – родители должны уделять внимание всестороннему развитию личности ребёнка.

1.2. Педагогические взгляды Я.А. Коменского

на роль семьи в воспитании дошкольников

– родители должны упражнять детей не только в вере и благочестии, но и развивать у них изящные культурные навыки и предоставлять возможность обучаться свободным искусствам и всему, что может пригодиться в жизни;

– внимательнее следить за поведением детей, быть снисходительнее к их поступкам и поощрять то, что приносит пользу их развитию;

– родители должны уделять внимание всестороннему развитию личности ребёнка.

1.3. Основные принципы семейного воспитания Принцип природосообразности – необходимости учета детей как части природы в процессе их воспитания и обучения; «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных способностей и сил ребенка. Принцип сознательности и активности предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Принцип наглядности обучения – усвоение знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Принцип наглядности Я.А. Коменский считал золотым правилом обучения .

1.3. Основные принципы семейного воспитания

Принцип природосообразности – необходимости учета детей как части природы в процессе их воспитания и обучения; «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных способностей и сил ребенка.

Принцип сознательности и активности предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки.

Принцип наглядности обучения – усвоение знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.

Принцип наглядности Я.А. Коменский считал золотым правилом обучения .

1.3. Основные принципы семейного воспитания Принцип постепенности и систематичности знаний – последовательное изучение основ наук и систематичность знаний (обязательный принцип обучения по Я.А. Коменскому). Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками – «показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения».

1.3. Основные принципы семейного воспитания

Принцип постепенности и систематичности знаний – последовательное изучение основ наук и систематичность знаний (обязательный принцип обучения по Я.А. Коменскому).

Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками – «показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения».

« Материнская школа»: три цели воспитания детей дошкольного возраста 1) воспитание веры и благочестие 2) воспитание добрых нравов 3) обучение языкам и наукам

« Материнская школа»:

три цели воспитания

детей дошкольного возраста

1) воспитание веры и благочестие

2) воспитание добрых нравов

3) обучение языкам и наукам

    ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В «МАТЕРИНСКОЙ ШКОЛЕ»  Я.А. КОМЕНСКОГО  Методы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского:  убеждения (применятся в процессе объяснения детям новой информации); упражнения (благодаря длительному, систематическому повторению ребенком определенных действий, слов, фраз он обучается определенным навыкам и умениям, у него формируется мышление, речь); пример взрослых (личный пример родителей в воспитании детей); поощрения (обязательно должен использоваться в воспитании детей дошкольного возраста); наказания (метод нельзя рассматривать как обязательный; рекомендует прибегать к повышенному тону и увещеванию для того, чтобы ребенок не допускал проступков).

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В «МАТЕРИНСКОЙ ШКОЛЕ» Я.А. КОМЕНСКОГО

Методы воспитания дошкольников в

«Материнской школе» Я.А. Коменского:

  • убеждения (применятся в процессе объяснения детям новой информации);
  • упражнения (благодаря длительному, систематическому повторению ребенком определенных действий, слов, фраз он обучается определенным навыкам и умениям, у него формируется мышление, речь);
  • пример взрослых (личный пример родителей в воспитании детей);
  • поощрения (обязательно должен использоваться в воспитании детей дошкольного возраста);
  • наказания (метод нельзя рассматривать как обязательный; рекомендует прибегать к повышенному тону и увещеванию для того, чтобы ребенок не допускал проступков).
Я.А. Коменский подчеркивал важность игры в воспитании детей дошкольного возраста. Характер развлечений с детьми должен меняться с возрастом. Заслуживает глубокого внимания и уважения отношение Я.А. Коменского к трудовой деятельности детей. Следует отметить, что педагог имел ввиду труд, которой соразмерен детским силам, и тесно связан с игрой. «Материнская школа» отвечает многим психолого-педагогическим условиям дошкольного образования и воспитания, прописанным в ФГОС и современных образовательных программах.

Я.А. Коменский подчеркивал важность игры в воспитании детей дошкольного возраста. Характер развлечений с детьми должен меняться с возрастом.

Заслуживает глубокого внимания и уважения отношение Я.А. Коменского к трудовой деятельности детей. Следует отметить, что педагог имел ввиду труд, которой соразмерен детским силам, и тесно связан с игрой.

«Материнская школа» отвечает многим психолого-педагогическим условиям дошкольного образования и воспитания, прописанным в ФГОС и современных образовательных программах.

Я.А. Коменский заложил основы методов и принципов семейного воспитания, которые нашли широкое применение в современной дошкольной практике образования. Основные методы воспитания и приемы руководства игровой и трудовой деятельностью дошкольников, разработанные педагогом, нашли отражение в современных образовательных программах дошкольного воспитания.

Я.А. Коменский заложил основы методов и принципов семейного воспитания, которые нашли широкое применение в современной дошкольной практике образования.

Основные методы воспитания и приемы руководства игровой и трудовой деятельностью дошкольников, разработанные педагогом, нашли отражение в современных образовательных программах дошкольного воспитания.

 Идеи Я.А. Коменского были развиты позднее в трудах большого числа отечественных и зарубежных педагогов. Они нашли отражение в современной системе дошкольного воспитания в виде основополагающих принципов и методов воспитания, основ развивающего обучения.

Идеи Я.А. Коменского были развиты позднее в трудах большого числа отечественных и зарубежных педагогов. Они нашли отражение в современной системе дошкольного воспитания в виде основополагающих принципов и методов воспитания, основ развивающего обучения.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание