СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для систематизации и обобщения изученного по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована как на заключительных уроках изучения темы в 7  классе, так и при повторени раздела "Морфология" в 10 классе. Содержит теоретический материал и разнообрахзные упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Материал для систематизации и обобщения изученного по теме "Деепричастие"»

Загадку эту отгадать совсем не сложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл: Я по значению похожа на глагол.  П.Чесноков
  • Загадку эту отгадать совсем не сложно!
  • Меня с наречием порою спутать можно.
  • Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
  • Я по значению похожа на глагол.

П.Чесноков

Деепричастие как часть речи

Деепричастие как часть речи

Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обладает признаками глагола и наречия, обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом; в предложении является обстоятельством: Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Деепричастие не изменяется! Внимание! Деепричастие, являясь неизменяемой формой, не имеет окончаний. При разборе деепричастий по составу об этом необходимо помнить. .
  • Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обладает признаками глагола и наречия, обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом; в предложении является обстоятельством:
  • Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь.
  • Деепричастие не изменяется!
  • Внимание! Деепричастие, являясь неизменяемой формой, не имеет окончаний. При разборе деепричастий по составу об этом необходимо помнить.
  • .
Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, обозначенном сказуемым, и позволяет избежать излишних повторов, а также показать, какое действие является наиболее важным для говорящего. Он шёл, улыбаясь всем вокруг. Он шёл и улыбался всем вокруг. Это явление синтаксической синонимии. Деепричастия дают возможность разносторонне описывать действия, делая текст ярче . Как случайно встретился с тобою, Улыбнусь, спокойно разойдясь, Отвернув к другому ближе плечи  И немного наклонившись вниз, Ты мне скажешь тихо:
  • Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, обозначенном сказуемым, и позволяет избежать излишних повторов, а также показать, какое действие является наиболее важным для говорящего. Он шёл, улыбаясь всем вокруг. Он шёл и улыбался всем вокруг. Это явление синтаксической синонимии. Деепричастия дают возможность разносторонне описывать действия, делая текст ярче .

Как случайно встретился с тобою,

Улыбнусь, спокойно разойдясь,

Отвернув к другому ближе плечи

И немного наклонившись вниз,

Ты мне скажешь тихо: "Добрый вечер!"

Я отвечу: "Добрый вечер, мисс!"

  • (С. Есенин.)
Образование деепричастий. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного при помощи суффиксов суффиксов -А, -Я: (что делать?) читать — (что делая?) читая Деепричастия совершенного вида — от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов -В-,-ВШИ- (что сделать?) прочитать — (что сделав?) прочитав. . .
  • Образование деепричастий.
  • Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного при помощи суффиксов суффиксов -А, -Я: (что делать?) читать — (что делая?) читая
  • Деепричастия совершенного вида — от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов
  • -В-,-ВШИ- (что сделать?) прочитать — (что сделав?) прочитав.
  • .
  • .
В русском языке существуют глаголы несовершенного вида, от которых деепричастия не образуются: • глаголы на -чь (жечь, печь, мочь, беречь, стеречь, стричь); • глаголы на -нуть (мёрзнуть, тонуть, киснуть, пахнуть, втянуть, мокнуть); • глаголы, у которых в основе настоящего времени нет гласных (пью, жгу, лгу, мну, жну, шью); • глаголы, у которых в основе настоящего времени происходит чередование гласных (кажусь — казаться, мажу — мазать, пишу — писать).
  • В русском языке существуют глаголы несовершенного вида, от которых деепричастия не образуются:
  • • глаголы на -чь (жечь, печь, мочь, беречь, стеречь, стричь);
  • • глаголы на -нуть (мёрзнуть, тонуть, киснуть, пахнуть, втянуть, мокнуть);
  • • глаголы, у которых в основе настоящего времени нет гласных (пью, жгу, лгу, мну, жну, шью);
  • • глаголы, у которых в основе настоящего времени происходит чередование гласных (кажусь — казаться, мажу — мазать, пишу — писать).
От глаголов с суффиксом -ВА-, где основы неопределённой формы и настоящего времени разные, деепричастия образуются от основы неопределённой формы (давать — давая, вставать — вставая, узнавать — узнавая).
  • От глаголов с суффиксом -ВА-, где основы неопределённой формы и настоящего времени разные, деепричастия образуются от основы неопределённой формы (давать — давая, вставать — вставая, узнавать — узнавая).
Деепричастие от глагола БЫТЬ имеет суффикс -УЧИ (будучи). Деепричастия с суффиксами -УЧИ, -ЮЧИ употребляются в народной речи (умеючи, едучи, глядючи, крадучись).
  • Деепричастие от глагола БЫТЬ имеет суффикс -УЧИ (будучи). Деепричастия с суффиксами -УЧИ, -ЮЧИ употребляются в народной речи (умеючи, едучи, глядючи, крадучись).
Формы деепричастий на -ВШИ (научивши, отозвавши, опустивши) придают речи некоторый оттенок просторечья, поэтому в литературном языке чаще используются параллельные формы на -В (научив, отозвав, опустив). Однако возвратные формы деепричастий совершенного вида образуются только с суффиксом -ВШИ (научившись, отозвавшись, опустившись). Немногие деепричастии совершенного вида образуются с помощью суффиксов -А, -Я от основы будущего простого времени, которая оканчивается на согласную (пройдут — пройдя, услышат — услыша, увидят — увидя). От ряда глаголов возможно двоякое образование деепричастий: увидеть — увидя — увидев, прочесть — прочитав — прочтя и др.
  • Формы деепричастий на -ВШИ (научивши, отозвавши, опустивши) придают речи некоторый оттенок просторечья, поэтому в литературном языке чаще используются параллельные формы на -В (научив, отозвав, опустив). Однако возвратные формы деепричастий совершенного вида образуются только с суффиксом -ВШИ (научившись, отозвавшись, опустившись).
  • Немногие деепричастии совершенного вида образуются с помощью суффиксов -А, -Я от основы будущего простого времени, которая оканчивается на согласную (пройдут — пройдя, услышат — услыша, увидят — увидя).
  • От ряда глаголов возможно двоякое образование деепричастий: увидеть — увидя — увидев, прочесть — прочитав — прочтя и др.
Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Лаская, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая, Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -…
  • Кипя,
  • Шипя,
  • Журча,
  • Ворча,
  • Струясь,
  • Крутясь,
  • Сливаясь,
  • Вздымаясь,
  • Вздуваясь,
  • Мелькая, шурша,
  • Резвясь и спеша,
  • Скользя, обнимаясь,
  • Делясь и встречаясь,
  • Лаская, бунтуя, летя,
  • Играя, дробясь, шелестя,
  • Блистая, взлетая, шатаясь,
  • Сплетаясь, звеня, клокоча,
  • Взвиваясь, вертясь, грохоча,
  • Морщинясь, волнуясь, катаясь,
  • Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
  • Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
  • Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
  • Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -…
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!  Р.Саути
  • Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
  • Р.Саути "Лодурский водопад”.
Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами.  Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.  (Н.C. Гумилёв.) Деепричастный оборот указывает на действие, относящееся к подлежащему данного предложения.
  • Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.

(Н.C. Гумилёв.)

Деепричастный оборот указывает на действие, относящееся к подлежащему данного предложения.

Напоминаем вам, что деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обособляется запятыми в любой позиции в предложении. И иногда, когда с небес Слетит вечерняя прохлада Покинув луг, цветы и лес Шалила юная дриада.  Входила тихо вся дрожа Залита сумраком багряным Свой белый пальчик приложа К устам душистым и румяным.  На пол, горячий от луча, Бросала пурпурную розу И убегала хохоча Любя свою земную грёзу.   (Н.C. Гумилёв.)
  • Напоминаем вам, что деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обособляется запятыми в любой позиции в предложении.

И иногда, когда с небес

Слетит вечерняя прохлада

Покинув луг, цветы и лес

Шалила юная дриада.

Входила тихо вся дрожа

Залита сумраком багряным

Свой белый пальчик приложа

К устам душистым и румяным.

На пол, горячий от луча,

Бросала пурпурную розу

И убегала хохоча

Любя свою земную грёзу.

(Н.C. Гумилёв.)

Правильно ли построено предложение?
  • Правильно ли построено предложение?
  • "Въезжая в город, ему послышались звуки сирены".
  • Главное действие — глагол послышались, а добавочное действие — деепричастие въезжая.
  • Получается, что въехал в город он, а действие послышались согласуется с подлежащим звуки. Значит, главное и добавочное действие производятся не одним и тем же лицом! В этом и состоит главная ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.
  • Запомните, что при правильном употреблении деепричастного оборота одно и то же лицо должно совершать оба действия: и главное, и добавочное! (Он должен въехать в город, и он же должен услышать звуки).
 Обратите особое внимание: деепричастный оборот не может встречаться в безличном предложении, кроме тех случаев, когда оно имеет модальное значение и главный его член выражен словом НУЖНО (или подобным), т.е указывает на необходимость, возможность, желательность чего-либо: Переходя дорогу, нужно посмотреть сначала налево, а дойдя до середины, направо. Переписывая сочинение, можно пользоваться словарём.

Обратите особое внимание: деепричастный оборот не может встречаться в безличном предложении, кроме тех случаев, когда оно имеет модальное значение и главный его член выражен словом НУЖНО (или подобным), т.е указывает на необходимость, возможность, желательность чего-либо: Переходя дорогу, нужно посмотреть сначала налево, а дойдя до середины, направо. Переписывая сочинение, можно пользоваться словарём.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения .     Побывав в Москве XVII века,  1) у иностранных послов и купцов возникали ассоциации с Иерусалимом.  2) иностранные послы писали о ней как об одном из красивейших городов мира.  3) в записках иностранных послов остались интересные для нас описания.  4) она сравнивалась с Иерусалимом и другими красивейшими городами мира.  Сравнивая слова «рад» и «отрада», 1) они воспринимаются как однокоренные.  2) для нас кажется очевидным, что у них один корень. 3) надо учесть, что исторически они происходят от разных корней. 4) это любопытный пример переосмысления слов и изменения их состава.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения .

Побывав в Москве XVII века,

  • 1) у иностранных послов и купцов возникали ассоциации с Иерусалимом.
  • 2) иностранные послы писали о ней как об одном из красивейших городов мира.
  • 3) в записках иностранных послов остались интересные для нас описания.
  • 4) она сравнивалась с Иерусалимом и другими красивейшими городами мира.
  • Сравнивая слова «рад» и «отрада»,
  • 1) они воспринимаются как однокоренные.
  • 2) для нас кажется очевидным, что у них один корень.
  • 3) надо учесть, что исторически они происходят от разных корней.
  • 4) это любопытный пример переосмысления слов и изменения их состава.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения . Повторяя одни только старые истины, 1) это вряд ли приведёт к открытию. 2) логическим путём выводятся новые законы. невозможно открыть новое.  нет постижения нового.
  • Укажите грамматически правильное продолжение предложения .
  • Повторяя одни только старые истины,

1) это вряд ли приведёт к открытию.

2) логическим путём выводятся новые законы.

  • невозможно открыть новое.
  • нет постижения нового.
Создавая экологический прогноз,  1) учитывается состояние окружающей среды нашего города.  2) оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.  3) требуются специальные знания.  4) учёными обработан большой статистический материал.
  • Создавая экологический прогноз,
  • 1) учитывается состояние окружающей среды нашего города.
  • 2) оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.
  • 3) требуются специальные знания.
  • 4) учёными обработан большой статистический материал.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Определяя значение непонятных слов,  1) мной овладели сомнения. 2) обращайтесь к словарю.  3) учитывается контекст.  4) некоторые из них оказались многозначными.
  • Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
  • Определяя значение непонятных слов,

1) мной овладели сомнения.

2) обращайтесь к словарю.

3) учитывается контекст.

4) некоторые из них оказались многозначными.

Наиболее частые ошибки    Часто не различают деепричастия совершенного вида и действительные причастия прошедшего времени, путая похожие суффиксы -ВШИ- и -ВШ-. Это мешает правильно выделять причастные и деепричастные обороты, т.е. затрудняет правильную постановку знаков препинания. Запомните: Причастие поясняет существительное и согласуется с ним, в предложении является согласованным определением. Деепричастие относится к глаголу-сказуемому, не согласуется с существительным. В предложении является обстоятельством.

Наиболее частые ошибки

Часто не различают деепричастия совершенного вида и действительные причастия прошедшего времени, путая похожие суффиксы -ВШИ- и -ВШ-. Это мешает правильно выделять причастные и деепричастные обороты, т.е. затрудняет правильную постановку знаков препинания.

Запомните:

Причастие поясняет существительное и согласуется с ним, в предложении является согласованным определением.

Деепричастие относится к глаголу-сказуемому, не согласуется с существительным. В предложении является обстоятельством.

 Второй наиболее распространённой ошибкой является неверное написание гласной в деепричастиях перед суффиксами -В и -ВШИ- ( завеИв , засе И в, откле Е вшись – всё это неверно !).  Для того чтобы избежать таких ошибок, обратите внимание, что причастия совершенного вида, как и действительные причастия прошедшего времени, образуются от основы прошедшего времени. Стоящая перед суффиксом -Л- гласная, сохраняется в этих формах!

Второй наиболее распространённой ошибкой является неверное написание гласной в деепричастиях перед суффиксами -В и -ВШИ- ( завеИв , засе И в, откле Е вшись – всё это неверно !).

  • Для того чтобы избежать таких ошибок, обратите внимание, что причастия совершенного вида, как и действительные причастия прошедшего времени, образуются от основы прошедшего времени. Стоящая перед суффиксом -Л- гласная, сохраняется в этих формах!
Проверь себя. Правописание глаголов, причастий и деепричастий Вставьте пропущенные буквы. 1) посе…вший 2) почу…в 3) колебл…мый 4) обессил…в от ходьбы 5) услыш…в 6) выскоч…в 7) разве…в 8) брызж…щий
  • Проверь себя. Правописание глаголов, причастий и деепричастий
  • Вставьте пропущенные буквы.
  • 1) посе…вший
  • 2) почу…в
  • 3) колебл…мый
  • 4) обессил…в от ходьбы
  • 5) услыш…в
  • 6) выскоч…в
  • 7) разве…в
  • 8) брызж…щий
Проверь себя. Употребление деепричастного оборота в речи Укажите предложения с грамматической ошибкой. Сдав все экзамены, он уехал в Москву. Решая задачу, нужно учитывать все исходные данные. Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки. Делая упражнения, девочка постоянно заглядывала в словарь.
  • Проверь себя. Употребление деепричастного оборота в речи
  • Укажите предложения с грамматической ошибкой.

Сдав все экзамены, он уехал в Москву.

Решая задачу, нужно учитывать все исходные данные.

Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки.

Делая упражнения, девочка постоянно заглядывала в словарь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!