«Математическая статистика в помощь учителю и классному руководителю»
Основные цели и задачи
Цель :
выяснить и показать учителям – предметникам и классным руководителям школы на конкретных примерах целесообразное применение элементов математической статистики.
З адачи:
- изучить основные понятия математической статистики;
- провести исследовательскую работу;
- показать ее практическое применение.
Источники информации:
справочная, учебная и научная литература, анкетирование, результаты срезов знаний учащихся, анализ успеваемости учащихся по итогам I полугодия.
Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей». Первоначально он употреблялся в значении «политическое состояние».
Математическая статистика – это раздел математики, изучающий методы сбора, систематизации и обработки результатов наблюдений случайных массовых явлений с целью выявления существующих закономерностей.
Виды статистик
- Математическая
- Экономическая
- Статистическая физика
- Статистическая оценка
- Статистическая проверка гипотез
- Статистически определимая система
- Статистически неопределимая система
- Статистическое наблюдение
- Статистический вес
- Статистический ансамбль
- Статистическая термодинамика
Основные статистические характиристики
- Среднее арифметическое - частное от деления суммы чисел ряда на их количество.
- Размах - разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел ряда.
- Мода - число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто.
- Медиана с нечётным числом членов - число, записанное посередине.
- Медиана с чётным числом членов - среднее арифметическое двух чисел , записанных посередине.
Способы обработки данных
Год обучения
Количество учащихся
1-4 класс
2007-2008
5-9 класс
250
2008-2009
10-11 класс
253
254
80
248
78
Исследовательская работа
Анализ успеваемости учащихся 7 А и 7 Б классов по результатам II четверти:
изучаемых предметов – 17.
изучаемых предметов – 18.
Класс
Кол-во оценок
Количество полученных оценок всеми учащимися
«5»
7 А
357
7 Б
шт.
558
«4»
%
37
10
184
шт.
«3»
97
33
%
27
шт.
224
«2»
40
193
%
143
шт.
55
26
30
%
7
8
1
Класс
Кол- во уч-ся
Окончили II четверть на
7 А
«5»
7 Б
21
чел.
31
-
«5» и «4»
%
-
чел.
1
%
3
«5», «4» и «3»
-
чел.
8
-
26
13
%
«4» и «3»
19
чел.
62
1
%
61
«3» и «2»
чел.
5
-
7
%
-
33
3
10
Класс
Количество учащихся
7 А
КУ
(оценки «5», «4», «3»)
21
чел.
7 Б
КО
(оценки «5» и «4»)
14
%
31
чел.
67
28
90
0
%
9
0
29
7 А класс
- Среднее арифметическое (средняя оценка класса) равно 3,39.
( 5*37 + 4*97 + 3*193 +2*30 ) / 357 = 3,39
Наибольшее количество оценок – это «3».
Наивысшая оценка – «5», самая низкая оценка – «2».
Находим разность между ними: 5 – 2 = 3.
Число оценок – нечетное, поэтому 357/2=178,5.
На номере 179 стоит оценка «3», являющаяся медианой.
5,…,5,4,…,4,3,…, 3 ,…,3,2,…2.
7 Б класс
- Среднее арифметическое (средняя оценка класса) равно 4, 05.
( 5*184 + 4*224 + 3*143 +2*7 ) / 558 = 4,05
Наибольшее количество оценок – это «4».
Наивысшая оценка – «5», самая низкая оценка – «2». Находим разность между ними: 5 – 2 = 3.
Число оценок – четное, поэтому 558/2=279.
На номере 279 стоит оценка «4», на номере 280 стоит оценка «4», поэтому находим среднее арифметическое: ( 4 + 4 ) / 2 = 4, являющееся медианой.
5,…,5,4,…, 4 ,…,4,3,…,3,2,…2.
Анкета 1
№
Вопрос с ответами
1
7 А
С каким настроением вы выполняете домашнее задание?
7 Б
а) мне нужны знания в будущем
9
б) с интересом
в) с чувством долга перед родителями
11
3
8
7
2
г) так принято
Как вы выполняете домашнее задание?
2
9
3
а) легко
3
б) больше делаю по собственной инициативе
8
5
в) с большим трудом
7
8
г) чаще не выполняю
3
14
5
Сколько времени в день вы тратите на выполнение домашнего задания?
2
а) 1 час
б) 2 часа
5
9
5
в) 3 часа
10
2
г) до 1 часа
5
7
д) всё свободное время
4
На подготовку заданий по каким предметам вы тратите больше всего времени?
5
2
2
а) математика или физика
7
б) биология или география
2
0
в) русский язык или литература или история
19
1
г) иностранный язык
6
10
4
5
Как контролируют родители вашу учебу?
а) проверяют тетради и дневник каждый день
4
б) проверяют тетради и дневник один раз в неделю (месяц)
6
4
16
в) узнают об оценках на родительском собрании
Кто помогает вам выполнять домашнее задание?
1
19
8
а) делаю самостоятельно
7
б) родители
16
8
в) знакомые
8
5
г) одноклассники
д) списываю у одноклассников
7
3
0
2
1
Причины, по которым вы не выполняете домашнее задание
2
а) не знаю как выполнять
б) нет условий
18
14
0
в) лень
0
0
г) не хватает времени
5
3
12
Анкета 2
№
Вид деятельности
Ежедневно
1
7 А
2
Читаю газеты, журналы, книги, художественную литературу
Несколько раз в неделю
7 Б
3
0
Смотрю телевизор
7 А
16
4
4
Хожу в кино, в театр, на концерты
7 Б
Очень редко или никогда
2
5
Хожу домой к друзьям
20
6
7 А
Хожу в гости к родным
8
6
19
1
4
7 Б
8
3
8
5
Играю в игры на компьютере в игры
9
7
5
15
Занимаюсь самообразованием с помощью компьютера
8
7
17
8
1
Занимаюсь общественной работой
9
7
11
2
19
4
7
1
10
12
15
2
6
13
Занимаюсь спортом
11
6
8
Занимаюсь дома любимым делом
11
16
3
7
Занимаюсь в кружках
12
19
2
12
1
11
4
Люблю что-нибудь изготавливать своими руками
6
17
5
13
4
9
22
2
7
4
Ухаживаю за животными
14
7
19
8
12
Помогаю родителям
7
11
15
7
4
9
Провожу время без всякой цели
10
10
8
5
17
4
16
5
17
19
3
Всё свободное время учу уроки
2
13
15
18
1
3
14
10
6
9
Гуляю на улице с друзьями
19
10
9
Люблю спать днем
6
9
0
12
Вечером ложусь спать поздно
7
20
8
3
9
3
8
7
Работаю
6
1
3
10
14
19
2
18
5
16
17
0
5
21
11
6
10
9
7
1
14
2
6
3
18
25
Вывод
Анализируя выше приведенные данные, можно соотнести между собой
- 1) режим дня ученика, его способности, интересы, мотивы к учебе, прикладываемые усилия к достижению цели (если она есть), занятость в течение дня, причины ежедневного невыполнения домашнего задании;
- 2) контроль и помощь родителей в образовании и воспитании своих детей; вовлечение их в получение дополнительного образования в свободное от уроков время, в домашние дела.
Таким образом, учащиеся 7 Б класса имеют более высокие результаты в учебе, наиболее заинтересованы в получении разнообразных знаний и умений, больше времени уделяют самообразованию. Однако со стороны родителей наблюдается слабый контроль за обучением и воспитанием своих детей. У этих ребят есть большой потенциал, который надо еще развить.
Учащиеся же 7 А класса желают много знать, но при этом ничего не хотят делать самостоятельно или уже не могут. Помощь родителей своим детям минимальна. Поэтому и результаты учебы в этом классе очень и очень низкие.
На основе полученных данных классному руководителю, учителю-предметнику и администрации школы можно спланировать организацию воспитательной работы с учащимися и их родителями, внести изменения в подход к обучению детей.
Заключение
- Практическая значимость работы заключается в том, что классные руководители любых классов могут воспользоваться основными статистическими характеристиками, анкетами, таблицами, диаграммами и т. д. для дальнейшего планирования воспитательной работы с детьми с целью повышения мотивации их обучения в школе, а также при проведении родительских собраний.
- Учителя – предметники могут анализировать любую письменную работу учеников для последующей организации работы над ошибками, воспользоваться исследовательскими данными для использования на уроках различных форм обучения. Данный реферат может быть предназначен в помощь учителю при изучении темы «Статистические характеристики» в 7 классе по учебнику «Алгебра» под редакцией Ю.Н. Макарычева.
- Завучи школы могут проводить анализ успеваемости каждого класса с целью выявления причин низких или высоких результатов и планирования работы с детьми, их родителями и учителями.
Список литературы
- Бродский Я. «Об изучении элементов комбинаторики, вероятности, статистики в школе»/ «Математика». Приложение к газете «Первое сентября», № 31- 2004.
- Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. М., «Дрофа», 2002.
- Бунимович Е.А., Булычев В.А. Основы статистики и вероятность. М., «Дрофа», 2004.
- Бутузов В.Ф., Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л. и др. Математика: учебное пособие для 11 классов общеобразовательных учреждений / - М.: Просвещение, 1996.
- Иванова В.М., Калинина В.М., Нешумова В.Н.и др. « Математическая статистика»: учебник – 2-е изд. – М.: Высшая школа , 1981.
- Климанова Л.Ф. – «Обучение чтению в начальных классах» /«Начальная школа», № 9 – 1999.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., под редакцией Теляковского С.А. Алгебра: «Элементы статистики и теории вероятностей». Учебное пособие для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений - 4-е изд.,/ - М.: Просвещение, 2006.
- Минаева С. «Решать задачи становится интереснее»/ «Математика». Приложение к газете «Первое сентября», № 8- 2007.
- Мордкович А.Г., Семенов П.В. « События. Вероятности. Статистическая обработка данных»: Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 классов общеобразовательных учреждений – 3-е изд. – М.Мнемозина, 2005.
- Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика – М.: Педагогика, 1985.
- Ткачева М.В. Домашняя математика: Книга для учащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений - М.: Просвещение, 1994.
- Феоктистов И. «Антиманипулятор» для сознания: статистика как учебный
предмет»/ «Математика». Приложение к газете «Первое сентября», №15,17- 2005 г.