СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математический турнир для 8 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-соревнование для параллельных 8-классов.В игре принимают участие 2 команды по 6 человек из параллельных 8- классов. Турнир состоит из 5 этапов. Приз - "Кубок Математиков"

Просмотр содержимого документа
«Математический турнир для 8 класса»

Урок: Математический турнир

для 8 “б” и 8 “в” классов

Ибраева Аида Жокеновнаучитель математики и информатики

Цель урока-турнира:

  • Развитие интереса к изучению предмета математика.

  • активизация познавательной деятельности учащихся,

  • повышение мотивации учебной деятельности.

Задачи игры

  1. Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);

  2. Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

  3. Расширение кругозора и математической культуры учащихся.

  4. Создание деятельной, творческой обстановки в процессе турнира, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.

  5. Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.

  6. Использование дифференцированных заданий, позволяющих даже “слабым” учащимся проявить свои способности и активно участвовать в мероприятии.

В игре принимают участие 2 команды по 6 человек из параллельных 8- классов. Турнир состоит из 5 этапов. На каждом этапе командам предлагаются вопросы . Команда готовит ответ в течение 1 минуты. Для решения задач время можно увеличить до 3 минут.

В итоге после каждого вопроса должен прозвучать верный ответ и количество полученных баллов. Для проведения игры подготовить жюри – 3-5 человека (подготовить табло-маркерную доску для оповещения результатов игры), ведущего (учитель), группу технической поддержки – 1 человек.

Для жюри и членов команд подготовить ручки и бумагу. По договоренности с классными руководителями можно приготовить приз для команды-победителя и утешительный приз для другой команды.

Фоновую музыку для пауз во время выполнения заданий командами.

Ведущий:

Есть в математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Поэтому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Нам математика дает
Для победы трудностей закалку.
И шагаем с нею мы вперед
Развивая волю и смекалку.

– Перед началом турнира я хочу ознакомить Вас с условиями турнира. Этот турнир задуман с целью выявления уровня усвоения учебного материала, изучаемого в течении года.

Я учредила “Переходящий кубок по Математике между параллелями”. Выигравшая команда, а следовательно класс, получает Кубок. Если команда в следующем турнире проигрывает, то передает Кубок, выигравшей команде. Команда, выигрывающая Кубок 3 раза подряд забирает его насовсем, и ей присуждается наименование “КОМАНДА УНИКУМ”.

Это 2- турнир. На 1-турнире победителем и обладателем Кубра стал 7”б”. Каждый класс выставляет свою команду из 6-человек.

Сегодня на математическом турнире встретятся команды 8”б” и 8”в” класса.

Наши команды будут соревноваться в сообразительности, быстроте ума, внимательности, знании математики и ее истории, умении слушать и слышать.

Поединок судят умудренные опытом и знаниями члены жюри… (представляет членов жюри).

1.

2.

3.

4.

5.

Жеребьевка для первого турнира.

1. Турнир «Приветствие». Максимум 5 баллов.

Ведущий. Объявляется 1 - турнир «Приветствие». Каждая команда должна себя представить: назвать команду, представить эмблему команды, девиз, приветствие соперникам и приветствие жюри.

Подведем итоги первого турнира (объявляются результаты приветствия).

2. Турнир « Разминка».

За каждый правильный ответ команда получает по одному очку.

Командам предлагается по семь вопросов, которые требуют быстрого ответа.

Помощники фиксируют правильные ответы и заносят их в таблицу.

Вопросы:

  1. Целые и дробные выражения называют…. (рациональными выражениями)

  2. Треугольник, у которого все стороны равны. (равносторонний)

  3. Верное при всех допустимых значениях входящих в него переменных равенство.. (Тождество)

  4. Точка, из которой выходят две стороны треугольника. (Вершина)

  5. a2-b2 = (a-b)(a+b). (Формула разности квадратов)

  6. + = . (Сложение дробей с разными знаками)

  7. Фигура, состоящая из четырех точек и четырех последовательно соединяющих их отрезков. (Четырехугольник)

  1. Выражение, содержащее деление на выражение с переменными. (Дробное выражение)

  2. Четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны. (Параллелограмм)

  3. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство. (Корень уравнения)

  4. Треугольник, у которого равны две стороны. (Равнобедренный)

  5. (а + в)² = а² + 2ав + в² . (формула квадрата суммы)

. (Деление дробей)

  1. Параллелограмм, у которого все углы прямые. (Прямоугольник).

Подведем итоги второго турнира (объявляются результаты разминки).

3. Турнир «Экскурсия в историю».

За каждый правильный ответ команда получает по одному очку.

Время на каждую историю 1 минута

Ведущий. Каждый человек по своему уникален, а ученые математики тем более: они и астрономы, и поэты, и физики, и художники. Одним словом – незаурядные личности. Некоторые факты из жизни  ученых-математиков передаются из уст в уста веками. Сейчас я приведу краткую информацию о трех великих математиках. Вы должны узнать о ком идет речь, записать их имена на листочке по порядку и сдать ответы жюри.

Первая история. Аристотель (384–322 гг. до н.э.)
Крупнейший древнегреческий мыслитель, основоположник всех научных течений и в Европе, где его научные подходы главенствовали до XVII в., и на Востоке. Воспитатель Александра Македонского. Воспитанник, а затем учитель в знаменитой Академии Платона (научная школа в Афинах в районе горы Акад, просуществовавшая до VI в. н.э.), основатель своей собственной школы Ликей (в Афинах неподалеку от храма Аполлона Ликейского).

Изложил главные принципы построения любой дедуктивной (основанной на логических доказательствах) теории, на базе которых позднее были написаны «Начала» Евклида. Он же разработал и общие правила логического вывода (основа математической логики).

Ему приписывают слова: «Платон мне друг, но истина дороже!» (лат. Amicus Plato, sed magis amica est veritas), – и не безосновательно.

Вторая история. Николай Иванович Лобачевский (1792 — 1856) – математик, преподаватель, ректор Казанского Императорского университета.

Родился 20 ноября 1793 года в Нижегородской губернии, а в 1800 году переехал в Казань. Образование было получено в казанской гимназии, которую он окончил в 1807 году. Затем он поступил в Императорский университет Казани.

Хорошо учился, специализировался на математике и физике, так что в итоге получил красный диплом магистра по данной специальности. В 1814 году, оставаясь в университете, занял должность адъюнкта, а позже – профессора. Как преподаватель математики, астрономии, физики, математик высоко ценился в университете. А в 1819 году стал деканом своего физико-математического факультета.

Занимается математическими теориями, развивает неевклидову геометрию — гиперболическую. В алгебре им был разработан способ приближенного решения уравнений. Также им было получено несколько теорем в математическом анализе.

В 1856 году великий математик умирает. В 1895 году создана премия (медаль ...), позже его именем называют улицы, библиотеки и даже кратер на Луне.

История третья. КОВАЛЕВСКАЯ Софья Васильевна(1850 - 1891)

Русский математик, писательница, первая русская женщина-профессор. Родилась в дворянской семье артиллерийский генерала Василия Корвина-Круковского в отставке, зажиточного помещика. Получила домашнее образование, проявила большие способности к математике.

В 1888 году Парижская академия наук присуждала премию за лучшую научную работу.

Изучив присланные рукописи, жюри признало лучшей работу под девизом: "Говори, что знаешь, делай, что дол жен, будь, чему быть". В ней содержалось решение задачи о движении несимметричного волчка, центр тяжести которого лежит на экваториальной плоскости эллипсоида инерции, длины осей которого подчинены условию А - В = 2С. Автор работы проявил не только большой математический талант, но и незаурядную эрудицию. Выполненное исследование так понравилось членам жюри, что они решили увеличить сумму премии с 3000 франков до 5000 франков, Когда вскрыли конверт с именем автора, неожиданно оказалось, что самую лучшую работу написала единственная женщина, занимавшая в то время должности профессора математики.

"История четвертая. Пифагор (ок. 569 – ок. 475 до н.э.)
Родился на острове Самос в Эгейском море, в семье купца Мнезарха. Путешествуя с отцом, будто бы в возрасте 18–20 лет он посетил старого тогда уже Фалеса (о. Самос почти рядом с Милетом!), который и пробудил интерес юноши к математике и астрономии, посоветовал ему поехать для основательного образования в Египет. Пифагор последовал совету. Затем были Вавилон, Индия...

По возвращении на Самос основал свою школу, но затем покинул остров. В южноиталийском г. Кротоне им был основан знаменитый союз, бывший одновременно и научной школой, и политическим и религиозным сообществом, в котором математик почитался чуть ли не божеством...

В его школе рассматривались четыре mathema (науки): арифметика, музыка (гармония), геометрия и астрономия с астрологией. Изучению математики придавался мистический характер, что не помешало найти доказательство великой теоремы, а из нее получить (доказать!) иррациональность корня из двух! Это были великие математические открытия...


История пятая. Фалес Милетский (ок. 625–547 гг. до н.э.)
Греческий купец, живший в Милете, греческом полисе (городе-государстве на западном побережье Малой Азии; сохранившиеся развалины Милета находятся на территории Турции).
В своих путешествиях по торговым делам посетил Египет, где и познакомился с математикой. Фалес считается вообще первым ученым (впрочем, греч. mathema означает наука, знание). Он пытался объяснить мироустройство, дать разумные, логические объяснения явлений, а в математике выдвинул требование доказательства высказанных положений.

Фалес занимался и практической геометрией. Ему приписывается первое применение циркуля и угломера («большого» транспортира, позволявшего измерять углы между каким-то направлением и вертикалью или горизонтальюПодведем итоги второго турнира (объявляются результаты разминки).

4. Турнир «Практика».

За каждый правильный ответ команда получает по одному очку.

Ведущий. Говорят, что теория без практики мертва, практика без теории глупа. Каждой команде представляется возможность доказать, что они справятся с любой задачей.

Командам предлагаются задания, которые необходимо решить за 6 минут . Задания командам: Чайнворд «Алгебра»

1.Радел математики, в котором изучаются операции над выражениями.

2.Одна из декартовых координат точки.

3.Арабский ученый, написавший первый учебник по алгебре.

4.Число, которое можно представить в виде бесконечной десятичной непериодической дроби.

5.Древнегреческий математик, автор книги «Начала».

6.Дренегреческий математик, которого называют «отцом алгебры».

7.Утверждение в математике, справедливость которого доказывается.

8.Точное предписание вычислительного процесса.

9.Один из авторов учебника «Алгебра 8».

10.Запись, состоящая из чисел и переменных, соединенных знаками действий.

11.Знаменатель целого выражения.

Ответы. 1. Алгебра. 2.Абсцисса. 3. АльХорезми. 4.Иррациональное.

5. Евклид. 6.Диофант. 7.Теорема. 8.Алгоритм. 9.Макарычев.

10.Выражение. 11.Единица.



Команды сдают свои решения жюри.



Пока команды решают, проведем блиц-турнир для болельщиков.

БЛИЦ-ТУРНИР для болельщиков. За каждый правильный ответ присуждается по одному очку. Вопросы читает ведущий. Правильный ответ – зеленая карточка (1 очко). Неправильный ответ – красная карточка (-1очко).



Слово жюри.


5. Турнир капитанов.

За каждый правильный ответ команда получает по одному очку.

Капитаны должны будут ответить на 5 вопросов. Время на обдумывание 30 секунд.

1. Посмотрите внимательно на эти числа в течение одной минут иназовите эти числа.

125

73

130

98

14

34

115

111



2. Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите на уроках геометрии. Ответ: ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ

3. Какая цифра в переводе с латинского означает «никакая»? Ответ: НОЛЬ

4. Отгадайте ребус: Ответ: ШАР

Жюри подводит итоги конкурса капитанов.

Слово предоставляется болельщикам команд с музыкальным математическим номером.

Выступление оценивается максимально 5 баллов.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Гимн Математике. Исполняют все участники турнира.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Музыка Соловьёва-Седого из к\ф “Небесный тихоход

В глубокой древности, древности, древности,
Когда науки были выше повседневности
Герон, Фалес и Архимед обогатили белый свет
И нам послали зажигательный привет.

Припев: Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даём.
Мажорные звуки
Из нас посыпались, и мы поём.
Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?
Ведь столько не разгадано ещё вокруг!
И творчества муки нам интереснее сердечных мук.

Мы уже в третье, в третье, в третье,
Мы уже в третье перешли тысячелетие.
“Зашьём” озонную дыру, найдём друзей в антимиру
И к марсианину заявимся в нору.

Припев.

Мы парни бравые, бравые, бравые,
И нас не редко посещают мысли здравые.
Мы математике верны, мы с математикой дружны
И, как нестранно, мы в искусство влюблены!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!