Выпускная квалификационная работа
на тему: « МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА»
Я.А. КОМЕНСКОГО – ПЕРВЫЙ ИСТОЧНИК ПО МЕТОДИКАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ »
Выполнил:
студент заочного отделения
направление подготовки 44.03.02
«Психолого-педагогическое образование»
профиль «Дошкольное образование»
Савицкая Людмила Владимировна
Научный руководитель:
д-р. пед. наук, проф. Чмелева Елена Викторовна
Научный консультант:
канд. пед. наук, доц. Чепикова Л.В.
.
Объект исследования – «Материнская школа»
Я.А. Коменского.
Предмет исследования – методика воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского.
Цель исследования – проанализировать «Материнскую школу» Я.А. Коменского как первый источник по методикам дошкольного образования.
Задачи исследования
1) рассмотреть социально-исторические предпосылки развития педагогической теории Я.А. Коменского;
2) охарактеризовать педагогические взгляды Я.А. Коменского на роль семьи в воспитании дошкольников;
3) определить принципы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского;
4) выявить методы воспитания дошкольников в «Материнской школе» Я.А. Коменского;
5) охарактеризовать игру и труд как средства всестороннего воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
6) определить методическое и педагогическое значение идей дошкольного образования Я.А. Коменского для современной дошкольной педагогики.
Глава I. Теоретические основы
«Материнской школы» Я.А. Коменского
1.1. Социально-исторические предпосылки развития педагогической теории Я.А. Коменского
На развитие педагогической теории Я.А. Коменского оказали:
– влияние исторических условий жизни, выразившиеся в сложной социально-политической ситуации (война), пережитом им горе от потери близких людей, жизни в лишениях и скитаниях;
Глава I. Теоретические основы
«Материнской школы» Я.А. Коменского
– влияние окружение педагога в числе религиозных деятелей Общины чешских братьев, видных политикой и педагогов того времени (И.Г. Альштед, выдвигавший идею объединения всех герметических наук; И. Фишер, который привил педагогу глубокую любовь к изучению смысла Библии и идей хилиазма; И. Алтузий, повлиявший на взгляды чешского педагога учением о справедливом государстве; В. Ратке, отводившего ведущую роль родному языку, а не латыни, использованию наглядности при обучении).
1.2. Педагогические взгляды Я.А. Коменского
на роль семьи в воспитании дошкольников
Сочинение «Материнская школа» имеет огромное значение для дошкольной педагогики. В данном произведении основное внимание уделено роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
– воспитание детей не может быть самостоятельным процессом, должно осуществляться под чутким руководством родителей;
– родители должны уделять повышенное внимание воспитанию и обучению дошкольников, т.к. это является первой ступенью подготовки их к взрослой жизни в обществе;
– ранний возраст ребенка является наиболее важным для усвоения определённых знаний и навыков в семье, родители ответственны за развитие ребенка в этот возрастной период;
1.2. Педагогические взгляды Я.А. Коменского
на роль семьи в воспитании дошкольников
– родители должны упражнять детей не только в вере и благочестии, но и развивать у них изящные культурные навыки и предоставлять возможность обучаться свободным искусствам и всему, что может пригодиться в жизни;
– внимательнее следить за поведением детей, быть снисходительнее к их поступкам и поощрять то, что приносит пользу их развитию;
– родители должны уделять внимание всестороннему развитию личности ребёнка.
1.3. Основные принципы семейного воспитания
Принцип природосообразности – необходимости учета детей как части природы в процессе их воспитания и обучения; «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных способностей и сил ребенка.
Принцип сознательности и активности предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки.
Принцип наглядности обучения – усвоение знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.
Принцип наглядности Я.А. Коменский считал золотым правилом обучения .
1.3. Основные принципы семейного воспитания
Принцип постепенности и систематичности знаний – последовательное изучение основ наук и систематичность знаний (обязательный принцип обучения по Я.А. Коменскому).
Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками – «показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения».
« Материнская школа»:
три цели воспитания
детей дошкольного возраста
1) воспитание веры и благочестие
2) воспитание добрых нравов
3) обучение языкам и наукам
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В «МАТЕРИНСКОЙ ШКОЛЕ» Я.А. КОМЕНСКОГО
Методы воспитания дошкольников в
«Материнской школе» Я.А. Коменского:
- убеждения (применятся в процессе объяснения детям новой информации);
- упражнения (благодаря длительному, систематическому повторению ребенком определенных действий, слов, фраз он обучается определенным навыкам и умениям, у него формируется мышление, речь);
- пример взрослых (личный пример родителей в воспитании детей);
- поощрения (обязательно должен использоваться в воспитании детей дошкольного возраста);
- наказания (метод нельзя рассматривать как обязательный; рекомендует прибегать к повышенному тону и увещеванию для того, чтобы ребенок не допускал проступков).
Я.А. Коменский подчеркивал важность игры в воспитании детей дошкольного возраста. Характер развлечений с детьми должен меняться с возрастом.
Заслуживает глубокого внимания и уважения отношение Я.А. Коменского к трудовой деятельности детей. Следует отметить, что педагог имел ввиду труд, которой соразмерен детским силам, и тесно связан с игрой.
«Материнская школа» отвечает многим психолого-педагогическим условиям дошкольного образования и воспитания, прописанным в ФГОС и современных образовательных программах.
Я.А. Коменский заложил основы методов и принципов семейного воспитания, которые нашли широкое применение в современной дошкольной практике образования.
Основные методы воспитания и приемы руководства игровой и трудовой деятельностью дошкольников, разработанные педагогом, нашли отражение в современных образовательных программах дошкольного воспитания.
Идеи Я.А. Коменского были развиты позднее в трудах большого числа отечественных и зарубежных педагогов. Они нашли отражение в современной системе дошкольного воспитания в виде основополагающих принципов и методов воспитания, основ развивающего обучения.
Спасибо за внимание