СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к урокам русского языка. Многокомпонентное предложение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.  • Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.  • Активизировать правильность интонирования предложений с различными видами связи в устном высказывании и при чтении.  • Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования.  Методические приемы: сравнительный анализ предложений; редактирование: замена простых предложений синонимичными конструкциями (богатство синтаксической синонимии); составление схем предложений и их характеристика; наблюдения над интонацией сложных предложений с различными видами связи; схематический диктант; подведение итогов урока.  Методы:  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;  • по источнику знаний: словесные, практические;  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;  • контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;  • по организации деятельности: индивидуальные, парные, фронтальные.

Просмотр содержимого документа
«Материал к урокам русского языка. Многокомпонентное предложение.»

Сложные предложения с разными видами связи. Многочленное сложное предложение. Сложные предложения смешанного типа с разными видами синтаксической связи
  • Сложные предложения с разными видами связи.
  • Многочленное сложное предложение.
  • Сложные предложения смешанного типа с разными видами синтаксической связи

Сложные многокомпонентные предложения.

Сложные многокомпонентные предложения.

Термин   МНОГОКОМПОНЕНТНЫЕ  - это  сложные предложения , которые состоят не менее чем  из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Термин

  •   МНОГОКОМПОНЕНТНЫЕ  - это  сложные предложения , которые состоят не менее чем  из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

РАЗНОТИПНОЕ БЕССОЮЗИЕ + СОЧИНЕНИЕ СОЧИНЕНИЕ БЕССОЮЗИЕ + + ПОДЧИНЕНИЕ ПОДЧИНЕНИЕ СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗИЕ

РАЗНОТИПНОЕ

БЕССОЮЗИЕ

+

СОЧИНЕНИЕ

СОЧИНЕНИЕ

БЕССОЮЗИЕ

+

+

ПОДЧИНЕНИЕ

ПОДЧИНЕНИЕ

СОЧИНЕНИЕ

+

ПОДЧИНЕНИЕ

+

БЕССОЮЗИЕ

1 [ Уже давно стемнело ] , но 2 [ тишины не было ] :  3 [ в канаве за забором громко расквакались лягушки ] . [ ] 1 , но [ ] 2 : [ ] 3 .
  • 1 [ Уже давно стемнело ] , но

2 [ тишины не было ] : 3 [ в канаве за забором громко расквакались лягушки ] .

[ ] 1 , но [ ] 2 : [ ] 3 .

1 [ Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском ] , 2 (когда мелькала красноватая молния ) ;  3  [ от нависших туч темнело ] .   1  [ ], 2 (когда); 3 [ ]. БЕССОЮЗИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ
  • 1 [ Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском ] , 2 (когда мелькала красноватая молния ) ; 3 [ от нависших туч темнело ] .

1 [ ], 2 (когда); 3 [ ].

БЕССОЮЗИЕ

+

ПОДЧИНЕНИЕ

1 [ Лопатина стало клонить ко сну ] , и 2  [ он обрадовался ] , 3  ( когда в дверях появился шофер и доложил), 4 ( что машина готова ) . 1  [ ], и 2 [ ] , 3 (когда) , 4 (что).

1 [ Лопатина стало клонить ко сну ] , и 2  [ он обрадовался ] , 3 ( когда в дверях появился шофер и доложил), 4 ( что машина готова ) .

1 [ ], и 2 [ ] , 3 (когда) , 4 (что).

1 [В саду росли старые яблони], 2 (которые уже едва цвели), но 3 [всё равно они радовали глаз]: 4 [ мне вспоминалось детство], 5 (когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков). 1 [ ], 2 (которые …), но 3 [ ]: 4 [ ], 5 (когда).

1 [В саду росли старые яблони], 2 (которые уже едва цвели), но 3 [всё равно они радовали глаз]: 4 [ мне вспоминалось детство], 5 (когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков).

1 [ ], 2 (которые …), но 3 [ ]: 4 [ ], 5 (когда).

Алгоритм  Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие). Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений. Установите отношения внутри каждого блока. Постройте горизонтальную схему сложного предложения. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

Алгоритм

  • Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
  • Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
  • Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
  • Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
  • На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
  • Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
  • Установите отношения внутри каждого блока.
  • Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
  • Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.
[ Вдруг навалился густой  туман ] , (как будто стеной отделил  он  меня от остального мира ) , и, ( чтобы не заблудиться ) , [ я  решил вернуться на тропинку ] , ( которая , по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади ).   (В. Арсеньев).
  • [ Вдруг навалился густой  туман ] , (как будто стеной отделил  он  меня от остального мира ) , и, ( чтобы не заблудиться ) , [ я  решил вернуться на тропинку ] , ( которая , по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади ).   (В. Арсеньев).