Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Винницкая школа»
Симферопольского района Республики Крым
ул. Терешковой, 8, с. Винницкое, Симферопольский район, РК, 297549
тел.(0652) 33-77-26, e-mail: [email protected]
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол от «___»___201_ г. Руководитель МО _____________/____________/ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________ Г.Х.Джелялова | УТВЕРЖДАЮ директор школы ___________Я.Д.Васильченко Приказ по школе от «____»____201_г. №__ |
Рабочая программа
по подготовке к обучению в школе
"Математические ступеньки"
составлено на основании программы "Преемственность"
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Марченко Г.А.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ
Пояснительная записка
Рабочая программа для подготовки к обучению в школе составлена на основе авторской программы С.И. Волкова в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта. Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования.
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
ПРОГРАММА
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутрифигуры, внефигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселыйсчет», «Сравни рисунки», «Найди общиеэлементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и ихиспользование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Коррекция | Примечание |
1 | | Впереди, сзади, рядом, между. Предмет, фигура. Счёт предметов. | | |
2 | | Впереди, сзади, рядом, между. Предмет, фигура. Счёт предметов. | | |
3 | | Свойства предметов: форма, цвет, размер. Группировка предметов. Счет. | | |
4 | | Свойства предметов: форма, цвет, размер. Группировка предметов. Счет. | | |
5 | | Взаимное размещение предметов в пространстве. Сверху, снизу, под, над, слева, справа, первый, последний. Классификация предметов. Счет. | | |
6 | | Взаимное размещение предметов в пространстве. Сверху, снизу, под, над, слева, справа, первый, последний. Классификация предметов. Счет. | | |
7 | | Длинный, короткий. Длиннее, короче. Единицы измерения длины(см,м). Измерение длин предметов. Сравнение по длине. Высокий, низкий. Выше, ниже, одинаковый высоты. | | |
8 | | Длинный, короткий. Длиннее, короче. Единицы измерения длины(см,м). Измерение длин предметов. Сравнение по длине. Высокий, низкий. Выше, ниже, одинаковый высоты. | | |
9 | | Широкий, узкий. Шире, уже, одинаковые по ширине. Толстый, тонкий, одинаковые по толщине. | | |
10 | | Большой, маленький. Большие, маленькие. Единицы измерения массы (кг), объем(л). | | |
11 | | Пара предметов. Больше, меньше, поровну. Сравнение групп предметов. | | |
12 | | Геометрические фигуры. Обвести фигуру по точкам. | | |
13 | | Геометрические фигуры. Обвести фигуру по точкам. | | |
14 | | Счет предметов. Один, много. Количественный и порядковый счет. Число 1. Письмо цифры 1. | | |
15 | | Число 2. Состав числа 2. Письмо цифры 2. Геометрический материал- круг, овал, шар. | | |
16 | | Число 3.Состав числа 3.Письмо цифры 3. Геометрический материал-треугольник, цилиндр, конус. | | |
17 | | Число 4.Состав числа 4.Письмо цифры 4. Геометрический материал-прямоугольник, квадрат, куб. | | |
18 | | Число 5. Состав числа 5. Геометрический материал-пятиугольник, многоугольник. | | |
19 | | Прибавление. Примеры.Знаки ”+”, “=”. Закрепление состава числа 2-5. | | |
20 | | Вычитание. Примеры.Знаки ”-”. Закрепление состава числа 2-5. | | |
21 | | Число 6. Состав числа 6. Письмо цифры 6. Составление простых задач по рисунку. | | |
22 | | Число 7. Состав числа 7. Единицы времени: минута, час,сутки, время суток ( утро , день ,вечер, ночь) неделя. | | |
23 | | Число 8. Состав числа 8. На сколько меньше? Единицы времени: месяц, название месяцев, год, время года. | | |
24 | | Число 9. Состав числа 9. На сколько больше? Измерение длины. Линейка, метр, сантиметр. | | |
25 | | Число 10. Состав числа 10. Составление простых задач по рисунку. | | |
26 | | Обобщение и систематизация знаний. | | |
27 | | Обобщение и систематизация знаний. | | |
9