МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ:
ФАНТАЗИЯ, ВООБРАЖЕНИЕ, РЕАЛЬНЫЙ РАСЧЕТ
Автор проекта: Сычугова Ольга, ученица х класса Руководитель проекта: Быркова Г. А.
Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...
Фон Кореи
ПРОБЛЕМА
Литература и математика - что может объединять эти далёкие друг от друга области знаний?
Объект исследования:
литературные произведения
математические задачи, которые можно встретить в литературных произведениях
Предмет исследования:
Цель исследования
Задачи исследования
Поиск математических задач в
художественных произведениях
- изучение научно-популярной,
занимательной литературы;
- подбор художественной литературы
для исследования;
и оценка полученных результатов .
«Старинные меры длины в русской литературе»
Ух! Я точнехонько избавилась от петли;
Ведь полоумный твой отец:
Дался ему трёх сажен удалец,-
Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?
Налицо – сильное образное преувеличение. Какое?
Ответ : по словам Хлестовой ,
рост полковника Скалозуба..6м 40 см!
Заячий островок
Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собрались гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Насколько мал был тот островок? Каковы его максимальные размеры в современных единицах длины и площади?
Ответ: островок и в самом деле был крохотным: 0,71х2, 13 м, площадью всего 1, 51 м 2.
Башня Гоголя
В статье Гоголя «Об архитектуре нашего времени» читаем: «Башни огромные, колоссальные, необходимые в городе... У нас обыкновенно ограничиваются высотой, дающей возможность оглядеть один только город, между тем как для столицы необходимо видеть, по крайней мере, на полтораста верст во все стороны, и для этого может быть, один только или два этажа лишних - и все изменяется. Объем кругозора по мере возвышения распространяется необыкновенною прогрессией...».
Так ли это в действительности?
Даже самые высокие горы из всех сооруженных до нашего времени зданий и башен намного ниже «проектируемых» Гоголем. А во времена Гоголя даже и Эйфелева башня (высотой 300 м) еще не существовала!
Арифметическая задача из рассказа А. П. Чехова «Репетитор»
«Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее сукно стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля?»
Предположим, что все купленное сукно было синее, тогда за партию в 138 аршин синего сукна пришлось бы уплатить 5●138=690 рублей, это на 690 – 540=150 рублей больше того, что было заплачено в действительности. Разница в 150 рублях указывает, что в партии имелось и более дешевое черное сукно по 3 рубля за аршин. Дешевого сукна было столько, что их двухрублевой разницы на каждом аршине составилось 150 рублей: очевидно, что число аршин черного сукна определится, если разделить 150 на 2. Получаем 75: вычтя эти 75 аршин их общего числа 138 аршин, узнаем, сколько было синего сукна: 138-75=63 аршин.
х+у= 138
5х+3у= 540
Где х – число аршин синего, а у – черного сукна.
х=63,
у=75.
«Если бы логик всегда должен был оставаться логически мыслящей личностью, он бы не стал и не мог бы стать логиком; и если поэт всегда будет только поэтом, без малейшей склонности абстрагировать и рассуждать, никакого следа в поэзии он не оставит».
Валери
Спасибо за внимание.