- Загадку эту отгадать совсем не сложно!
- Меня с наречием порою спутать можно.
- Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
- Я по значению похожа на глагол.
П.Чесноков
Деепричастие как часть речи
- Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обладает признаками глагола и наречия, обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом; в предложении является обстоятельством:
- Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь.
- Деепричастие не изменяется!
- Внимание! Деепричастие, являясь неизменяемой формой, не имеет окончаний. При разборе деепричастий по составу об этом необходимо помнить.
- Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, обозначенном сказуемым, и позволяет избежать излишних повторов, а также показать, какое действие является наиболее важным для говорящего. Он шёл, улыбаясь всем вокруг. Он шёл и улыбался всем вокруг. Это явление синтаксической синонимии. Деепричастия дают возможность разносторонне описывать действия, делая текст ярче .
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь,
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: "Добрый вечер!"
Я отвечу: "Добрый вечер, мисс!"
- Образование деепричастий.
- Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного при помощи суффиксов суффиксов -А, -Я: (что делать?) читать — (что делая?) читая
- Деепричастия совершенного вида — от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов
- -В-,-ВШИ- (что сделать?) прочитать — (что сделав?) прочитав.
- В русском языке существуют глаголы несовершенного вида, от которых деепричастия не образуются:
- • глаголы на -чь (жечь, печь, мочь, беречь, стеречь, стричь);
- • глаголы на -нуть (мёрзнуть, тонуть, киснуть, пахнуть, втянуть, мокнуть);
- • глаголы, у которых в основе настоящего времени нет гласных (пью, жгу, лгу, мну, жну, шью);
- • глаголы, у которых в основе настоящего времени происходит чередование гласных (кажусь — казаться, мажу — мазать, пишу — писать).
- От глаголов с суффиксом -ВА-, где основы неопределённой формы и настоящего времени разные, деепричастия образуются от основы неопределённой формы (давать — давая, вставать — вставая, узнавать — узнавая).
- Деепричастие от глагола БЫТЬ имеет суффикс -УЧИ (будучи). Деепричастия с суффиксами -УЧИ, -ЮЧИ употребляются в народной речи (умеючи, едучи, глядючи, крадучись).
- Формы деепричастий на -ВШИ (научивши, отозвавши, опустивши) придают речи некоторый оттенок просторечья, поэтому в литературном языке чаще используются параллельные формы на -В (научив, отозвав, опустив). Однако возвратные формы деепричастий совершенного вида образуются только с суффиксом -ВШИ (научившись, отозвавшись, опустившись).
- Немногие деепричастии совершенного вида образуются с помощью суффиксов -А, -Я от основы будущего простого времени, которая оканчивается на согласную (пройдут — пройдя, услышат — услыша, увидят — увидя).
- От ряда глаголов возможно двоякое образование деепричастий: увидеть — увидя — увидев, прочесть — прочитав — прочтя и др.
- Кипя,
- Шипя,
- Журча,
- Ворча,
- Струясь,
- Крутясь,
- Сливаясь,
- Вздымаясь,
- Вздуваясь,
- Мелькая, шурша,
- Резвясь и спеша,
- Скользя, обнимаясь,
- Делясь и встречаясь,
- Лаская, бунтуя, летя,
- Играя, дробясь, шелестя,
- Блистая, взлетая, шатаясь,
- Сплетаясь, звеня, клокоча,
- Взвиваясь, вертясь, грохоча,
- Морщинясь, волнуясь, катаясь,
- Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
- Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
- Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
- Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -…
- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
- Р.Саути "Лодурский водопад”.
- Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
(Н.C. Гумилёв.)
Деепричастный оборот указывает на действие, относящееся к подлежащему данного предложения.
- Напоминаем вам, что деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обособляется запятыми в любой позиции в предложении.
И иногда, когда с небес
Слетит вечерняя прохлада
Покинув луг, цветы и лес
Шалила юная дриада.
Входила тихо вся дрожа
Залита сумраком багряным
Свой белый пальчик приложа
К устам душистым и румяным.
На пол, горячий от луча,
Бросала пурпурную розу
И убегала хохоча
Любя свою земную грёзу.
(Н.C. Гумилёв.)
- Правильно ли построено предложение?
- "Въезжая в город, ему послышались звуки сирены".
- Главное действие — глагол послышались, а добавочное действие — деепричастие въезжая.
- Получается, что въехал в город он, а действие послышались согласуется с подлежащим звуки. Значит, главное и добавочное действие производятся не одним и тем же лицом! В этом и состоит главная ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
- Запомните, что при правильном употреблении деепричастного оборота одно и то же лицо должно совершать оба действия: и главное, и добавочное! (Он должен въехать в город, и он же должен услышать звуки).
Обратите особое внимание: деепричастный оборот не может встречаться в безличном предложении, кроме тех случаев, когда оно имеет модальное значение и главный его член выражен словом НУЖНО (или подобным), т.е указывает на необходимость, возможность, желательность чего-либо: Переходя дорогу, нужно посмотреть сначала налево, а дойдя до середины, направо. Переписывая сочинение, можно пользоваться словарём.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения .
Побывав в Москве XVII века,
- 1) у иностранных послов и купцов возникали ассоциации с Иерусалимом.
- 2) иностранные послы писали о ней как об одном из красивейших городов мира.
- 3) в записках иностранных послов остались интересные для нас описания.
- 4) она сравнивалась с Иерусалимом и другими красивейшими городами мира.
- Сравнивая слова «рад» и «отрада»,
- 1) они воспринимаются как однокоренные.
- 2) для нас кажется очевидным, что у них один корень.
- 3) надо учесть, что исторически они происходят от разных корней.
- 4) это любопытный пример переосмысления слов и изменения их состава.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения .
- Повторяя одни только старые истины,
1) это вряд ли приведёт к открытию.
2) логическим путём выводятся новые законы.
- невозможно открыть новое.
- нет постижения нового.
- Создавая экологический прогноз,
- 1) учитывается состояние окружающей среды нашего города.
- 2) оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.
- 3) требуются специальные знания.
- 4) учёными обработан большой статистический материал.
- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
- Определяя значение непонятных слов,
1) мной овладели сомнения.
2) обращайтесь к словарю.
3) учитывается контекст.
4) некоторые из них оказались многозначными.
Наиболее частые ошибки
Часто не различают деепричастия совершенного вида и действительные причастия прошедшего времени, путая похожие суффиксы -ВШИ- и -ВШ-. Это мешает правильно выделять причастные и деепричастные обороты, т.е. затрудняет правильную постановку знаков препинания.
Запомните:
Причастие поясняет существительное и согласуется с ним, в предложении является согласованным определением.
Деепричастие относится к глаголу-сказуемому, не согласуется с существительным. В предложении является обстоятельством.
Второй наиболее распространённой ошибкой является неверное написание гласной в деепричастиях перед суффиксами -В и -ВШИ- ( завеИв , засе И в, откле Е вшись – всё это неверно !).
- Для того чтобы избежать таких ошибок, обратите внимание, что причастия совершенного вида, как и действительные причастия прошедшего времени, образуются от основы прошедшего времени. Стоящая перед суффиксом -Л- гласная, сохраняется в этих формах!
- Проверь себя. Правописание глаголов, причастий и деепричастий
- Вставьте пропущенные буквы.
- 1) посе…вший
- 2) почу…в
- 3) колебл…мый
- 4) обессил…в от ходьбы
- 5) услыш…в
- 6) выскоч…в
- 7) разве…в
- 8) брызж…щий
- Проверь себя. Употребление деепричастного оборота в речи
- Укажите предложения с грамматической ошибкой.
Сдав все экзамены, он уехал в Москву.
Решая задачу, нужно учитывать все исходные данные.
Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки.
Делая упражнения, девочка постоянно заглядывала в словарь.