Математический вечер для учащихся 9-11 классов.
Учитель МБОУ «Седлистинская СОШ»
Икрянинского района Астраханской области
Максимова Ирина Анатольевна
2013-2014 учебный год, с. Седлистое
Математический вечер для учащихся 9-11 классов.
Девиз: «дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
Цель: привитие интереса к изучению математики.
Задачи: 1)расширить знания учащихся по изучаемому предмету;
2)показать связь математики и литературы;
3)учить учащихся применять знания в нестандартных ситуациях;
4)развивать логическое мышление учащихся, их творческие способности
План вечера.
1)Математический журнал: «Л.Н.Толстой и математика»
2)Игра «Что? Где? Когда?»
3)Подведение итога, награждение.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации математического устного журнала «Л.Н.Толстой и математика» и игры «Что? Где? Когда?».
Математический журнал «Л.Н.Толстой и математика».
Лев Николаевич Толстой- граф, русский писатель, член- корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. (Слайд №1)
Л.Н.Толстой детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел (мать умерла, когда ему было 2 года, отец - когда было 9 лет), воспитывали его опекуны. (Слайд №2)
Талантливые люди талантливы во всем. Великий русский писатель и философ Толстой Л.Н. занимался педагогической деятельностью, работал по собственной методике и придерживался в преподавании определенных принципов. Лев Толстой был известен не только тем, что сам пахал землю, позируя художнику Илье Репину, (слайд №3) но и тем, что занимался образованием крестьян Ясной Поляны и окрестных деревень — открывал школы, издавал педагогический журнал, обучал грамоте крестьянских детей. (Слайд №4)
Л.Н.Толстой писал учебники для детей. В частности, написал «Азбуку». А когда она из-за большого объёма, что называется, «не пошла», переработал её в «Новую азбуку», «Арифметику» и четыре «Русские книги для чтения» (изданы в 1875 году). (Слайд №5)
Значительное место занимает математика в жизни, произведениях и практической деятельности гениального русского писателя Л.Н. Толстого. Проанализировав преподавание начальной математики в школах, великий мастер слова подверг острой критике официально признанную методику преподавания начал математики. Методические искания привели Толстого к правильному выводу: "Математика имеет задачей не обучение счислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении". Им был написан учебник "Арифметика" в двух частях с указаниями для учителя. (Слайд №6)
Великий писатель преподавал математику крестьянским детям в Яснополянской школе. Он писал: "У меня есть целый мир знаний математических, естественных, языка и поэзии, передать которые у меня недостаёт времени". В своём уезде он занялся школьным делом "только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретовых, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе". Предметом особого увлечения Л.Н.Толстого были математические задачи, занимательные задачи или задачи с неожиданными, нестандартными решениями и результатами. Писатель с интересом собирал такие задачи, знал их очень много и всегда с удовольствием предлагал их членам семьи, знакомым, гостям. Одна из любимых задач писателя была про косцов. Он был в восторге от графической иллюстрации её решения. (Слайд №7)
Всю жизнь Л.Н.Толстой увлекался преподаванием начальной математики и проявлял интерес к математической науке. Он размышлял над понятием числа, мнимой единицы, бесконечно больших и бесконечно малых. Прочитав роман о женщине - математике из Александрии "Гипатия", рекомендовал переиздать его на русском языке. Он проявлял интерес к выдающимся русским математикам Н.И.Лобачевскому и С.В. Ковалевской.
К математике писатель часто обращался в своих произведениях, дневнике, записных книжках, беседах с близкими. Математические понятия Л.Н.Толстой использовал для блестящих афоризмов о характерах людей, познании, истине. Вот некоторые из них:
"Все люди так же равны: как равны прямые углы при всем видимом различии»;
«Высшая гармония одаренного воображением интеллекта всегда наделена преимущественно математическим характером»;
«Математика- это то, посредством чего люди управляют природой и собой»;
«Всякая хорошо решенная математическая задача доставляет умственное наслаждение»;
« Математика, правильно понятая, обладает не только истиной, но также величайшей красотой, какой обладает искусство»;
"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений". ( Слайд №8)
Игра «Что? Где? Когда?».
Ход игры.
В течение игры используется презентация с вопросами и ответами, все этапы игры проходят под музыку телевизионной игры «Что? Где? Когда?»
1)Представление участников.
Под музыку начала телевизионной игры « Что? Где? Когда?» ведущий представляет участников и правила игры.
Правила игры: один из игроков приводит в движение волчок. Волчок после остановки укажет номер задания. Против команды знатоков играет команда учителей школы. На обдумывание решения дается одна минута. В течение минуты игроки могут совещаться, предлагать различные версии, но по истечении минуты, один человек (капитан) решает, кто будет отвечать. Будет засчитан именно этот ответ. Игроки могут взять подсказки: «помощь зала», «дополнительную минуту». Знатоки могут попросить музыкальную паузу. Зрители в течение игры должны внимательно наблюдать за игрой знатоков и в конце игры определить лучшего знатока школы.
2)Вопросы:
1. Имя какой главной героини романа Л.Н.Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево? (Ответ: Карениной Анны - Анна)
2. В «Войне и мире» Л.Н.Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер?
(Ответ: нигде. Слово «распечатал» нужно понимать как «раскрыл.)
3.Рекордсменом среди писателей с результатом 27000 является Л.Н.Толстой, а на втором месте с результатом 24000- А.С.Пушкин. По какой номинации?
(Ответ: по запасу используемых слов.)
4.Как, запомнив год рождения Л.Н.Толстого (1828), легко запомнить день и месяц его рождения?
( Число года в столетии- 28- совпадает с днем рождения, а число столетия-8- совпадает с номером месяца рождения писателя- 28 августа 1828 года. Вот как вам может помочь математическая наблюдательность.)
5.Не только город «Золотого кольца» России, но и персонаж романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
(Ответ: Ростов)
6.Задача из «Азбуки» Л.Н.Толстого. Пятеро братьев разделили между собой наследство отца поровну. В наследстве было три дома. Три дома нельзя было делить, их взяли три старших брата. Каждый из старших братьев заплатил по 800 рублей меньшим братьям. Меньшие разделили эти деньги между собой, и тогда у всех пяти братьев стало поровну. Много ли стоили дома?
(Решение:
1)800*3=2400 (руб.) - заплатили двум меньшим братьям
2)2400 / 2= 1200 (руб.) – получил каждый в наследство
3) 1200*5=6000 (руб.) – общее наследство
4)6000 / 3= 2000 (руб.) – стоил дом
Ответ: дом стоил 2000 рублей.)
7.Задача от Л.Н.Толстого о косцах. Косцы должны выкосить два луга. Начав с утра косить большой луг, они после полудня разделились: одна половина осталась на первом лугу и к вечеру его докосила, а другая перешла косить на второй луг площадью вдвое меньше первого.
Сколько было косцов, если известно, что в течение следующего дня оставшуюся часть работы выполнял один косец?
( Решение: на первом лугу косцы проработали ½ дня - вся бригада и ½ дня - половина бригады, что составляет ¾ рабочего дня. На втором лугу в первый день работала ½ бригады в течение дня, т.е. затрачено ½ рабочего дня целой бригады. Так как площадь второго луга в 2 раза меньше первого, то, для того чтобы выкосить его вся бригада должна была бы работать 3/8 дня. Следовательно. На второй день на меньшем лугу останется 3/8 – ¼= 1/8 часть работы всей бригады за день. А так как эту работу выполнил один косец, значит,3 вся бригада состояла из 8 косцов.
Ответ: 8 косцов)
8. Задача от Л.Н.Толстого. Продавец продает шапку, которая стоит 10 рублей. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота 25 рублей. Продавец отсылает мальчика с этими 25 рублями к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдает 10+10+5. Продавец отдает шапку и сдачу 15 рублей. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 рублей фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.
На сколько обманули продавца?
( Ответ: на 25 рублей)
9.Великий русский писатель Л.Н.Толстой прожил 82 года. В XIX веке он прожил на 62 года больше, чем в XX веке. В каком году родился, и в каком году умер Л.Н.Толстой?
(Решение: 1) 82-62=20
2)20/2=10 (лет) Л.Н.Толстой жил в XX веке
3) 62+ 10=72 (года) Л.Н.Толстой жил в XIX веке
4)1900-72=1828- год рождения
5)1900+10=1910- год смерти
Ответ: 1828 г., 1910 г.)
10.Л.Н.Толстой сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель -… Что собой представляет, по мнению Л.Н.Толстого, знаменатель дроби?
(По мнению Л.Н.Толстого знаменатель- то, что человек думает о себе. Поэтому, чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит тем меньше дробь.)
11. Задача от Л.Н.Толстого. Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 690 рублей. Сколько было всех денег?
(Решение: 1) 690 : 3/10=2300 (руб.0 было
Ответ: было 2300 рублей)
12. Задача от Л.Н.Толстого. Два мужика пришли в рыбацкий магазин купить сапоги. На прилавке они увидели сапоги, стоимость которых составляла 25 рублей. Решили они их купить на пару и скинулись по 12,5 руб. (12,5+12,5=25) Купили он сапоги и ушли. Тут продавец вспоминает, что сапоги- то уцененные и стоят 20 рублей. Дает продавец уборщице 5 рублей, чтобы та догнала и отдала их мужикам. Пока уборщица бежала, решила 3 рубля себе в карман положить (5-3=2). Догнала мужиков и отдала 2 рубля, то есть по 1 рублю каждому. Получается, что они скинулись не по 12,5, а по 11,5 (12,5-1=11,5). Что же получается, что 11,5+11,5=23 рубля + уборщица 3 рубля забрала себе, получается 26 рублей. Откуда рубль?
(Ответ: в 23 рубля уже входят те 3 рубля, которые забрала уборщица.)
Литература.
1) Власова Т.Т. предметная неделя математики в школе. Ростов. «Феникс» 2006г.
2)Галкин Е.В. нестандартные задачи по математике. - Чел.: «Взгляд», 2005 г.
3)Кудрявая Н.В.«Лев Толстой о смысле жизни»
4)Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах /Авт.-сост. М.А. Иченская.- Волгоград. Учитель, 2009 г.
Интернет- ресурсы.