Активность как личностное образование, выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности). Если деятельность представляет собой единство объективно-субъективных свойств, то активность – принадлежность человека, и в большей мере – субъекта деятельности. Активность выражает не саму деятельность, а её уровень и ее характер. Как принадлежность деятеля, активность влияет и на процесс целеполагания, и на осознание мотивации, способов деятельности.
Познавательная активность - ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Проявления его в каждом последующем возрасте шире, богаче; они оказывают влияние на продуктивность обучения и учения, на активизацию всей учебной деятельности. Ценность урока чаще всего определяют через активность учащихся.
Познавательную активность можно считать подготовительной ступенью самостоятельности.
Самостоятельность связана с инициативой, с поиском различных путей решения учебно-познавательных задач без участия взрослых и помощи со стороны. От становления самостоятельности с ранних лет зависит и активность ребенка, его ориентировка в окружающей действительности.
Активизация учебно-познавательной деятельности
Самым общим определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать следующее: это процесс, направленный на усиленную совместную учебно-познавательную деятельность учителя и учащихся, на побуждение к ее энергичному, целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения.