СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал по русскому языку для работы с текстом 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с текстом на уроке в начальной школе - одно из средств достижения  метапредметных результатов в развитии коммуникативных  умений  младших  школьников.    

Ковтун Н.П.

Просмотр содержимого документа
«Виллой Белых роз называли этот дом»

Виллой Белых роз называли этот дом. Сплошной белой полосой тянулись розы по каменному фундаменту. Массы цветов покрывали белыми хлопьями веранду и крылечко, заползали в окна, карабкались по стенам. Лепестки их, осыпаясь, казалось, таяли в воздухе, не долетая до земли. Ранним утром, когда на розах дрожали бриллиантовые росинки, белый дом просыпался среди цветов и ароматов.

Задания

  1. Спишите текст. В первом предложении (в тексте) подчеркните буквы, обозначающие твердые звонкие согласные звуки.

  2. Во втором предложении (в тексте) подчеркните гласные, обозначающие мягкость предшествующих согласных звуков.

  3. Выпишите слова с двойными согласными в два столбика: двойные согласные в корне слова, двойные согласные на стыке корня и суффикса.

  4. Выпишите все слова с двойными согласными. Разделите их на слоги.

  5. Выпишите из последнего предложения все слова с проверяемыми безударными гласными. Подберите проверочные слова.

  6. Выпишите слова (сущ.), состоящие из корня и нулевого окончания.

  7. Укажите грамматическую основу второго предложения.

  8. Подберите 2-3 синонима к четвертому слову из второго предложения.





Виллой Белых роз называли этот дом. Сплошной белой полосой тянулись розы по каменному фундаменту. Массы цветов покрывали белыми хлопьями веранду и крылечко, заползали в окна, карабкались по стенам. Лепестки их, осыпаясь, казалось, таяли в воздухе, не долетая до земли. Ранним утром, когда на розах дрожали бриллиантовые росинки, белый дом просыпался среди цветов и ароматов.

Задания

  1. Спишите текст. В первом предложении (в тексте) подчеркните буквы, обозначающие твердые звонкие согласные звуки.

  2. Во втором предложении (в тексте) подчеркните гласные, обозначающие мягкость предшествующих согласных звуков.

  3. Выпишите слова с двойными согласными в два столбика: двойные согласные в корне слова, двойные согласные на стыке корня и суффикса.

  4. Выпишите все слова с двойными согласными. Разделите их на слоги.

  5. Выпишите из последнего предложения все слова с проверяемыми безударными гласными. Подберите проверочные слова.

  6. Выпишите слова (сущ.), состоящие из корня и нулевого окончания.

  7. Укажите грамматическую основу второго предложения.

  8. Подберите 2-3 синонима к четвертому слову из второго предложения.

Просмотр содержимого документа
«Все ближе мы подъезжали к городку»

Чем ближе мы подъезжали к городку, тем ниже опускались тучи, тем явственней слышалось ворчанье ветра. Потом тяжело и звонко по листьям, взъерошенной травке, дорожкам, крышам закапали круп­ные капли. Дождь хлынул, как из ведра. Он закрыл собой не только панораму гор, но все предметы, находящиеся на расстоянии несколь­ких метров. Съемки фильма пришлось отложить.

Задания

  1. Спишите текст. Придумайте название рассказу.

  2. Разделите на слоги слова первого предложения. (в тексте)

  3. Выпишите все слова в три столбика: с Ь-м, Ь-р, Ъ-р. Запишите в каждый стол­бик ещё по два слова.

  4. Запишите три слова с разделительным твёрдым знаком (но не те, кото­рые были в диктанте).

  5. Выпишите все слова с парными по глухости-звонкости согласными в корне слов. Подберите проверочные слова. Укажите корни.

  6. Выпишите четыре слова с проверяемыми безударными гласными. Под­берите проверочные слова. Укажите корни.

  7. Укажите грамматическую основу во втором предложении. (в тексте)

  8. Подберите синонимы (2-3) к глаголу третьего предложения.

  9. Подобрать антонимы к выделенным словам.

  10. Напишите транскрипции слов последнего предложения.

Чем ближе мы подъезжали к городку, тем ниже опускались тучи, тем явственней слышалось ворчанье ветра. Потом тяжело и звонко по листьям, взъерошенной травке, дорожкам, крышам закапали круп­ные капли. Дождь хлынул, как из ведра. Он закрыл собой не только панораму гор, но все предметы, находящиеся на расстоянии несколь­ких метров. Съемки фильма пришлось отложить.

Задания

  1. Спишите текст. Придумайте название рассказу.

  2. Разделите на слоги слова первого предложения. (в тексте)

  3. Выпишите все слова в три столбика: с Ь-м, Ь-р, Ъ-р. Запишите в каждый стол­бик ещё по два слова.

  4. Запишите три слова с разделительным твёрдым знаком (но не те, кото­рые были в диктанте).

  5. Выпишите все слова с парными по глухости-звонкости согласными в корне слов. Подберите проверочные слова. Укажите корни.

  6. Выпишите четыре слова с проверяемыми безударными гласными. Под­берите проверочные слова. Укажите корни.

  7. Укажите грамматическую основу во втором предложении. (в тексте)

  8. Подберите синонимы (2-3) к глаголу третьего предложения.

  9. Подобрать антонимы к выделенным словам.

  10. Напишите транскрипции слов последнего предложения.

Просмотр содержимого документа
«Наступил апрель»

Наступил .прель. Сне. исче. . Рассеялась в л. су ле.кая дымка. Воздух значительно п.т.плел. Гр.чи уже зан.ли св.и кв.ртиры на в.рш.нах б.ре. . Они немилосердно л.мают св.ими кре.кими клювами прошлогодние побеги, чтобы поч.нить старые гнезда.

Задания

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

2. Разделите на слоги слова третьего предложения.

3. Выпишите из пятого предложения слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова, укажите корни.

4. Выпишите из текста слова с парными по глухости-звонкости согласными на конце, в середине слова. Подберите проверочные слова.

5. Сделайте фонетический разбор второго слова из первого предложения.

6. Подберите к последнему слову второго предложения несколько синонимов (2-3).

7. Подберите к последнему слову в третьем предложении три однокоренных.

8. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

9. Распространите первое и второе предложение. Запишите новое предложение.

10. Придумайте название рассказу.



Наступил .прель. Сне. исче. . Рассеялась в л. су ле.кая дымка. Воздух значительно п.т.плел. Гр.чи уже зан.ли св.и кв.ртиры на в.рш.нах б.ре. . Они немилосердно л.мают св.ими кре.кими клювами прошлогодние побеги, чтобы поч.нить старые гнезда.

Задания

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

2. Разделите на слоги слова третьего предложения.

3. Выпишите из пятого предложения слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова, укажите корни.

4. Выпишите из текста слова с парными по глухости-звонкости согласными на конце, в середине слова. Подберите проверочные слова.

5. Сделайте фонетический разбор второго слова из первого предложения.

6. Подберите к последнему слову второго предложения несколько синонимов (2-3).

7. Подберите к последнему слову в третьем предложении три однокоренных.

8. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

9. Распространите первое и второе предложение. Запишите новое предложение.

10. Придумайте название рассказу.

Просмотр содержимого документа
«Ночная вьюга стихла»

Ночная вьюга стихла. Утром снег стал падать мягкими хлопьями. Из-за отсутствия ветерка снежок ровно ложился на улицы, сады. Он толстым слоем покрыл крыши и деревья, а на столбах и заборах насы­пал высокие белые шапки. Мы вышли во двор и стали очищать зане­сенные снегом дорожки.

Задания

  1. Спишите текст. В первом предложении (в тексте) подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

  2. В третьем, предложении (в тексте) подчеркните буквы, обозначающие твердые согласные звуки.

  3. Разделите на слоги слова первого предложения. Напишите их транскрипцию.

  4. Выпишите слова с разделительным мягким знаком. Разделите их на части переноса.

  5. Выпишите из текста однокоренные слова. Укажите корень.

  6. Выпишите слова с орфограммой ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

  7. Найдите слова с парными по глухости-звонкости согласными, выпишите их, подберите проверочные.

  8. Расположите слова второго предложения по алфавиту.

  9. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

  10. Подберите 2-3 синонима к последнему слову первого предложения.

  11. Подберите 2-3 синонима к предпоследнему слову второго предложения.

Ночная вьюга стихла. Утром снег стал падать мягкими хлопьями. Из-за отсутствия ветерка снежок ровно ложился на улицы, сады. Он толстым слоем покрыл крыши и деревья, а на столбах и заборах насы­пал высокие белые шапки. Мы вышли во двор и стали очищать зане­сенные снегом дорожки.

Задания

  1. Спишите текст. В первом предложении (в тексте) подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

  2. В третьем, предложении (в тексте) подчеркните буквы, обозначающие твердые согласные звуки.

  3. Разделите на слоги слова первого предложения. Напишите их транскрипцию.

  4. Выпишите слова с разделительным мягким знаком. Разделите их на части переноса.

  5. Выпишите из текста однокоренные слова. Укажите корень.

  6. Выпишите слова с орфограммой ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

  7. Найдите слова с парными по глухости-звонкости согласными, выпишите их, подберите проверочные.

  8. Расположите слова второго предложения по алфавиту.

  9. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

  10. Подберите 2-3 синонима к последнему слову первого предложения.

  11. Подберите 2-3 синонима к предпоследнему слову второго предложения.

Просмотр содержимого документа
«Перед в»

Перед в.сходом со.нца пош.л дож.ь. Он падал прозрач.ными грозд.ями на дерев.я и скатывался в мя.кую тра.ку. Грустный лес пом.л.дел, посв.тлел, ст.ял вымытый и радостный, встречая со.нце мокрыми гл.зами, опять ж.выми, бл.стящими и ..астливыми. К утру дождик прош.л. Ле.кий в.т.рок согнал с неба последние тучи. Сол¬нечные лучи высушили д.ро.ки парка. А с десяти ч.сов опять н.ч.¬лась невыносимая жара.

Задания

1. Сделайте фонетический разбор последнего слова первого предложения.

2. Разберите по составу глагол из пятого предложения.

3. Выпишите из последнего предложения имя прилагательное и сделайте его транскрипцию, укажите количество звуков и букв.

4. Разделите на части для переноса глаголы из третьего предложения.

5. Разберите по составу имена прилагательные из пятого предложения.

6. Подберите к первому слову предпоследнего предложения 3 однокоренных слова.

7. Выпишите по два слова со следующими орфограммами: непроверяемые безударные гласные, проверяемые безударные гласные, парные по глухости-звонкости, непроизносимая согласная. Там, где это возможно, напишите проверочные слова.

8. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.

9. Выпишите из пятого предложения все возможные словосочетания.

10. Озаглавьте рассказ.

11. Подберите к последнему слову последнего предложения синоним.