Математическая игра в 5 классе
Цель игры:
- обобщить знания учащихся по теме "Действия с десятичными дробями";
- формировать знания о первых полетах в космос;
- формировать товарищеские отношения, чувство ответственности, умение работать командой, способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.
Тип урока: урок актуализации новых знаний.
Задачи:
Образовательные
-познакомить с алгоритмом сложения и вычитания десятичных дробей;
-научить складывать и вычитать десятичные дроби.
Развивающие
-развитие познавательного интереса;
-формирование вычислительных навыков и математической речи;
-умение анализировать и сравнивать, проводить аналогию;
-умение работать с текстом, выделять необходимую -информацию и применять на практике.
Воспитательные
-расширение кругозора,
-воспитание уважения друг к другу, взаимопонимания, толерантности;
-воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах,
-умение планировать и оценивать деятельность, развивать навыки самооценки.
-привитие чувства патриотизма.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель.
12 апреля во всем мире отмечался День Космонавтики(Слайд 1), а 22 апреля Международный день матери – Земли.(Слайд 2) Какая она, наша Земля? Лучше всего это видно из космоса, а значит и мы с вами совершим путешествие в космическое пространство
В 1961 году Ю.А.Гагарин первым в мире совершил орбитальный полет, открыв тем самым эпоху пилотируемых космических полетов. (Слайд 3) В этом большая заслуга многих ученых-математиков - покорение космоса невозможно без математических расчетов.
Сегодня мы совершим космическое путешествие прямо из кабинета математики. Каждая команда - экипаж ракеты, которому предстоит совершить полет. Победит тот экипаж, который наберет больше очков - звезд.(Слайд 4)
2. ВЗЛЕТ: Игра
Учитель: К запуску космической ракеты приготовиться!
Все: Есть приготовиться!
Учитель: ключ на старт!
(вперед две руки с большим пальцем «хорошо»)
Все: есть ключ на старт!
Учитель: Включить контакты!
(Соединяет над головой два больших пальца).
Все: Есть включить контакты!
Учитель: проверить стробоскопы! (бинокль перед глазами)
Все: Есть проверить стробоскопы!
Учитель: включить усилители! (локаторы у ушей)
Все: есть включить усилители!
Учитель: проверить фильтр! (рупор у рта))
Все: есть проверить фильтр!
Учитель: Завести моторы!(начинает крутить руками перед собой)
Все: Есть завести моторы!
(Играющие начинают крутить руками перед собой).
Учитель: (начинает отсчет).
5,4,3,2,1 – бжик (показывая большим пальцем в левую сторону)
5,4,3,2,1 – бжик (показывая большим пальцем в правую сторону)
5,4,3,2,1 – бжик (показывая большим пальцем вниз)
5,4,3,2,1 – бжик (показывая большим пальцем вверх).
5,4,3,2,1 – бжик , бжик, бжик, бжик (во все четыре стороны)
(показывая большим пальцем вправо, влево, вниз, вверх)
Все: (руки вверх) Ура! Ура! Ура!
(Слайд 5)
3. Предполетная подготовка. (Слайд 6)
Наш корабль состоит из модулей: модуль А, модуль Б, модуль В, модуль Г. Но в полете мы все – одна команда, а значит надо уважать друг друга, уважать мнение других и относится бережно друг к другу.
Для совершения полетов каждый космонавт должен обладать определенным запасом знаний. И мы проверим их…
Соедините между собой начало и конец утверждения. ИСТИННЫЕ утверждения расположите в порядке возрастания чисел (Слайд7)
О | Из обыкновенной дроби в десятичную можно перевести только дробь, | 4 | знаменатель которой содержит множители 2 и 5 |
Б | Целую часть от дробной части отделяют | 2 | точкой с запятой |
В | Если в конце дробной части приписать или отбросить любое количество нулей | 10 | дробь не изменится |
Г | Из двух десятичных дробей с разными целыми частями больше та | 11 | у которой меньше целая часть |
Д | Из двух десятичных дробей с одинаковыми целыми частями больше та | 9 | у которой больше последний из несовпадающих разрядов после запятой |
Е | При округлении десятичных дробей если первая из отбрасываемых цифр меньше 5,. | 3 | то последняя сохраняемая цифра не меняется |
Ж | При округлении десятичных дробей если первая из отбрасываемых цифр больше или равна 5,. | 5 | то последняя сохраняемая цифра уменьшается на 1. |
Н | При округлении десятичных дробей отбрасываемые цифры | 6 | заменяются нулями. |
О | При сложении и вычитании десятичных дробей | 8 | Записать числа в столбик по разрядам, так, чтобы запятая была под запятой |
К | При вычитании десятичных дробей | 7 | не надо уравнивать количество цифр после запятой |
Л | При сложении и вычитании десятичных дробей в ответе | 1 | поставить запятую под запятой |
18 марта 1965 года в ходе полёта космического корабля «Восход-2» лётчик-
космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос
Командир корабля — Павел Иванович Беляев. (Слайд 8)
«Восход-2» стартовал в 10:00 по Москве. Шлюзовая камера была надута уже на первом витке. Оба космонавта были в скафандрах. По программе Беляев должен был помочь Леонову вернуться в корабль в случае возникновения внештатной ситуации.
Выход в космос начался на втором витке. Леонов перебрался в шлюзовую камеру и Беляев закрыл за ним люк. Затем воздух из камеры был стравлен и Беляев со своего пульта в корабле открыл наружный люк шлюзовой камеры. В 11:34 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе.
Вычислим продолжительность полета Алексея Леонова.
Заполнить цепочку вычисления (Слайд 9):
Продолжительность 23 минуты, из которых вне корабля космонавт пробыл 12 минут 9 секунд (Слайд 10)
4. Внештатная ситуация (Слайд 11)
- Во время пребывания в открытом космосе скафандр Леонова разбух и препятствовал возвращению обратно на корабль. Положение осложнялось тем, что запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на двадцать минут, и каждая неудача повышала степень риска для жизни космонавта. Войти космонавту удалось только после того, как он стравил из скафандра лишнее давление.
И нам надо исправить неточности в примерах. Расставьте запятые.(Слайд 12)
По плану Леонов должен был вплыть в камеру ногами, затем, полностью войдя в шлюз, закрыть за собой люк и загерметизировать его. После нескольких попыток космонавт решил «вплыть» в кабину лицом вперед. Это ему удалось, но при этом он ударился стеклом гермошлема о ее стенку. Это было страшно — ведь стекло могло лопнуть.
5.Физкультминутка
Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят. | Руки вверх потянули руки вперед руки в кулачки сжимать Руки перед глазами руки вверх, покачаться руки машут внизу тик-так руки вперед волной руки в стороны покачаться поднять голову вверх потянулись вверх, руки вверх Руками берем созвездия |
А нам пора подкрепиться
5. Космический обед. (Слайд 13)
Вы его получите, когда преодолеете лабиринт (Слайд 14)
12+6,4-0,1+1+0,5-2+1,32+4-2-1,12:4-2 = 3
А на обед вам еще немного полезной информации
Есть еще три рекорда выхода в открытый в космос
Первой женщиной, вышедшей в космос, была Светлана Евгеньевна Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции «Салют-7».
Самым длительным выходом в открытый космос стал выход американки Сьюзан Хелмс 11 марта 2001, длившийся 8 часов 56 минут.
Рекорд по количеству выходов (16) и по общей продолжительности пребывания (82 часа 22 минуты) в открытом космическом пространстве принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьёву.
7. Во время полета космонавты вспоминают о Земле.
Перед вами - цветок, на каждом лепестке - задание на действие с дробями, на обратной стороне порядковый номер действия. Вычислите.
6 кг 400 г-2 кг 5 г + 452 г – 1 кг 23 г + 6 г = 3,83 кг
5 кг 200 г-3 кг 4 г + 381 г – 1 кг 32 г + 8 г = 1,553 кг
7 кг 300 г-4 кг 5 г + 252 г – 2 кг 51 г + 7 г = 1,503 кг
4 кг 100 г-1 кг 5 г + 162 г – 1 кг 36 г + 5 г = 2,226 кг
8. Мягкая посадка
Чтобы успешно завершить полет назовите по одному слову, с которым у вас ассоциируется сегодняшний урок.
Посадка произошла в заснеженной тайге в 200 км от Перми, далеко от населённых пунктов на территории Усольского района, где он граничит с Соликамским районом и КомиПермяцким автономным округом.
Космонавты пробыли двое суток в тайге, пока их не обнаружили спасатели. Это произошло из-за того, что вертолёт не мог приземлиться поблизости. Место посадки для вертолёта было оборудовано на следующий день в 9 км от места, где приземлились космонавты. Ночёвка осуществлялась в построенном на месте посадки бревенчатом доме. Космонавты и спасатели добирались до вертолёта на лыжах. На вертолёте Ми-6 космонавты были доставлены в Большое Савино. Дорога, ведущая от аэропорта в город позже была переименована в «шоссе Космонавтов». А две улицы Перми были переименованы Леонова и Беляева.
И мы приземляемся на Землю. Давайте посмотрим насколько прекрасна наша Земля.
9. Видеоролик (пока смотрят, создаем облако ассоциаций)