СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Математическая статистика.В помощь учителю и классному руководителю"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа будет полезна  ученикам,начинающих изучать теорию вероятностей и статистику.В работе предоставлены начальные сведения  о статистических характеристиках.

Просмотр содержимого документа
«" Математическая статистика.В помощь учителю и классному руководителю"»

  «Математическая статистика  в помощь учителю и классному руководителю»

«Математическая статистика в помощь учителю и классному руководителю»

Основные цели и задачи Цель : выяснить и показать учителям – предметникам и классным руководителям школы на конкретных примерах целесообразное применение элементов математической статистики. З адачи:  изучить основные понятия математической статистики; провести исследовательскую работу; показать ее практическое применение. Источники информации: справочная, учебная и научная литература, анкетирование, результаты срезов знаний учащихся, анализ успеваемости учащихся по итогам I полугодия.

Основные цели и задачи

Цель :

выяснить и показать учителям – предметникам и классным руководителям школы на конкретных примерах целесообразное применение элементов математической статистики.

З адачи:

  • изучить основные понятия математической статистики;
  • провести исследовательскую работу;
  • показать ее практическое применение.

Источники информации:

справочная, учебная и научная литература, анкетирование, результаты срезов знаний учащихся, анализ успеваемости учащихся по итогам I полугодия.

Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей». Первоначально он употреблялся в значении «политическое состояние». Математическая статистика – это раздел математики, изучающий методы сбора, систематизации и обработки результатов наблюдений случайных массовых явлений с целью выявления существующих закономерностей.

Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей». Первоначально он употреблялся в значении «политическое состояние».

Математическая статистика – это раздел математики, изучающий методы сбора, систематизации и обработки результатов наблюдений случайных массовых явлений с целью выявления существующих закономерностей.

Виды статистик Математическая Экономическая Статистическая физика Статистическая оценка Статистическая проверка гипотез Статистически определимая система Статистически неопределимая система Статистическое наблюдение Статистический вес Статистический ансамбль Статистическая термодинамика

Виды статистик

  • Математическая
  • Экономическая
  • Статистическая физика
  • Статистическая оценка
  • Статистическая проверка гипотез
  • Статистически определимая система
  • Статистически неопределимая система
  • Статистическое наблюдение
  • Статистический вес
  • Статистический ансамбль
  • Статистическая термодинамика
Основные статистические характиристики Среднее арифметическое - частное от деления суммы чисел ряда на их количество. Размах - разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел ряда.   Мода - число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто. Медиана с нечётным числом членов - число, записанное посередине. Медиана с чётным числом членов - среднее арифметическое двух чисел , записанных посередине.

Основные статистические характиристики

  • Среднее арифметическое - частное от деления суммы чисел ряда на их количество.
  • Размах - разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел ряда.
  • Мода - число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто.
  • Медиана с нечётным числом членов - число, записанное посередине.
  • Медиана с чётным числом членов - среднее арифметическое двух чисел , записанных посередине.
Способы обработки данных Таблица Диаграмма Год обучения Количество учащихся 1-4 класс 2007-2008 5-9 класс 250 2008-2009 10-11 класс 253 254 80 248 78 График Гистограмма

Способы обработки данных

  • Таблица
  • Диаграмма

Год обучения

Количество учащихся

1-4 класс

2007-2008

5-9 класс

250

2008-2009

10-11 класс

253

254

80

248

78

  • График
  • Гистограмма

Исследовательская работа Анализ успеваемости учащихся 7 А и 7 Б классов по результатам II четверти: 7 А класс – 21 ученик; изучаемых предметов – 17. 7 Б класс – 31 ученик; изучаемых предметов – 18.

Исследовательская работа

Анализ успеваемости учащихся 7 А и 7 Б классов по результатам II четверти:

  • 7 А класс – 21 ученик;

изучаемых предметов – 17.

  • 7 Б класс – 31 ученик;

изучаемых предметов – 18.

  Класс   Кол-во оценок Количество полученных оценок всеми учащимися «5» 7 А  357 7 Б  шт. 558 «4» % 37 10 184 шт. «3» 97 33 % 27 шт. 224 «2» 40 193 % 143 шт. 55 26 30 % 7 8 1

Класс

Кол-во оценок

Количество полученных оценок всеми учащимися

«5»

7 А

357

7 Б

шт.

558

«4»

%

37

10

184

шт.

«3»

97

33

%

27

шт.

224

«2»

40

193

%

143

шт.

55

26

30

%

7

8

1

Класс Кол- во уч-ся Окончили II четверть на 7 А  «5» 7 Б  21 чел. 31 - «5» и «4» % - чел. 1 % 3 «5», «4» и «3» - чел. 8 - 26 13 % «4» и «3» 19 чел. 62 1 % 61 «3» и «2»  чел. 5 - 7 % - 33 3 10

Класс

Кол- во уч-ся

Окончили II четверть на

7 А

«5»

7 Б

21

чел.

31

-

«5» и «4»

%

-

чел.

1

%

3

«5», «4» и «3»

-

чел.

8

-

26

13

%

«4» и «3»

19

чел.

62

1

%

61

«3» и «2»

чел.

5

-

7

%

-

33

3

10

  Класс   Количество учащихся 7 А КУ (оценки «5», «4», «3») 21 чел. 7 Б КО (оценки «5» и «4») 14 % 31 чел. 67 28 90 0 % 9 0 29

Класс

Количество учащихся

7 А

КУ

(оценки «5», «4», «3»)

21

чел.

7 Б

КО

(оценки «5» и «4»)

14

%

31

чел.

67

28

90

0

%

9

0

29

7 А класс Среднее арифметическое (средняя оценка класса) равно 3,39.  ( 5*37 + 4*97 + 3*193 +2*30 ) / 357 = 3,39  Мода равна 3.  Наибольшее количество оценок – это «3».  Размах равен 3.  Наивысшая оценка – «5», самая низкая оценка – «2».  Находим разность между ними: 5 – 2 = 3.  Медиана равна 3.  Число оценок – нечетное, поэтому 357/2=178,5.  На номере 179 стоит оценка «3», являющаяся медианой.  5,…,5,4,…,4,3,…, 3 ,…,3,2,…2.

7 А класс

  • Среднее арифметическое (средняя оценка класса) равно 3,39.

( 5*37 + 4*97 + 3*193 +2*30 ) / 357 = 3,39

  • Мода равна 3.

Наибольшее количество оценок – это «3».

  • Размах равен 3.

Наивысшая оценка – «5», самая низкая оценка – «2».

Находим разность между ними: 5 – 2 = 3.

  • Медиана равна 3.

Число оценок – нечетное, поэтому 357/2=178,5.

На номере 179 стоит оценка «3», являющаяся медианой.

5,…,5,4,…,4,3,…, 3 ,…,3,2,…2.

7 Б класс Среднее арифметическое  (средняя оценка класса)  равно 4, 05.  ( 5*184 + 4*224 + 3*143 +2*7 ) / 558 = 4,05  Мода равна 4.  Наибольшее количество оценок – это «4».  Размах равен 3.  Наивысшая оценка – «5», самая низкая оценка – «2». Находим разность между ними: 5 – 2 = 3.  Медиана равна 4.  Число оценок – четное, поэтому 558/2=279.  На номере 279 стоит оценка «4», на номере 280 стоит оценка «4», поэтому находим среднее арифметическое: ( 4 + 4 ) / 2 = 4, являющееся медианой.  5,…,5,4,…, 4 ,…,4,3,…,3,2,…2.

7 Б класс

  • Среднее арифметическое (средняя оценка класса) равно 4, 05.

( 5*184 + 4*224 + 3*143 +2*7 ) / 558 = 4,05

  • Мода равна 4.

Наибольшее количество оценок – это «4».

  • Размах равен 3.

Наивысшая оценка – «5», самая низкая оценка – «2». Находим разность между ними: 5 – 2 = 3.

  • Медиана равна 4.

Число оценок – четное, поэтому 558/2=279.

На номере 279 стоит оценка «4», на номере 280 стоит оценка «4», поэтому находим среднее арифметическое: ( 4 + 4 ) / 2 = 4, являющееся медианой.

5,…,5,4,…, 4 ,…,4,3,…,3,2,…2.

Анкета 1  № Вопрос с ответами 1 7 А С каким настроением вы выполняете домашнее задание? 7 Б а) мне нужны знания в будущем 9 б) с интересом в) с чувством долга перед родителями 11 3 8 7 2 г) так принято Как вы выполняете домашнее задание? 2 9 3 а) легко 3 б) больше делаю по собственной инициативе 8 5 в) с большим трудом 7 8 г) чаще не выполняю 3 14 5 Сколько времени в день вы тратите на выполнение домашнего задания? 2 а) 1 час б) 2 часа 5 9 5 в) 3 часа 10 2 г) до 1 часа 5 7 д) всё свободное время 4 На подготовку заданий по каким предметам вы тратите больше всего времени? 5 2 2 а) математика или физика 7 б) биология или география 2 0 в) русский язык или литература или история 19 1 г) иностранный язык 6 10 4

Анкета 1

Вопрос с ответами

1

7 А

С каким настроением вы выполняете домашнее задание?

7 Б

а) мне нужны знания в будущем

9

б) с интересом

в) с чувством долга перед родителями

11

3

8

7

2

г) так принято

Как вы выполняете домашнее задание?

2

9

3

а) легко

3

б) больше делаю по собственной инициативе

8

5

в) с большим трудом

7

8

г) чаще не выполняю

3

14

5

Сколько времени в день вы тратите на выполнение домашнего задания?

2

а) 1 час

б) 2 часа

5

9

5

в) 3 часа

10

2

г) до 1 часа

5

7

д) всё свободное время

4

На подготовку заданий по каким предметам вы тратите больше всего времени?

5

2

2

а) математика или физика

7

б) биология или география

2

0

в) русский язык или литература или история

19

1

г) иностранный язык

6

10

4

5 Как контролируют родители вашу учебу? а) проверяют тетради и дневник каждый день 4 б) проверяют тетради и дневник один раз в неделю (месяц) 6 4 16 в) узнают об оценках на родительском собрании Кто помогает вам выполнять домашнее задание? 1 19 8 а) делаю самостоятельно 7 б) родители 16 8 в) знакомые 8 5 г) одноклассники д) списываю у одноклассников 7 3 0 2 1 Причины, по которым вы не выполняете домашнее задание 2 а) не знаю как выполнять б) нет условий 18 14 0 в) лень 0 0 г) не хватает времени 5 3 12

5

Как контролируют родители вашу учебу?

а) проверяют тетради и дневник каждый день

4

б) проверяют тетради и дневник один раз в неделю (месяц)

6

4

16

в) узнают об оценках на родительском собрании

Кто помогает вам выполнять домашнее задание?

1

19

8

а) делаю самостоятельно

7

б) родители

16

8

в) знакомые

8

5

г) одноклассники

д) списываю у одноклассников

7

3

0

2

1

Причины, по которым вы не выполняете домашнее задание

2

а) не знаю как выполнять

б) нет условий

18

14

0

в) лень

0

0

г) не хватает времени

5

3

12

Анкета 2  №  Вид деятельности Ежедневно 1 7 А 2 Читаю газеты, журналы, книги, художественную литературу Несколько раз в неделю 7 Б 3 0 Смотрю телевизор 7 А 16 4 4 Хожу в кино, в театр, на концерты 7 Б Очень редко или никогда 2 5 Хожу домой к друзьям 20 6 7 А Хожу в гости к родным 8 6 19 1 4 7 Б 8 3 8 5 Играю в игры на компьютере в игры 9 7 5 15 Занимаюсь самообразованием с помощью компьютера 8 7 17 8 1 Занимаюсь общественной работой 9 7 11 2 19 4 7 1 10 12 15 2 6 13 Занимаюсь спортом 11 6 8 Занимаюсь дома любимым делом 11 16 3 7 Занимаюсь в кружках 12 19 2 12 1 11 4 Люблю что-нибудь изготавливать своими руками 6 17 5 13 4 9 22 2 7 4 Ухаживаю за животными 14 7 19 8 12 Помогаю родителям 7 11 15 7 4 9 Провожу время без всякой цели 10 10 8 5 17 4 16 5 17 19 3 Всё свободное время учу уроки 2 13 15 18 1 3 14 10 6 9 Гуляю на улице с друзьями 19 10 9 Люблю спать днем 6 9 0 12 Вечером ложусь спать поздно 7 20 8 3 9 3 8 7 Работаю 6 1 3 10 14 19 2 18 5 16 17 0 5 21 11 6 10 9 7 1 14 2 6 3 18 25

Анкета 2

Вид деятельности

Ежедневно

1

7 А

2

Читаю газеты, журналы, книги, художественную литературу

Несколько раз в неделю

7 Б

3

0

Смотрю телевизор

7 А

16

4

4

Хожу в кино, в театр, на концерты

7 Б

Очень редко или никогда

2

5

Хожу домой к друзьям

20

6

7 А

Хожу в гости к родным

8

6

19

1

4

7 Б

8

3

8

5

Играю в игры на компьютере в игры

9

7

5

15

Занимаюсь самообразованием с помощью компьютера

8

7

17

8

1

Занимаюсь общественной работой

9

7

11

2

19

4

7

1

10

12

15

2

6

13

Занимаюсь спортом

11

6

8

Занимаюсь дома любимым делом

11

16

3

7

Занимаюсь в кружках

12

19

2

12

1

11

4

Люблю что-нибудь изготавливать своими руками

6

17

5

13

4

9

22

2

7

4

Ухаживаю за животными

14

7

19

8

12

Помогаю родителям

7

11

15

7

4

9

Провожу время без всякой цели

10

10

8

5

17

4

16

5

17

19

3

Всё свободное время учу уроки

2

13

15

18

1

3

14

10

6

9

Гуляю на улице с друзьями

19

10

9

Люблю спать днем

6

9

0

12

Вечером ложусь спать поздно

7

20

8

3

9

3

8

7

Работаю

6

1

3

10

14

19

2

18

5

16

17

0

5

21

11

6

10

9

7

1

14

2

6

3

18

25

Вывод

Анализируя выше приведенные данные, можно соотнести между собой

  • 1) режим дня ученика, его способности, интересы, мотивы к учебе, прикладываемые усилия к достижению цели (если она есть), занятость в течение дня, причины ежедневного невыполнения домашнего задании;
  • 2) контроль и помощь родителей в образовании и воспитании своих детей; вовлечение их в получение дополнительного образования в свободное от уроков время, в домашние дела.

Таким образом, учащиеся 7 Б класса имеют более высокие результаты в учебе, наиболее заинтересованы в получении разнообразных знаний и умений, больше времени уделяют самообразованию. Однако со стороны родителей наблюдается слабый контроль за обучением и воспитанием своих детей. У этих ребят есть большой потенциал, который надо еще развить.

Учащиеся же 7 А класса желают много знать, но при этом ничего не хотят делать самостоятельно или уже не могут. Помощь родителей своим детям минимальна. Поэтому и результаты учебы в этом классе очень и очень низкие.

На основе полученных данных классному руководителю, учителю-предметнику и администрации школы можно спланировать организацию воспитательной работы с учащимися и их родителями, внести изменения в подход к обучению детей.

Заключение Практическая значимость работы заключается в том, что классные руководители любых классов могут воспользоваться основными статистическими характеристиками, анкетами, таблицами, диаграммами и т. д. для дальнейшего планирования воспитательной работы с детьми с целью повышения мотивации их обучения в школе, а также при проведении родительских собраний. Учителя – предметники могут анализировать любую письменную работу учеников для последующей организации работы над ошибками, воспользоваться исследовательскими данными для использования на уроках различных форм обучения. Данный реферат может быть предназначен в помощь учителю при изучении темы «Статистические характеристики» в 7 классе по учебнику «Алгебра» под редакцией Ю.Н. Макарычева. Завучи школы могут проводить анализ успеваемости каждого класса с целью выявления причин низких или высоких результатов и планирования работы с детьми, их родителями и учителями.

Заключение

  • Практическая значимость работы заключается в том, что классные руководители любых классов могут воспользоваться основными статистическими характеристиками, анкетами, таблицами, диаграммами и т. д. для дальнейшего планирования воспитательной работы с детьми с целью повышения мотивации их обучения в школе, а также при проведении родительских собраний.
  • Учителя – предметники могут анализировать любую письменную работу учеников для последующей организации работы над ошибками, воспользоваться исследовательскими данными для использования на уроках различных форм обучения. Данный реферат может быть предназначен в помощь учителю при изучении темы «Статистические характеристики» в 7 классе по учебнику «Алгебра» под редакцией Ю.Н. Макарычева.
  • Завучи школы могут проводить анализ успеваемости каждого класса с целью выявления причин низких или высоких результатов и планирования работы с детьми, их родителями и учителями.

Список литературы

  • Бродский Я. «Об изучении элементов комбинаторики, вероятности, статистики в школе»/ «Математика». Приложение к газете «Первое сентября», № 31- 2004.
  • Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. М., «Дрофа», 2002.
  • Бунимович Е.А., Булычев В.А. Основы статистики и вероятность. М., «Дрофа», 2004.
  • Бутузов В.Ф., Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л. и др. Математика: учебное пособие для 11 классов общеобразовательных учреждений / - М.: Просвещение, 1996.
  • Иванова В.М., Калинина В.М., Нешумова В.Н.и др. « Математическая статистика»: учебник – 2-е изд. – М.: Высшая школа , 1981.
  • Климанова Л.Ф. – «Обучение чтению в начальных классах» /«Начальная школа», № 9 – 1999.
  • Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., под редакцией Теляковского С.А. Алгебра: «Элементы статистики и теории вероятностей». Учебное пособие для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений - 4-е изд.,/ - М.: Просвещение, 2006.
  • Минаева С. «Решать задачи становится интереснее»/ «Математика». Приложение к газете «Первое сентября», № 8- 2007.
  • Мордкович А.Г., Семенов П.В. « События. Вероятности. Статистическая обработка данных»: Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 классов общеобразовательных учреждений – 3-е изд. – М.Мнемозина, 2005.
  • Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика – М.: Педагогика, 1985.
  • Ткачева М.В. Домашняя математика: Книга для учащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений - М.: Просвещение, 1994.
  • Феоктистов И. «Антиманипулятор» для сознания: статистика как учебный

предмет»/ «Математика». Приложение к газете «Первое сентября», №15,17- 2005 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!