СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математический альбом «Занимательная арифметика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математический альбом "Занимательная арифметика» состоит из разделов: «Арифметика в литературе» (пословицы/поговорки, в тексте которых используются различные числительные) , «Магическая арифметика» (3 фокуса с числами), «Зеленая арифметика» (примеры растений и животных нашей планеты с указанием параметра их «уникальности» и  задача на сравнение), «Арифметика вокруг нас» (кроссворд). 

Просмотр содержимого документа
«Математический альбом «Занимательная арифметика»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № …»  МО г. Ноябрьск   Приступить к просмотру Городской математический турнир «Математический Олимп» Математический альбом «Занимательная арифметика» Состав команды: Команда «Пифагорцы» Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. Руководители:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № …» МО г. Ноябрьск

Приступить к просмотру

Городской математический турнир

«Математический Олимп»

Математический альбом

«Занимательная арифметика»

Состав команды:

Команда «Пифагорцы»

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

Руководители:

Выберите раздел: Арифметика вокруг нас Магическая арифметика Арифметика в литературе Зеленая арифметика Список используемой литературы

Выберите раздел:

Арифметика вокруг нас

Магическая арифметика

Арифметика

в литературе

Зеленая арифметика

Список используемой литературы

Пословицы и поговорки Один пошел — полтину нашел; семеро пойдут много ли найдут? Опять – двадцать  пять. Сто голов — сто умов. Ты ему слово, а он тебе десять . У бабы семьдесят две увертки в день. Уж сорок лет, как правды нет. У семи нянек дитя без глазу. Одна нога тут, другая – там. Один в море – не рыбак. Обещанного три года ждут. Как свои пять пальцев. Болит бок девятый год, не знаю, которо место. В семь лет перебедовали семьдесят семь бед. Всем по семь , а мне восемь . Есть и двести , да не в одном месте. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша. Мастер один , а подносчиков десять . На борту шесть пуговиц. На троих приспело, а четвертый сыт. Не дал бог ста рублев, а пятьдесят — не деньги. .

Пословицы и поговорки

  • Один пошел — полтину нашел; семеро пойдут много ли найдут?
  • Опять – двадцать пять.
  • Сто голов — сто умов.
  • Ты ему слово, а он тебе десять .
  • У бабы семьдесят две увертки в день.
  • Уж сорок лет, как правды нет.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Одна нога тут, другая – там.
  • Один в море – не рыбак.
  • Обещанного три года ждут.
  • Как свои пять пальцев.
  • Болит бок девятый год, не знаю, которо место.
  • В семь лет перебедовали семьдесят семь бед.
  • Всем по семь , а мне восемь .
  • Есть и двести , да не в одном месте.
  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
  • Мастер один , а подносчиков десять .
  • На борту шесть пуговиц.
  • На троих приспело, а четвертый сыт.
  • Не дал бог ста рублев, а пятьдесят — не деньги.

.

« Пятое колесо в телеге » означает что-то лишнее, ненужное. Телега – это четырехколесная повозка, запряженная лошадьми, предназначенная для перевозки грузов. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» : хорошо иметь много друзей, друзья дороже богатства, денег.  Говорится, когда друзья или знакомые выручают в беде, помогают. «Семи пядей во лбу» называют очень проницательного человека. Предполагая, что высота лба этого человека прямо пропорциональна его уму.

« Пятое колесо в телеге » означает что-то лишнее, ненужное.

Телега – это четырехколесная повозка, запряженная лошадьми, предназначенная для перевозки грузов.

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» : хорошо иметь много друзей, друзья дороже богатства, денег. Говорится, когда друзья или знакомые выручают в беде, помогают.

«Семи пядей во лбу» называют очень проницательного человека. Предполагая, что высота лба этого человека прямо пропорциональна его уму.

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» : если возьмешься сразу за несколько дел, не добьешься результатов ни в одном.  «Семь раз отмерь, один раз отрежь». С мысл этой пословицы заключается в том, что прежде надо думать, а потом делать(или не делать). «Один в поле не воин». В одиночку, одному человеку трудно чего-либо добиться, справиться с большой работой. Говорится как оправдание чьего-либо бессилия, невозможности в одиночку справиться с большим делом.

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» : если возьмешься сразу за несколько дел, не добьешься результатов ни в одном. 

«Семь раз отмерь, один раз отрежь». С мысл этой пословицы заключается в том, что прежде надо думать, а потом делать(или не делать).

«Один в поле не воин». В одиночку, одному человеку трудно чего-либо добиться, справиться с большой работой. Говорится как оправдание чьего-либо бессилия, невозможности в одиночку справиться с большим делом.

«За двоих попотеешь – за троих поешь»: после большой, в меру трудной работы у человека появляется хороший аппетит и он с удовольствием ест. «Заблудиться в трех соснах ». Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения. «Хвастуну цена – три копейки» : о хвастливом, болтливом человеке, о том, что его информация незначительна для собеседника.

«За двоих попотеешь – за троих поешь»: после большой, в меру трудной работы у человека появляется хороший аппетит и он с удовольствием ест.

«Заблудиться в трех соснах ». Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.

«Хвастуну цена – три копейки» : о хвастливом, болтливом человеке, о том, что его информация незначительна для собеседника.

Мир математики не так скучен и однообразен, как кажется многим. Цифры способны стать инструментами фокусника ничуть не меньше, чем карты или другие предметы. Математические фокусы с числами основаны на умении обращаться с цифрами и законами точной науки. Фокусы с применением математики способны не только развлечь человека, который опытен в точных науках, но и привлечь внимание и развить интерес к «королеве наук» у тех, кто еще только знакомится с ней.

Мир математики не так скучен и однообразен, как кажется многим. Цифры способны стать инструментами фокусника ничуть не меньше, чем карты или другие предметы.

Математические фокусы с числами основаны на умении обращаться с цифрами и законами точной науки.

Фокусы с применением математики способны не только развлечь человека, который опытен в точных науках, но и привлечь внимание и развить интерес к «королеве наук» у тех, кто еще только знакомится с ней.

Фокус с цифрами «Неразлучные двойки » Пусть ваш друг напишет в ряд три разные цифры от 1 до 9. Например: 6, 3 и 1 . 2. Ниже нужно записать  двузначные числа, которые получаются из этих цифр. Таких чисел может быть только шесть: 13, 31, 16, 61, 36, 63 3. Теперь предложите ему сложить задуманные числа: 6+3+1=10 4. Затем нужно сложить все двузначные числа: 13+31+16+61+36+63=220 5. И, наконец,  попросите друга разделить вторую сумму на первую:  220:10=22 6. К удивлению товарища, вы называете ему правильный ответ – 22 . Причём, какие цифры не возьми, ответ всегда один и тот же – 22 !

Фокус с цифрами «Неразлучные двойки »

  • Пусть ваш друг напишет в ряд три разные цифры от 1 до 9.

Например: 6, 3 и 1 .

2. Ниже нужно записать  двузначные числа, которые получаются из этих цифр.

Таких чисел может быть только шесть: 13, 31, 16, 61, 36, 63

3. Теперь предложите ему сложить задуманные числа: 6+3+1=10

4. Затем нужно сложить все двузначные числа: 13+31+16+61+36+63=220

5. И, наконец,  попросите друга разделить вторую сумму на первую:  220:10=22

6. К удивлению товарища, вы называете ему правильный ответ – 22 . Причём, какие цифры не возьми, ответ всегда один и тот же – 22 !

Фокус с цифрами «Четыре»  Попросите Вашего друга загадать любое число , которое придет ему в голову. После этого попросите его умножить это число на 2 .  Далее пусть прибавит к получившемуся числу 8 .  Затем получившийся результат пусть поделит на 2.  И в заключении, нужно, чтобы он отнял от получившегося числа, то число, которое он задумал первоначально . В результате вы смело можете говорить своему другу, что знаете какое число у него получилось! Это 4. Например, Ваш друг загадал число 8 . 8 x 2 = 16 16 + 8 = 24 24 : 2 = 12 12 – 8 = 4

Фокус с цифрами «Четыре»

  • Попросите Вашего друга загадать любое число , которое придет ему в голову. После этого попросите его умножить это число на 2 .
  • Далее пусть прибавит к получившемуся числу 8 .
  • Затем получившийся результат пусть поделит на 2.
  • И в заключении, нужно, чтобы он отнял от получившегося числа, то число, которое он задумал первоначально .

В результате вы смело можете говорить своему другу, что знаете какое число у него получилось! Это 4.

Например, Ваш друг загадал число 8 .

8 x 2 = 16

16 + 8 = 24

24 : 2 = 12

12 – 8 = 4

Фокус «Зачеркнутая цифра»  Ведущий предлагает на листе бумаги записать какое-то 4-значное число . Затем предлагается поменять местами цифры в этом числе в любом порядке. Далее от большего числа отнять меньшее . В полученном результате зачеркнуть любую цифру, кроме нуля . Оставшиеся цифры необходимо озвучить ведущему. После чего ведущий отгадывает, какая цифра была зачеркнута.  Выполняется все очень просто: подыскивается такая цифра, которая вместе с суммой Вам сообщенных цифр составила бы ближайшее число, делящееся на 9 без остатка. Если, например, в числе 828 была зачеркнута цифра (8) и Вам сообщены цифры 2 и 8, то, сложив 2+8, Вы соображаете, что до ближайшего числа, делящегося на 9, т.е. до 18 - не хватает 8. Это и есть зачеркнутая цифра. Почему так получается? Потому что если от какого-либо числа отнять сумму его цифр, то должно остаться число, делящееся на 9, - иначе говоря, такое, сумма цифр которого делится на 9.

Фокус «Зачеркнутая цифра»

Ведущий предлагает на листе бумаги записать какое-то 4-значное число .

Затем предлагается поменять местами цифры в этом числе в любом порядке.

Далее от большего числа отнять меньшее .

В полученном результате зачеркнуть любую цифру, кроме нуля . Оставшиеся цифры необходимо озвучить ведущему. После чего ведущий отгадывает, какая цифра была зачеркнута.

Выполняется все очень просто: подыскивается такая цифра, которая вместе с суммой Вам сообщенных цифр составила бы ближайшее число, делящееся на 9 без остатка. Если, например, в числе 828 была зачеркнута цифра (8) и Вам сообщены цифры 2 и 8, то, сложив 2+8, Вы соображаете, что до ближайшего числа, делящегося на 9, т.е. до 18 - не хватает 8. Это и есть зачеркнутая цифра. Почему так получается? Потому что если от какого-либо числа отнять сумму его цифр, то должно остаться число, делящееся на 9, - иначе говоря, такое, сумма цифр которого делится на 9.

«Зелёная арифметика»   Самые большие рога ЗАДАЧА Самое массивное дерево Самая-самая черепаха

«Зелёная арифметика»

Самые большие

рога

ЗАДАЧА

Самое массивное дерево

Самая-самая черепаха

Самая-самая черепаха Самыми большими черепахами в мире считаются кожистые черепахи . В длину они достигают 3 метров, а размах их плавников достигает 5-6 метров.   Весят эти черепахи почти тонну. Правда, такого гиганта удалось обнаружить лишь однажды. В среднем их длина около 2,5 метров, а вес не превышает 7 центнеров. В воде они могут развивать скорость до 35 км/час.

Самая-самая черепаха

Самыми большими черепахами в мире считаются кожистые черепахи . В длину они достигают 3 метров, а размах их плавников достигает 5-6 метров.  

Весят эти черепахи почти тонну. Правда, такого гиганта удалось обнаружить лишь однажды. В среднем их длина около 2,5 метров, а вес не превышает 7 центнеров. В воде они могут развивать скорость до 35 км/час.

Самые большие рога Наверно, очень трудно приходится этому быку породы ватусси с самыми крупными рогами в мире. Выведена порода была в Африке и происходит от первобытных туров, которые вымерли ещё в 17 веке. Непропорционально большие рога, весящие 90–100 килограммов, спасают быков от перегрева. Такое приспособление незаменимо в африканской саванне, где температура днем может достигать +50 °С.

Самые большие рога

Наверно, очень трудно приходится этому быку породы ватусси с самыми крупными рогами в мире. Выведена порода была в Африке и происходит от первобытных туров, которые вымерли ещё в 17 веке.

Непропорционально большие рога, весящие 90–100 килограммов, спасают быков от перегрева. Такое приспособление незаменимо в африканской саванне, где температура днем может достигать +50 °С.

Самое массивное дерево Самым массивным деревом, растущим на земле, является секвойя гигантская. Она растет в Национальном парке секвой, штат Калифорния, США, ее высота - 83,8 м, обхват ствола на уровне 1, 52 м от поверхности земли - 25,1 м.   Толщина коры в некоторых местах достигает 61 см. Расчетный вес дерева вместе с корневой системой достигает 2500 т. Возраст гиганта, примерно, от 2500 до 2700 лет.

Самое массивное дерево

Самым массивным деревом, растущим на земле, является секвойя гигантская. Она растет в Национальном парке секвой, штат Калифорния, США, ее высота - 83,8 м, обхват ствола на уровне 1, 52 м от поверхности земли - 25,1 м.

Толщина коры в некоторых местах достигает 61 см. Расчетный вес дерева вместе с корневой системой достигает 2500 т.

Возраст гиганта, примерно, от 2500 до 2700 лет.

ЗАДАЧА  В охране нуждаются не только животные, но и некоторые растения. В «Красную книгу» России занесено 17 видов грибов. Это на 12 видов меньше, чем лишайников, а папоротников на 7 видов меньше, чем грибов. Каких растений в «Красной книге» больше-папоротников или лишайников? На сколько видов?  Решение:  1) 17 + 12 = 29 (в.) – лишайников 2) 17 – 7 = 10 (в.) – папоротников 3) 29 – 10 = 19 (в.) Ответ: лишайников в «Красной книге» России больше, чем папоротников на 19 видов.

ЗАДАЧА

В охране нуждаются не только животные, но и некоторые растения. В «Красную книгу» России занесено 17 видов грибов. Это на 12 видов меньше, чем лишайников, а папоротников на 7 видов меньше, чем грибов. Каких растений в «Красной книге» больше-папоротников или лишайников? На сколько видов?

Решение:

1) 17 + 12 = 29 (в.) – лишайников

2) 17 – 7 = 10 (в.) – папоротников

3) 29 – 10 = 19 (в.)

Ответ: лишайников в «Красной книге» России больше, чем папоротников на 19 видов.

«Арифметика вокруг нас»

«Арифметика вокруг нас»

По вертикали:  2. Два выражения, которые соединены знаком «равно». 4. Отрезки, прямые Черти с ней скорей-ка! Поля без труда Проведет вам... 5. С хитрым носиком сестрица Счёт откроет ... Цифра, состоящая из двух крючков. 9. Нет углов у меня, И похож на блюдо я, На тарелку и на крышку, На кольцо и колесо. По горизонтали:   1. Цифра шесть перевернулась, Новой цифрой обернулась! 3. Три стороны и три угла. И знает каждый школьник: Фигура называется, Конечно, ... 6. В граммах, килограммах тоже Измерять ее мы можем. 7. Единица измерения длины. 10. У нее нет ничего: Нет ни глаз, ни рук, ни носа, Состоит она всего Из условия с вопросом.                                     3     2     9 1                                               6                                           7     4                             5                       8                                                             10                                                                                                   Проверь себя

По вертикали: 

2. Два выражения, которые соединены знаком «равно».

4. Отрезки, прямые

Черти с ней скорей-ка!

Поля без труда

Проведет вам...

5. С хитрым носиком сестрица

Счёт откроет ...

  • Цифра, состоящая из двух крючков.

9. Нет углов у меня,

И похож на блюдо я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

По горизонтали:  

1. Цифра шесть перевернулась,

Новой цифрой обернулась!

3. Три стороны и три угла.

И знает каждый школьник:

Фигура называется,

Конечно, ...

6. В граммах, килограммах тоже

Измерять ее мы можем.

7. Единица измерения длины.

10. У нее нет ничего:

Нет ни глаз, ни рук, ни носа,

Состоит она всего

Из условия с вопросом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

2

 

 

9

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверь себя

По горизонтали:   1. Цифра шесть перевернулась, Новой цифрой обернулась! 3. Три стороны и три угла. И знает каждый школьник: Фигура называется, Конечно, ... 6. В граммах, килограммах тоже Измерять ее мы можем. 7. Единица измерения длины. 10. У нее нет ничего: Нет ни глаз, ни рук, ни носа, Состоит она всего Из условия с вопросом. По вертикали:  2. Два выражения, которые соединены знаком «равно». 4. Отрезки, прямые Черти с ней скорей-ка! Поля без труда Проведет вам... 5. С хитрым носиком сестрица Счёт откроет ... Цифра, состоящая из двух крючков. 9. Нет углов у меня, И похож на блюдо я, На тарелку и на крышку, На кольцо и колесо.                                 3         9 1     2 т     р   д к           е а р     е   у       в у   6       я   м е     г             о н 4 7 а   т             ь л     с   м   5   и с т         ь 8     е   а     н в     н т т д   о       е   р и         й   10   н и   к к з           и         а     ц     д     а             а       ч       а                

По горизонтали:  

1. Цифра шесть перевернулась, Новой цифрой обернулась!

3. Три стороны и три угла.

И знает каждый школьник:

Фигура называется,

Конечно, ...

6. В граммах, килограммах тоже

Измерять ее мы можем.

7. Единица измерения длины.

10. У нее нет ничего:

Нет ни глаз, ни рук, ни носа,

Состоит она всего

Из условия с вопросом.

По вертикали: 

2. Два выражения, которые соединены знаком «равно».

4. Отрезки, прямые

Черти с ней скорей-ка!

Поля без труда

Проведет вам...

5. С хитрым носиком сестрица

Счёт откроет ...

  • Цифра, состоящая из двух крючков.

9. Нет углов у меня,

И похож на блюдо я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

9

1

 

 

2

т

 

 

р

 

д

к

 

 

 

 

 

е

а

р

 

 

е

 

у

 

 

 

в

у

 

6

 

 

 

я

 

м

е

 

 

г

 

 

 

 

 

 

о

н

4

7

а

 

т

 

 

 

 

 

 

ь

л

 

 

с

 

м

 

5

 

и

с

т

 

 

 

 

ь

8

 

 

е

 

а

 

 

н

в

 

 

н

т

т

д

 

о

 

 

 

е

 

р

и

 

 

 

 

й

 

10

 

н

и

 

к

к

з

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

а

 

 

ц

 

 

д

 

 

а

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

ч

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы  Аратюнян Е., Занимательная математика. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.  Гарднер М., Математические чудеса и тайны, Москва, “Наука”, 1982.  Гарднер М., Математические досуги, издательство “Мир”, Москва, 1972.  Гарднер М., Математические головоломки и развлечения, издательство “Мир”, Москва, 1971.  Перельман Я.И., Занимательная алгебра, издательство “Мир”, Москва, 1975. Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

Список используемой литературы

  • Аратюнян Е., Занимательная математика. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  • Гарднер М., Математические чудеса и тайны, Москва, “Наука”, 1982.
  • Гарднер М., Математические досуги, издательство “Мир”, Москва, 1972.
  • Гарднер М., Математические головоломки и развлечения, издательство “Мир”, Москва, 1971.
  • Перельман Я.И., Занимательная алгебра, издательство “Мир”, Москва, 1975.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!