Математическое
моделирование
в электронных таблицах
Цель:
- Познакомиться с возможностями MS Excel при решении нестандартных задач из разных предметных областей (в частности, биологии).
- Практически применить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Табличные вычисления на компьютере».
- Создание модели, позволяющей рассчитывать биоритмы человека
Вопрос №1
Формула – это:
- адреса ячеек и знаки арифметических операций.
- буквы и цифры, обозначающие адреса ячеек и знаки математических операций.
- набор стандартных констант.
- связь между исходными и рассчитываемыми данными .
Вопрос №2
Относительна ссылка – это:
- когда адрес, на который ссылается формула, при копировании не изменяется;
- ссылка, полученная в результате копирования формулы;
- когда адрес, на который ссылается формула, изменяется при копировании;
- ссылка, полученная в результате перемещения формулы
Вопрос №3
Абсолютная ссылка – это:
- когда адрес, на который ссылается формула, при копировании не изменяется;
- ссылка, полученная в результате копирования формулы;
- когда адрес, на который ссылается формула, изменяется при копировании;
Моделирование биоритмов
Постановка задачи
Существует теория, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами.
Физический -23
Эмоциональный -28
Интеллектуальный -33
Информационная модель
Параметры
Неуправляемые (константы)
Человек
Объект
Период физического цикла: 23 дня.
Управляемые
Период эмоционального цикла: 28 дней.
Дата
рождения.
Период интеллектуального цикла: 33 дня
Действия
Расчет и анализ биоритмов .
Дата отсчета.
Длительность
прогноза.
Параметры
Неуправляемые (константы)
Человек
Объект
Период физического цикла: 23 дня.
Управляемые
Период эмоционального цикла: 28 дней.
Дата
Расчет и анализ биоритмов .
Действия
Период интеллектуального цикла: 33 дня
рождения.
Дата отсчета.
Длительность
прогноза.
Математическая модель
Указанные циклы можно описать следующими выражениями, в которых переменная x соответствует возрасту человека в днях.
Физический цикл:
Rф (х) = sin (2*π*(x)/23);
Эмоциональный цикл:
Rэ (х) = sin (2*π*(x)/28);
Интеллектуальный цикл:
Rи (х) = sin (2*π*(x)/33);
Компьютерная модель
В среде электронной таблицы информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:
- Исходные данные – константы и управляемые параметры.
- Расчетные данные, результаты.
Компьютерный эксперимент
- Ввести свои данные – дату рождения и начало отсчета, длительность прогноза.
- Скопировать формулы с учетом длительности прогноза.
- По результатам расчета на отдельном листе построить общую диаграмму для трех биоритмов .
Анализ результатов моделирования
- Проанализировав диаграмму, выбрать неблагоприятные дни для сдачи экзаменов.
- Выбрать дни, когда ответы будут наиболее удачными.
Пример моделирования в MS Excel
Моделируем самостоятельно:
Компьютерная модель
В среде электронной таблицы информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области:
- Исходные данные – константы и управляемые параметры.
- Расчетные данные, результаты.
V. Первичная проверка понимания знаний. Практическая работа. Анализ результатов.
Компьютерный эксперимент. (слайд 12-13)
- Ввести свои данные – дату рождения и начало отсчета, длительность прогноза.
- Скопировать формулы с учетом длительности прогноза.
- По результатам расчета на отдельном листе построить общую диаграмму для трех биоритмов .
Анализ результатов моделирования (слайд 14)
- Проанализировав диаграмму, выбрать неблагоприятные дни для сдачи экзаменов.
- Выбрать дни, когда ответы будут наиболее удачными.
Ячейка
А10
Формула
A11
=$D$4
B10
=A10+1
С10
=sin(2*3,14*(A10-$D$3)/23)
D10
=sin(2*3,14*(A10-$D$3)/28)
=sin(2*3,14*(A10-$D$3)/33)
Порядок действий:
- Открыть MS Excel
- Создать таблицу показанную в слайде № 15
- Внести свои данные
- Следовать рекомендациям слайда № 16. Распространить формулы вниз для 30 строчек.
- Выделить последние 3 столбцы и создать график (Вставка-график)
- Делать анализ указанный в слайде№ 16